Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Русский космизм. Предлагаемая вниманию читателя работа посвящена русскому




 

Редакция от 09.04.2012г.

Первая редакция от 15.05.2002г.

 

Предлагаемая вниманию читателя работа посвящена русскому

космизму как целостному философскому направлению. Здесь эскизно

обобщен соответствующий опыт мысли русской социальной галактики, а

также излагаются собственные авторские разработки в рамках общей

концепции.

Книга адресована как узкому кругу специалистов в области

мировоззренческих основ, участвующих непосредственно в разработке

маршрутных карт современного общественного управления, так и широкому

кругу читателей, интересующихся традициями русской философской мысли,

ищущим собственные пути осмысления как окружающей действительности,

так и человека в ней, неравнодушным к будущему нашей планеты.

 

 

Copyright (C) Носков Ю.А.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

Часть 1. Общие положения . . . . . . . . . . . .

 

Глава 1.1 Космизм . . . . . . . . . . . . .

 

1.1.1 Общие положения . . . . . . . . . .

 

1.1.2 Представители русского космизма . . . .

 

1.1.3 Стратегия развития русского космизма . . .

 

Глава 1.2 Почвенничество . . . . . . . . . . .

 

1.2.1 Общие положения . . . . . . . . . .

 

1.2.2 Представители русского почвенничества . . .

 

1.2.3 Стратегия развития русского почвенничества .

 

Глава 1.3 Человекокосмизм . . . . . . . . . .

 

1.3.1 Общие положения . . . . . . . . . .

 

1.3.2 Представители русского человекокосмизма . .

 

Глава 1.4 Социокосмизм . . . . . . . . . . .

 

1.4.1 Общие положения . . . . . . . . . .

 

1.4.2 Представители русского социокосмизма . . .

 

1.4.3 Стратегия развития русского социокосмизма .

 

Глава 1.5 Хозяйствокосмизм . . . . . . . . . .

 

1.5.1 Общие положения . . . . . . . . . .

 

1.5.2 Представители русского хозяйствокосмизма . .

 

Часть 2. Прикладные авторские работы в рамках русского

космизма

 

Глава 2.1 Космизм . . . . . . . . . . . . .

 

2.1.4 Космическая навигация . . . . . . . .

 

2.1.4.1 Аналитика . . . . . . . . . . .

 

2.1.4.1.1 Звезда . . . . . . . . . .

 

2.1.4.2 Методика . . . . . . . . . . .

 

2.1.4.2.1 Анналы . . . . . . . . . .

 

2.1.4.3 Практика . . . . . . . . . . .

 

2.1.4.3.1 Календарь космической эры . . . .

 

Глава 2.2 Почвенничество . . . . . . . . . . .

 

2.2.1 Священное краеведение . . . . . . . .

 

Глава 2.3 Человекокосмизм . . . . . . . . . .

 

2.3.1 Объёмная психология . . . . . . . . .

 

2.3.1.1 Кошки и собаки . . . . . . . . .

 

2.3.1.2 Матрёшки и неваляшки . . . . . . .

 

Глава 2.4 Социокосмизм . . . . . . . . . . .

 

2.4.1 Русский ладомир . . . . . . . . . .

 

2.4.1.1 Народный круг . . . . . . . . .

 

2.4.1.2 Общественное управление . . . . . .

 

Глава 2.5 Хозяйствокосмизм . . . . . . . . . .

 

2.5.1 Теоретические основы натуральной экономики .

 

2.5.1.1 Базовые экономические понятия . . . .

 

2.5.1.2 Общая теория денег . . . . . . . .

 

2.5.1.3 Эффективная политэкономическая модель .

 

Приложение. Библиография . . . . . . . . . . . .

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Русь, Русь, что пророчит сей необъятный

простор? Наш простор служит переходом к

простору небесного пространства, этого

нового поприща для великого подвига.

/Н.Ф. Фёдоров/

 

Настоящий трактат посвящён русскому космизму как

самостоятельному целостному философскому направлению.

В русском народном миропонимании издревле существовали

свои сокровенные слова для обозначения всего круга небесных и земных

явлений, которые впоследствии были объединены под заимствованным из

греческого языка понятием "космос". Нашими родными синонимами

всеобъемлющей категории "космоса" выступают несколько

взаимодополняющих понятий - "лад", "мир" и "свет".

