Общая информация о субъекте малого или среднего предпринимательства 12 страница
О, я никогда этого не забуду. А что если мы углубимся в некоторые из этих тем — что изменилось в ваших отношениях с матерью? Что там произошло?
Ну, думаю, я много размышляла после этой сессии, потому что провела целый час или полтора, будучи вынужденной — перед лицом, как мне тогда казалось, всего мира — говорить о моей матери и моих отношениях с ней, и я чувствовала себя действительно расстроенной, даже плакала, и ушла оттуда исполненная гораздо большего сочувствия к моей матери и к тому, что она вынесла в своей жизни, и это изменило мой взгляд на нее и мои чувства по отношению к ней. Итак, теперь вы ведете себя с ней не так, как делали бы это раньше?
О конечно. Я смотрю на нее по-другому. У меня были случаи — много случаев — когда я сидела за столом, напротив моей мамы, а в доме больше никого не было, и я расспрашивала ее о ее жизни. «Как твои родители обращались с тобой?» И она мне действительно сказала: «Ну, я думаю, что сейчас моего отца могли бы арестовать за жестокое обращение с детьми, если бы он еде- 75:33 Линда: 76:23 Линда: 77:00 Коннира: 77:04 Линда: 77:06 Коннира:
лал со мной то, что делал 50 [лет назад]». По возрасту моя мать вполне могла бы быть моей бабушкой, так что мы в действительности пропустили поколение. Она родила меня, когда ей было 45. Так что у нас большой разрыв в возрасте.
И я многое поняла о том, в каких условиях она росла, я поняла, что она так сильно меня критиковала из-за того, что происходило с ней самой. И она открыла для меня свое сердце. Фактически, я чувствовала себя, как будто я — ее лучший друг, и я действительно стала для нее чем-то, о чем я никогда раньше даже не думала. Слушая Вирджинию и наблюдая, как она работает с людьми, которые там находились, я взяла некоторые из ее техник и просто встроила их в мои отношения с матерью. После того я задавала матери очень много вопросов. Хм, как если бы мы вместе путешествовали — и я пыталась приглашать ее в поездки. Если мне по работе надо было ехать в горы, я могла предложить ей, не хочет ли она отправиться со мной, и в этом автобусе я расспрашивала ее о ее жизни.
«Какие отношения были у тебя с отцом? И хотела бы ты... если бы у тебя была возможность снова выбрать, заводить ли детей, ты сделала бы это?» И я старалась вслушиваться в ее ответы и начала понимать... это звучит немного странно, но я сказала себе: «Ох, Линда, если ты думаешь, что тебе не повезло с матерью, представь себе, что значило для нее иметь таких родителей», — потому что ее родители были очень жесткими. Они были итальянскими иммигрантами и очень сурово с ней обращались. Таким образом, я просто начала делать более личными, мне кажется, мои отношения с ней. Превосходно. Звучит так, будто это оказалось очень полезным для вас. Да. О конечно. Определенно. Вероятно, для нее тоже. 178 77:08 Линда: 77:37 Коннира: 77:39 Линда: 77:40 Коннира: 77:52 Линда:
Мне бы хотелось так думать, хотя я не получила от нее соответствующей обратной связи, потому что она не тот человек, который делится подобными вещами. Но я почти уверена, просто потому что она раскрылась мне, что она тоже чувствует примерно то же самое. Но, видите ли, это я должна была осуществить изменения. Мне думается, долгое время я ожидала, что моя мать изменится. «Почему она делает это и почему она делает то?» А это — как я, среди прочего, поняла после работы с Вирджинией, — это моя задача, и именно мне нужно изменить позицию или попытаться сделать что-то еще. Что же, это существенный сдвиг. Да, это так.
Ну, хорошо, вы также упомянули, что это повлияло и на другие области вашей жизни. Можете ли вы рассказать об этом немного подробнее — изменились ли ваши взгляды и поступки в каких-то других аспектах вашей жизни?
