Характер правопониманий в различных правовых систем
В сравнительно-прав литературе распространено выделение отдифференцированных и неотдифференцированных правовых систем (Алексеев), которое имеет прямой выход на разные типы правопонимания, обусловленные разными правовыми традициями. В неотдифференцированных правовых системах функционирование права реализуется не просто в тесной связи с религией, моралью, политикой, обычаями, но и под их прямым воздействием. А в рамках отдифференцированных правовых систем право функционирует относительно независимо от политики, религии, морали, традиций. В рамках отдифференцированных правовых систем выделяются романо-германское и общее право, сформировавшиеся на основе западной традиции права. западная традиция права была заложена в конце XI—XII вв. революцией, начатой в 1075 г. Папой римским Григорием VII, сопровождавшейся гражд войнами, которая называлась в то время григорианской Реформацией, а позже получила название Папской революции. Под словом «западный» Г. Дж. Берман понимает исторически развивающуюся культуру народов Западной Европы, разделявших с конца XI до начала XVI веков общую преданность римско- католической папской иерархии, а затем — с XVI по XX в. — переживших ряд национальных революций, каждая из которых имела последствия для всей Европы. Неотдифференцированные правовые системы сформировались не на основе западной правовой традиции. Иногда их объединяют в группу восточных правовых традиций. Восток в данном случае - это не географическое понятие, а скорее историко-культурное, социополитическое, цивилизационное. При классификации правовых систем некоторые исследователи выделяли и выделяют социалистическую правовую семью как самостоятельную. По мнению К. Осакве, в настоящее время, социалистическая правовая семья объединяет Китай, Лаос, КНДР, Камбоджу, Анголу, Кубу, Эфиопию, Мозамбик и т.д. Причины существования социалистич прав семьи обуславливаются не особенностями юр мышления, прав доктрины, источников и структуры права, а господствующей марксистско-ленинской идеологией, принципами политического устройства общества. В юр литературе выработаны понятия «западной традиции права» и «незападной традиции права», что является основанием выделения разных типов правопонимания, т.е. под влиянием правовых традиций формируются те или иные типы правопонимания, выступающих как правовой критерий классификации правовых систем. В понятие правопонимания входит система правовых идей, представлений, теоретических концепций, отражающих закономерности возникновения, эволюции и функционирования права. Кроме того, именно правопонимание отражает познание, восприятие и оценку права и его реальной роли в жизни общества. Саидов обозначил следующую группу критериев: история прав систем; система источников права; структура прав системы — ведущие институты и отрасли права. С учётом имеющихся точек зрения по этой проблеме можно привести следующую совокупность критериев, определяющих классификацию правовых систем мира: 1. Общность исторических корней возникновения и последующего развития (включая степень рецепции римского права). 2. Общность основного юр источника права (формы права) — нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор, правовой прецедент, правовой обычай, религиозно-правовая норма. Единство в структуре системы права и нормы права. 3. Общность принципов регулирования общ отношении (религиозные или свобода, равенство т.д.). 4. Единство юридической техники, включая терминологию, юр категории, понятия, конструкции. Романо-герм семья – писаное право – основной регулятор общ отношений. Гос-во и право равноценны. Семья общ права – высокая роль прецедентного (живого) права. Прецеденты могут отменять законодат акты. Семья традиц права - общинная (коллектив) форма мышления является определяющей в формировании традиционного правопонимания. Следовательно, главным субъектом права выступает община или группа. Основное предназначение права в традиц обществе заключается в обеспечении гармонии и сплоченности внутри общины, а также в сообществе и природе в целом. Дальневосточ право - Конфуцианская концепция как основа правопонимания, характерная для всего дальневосточного права, обуславливает поведение каждого индивида в конкретной ситуации в интересах социальной иерархии. Вследствие таких взглядов народы Дальнего Востока с настороженностью относятся к идее права. В основу их правовой культуры и правопонимания положена не концепция субъективных прав, а идея коллективизма. Исламское право - сочетание в нем религиозного и юридического начал, отразившемся на специфике его источников и структуре, механизме действия и правопонимания. Данная особенность проявляется и в том, что для реализации правовой нормы необходимо ее соответствие не только основополагающим правовым, но и религиозным принципам.
|