Именно "лад" и есть исконно русское понятие космоса, как

единства порядка и любви. Но "лад" в понимании наших предков означал

также и "красоту" (отсюда: "ладный" - "красивый", "милый",

"любимый"). И в музыке "лад" нашёл своё отражение как мера гармонии.

А когда нам что-то нравится и мы желаем выразить кому-то уважение, то

хлопаем в ладошки. И здесь наш "лад" отметился.

Также объёмно и многогранно другое русское слово - "мир". Это и

глобальная арена бытия - окружающий мир. Это и мир как человеческое

сообщество (община). А также мир как антипод войны.

Не менее интересно применительно к обозначенной теме слово

"свет". Означает оно не только понятие, противоположное тьме, но

также и общество, и что-то хорошее, доброе. Применяется и в значении

всего обозримого пространства - весь белый свет. Стоит также

отметить, что слово "русский" этимологически означает "светлый",

так что название трактата вполне отражает характерную его

направленность как светлого, жизнеутверждающего космизма-лада.

Используя понятие "русский космизм", необходимо определиться и с

тем, что есть и ещё какие-то другие космизмы. В мире имеется ряд

глобальных регионов, которые не только имеют свои характерные

климатические и ландшафтные особенности, но и породили согласованные

с ними культуры, способы хозяйствования и общежития людей. Такие

территориально-культурные ареалы называются цивилизациями. Они, с

одной стороны, являются как бы проекциями единого космоса на землю,

а, с другой стороны, в них сформировалось собственное видение и

понимание самого космоса. Россия также входит в один из таких

ареалов, занимая большую его часть. Поэтому русский космизм, в

отличие от противоположного ему по подходам безродного (культурно

обезличенного, искусственного) космополитизма, это максимально

широкий взгляд на мир, но взгляд этот через призму вековых традиций и

особенностей мировосприятия русского народа. При этом нужно конечно

понимать, что подходы, методы и результаты, изложенные здесь, могут

быть применимы и к другим культурно-мировоззренческим пространствам с

учётом их особенностей и традиций, то есть для них также может

существовать свой светлый космизм со своими основоположниками,

достижениями и перспективами, но в их системе координат смыслов и

понятий.

Русский космизм как философское, мировоззренческое, прикладное

явление с момента своего возникновения в оформленном виде стал одним

из знаковых явлений русской мысли и культуры, которое по праву можно

считать визитной карточкой нашего народа на мировой арене смыслов и

достижений. Однако, проявив себя на самом высоком метафизическом

уровне, он так и не оформился пока в полноценное признанное

философское направление. И этому есть причины. Во-первых, имея

мощнейшие составные части, блестящие практические результаты, космизм

до сих пор не сформировал собственного системного начала, которое бы

с одной стороны скрепляло в единое целое имеющиеся уже элементы,

отличало его от других философских направлений и имело мощный

потенциал для развития. Во-вторых, в нём отсутствует на сегодня

необходимые для полноценного мировоззрения составные части,

отвечающие на важнейшие вопросы - где те основы, то ядро, тот зародыш

вокруг которого выстраивается общая картина бытия, что есть сам

человек, что есть человеческое общество и каково его желаемое

устройство, необходимы и маршрутные ориентиры для организации

практической экономической деятельности людей. На все эти вопросы и

попытаемся ответить здесь в рамках родной системы координат, опираясь

на опыт предшественников.

Настоящая книга разделена на две части. В первой формулируются

общие положения, отражается вклад представителей космизма,

формулируются возможные пути развития различных направлений космизма.

Вторая часть представляет собой сборник отдельных, вполне

самостоятельных, авторских работ в рамках общей мировоззренческой

концепции русского космизма.

И первая и вторая части книги разделены на пять глав с единой

концептуальной основой - отдельные люди (самообладание), объединенные

социальными отношениями (ладомир), живут и работают (экономика) на

родной земле (почвеничество) под безбрежным небом (космизм).

В первых главах, посвященных космизму как мировоззрению,

рассматривается история его возникновения, вклад отдельных

представителей. Формулируется принцип многомерности как

стратегический путь дальнейшего совершенствования методологии

космизма. Развитие логики, диалектики и материализма есть та цель,

что здесь преследуется.