Моя преподавательская работа. У меня есть собственное дело — я работаю консультантом и провожу обучающие семинары для взрослых и родителей, а также для коллективов, а совсем недавно, за последнюю пару лет, я стала проводить тре-. нинги лидерства для молодежи. На них я работаю с подростками, с учениками средней школы, и они рассказывают мне о своих родителях. И школьники, как правило, жалуются на родителей. Они рассказывают, что родители не прислушиваются к ним, или не соглашаются с ними, или что родители всегда обращают внимание только на их недостатки и никогда не говорят, как сильно они заботятся о них и за что их ценят. И я заметила, что прибегаю к тем же приемам, что и Вирджиния Сатир, когда говорю им: «Ты знаешь, возможно, именно тебе первому следует сказать своей маме, как ты рад, что она у тебя есть. Если ты будешь ждать, что твоя мама это скажет, она, возможно, этого не сделает. Возможно, тебе еле- 78:44 Коннира: 78:57 Линда: 79:51 Линда: дует сказать: "Знаешь, мама, я знаю, какие жертвы ты нам приносишь, и я действительно ценю это", — и все такое».
Итак, вы переносите то, чему научились, на других. Превосходно. А теперь, задним числом, можете ли вы сказать что-то еще о том вашем опыте?
Я не могу представить ничего другого, — это впечатление сильнее прочих застряло у меня в голове, если не считать воспоминания о присутствии рядом со мной сильной, энергичной женщины в этом ее платье в цветочек, — так вот, кроме впечатления, полученного от ее работы с матерью и ее маленьким ребенком [позднее на том же семинаре]. Она посадила ребенка в кресло, так что они двое смотрели друг другу прямо в глаза. И я не знаю, почему это так сильно на меня повлияло, но для меня это стало символом того, как важно действительно смотреть друг другу в глаза. Я имею в виду, мне с моей собственной внутренней маленькой девочкой, или — может, об этом говорит старая индейская пословица: «Пройтись в чужих мокасинах» — это впечатлило меня. И все, что я пережила тогда: то, что я была открыта этому и выпустила наружу эту часть меня — все вместе я никогда не забуду.
И еще, то, как она обращалась с людьми, представляет собой сообщение, которое я несу, куда бы я ни шла. Эти уважение и достоинство, которые она старается создать в отношениях между людьми. Я работаю с подростками, которых воспринимают как беспомощных. А у взрослых — вся полнота власти. И моя работа во многом связана с командами, состоящими из подростков и взрослых, которые приходят, чтобы сотрудничать друг с другом. И взрослые, как правило, доминируют, а подростки всегда стараются вставить хоть слово. И какие-то способы, к которым прибегала Вирджиния Сатир, чтобы установить более равноправные отношения между людьми, — это я тоже вынесла из того моего опыта. l8o 80:31 Коннира: 80:57 Линда: 81:50 Коннира: 81:57 Линда:
Превосходно. Это тоже звучит здорово. Итак, я хочу поблагодарить вас за то, что вы пришли сюда и рассказали о том, что это значило для вас. И я думаю, что сходное воздействие ощутят многие из тех, кто смотрит эту видеозапись. Да, мне любопытно узнать, было ли для вас неожиданностью оказаться вместе с Вирджинией на сцене или вы часто любите поступать так на семинарах?
Ну, я была в шоке. Я думала только о том, чтобы поприсутствовать в студии. Мы так договаривались. «Не хотите ли просто посидеть в зале и похлопать?» И я подняла руку, чтобы просто ответить на ее вопрос, и прежде чем я поняла, что происходит, она сказала: «Иди сюда. Поднимайся сюда, на сцену». И я совершенно не помню начало этой сессии. Я не помню, как она началась, и как я в нее попала. Мне было бы любопытно увидеть, спустя 3 года, что происходило. Потому что я не помню. Люди после вели себя совершенно невероятно. Они подходили ко мне, снова и снова, и говорили: «Огромное спасибо, что поделилась этим. Я увидел мою маму», или «Я увидел свои отношения с отцом», или... и я поняла, что искренность — это очень сильная вещь. Но не просто хорошая вещь, а и мрачная, и тяжелая, и трудная. Я думаю, что очень многие люди получат возможность сделать это посредством данной записи. Еще раз огромное вам спасибо. Была рада помочь. Спасибо. Резюме
Ни в каком резюме невозможно суммировать все тонкости работы Вирджинии на этой сессии. Тем не менее, несмотря на все свои ограничения, резюме, представляющие собой систематизированные выводы из основного текста, оказываются полезными, поскольку позволяют организовывать и направлять нашу деятельность. В конец концов представления и убеждения, которые направляют все наши действия, тоже представляют собой краткие выводы из нашего опыта. И так же как любые другие выводы, эти представления и убеждения часто оказываются ограниченными, искаженными и чрезмерно обобщенными, делая нас несчастными.
Данную сессию можно рассматривать с точки зрения того, как Вирджиния систематически расширяла и обогащала представления и восприятие Линды. Получаемая таким образом дополнительная информация создавала основу для изменения умозаключений, убеждений и чувств Линды по отношению к ее матери, к ней самой и к данной ситуации. А новые представления и убеждения, в свою очередь, создавали прочную основу для более позитивного поведения.
Одно из принципиальных различий, которые постоянно подчеркивает Вирджиния, это различие между реальной женщиной — матерью Линды — и тем ее образом, который имелся у Линды. Вирджиния понимает, что Линда должна понять одну вещь: образ, который они рассматривают, находится внутри нее самой. Первый раз Вирджиния говорит об этом на восьмой минуте сес- сии — 8:03, а затем неоднократно повторяет ту же мысль: 11:25, 15:48, 16:00, 32:46, 33, 44, 43:02, 43:57 и 45:48.
Проведение различия между имеющимся у нас образом мира и реальной «окружающей действительностью» открывает перед нами широкую дорогу для изменений. Осознание, что у каждого из нас есть свой собственный образ мира, заставляет нас осознать и то, что наши образы, вероятно, могут быть неточными и искаженными тем или иным способом. В то же время, поскольку образ изменить гораздо легче, чем сам мир, осознание этого различия дает нам свободу и возможность взглянуть на мир по-другому. Когда мы понимаем, что причиной конфликта являются создаваемые нами самими образы, мы можем принять на себя ответственность и измениться к своему удовлетворению, вместо того чтобы считать себя беспомощными жертвами и требовать изменений от других людей, предъявляя им обвинения, если они этого не делают.
Задавая Линде вопросы относительно того, как жила ее мать до ее рождения, Вирджиния обогатила восприятие клиентки. В первую очередь Вирджиния поговорила с Линдой о том, что критическое поведение ее матери было результатом дефектов ее воспитания [25:45]. Она возвращалась к этой теме несколько раз — 27:00, 27:38, 29:51, 30:50 и 37:08. Вирджиния также высказывала аналогичную идею и в связи с поведением самой Линды — 35:36 и снова несколько позже — 53:10 и 68:47.
Вначале Линда рассматривала проблемы, возникающие в ее отношениях с матерью, только со своей собственной точки зрения. Во время сессии Вирджиния несколько раз принимала позицию Линды, а затем переходила на позицию восприятия ее матери, в особенности рассматривая все, что касается ее воспитания, чувств, ее ожиданий и намерений. После завершения сессии Линда также научилась смотреть на ситуацию с точки зрения своей матери. «Ох, Линда, если ты думаешь, что тебе не повезло с матерью, представь себе, что значило для нее иметь таких родителей» [76:50]. В последующем интервью Линда также сказала: «Может, об этом говорит старая индейская пословица: "Пройтись в чужих мокасинах" — это впечатлило меня» [79:40].
В начале сессии Линда осознавала исключительно поведение своей матери и — как реакцию на него — свое ощущение беспомощной жертвы. В конце сессии она также осознавала пред- I ставления, мысли и чувства своей матери и начала понимать, как на ту влияет ее прошлое и ее собственное — Линды — поведение.