Во второй главе рассматривается ещё одно направление русской

мысли и культуры - русское почвенничество, соединяющее патриотизм с

любовью к родной природе, с бережным отношением к народной традиции и

непростой истории народа.

В третьем разделе рассматривается человекокосмизм, вводится

понятие объёмной психологии, многомерной бинарной системы

психологических координат, на основе которой излагаются практические

бинаринки. Здесь же будут отражены некоторые философские аспекты

искусственного интеллекта.

Четвертая глава посвящена вопросам применения русского космизма

в социальной области. Формулируется общее представление об устойчивой

социальной системе в виде динамической галактики в противовес широко

используемой системе пирамиды, как технологии статично-подавляющего

типа, излагаются практические методы социального макроуправления

человеческими методами.

Пятая глава посвящена политэкономии русского космизма, основой

которой являются идеи экологического баланса деятельности человека, а

также принципы разумного баланса необходимости и достаточности

экономической деятельности. Здесь вводится сбалансированная система

однозначных экономических понятий. А общая теория денег может стать

методологической основой, которая позволит сделать экономику точной

наукой.

Настоящая редакция книги это всего лишь текущая рабочая её

версия. В дальнейшем продолжится работа как по обобщению результатов

деятельности русских мыслителей и формулированию возможных путей

развития отдельных направлений, определенных главами книги, так и

изложение собственных авторских наработок.

 

 

ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

ГЛАВА 1.1 КОСМИЗМ

 

 

1.1.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

То, что казалось несбыточным

на протяжении веков, что ещё вчера

было лишь дерзновенной мечтой,

сегодня становится реальной задачей,

а завтра - свершением.

Нет преград человеческой мысли!

/С.П. Королёв/

 

Русский космизм возник как мировоззрение, методология и практика

в первую очередь в области научного осмысления и преобразования

окружающего человека мира с максимально широким его охватом как в

пространстве, так и во времени.

Поэтому в главе с названием "Космизм" сосредоточимся на базовых

концептуальных принципах и общей методологии русского космизма,

обеспечивая преемственность сформулированных основоположниками

подходов. Они заложили стратегические мировоззренческие основы,

согласно которым Земля и человек на ней существуют не сами по себе,

изолированно от Вселенной, имеется тесная связь с ближним и дальним

космосом. Земля подвержена непознанным пока влияниям космических

объектов и представляет собой этап развития материи, общий для всего

мироздания. И даже больше того - "через нас, через разумные существа,

природа достигает самосознания и самоуправления...". Так один из

основоположников русского космизма Н.Ф. Фёдоров определил место

самого человека в нашем мире.

Обобщая и систематизируя идеи и дела представителей данного

направления общественной мысли, можно сформулировать ряд базовых

принципов, отличающих в целом русский космизм как мировоззрение и

метод. Во-первых, это монизм, то есть весь окружающий человека мир и

он сам, как его часть, и все явления в нём это суть единое

мировоззренческое пространство. Во-вторых, стремление рассматривать

окружающий мир и человека в нём как некоторую стройную систему,

имеющую смысл и значение. В-третьих, это проектизм, то есть

активное участие человека в изменении окружающей действительности.

В-четвёртых, можно отметить, что космизм как философский метод

требует от последователей широкого кругозора. Это русское слово очень

точно передает смысл принципа целостности и сбалансированности

восприятия явлений, в отличие от подхода фрагментации и специализации

на узких направлениях. И, в-пятых, восприятие себя как неотъемлемой

части единого мира, приводит к пониманию ответственности человека,

его вовлечённости в общемировые процессы как природные, так и

социальные. Окружающий мир это часть и продолжение самого человека.

Очень точно и образно общие подходы русских космистов выразил

Э.М. Скобелев: "Чтобы жить полноценно, даже нищий русский человек

хочет обозревать всю планету и всю историю. Он скорее недоест и

недопьет, недоспит и переработает, чем станет печься о своей шкуре

как единственной ценности мироздания!" Это высказывание отражает и

преемственность в космизме гиперборейской традиции, уходящей в глубь

веков.

Здесь также необходимо обратить внимание на одну весьма важную

сторону мировоззренческой концепции космизма. Современная наука и

вообще информационное пространство планеты стало единым целом.