Вирджиния использовала такое расширенное восприятие, чтобы изменить убеждения Линды. На ранних этапах сессии Линда была убеждена, что ее мать имела дурные намерения, и что критическое поведение матери является доказательством ее ненависти к Линде. Когда Вирджиния использует формулировку: «Она старалась сделать твою жизнь невыносимой» [15:57], Линда решительно соглашается: «Абсолютно!». Напротив, в конце сессии Линда считает, что ее мать имела добрые намерения — «Она любила меня помимо рассудка», — и что ее критическое и разрушительное поведение было результатом ограничений, берущих начало в тяжелых обстоятельствах ее детства.
На основе этой новой информации Линда смогла пересмотреть свои убеждения относительно матери и принять альтернативную пресуппозицию, которую предлагала Вирджиния. В начале сессии Линда обвиняла свою мать, теперь, если уж ей необходимо было кого-то обвинять, она обвиняла семью, в которой та росла.
Разумеется, точно такую же работу можно проделать и в отношении предыдущих поколений, так что на самом деле все обвинения отпадут. Если бы Линда еще общалась со своими бабушкой и дедом, было бы важно проделать это явным образом, чтобы она не начала предъявлять обвинения им вместо своей матери.
В начале сессии Линда полагала, что ее матери следовало бы измениться. Но как выяснилось в ходе последующего интервью, она в итоге осознала, что может взять на себя инициативу в этом вопросе: «Видите ли, это я должна была осуществить изменения» [77:20]; «Это моя задача, и именно мне нужно изменить позицию или попытаться сделать что-то еще» [77:36]. Вирджиния первый раз высказала эту мысль на 27 минуте — 27:38, а затем еще несколько раз — 31:38, 37:26, 37:37 и 37:53. В этом интервью Линда также упомянула, что она перенесла данный подход и на свою собственную работу с подростками, которые хотят, чтобы их родители изменились, — она предлагает их вниманию ту же самую плодотворную идею [78:35]. Опираясь на эти ключевые представления — так же как и на другие, упоминаемые в транскрипте, — Линда смогла взглянуть
. на себя и на мать как на равных, как на людей, которые делают в этой жизни то, что считают наилучшим, исходя из своих знаний и возможностей. В последующем интервью Линда упомянула образ, который «застрял» у нее в голове. Речь шла о том, как позднее на том же семинаре Вирджиния работала «с матерью и ее маленьким ребенком. Она посадила ребенка в кресло, так что они двое смотрели друг другу прямо в глаза. И я не знаю, почему это так сильно на меня повлияло, но для меня это стало символом того, как важно действительно смотреть друг другу в глаза» [79:10]. Линда также отмечает «уважение и достоинство, которые она [Вирджиния] старается создать в отношениях между людьми» [79:57].
Работа с такими фундаментальными и универсальными идеями порождает более глубокие личностные изменения, чем работа с конкретными «проблемными ситуациями», поскольку эти новые пресуппозиции будут оказывать влияние на протяжении всей жизни Линды. Пресуппозиции, как правило, не меняют человека, будучи высказанными единожды, их необходимо повторять, чтобы создать неотразимый опыт истинности и полезности нового способа осмысления окружающего мира. Есть множество способов создать подобный неотразимый опыт, Вирджиния предпочитала делать это, используя, в первую очередь, примеры из жизни и ролевые игры. Как показывает транскрипт, Вирджиния работала терпеливо и настойчиво, помогая Линде изменить ее способ восприятия и осмысления мира, чтобы та в итоге могла достичь желаемого разрешения.
Вирджиния всегда двигалась от конкретных жалоб, предъявляемых ей клиентом, к более масштабным и универсальным вопросам. Именно поэтому каждому из нас так легко идентифицировать себя с Линдой в ее путешествии и извлечь из него важные лично для нас уроки. Каждый из нас может вспомнить о людях, которых он критикует, обвиняет или ненавидит, поскольку все еще не понял, что они тоже делают лучшее из того, на что способны, — ограниченные своим жизненным опытом, ошибочными представлениями и непониманием.