Новости, технологические находки и научные открытия практически

мгновенно распространяются и становятся доступными широкому кругу

пользователей. Но при этом необходимо помнить, что одни и те же

факты и открытия в различных мировоззренческих и культурных системах

координат имеют различную интерпретацию и оценку, как и различны

словесные и символические отображения их в разных языках. И чем более

близко то или иное явление или открытие к духовной составляющей

людей, тем больше эта разница. То есть мировая наука это суть

единое целое сегодня, но целое это не как кусочки мозаики, а как

элементы голографии, в которой каждый фрагмент несёт срез информации

об общем изображении и только все вместе они делают это изображение

максимально полным. В науке ведь есть не только открытия и теории, но

и те, кто является хранителем и носителем всего накопленного

человечеством знания.

 

 

1.1.2 ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОГО КОСМИЗМА

 

Русский космизм представлен целой плеядой выдающихся личностей.

Всё началось с Михаила Васильевича Ломоносова. Он стал как бы

посланцем легендарной Гипербореи с её сполохами северного сияния,

путеводным Колом (Полярной звездой) и Лосем (Большой Медведицей),

отсчитывающим время. Это он открыл бездну полную звезд русского

мира, создав форму печатного слова, годного для большой литературы и

высокой философии. Михаилу Васильевичу было присуще и одно из

важнейших свойств русского космизма - здравомыслие и максимальная

широта научных интересов.

Само появление понятия русского космизма связывают с именем

Николая Фёдоровича Фёдорова (1828 - 1903). Именно ему как философу в

нашей культуре удалось преодолеть религиозный дуализм, заменив бога

на космос. Он также отводил человеку активная роль в преображении

окружающей действительности на научной основе. Всё это заложило одну

из базовых основ русского космизма - монизм. Именно Фёдоров впервые

заявил о том, что перед людьми лежит путь к освоению всего

космического пространства как стратегического пути развития

человечества. Он обращает внимание, что только такая безбрежная

область способна привлечь к себе всю духовную энергию, все силы

человечества, которые растрачиваются на взаимные трения или

расходуются по пустякам. Фёдоров не создал полного целостного учения,

но он нащупал и указал возможный стратегический путь.

Эстафету у Фёдорова подхватили другие.

Александр Леонидович Чижевский, которого называли русским

Леонардо, подобно Копернику, разрушил геоцентризм в его последнем

укрытии - науках о человеке и жизни. Оригинальный мыслитель,

обьединивший историю с астрономией, основоположник космической

биологии и медицины, аэроионологии, талантливый изобретатель - все

это Чижевский. Он сформировал образ поверхности нашей планеты как

крыницу, в которую, как в зеркало, упирается Солнце своим лучезарным

оком. И любое изменение его настроения немедленно отражается в

тонкой пленке биосферы Земли. Суть его взглядов спресована в

образном названии его главного труда - "Земля в объятиях Солнца".

Философ, революционер, экономист, социолог, писатель, врач

Александр Александрович Богданов (1873 - 1928) обогатил русский

космизм методами и подходами космических по охвату масштабов. Автор

всеобщей организационной науки - тектологии, он стал по сути

основоположником как кибернетики, так и общей теории систем. Этой

работе предшествовало создание собственной философской системы

"Эмпириомонизм", широко известной работы "Краткий курс экономической

науки", он основоположник первого в мире института переливания крови,

участник выработки культурной политики в сложнейший период истории

нашей страны с предложениями использовать для эталонов искусства

"простоту, ясность, чистоту форм" русских классиков XIX века.

Богданов в конце жизни пришёл к отрицанию традиционного понимания

философии, приступив к созданию «философии деяния», основанной на

понимании истины как результата коллективного опыта и творческого

изменения бытия.

Другим выдающимся представителем русского космизма по праву

можно назвать Владимира Ивановича Вернадского. Основатель геохимии,

биогеохимии, радиогеологии, автор трудов по философии

естествознания, науковедению, создатель учения о биосфере и её

эволюции, о мощном воздействии на окружающую среду человека и

преобразование современной биосферы в ноосферу (сферу разума). Если

глобальный космический взгляд Чижевского исходит от Солнца, то

Вернадский глобально смотрит от Земли, рассматривает живую мыслящую

материю планеты как космическое явление. Острая тревога за

окружающую человека среду, потребность в правильном экологическом

сознании являются неотъемлемым следствием его работ.

Практическое воплощение идей русского космизма началось с работ

Константина Эдуардовича Циолковского, учёного и изобретателя в

области аэро- и ракетодинамики, основоположника современной

космонавтики. Он впервые обосновал возможность использования ракет

для межпланетных сообщений, указал рациональный путь развития

космонавтики и ракетостроения, нашёл ряд важных инженерных решений

конструкции ракет. Гений Циолковского не ограничился вопросами

практической инженерной мысли, своей работой "Монизм Вселенной" он

заложил один из теоретических краеугольных камней в философию

русского космизма.

Эстафету подхватил Сергей Павлович Королёв. Выдающийся

организатор, крупный инженер и ученый, человек с широким горизонтом

знаний, смелый, решительный, способный брать ответственность на

себя, и вместе с тем трезво оценивающий трудности, умеющий выбрать

главные направления и сочетать их с долговременной перспективой. Под

его руководством созданы баллистические и геофизические ракеты,

первые искусственные спутники Земли и Солнца, космические корабли.

Впервые в истории 4 октября 1957 года материальное тело брошенное в

небо гением русской инженерной мысли не упало обратно. Вершиной же

научного, инженерого, организаторского творчества Генерального

конструктора С.П. Королёва, навсегда вошедшей в историю

человечества, стала практическая реализация давней мечты людей -

полет человека в космос. Если Циолковский лишь обозначил Землю как

колыбель человечества, то Королёв принял роды.

И первенцем стал русский парень с широкой открытой улыбкой -

Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года своей фразой "Поехали!"

он открыл новую Космическую эру человечества, первым увидел нашу

родную планету со стороны. Гагарин не только с честью выдержал

максимальные нагрузки периода подготовки, самого полёта, но и

перегрузки последующей обрушившейся славы.

В середине двадцатого века эстафету русского космизма как

философского направления подхватили фантасты. И здесь особо стоит

отметить Ивана Антоновича Ефремова. Талантливый учёный-палеонтолог

стал известен больше как писатель. Его приключенческие произведения

отличаются широтой исторических познаний, наполнены глубокими

философскими смыслами. А те из них, что посвящены космической

тематике, стали размышлениями о человеческих отношениях и

организации общества будущего.

Список представителей рассматриваемого философского направления

конечно же не ограничивается приведенными фамилиями, здесь отмечены

лишь наиболее яркие звезды.

Русский космизм возник не на голом месте, многотысячелетняя

языческая культура ему предшествовала. Естественный природный

монизм, чувство необъятности мира, сопричастность жизни людей с

общими законами мироздания и многое другое имеют свои корни в образах

природной веры. Всё это еще требует своего осознания и осмысления.

Хотя и в этой области есть уже свои первопроходцы. Наиболее

известный из них Дёмин Валерий Никитич, докторская диссертация

которого, кстати, была посвящена философии общего дела Николая

Фёдорова. Им проделана огромная работа по собиранию и популяризации

духовного и мировоззренческого наследия русского мира, поиску следов

легендарной Гипербореи.

 

 

1.1.3 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА

 

Стратегическим направлением развития русского космизма как

методологии может стать использование многомерности как

основополагающего принципа (базовой системой координат). В такую

основу легко вписываются все уже имеющиеся элементы, она имеет

гигантский потенциал для развития и, самое главное, для такой

методологии имеются уже сейчас практические задачи самого глобального

уровня. Что же такое МНОГОМЕРНОСТЬ?

МНОГОМЕРНОСТЬ - ЭТО СИСТЕМА КООРДИНАТ.

Количество орт - две и больше. При использовании многомерности,

необходимо учитывать, что орты должны быть нормальны, а используемая

система координат полной. Всё это в математике хорошо описано, так

что на этом останавливаться здесь не будем.

Многомерность нельзя путать с многообразием, которое

соответствует не системе координат, а обьектам. Многообразие как

пропагандистский приём в соединении с монизмом скатывается к широко

известному лозунгу "единства и многообразия", что на уровне

космических аналогий соответствует одному Солнцу, а на политическом

ведет к так называемому космополитизму. Многомерность же - это когда

созвездие, то есть несколько Солнц. Человек, оперирующий

многомерностью на космическом уровне, должен ответить себе на вопрос

- в какое созвездие входит наша звезда по имени Солнце и как это

созвездие выглядит со стороны.