Позитивные пресуппозиции, которые обсуждаются здесь и в приведенном транскрипте, обладают огромной силой, однако их почти невозможно передать, пользуясь исключительно словами. В работе Вирджинии имело принципиальное значение то, что она моделировала эти пресуппозиции своим собственным пове-
дением — как на вербальном, так и на невербальном уровнях. 185 Она не просто думала, что данные позитивные пресуппозиции представляют собой эффективный способ осуществить изменения. Она передавала — каждым словом и каждым жестом — свою убежденность в том, что люди имеют добрые намерения, что они могут научиться чему угодно, и что они могут изменить свою жизнь. Имея в лице Вирджинии конгруэнтный живой пример данных пресуппозиций, люди, с которыми она работала, могли легче усвоить их, потому что в своем невербальном поведении она наглядно демонстрировала то, о чем говорила.
Вирджиния Сатир, таким образом, дарила вдвойне. Она демонстрировала усиливающие убеждения, которые предлагала принять другим людям, и она проявляла такую точность в своем поведении и языке, что им было легче отвечать на то, что она демонстрирует. Хотя Вирджиния ушла от нас, ее послание надежды и силы живет в душе каждого, кому довелось с ней соприкоснуться, и в работе тех, кто захотел приложить усилие и научиться делать то, что она делала так прекрасно.
Контакт между людьми — это не только слова. Контакт между людьми — это соединение взглядов, это голос, прикосновение, дыхание. Слова — это что-то, что вы можете прочитать в книге, увидеть на плакате, и они могут полностью отличаться от самих людей. Слова помогают, когда люди конгруэнтны. Вирджиния Сатир IV
Один из наиболее мощных паттернов, которые можно выделить в транскрипте, составляющем основное содержание книги, — это использование Вирджинией пресуппозиций для изменения восприятия и убеждений Линды. Эффективность пресуппозиций в инициации психотерапевтического изменения серьезно недооценивают даже те, кто хорошо владеет техниками гипноза. С прямым утверждением человек может согласиться или не согласиться, в то время как пресуппозиции он принимает неосознанно и, как правило, на сознательном уровне даже не замечает их. Ниже мы приводим несколько примеров того, как использовали пресуппозиции другие мастера психотерапии. Карл Витакер
Лет восемь назад я наблюдал, как Витакер беседовал с супружеской парой в первый день семинара выходного дня. Эта пара была в разводе уже пять лет и в течение еще более длительного времени ходила к психотерапевту. Они быстро установили друг с другом превосходный невербальный раппорт, согласовывая положение тела и дыхание.
Во время беседы они относились друг к другу внимательно и с уважением. Очевидно, они прорабатывали свои различия многие годы. Я обнаружил, что недоумеваю, почему они не поженились снова, казалось, им было так хорошо друг с другом. Приложение I Пресуппозиции i88 Поскольку не в обычае Витакера было работать с парами, он
попросил их привести на следующий день обоих их сыновей-подростков. Один из сыновей, «бунтарь», который жил с отцом, так и не появился, но второй, «образцовый», который жил с матерью, пришел.
Контраст с предыдущим днем был разительным. Мать и отец сели гораздо дальше друг от друга, а сын сел между ними, намного ближе к матери. Хотя поведение отца было почти таким же, как накануне, поведение матери сильно изменилось. Она была намного более оживленной и сексуальной, в особенности когда говорила со своим сыном или о нем — а она делала это большую часть времени. Она долго говорила о том, сколько всего они делают вместе, как она уверена в нем, как им хорошо в обществе друг друга и т. д. Неважно, назовете вы это «смешиванием» или «нарушением границ между поколениями», было совершенно очевидно, что мать чрезмерно погружена в своего сына и реагирует на него, скорее, даже не как на сына, а как на любовника.
Сразу после того как мать еще на одном примере объяснила, как хорошо они с сыном ладят, Витакер сделал жест в их сторону и сказал: «Итак, ваш второй брак оказался гораздо более удачным, чем первый», — и сделал жест в сторону отца. Мать посмотрела на него так, будто на несколько секунд перестала что бы то ни было соображать. Совершенно очевидно, она никогда раньше не думала о своих отношениях с сыном как о «браке», однако теперь ей было бы невозможно удержаться от обдумывания этой мысли. Как любил говорить Витакер: «Люди могут соглашаться со мной или не соглашаться, однако они не могут меня игнорировать».
Основной эффект, произведенный на эту женщину высказыванием Витакера, был вызван тем, что он ввел пресуппозицию об их браке. Она могла согласиться, что ее второй брак оказался удачнее, или возразить и сказать, что это неправда, но ей было намного труднее отвергнуть пресуппозицию, что она действует так, будто состоит в браке со своим сыном — в особенности после того, как только что привела длинный перечень их совместной деятельности, характерной как раз для удачного брака!
Даже если бы мать на сознательном уровне отвергла замечание Витакера, оно все равно произвело бы на нее действие. Поскольку большинство родителей вовсе не хотят вступить в брак
со своими детьми, мать не сможет избежать оценки ее привязанности к сыну в этом свете. Раньше она думала только: «Есть у меня близкие отношения с сыном или нет?» Теперь она будет думать: «Не слишком ли мы близки? Не обращаюсь ли я с ним, как с супругом?» — и постарается избегать всего, что может привести к слишком сильной близости. И сын будет поступать таким же образом в отношении матери. Милтон Эриксон
В конце 1950-х гг. Милтон Эриксон был приглашен продемонстрировать свои методы работы в Госпитале Управления по делам ветеранов в Пало-Альто, штат Калифорния. Психиатры привели своих самых трудных клиентов, чтобы он поработал с ними.
Одним из клиентов был молодой человек, страдавший целым рядом серьезных нарушений. Он сидел в холле, ожидая своей очереди, и смотрел, как другие клиенты уходят в зал и через какое-то время возвращаются, — часто все еще явно находясь в трансе.
Когда его, наконец, пригласили в зал, он не имел никакого представления, что его ожидает. Первым делом Эриксон спросил: «Почему вы привели ко мне этого мальчика?» Когда психиатр закончил читать длинный список расстройств, которыми страдал этот пациент, Эриксон скомандовал врачу: «Идите, садитесь». Затем Эриксон повернулся к молодому человеку, пристально взглянул ему в глаза и сказал: «Насколько сильно ты удивишься, если твое поведение полностью изменится на той неделе?» Тот с изумлением посмотрел на него и ответил: «Я очень удивлюсь». Тогда Эриксон повернулся к психиатрам и сказал: «Уведите его». Психиатры подумали, что Эриксон решил в данном случае отказаться от работы. Однако через неделю все проявления деструктивного поведения у молодого человека действительно полностью исчезли.
Эриксон, несомненно, заметил повышенную восприимчивость этого юноши и решил передать ему пресуппозицию, что его поведение целиком изменится. Эриксон не спросил: «Изменится твое поведение или нет?» В его вопросе уже содержалась пресуппозиция, что поведение изменится, интерес представляло только то, насколько сильно удивится собеседник, когда это произойдет.
Когда реакция юноши — вербальная и невербальная — сказала Эриксону, что тот полностью воспринял данную пресуппозицию, он понял, что все получилось, и отослал клиента, чтобы избежать обратной реакции. Если бы молодой человек сказал: «Я удивился бы», — или если бы он выглядел неуверенным, Эриксон продолжил бы работу с ним и попробовал другие вмешательства. Однако юноша сказал: «Я очень удивлюсь», — показывая тем самым, что принял пресуппозицию Эриксона о скором наступлении изменений.
В словах Эриксона содержались еще другие важные пресуппозиции, которые усилили это блестящее вмешательство. Когда Эриксон спросил: «Почему вы привели ко мне этого мальчика?», — его слова подразумевали, что данный клиент является ребенком, а отсюда вытекает все, обычно связываемое с этим возрастом: незрелость, необходимость многому научиться, зависимость, необходимость в руководстве и т. д. Затем он скомандовал врачу: «Идите, садитесь», — и эти слова подразумевали, что психиатр (выступавший в роли «родителя» для «мальчика», которого он привел) сам находится в подчиненной позиции по отношению к Эриксону.