Многомерность нельзя путать и с плюрализмом, то есть

множественностью начал. Плюрализм как понятие соответствует не

системе координат, а множественности источников. Использование

плюрализма в одномерной широкоформатной системе координат приводит к

хорошо известному эзотеризму, активно используемому в технологии

управляемого хаоса. При этом каждый источник или микрогруппа может

использовать свою особую систему координат, как правило также

одномерную. Всё это обычно на уровне идеологии преподносится под

маркой личной свободы и на более общем уровне является

разновидностью того же принципа "единства и многообразия".

Обращение к многомерности как методологии мировоззрения не

только назрело, но и уже имеет свои проявления. Интерес представляет,

например, небольшая книга А.В. Мартынова "Исповедимый путь". Инженер

по образованию, с максимально широкими научными познаниями, он

активно занимался вопросами парапсихологии, биоэнергетики и

осмысления места человека в мире. Его книга интересна для русского

космизма не только поиском путей космического сознания для

конкретного человека, но и тем, что он уже назвал многомерность

стратегическим путём расширения сознания, хотя сам и остановился на

широкоформатном монотеизме интегральной йоги.

Отдельные элементы многомерности как системы координат

известны. Во-первых, это математика, где данный вопрос рассмотрен

строго логически. Какие-то зачатки использования многомерности можно

найти в отдельных прикладных науках, но на общем мировоззренческом

и, самое главное, организационном уровнях наука остается в рамках

монотеизма, что на уровне космических аналогий проявляется в

астрономической концепции первовзрыва и расширяющейся Вселенной.

Примером многомерности мировоззрения в её простейшем (двумерном)

виде служит диалектика с её единством и борьбой противоположностей.

Более существенным примером из социальной области могут служить

политеистические (языческие) верования с их множественностью богов.

Мышление в многомерной системе координат дело не простое и

требует немалых усилий. В рамках образных сравнений космического

уровня это можно продемонстрировать так. Чтобы глобально

рассматривать Землю как единое целое, например, в рамках взглядов

Вернадского, необходимо развить первую космическую скорость и стать

спутником Земли. Масштаб взглядов Чижевского существенно шире, это

уже развитие второй космической скорости, которая позволяет стать

спутником Солнца. Использование многомерности как способа мышления

соответствует развитию третьей космической скорости, позволяющей

преодолеть притяжение Земли и Солнца и выйти в открытый Космос.

Само по себе обладание большим обьемом знаний и информации даже

из различных областей не ведет к многомерности. Очень точно суть

рассматриваемого вопроса отражает одно из высказываний Монтеня:

"Мозг хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо

наполненный". К данному вопросу имеют отношение такие известные

сейчас понятия как расширение сознания или просветление в буддизме.

Но не только выход на уровень многомерности требует серьезных усилий

и интеллектуальной работы, но и поддержание его. Это как в спорте,

если не тренироваться и не участвовать в соревнованиях, то форму

можно быстро потерять.

Может возникнуть вопрос - а скольки мерная эта многомерность?

Это зависит от конкретного человека, группы лиц или даже социальной

общности. Для кого-то и два много, а для кого-то и двенадцать мало.

Здесь стоит лишь обратить внимание на некоторое число 7 +/- 2,

подмеченное психологами. Большинство людей могут одновременно

удерживать внимание на таком количестве элементов, например,

предложениях, состоящих из такого количества слов. Это количество

мерностей и можно считать некоторым оптимальным. Конечно, наиболее

продвинутые люди могут оперировать большим количеством мерностей, но

нужно еще и чтобы их поняли другие, хотя бы какой-то круг людей.

Какое количество мер будет в той или иной многомерности зависит от

области приложения или культуры, если речь идет о социальной

системе.

Многомерность открывает и ещё одну возможность. В отличие от

большинства философских построений, где поиск истины уподобляется

подъёму на некоторую вершину с разными путями, ведущими к ней, в

многомерном космизме восхождение можно отождествить с ростом

мировоззренческого поля, опирающегося на структурированный кластер.

Это имеет отношение как для отдельного человека, так и определенной

научной группы или даже всего общества. Здесь не имеет смысла кто

выше, а кто ниже. Если есть талант и энергия, расти в объёме,

вбирая в своё поле пространство смыслов и собирая в единое целое

созданное предшественниками.

Практическое применение методологии многомерности можно

разделить на две группы. Во-первых, это общее представление о мире и

человеке в нём. Вторая группа касается частных применений в

различных областях знаний.

Применение многомерности на общемировоззренческом уровне в

совокупности с монизмом приводит в выводу - вселенная возникла не от

первовзрыва с дальнейшим расширением, а имеет гораздо более сложную

структуру и динамику, этапы постижения которой ещё впереди. Этот

весьма общий вывод имеет самое непосредственное отношение к

организации мировой науки на верхнем уровне и, соответственно,

особенностях представлений о мироздании в целом.

Чрезвычайно интересны результаты использования многомерности на

социальном уровне и уровне межличностных отношений. Отсутствие в

многомерности понятия "выше/ниже", замена его на "ближе/дальше",

способно существенно сглаживать конфликтные потенциалы. Это может

стать хорошей основой для гражданского общества на основе подходов,

кардинально отличающихся от технологий управляемого хаоса. Сам

многомерный подход "ближе/дальше", как методология, более точно

определяет то, что сейчас описывается понятием эгрегоров.

В качестве частного (прикладного) приложения многомерности

можно привести пример назревшего уже в области компьютерной техники

перехода к нефоннеймановскому компьютеру, одним из отличий которого

может стать реальная многозадачность на уровне принципа действия. А

в создании компьютеров на базе искусственного интеллекта без

многомерности уж точно не обойтись. Широкие возможности применения

многомерности имеются и в области компьютерных сетей и сложных

систем управления, особенно требующих повышенной надёжности.

Оценивая концептуально-мировоззренческое наследие периода

социализма, с доминированием в это время материалистической

диалектики, можно однозначно констатировать, что Россия в это время

достигла своего максимального могущества. А к социальным

экспериментам этого времени ни материализм, ни диалектика прямого

отношения не имеют. Предлагаемая здесь концепция не отменяет

предыдущее (хорошо освоенное и адаптированное) наследие, а расширяет

его. Диалектика - это двумерность, а многомерность (например,

восьмимерность) существенно расширяет поле возможностей. Материализм

зарекомендовал себя как надежная основа для построения устойчивой и

востребованной на практике картины мира. Но человек постоянно

сталкивается в своей жизни с проявлением нематериального (духовного),

без этого картина мира неполна. Рассматриваемая здесь концепция,

расширяет материальное идеальным, но не идеальным вообще, а лишь

объетивизируемым идеальным, то есть не всякое нематериальное получает

право на существование, а лишь то, что может быть реализовано

(проявлено) хотя бы потенциально. Такой подход открывает возможности

для описания духовного мира в рамках общей картины мироздания.

Русский космизм, расширенный и объединенный многомерностью,

превращается в структурированный широкоформатный здравосмыслизм.

И ему становятся по силам самые сложные задачи и вызовы

времени. Даже такие фантастические - как воскресение людей, о

котором говорил Фёдоров. Освоение солнечной системы человек ещё

может осуществить в рамках существующего сейчас технологического

уклада при его развитии, скорости и расстояния укладываются в

человеческий масштаб, как по времени жизни, так способности

перенести тяготы полётов. Выход же в большой космос потребует

кардинально других подходов. Они могут оказаться, например, такими

как обозначены в строках Велемира Хлебникова:

 

Когда бы мыслью стала эта плоть,

О, как легко, наперекор судьбе,

Я мог бы расстоянье побороть

И в тот же миг перенестись к тебе!

 

Авторским вкладом в развитие русского космизма как

методологии кроме обобщения и расширения самого понятия космизма,

формулирования возможных путей его развития, можно считать приводимую

во второй части настоящей книги вполне самостоятельную работу

"Космическая навигация", а также отдельные книги "Введение в

Космическую эру", посвященную применению многомерности в геополитике

как теоретической основы для многополярности, и "Русский языческий

круг", демонстрирующей пример многомерности в области культуры и

традиции. Геополитическая концепция многополярности стала уже широко

известна в мире и находит всё больше поклонников. Соединение же её с

идеей Николая Фёдорова о переориентации промышленного и научного

потенциала военно-промышленного комплекса на исследование и освоение

космоса, в том числе и дальнего, способно кардинальным образом

снизить военную опасность в мире. Для того, чтобы это произошло на

практике, сначала это должно произойти в головах людей, в первую

очередь принимающих глобальные решения. И многомерность здесь может

сослужить очень хорошую службу. А какая она будет на практике

определится в режиме коллективного творчества полюсов, отказавшихся

от монотеизма.