Этими двумя короткими высказываниями Эриксон поставил себя в позицию высшего авторитета по отношению к тем, кто работал с молодым человеком, — как путем пресуппозиции, так и путем подтекста. Маловероятно, чтобы без этих предварительных пресуппозиций его последний вопрос оказал на клиента такое сильное воздействие.
По большей части терапевтически полезные пресуппозиции вовсе не так глобальны, как у Эриксона в этом примере, и вовсе не так ошеломляющи, как у Витакера в вышеописанном эпизоде. Тем не менее они могут очень эффективно вызывать существенные сдвиги в восприятии и поведении человека. Множество мелких пресуппозиционных сдвигов, взятые вместе, могут очень сильно повлиять на семью. Сальвадор Минухин
Один из моих любимых примеров последовательного использования пресуппозиций — это сессия, на которой Минухин работал с семьей, пришедшей к нему в первый раз. Проблемой, которая привела данную семью к психотерапевту, был десятилетний сын, нюхавший бензин. Сразу после зна-
комства Минухин повернулся к мальчику и сказал: «Я так понимаю, тебе нравится нюхать бензин. Ты что же думаешь, что ты автомобиль?» Этот шутливый комментарий произвел немедленный эффект. Все несколько расслабились, и проблема представилась им чуть менее неразрешимой.
Шутка довольно очевидная. Не настолько очевидной является пресуппозиция, что серьезные проблемы можно обсуждать с юмором. Еще менее очевиден тот факт, что Минухин установил пресуппозицию, используя выражение «тебе нравится». Скажи он, например, «ты нюхаешь» или «ты привык» или «ты чувствуешь потребность», эти слова ввели бы совершенно другие пре-~ суппозиции относительно данной проблемы. Все эти формулировки подразумевают, что мальчик не может контролировать данное поведение и, следовательно, его трудно будет изменить. Слова «тебе нравится» подразумевают, что поведение является результатом собственного желания мальчика, а не каким-то безумным и загадочным непреодолимым побуждением.
В своем следующем вопросе, заданном мальчику, Минухин основывается именно на этом: «Какой ты предпочитаешь — этилированный или неэтилированный?» Когда эта вторая шутка опять смещает внимание членов семьи, все еще немного расслабляются. Они думали о поведении своего сына как о серьезной проблеме, с которой никто не в состоянии справиться, а не как о выражении предпочтений мальчика. Разумеется, нюханье бензина может привести к серьезным последствиям, но тем не менее подобный сдвиг фокуса внимания членов семьи делает проблему несколько более доступной для решения.
Далее Минухин принюхивается, делает глоток травяного чая из чашки, которую держит в руке, и говорит: «Хотел бы я знать, что это за сорт». После чего поворачивается к мальчику, протягивает ему свою чашку и просит: «Поскольку у тебя такой замечательный нюх, скажи мне, что это за сорт». Данное замечание основывается на предыдущих и смещает фокус внимания от предпочтений к приобретенной способности, которая делает возможными подобные предпочтения. Минухин также исходит из пресуппозиции, что у мальчика «замечательный нюх» и тот в состоянии ощутить различие, которое не может почувствовать он сам. Это обстоятельство возвышает мальчика над Минухиным в данном отношении и изменяет подразумеваемую иерархию «вышестоящий психотерапевт — нуждающаяся в помощи семья». 192 Когда эти люди пришли сюда, они, вероятно, думали о пове-
дении мальчика как о чем-то ненормальном, необъяснимом и не поддающемся контролю. Тремя короткими репликами Минухин изменил их восприятие. Теперь они думают об этом поведении как о выражении предпочтений мальчика и о доказательстве его позитивной способности проводить различия. «Не поддающаяся контролю проблема» стала уже на три больших шага ближе к разрешению, потому что члены семьи теперь думают о ней совершенно по-другому. Вместо того чтобы критиковать мальчика, делать ему выговор или расспрашивать его, Минухин косвенным образом хвалит его за его тонкие способности к различению и создает, таким образом, основу для дальнейшей работы, в процессе которой предстоит направить эти способности на деятельность, отличную от нюханья бензина.
|