 

ГЛАВА 1.2 ПОЧВЕННИЧЕСТВО

 

 

1.2.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

И снится нам не рокот космодрома,

Не эта ледяная синева,

А снится нам трава, трава у дома,

Зеленая, зеленая трава.

/песня группы "Земляне"/

 

Ещё одним направлением русской мысли и культуры можно по праву

считать русское почвенничество, соединяющее патриотизм с любовью к

родной природе, с бережным отношением к народной традиции и непростой

истории народа.

Русское почвенничество выступает неотъемлемой частью русского

космизма, так как в нём окружающая природа рассматривается как единое

целое, обладающее духовным началом, как космос одного с человеком

порядка, в нём нет разделения на "человеческое" и "вне человеческое".

В основе русского почвеничества лежит не антропоцентризм, а

природоцентризм - как основа экологического сознания и

психологической включенности человека в мир природы. Всё это весьма

актуально сегодня для выработки стратегии поведения, необходимой для

выживания человечества и сохранения жизни на планете. Русское

почвенничество прокладывает путь, основанный на принципах коэволюции,

коадаптации, вместо тотального переделывания природы.

Русское почвенничество не стоит путать с двумя другими

направлениями русской общественной мысли.

Во-первых, это течение, представленное Ф.М. Достоевским и его

последователями, ратовавшими за сближение образованного общества с

простым народом ("почвой") на церковно-этической основе. Словари

зачастую именно Ф.М. Достоевского и относят к почвенникам. При всем

уважении к творчеству Фёдора Михайловича, необходимо констатировать,

что его труды это не гимн природе, творческому труду, поиску

достойных человека форм общественной жизни. Его произведения это во

многом пособия для психиатров и криминалистов, которым нужно знать

истоки болезней как душевных, так и социальных.

Другое течение, иногда ошибочно отождествляемое с

почвенничеством, предстает в произведениях так называемых

деревенщиков. Образ мыслей представителей этой группы наиболее точно

передает рассказ Василия Шукшина "Космос, нервная система и шмат

сала". Это идеология маленького человека, идеология "не высовывайся"

и "что мы можем?". При этом нужно понимать, что таков образ мыслей

большинства обывателей, особенно рельефно проявляющийся в мещанстве.

Русское почвенничество это другое. Это идеология живых и

здоровых сил от земли, от природы, от чистых родников и ключей. Это

взгляд на мир с позиции людей, занимающихся самой обыденной работой,

большей частью живущих далеко от столиц. Но по подходу к делу, по

способности обозревать всю планету это "не маленькие люди", а

великаны c мест. Это гимн профессионализму и ответственности.

 

 

1.2.2 ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОГО ПОЧВЕННИЧЕСТВА

 

Зачинателем русского почвенничества как некоторого направления

русской общественной мысли по праву можно считать Василия Никитича

Татищева. Он был не только государственным деятелем и

основоположником светской российской историографии, но оставил след

также в географии и этнографии.

Существенный вклад в изучение природного русского космоса внёс

Бекетов Андрей Николаевич, ботаник-эволюционист, один из

основоположников морфологии и географии растений. Он изучал

закономерности строения вегетативных органов растений, проблемы

зональности растительного покрова и целесообразности в живой природе.

Бекетов автор первого русского учебника "География растений". В 1859

году, то есть в тот же год что и Дарвин, опубликовал работу "Гармония

в природе", где показал взаимозависимость и взаимообусловленность

всех явлений, благодаря чему природа и является единым целым.

Само понятие "почвенничество" ассоциируется неразрывно с именем

естествоиспытателя и профессора Петербургского университета Василия

Васильевича Докучаева. Его классический труд "Русский чернозём"

заложил основы почвоведения. Он создал учение о географических зонах,

дал научную классификацию почв. Важность данного научного направления

во многом определяется тем, что земледелие является основой

хозяйственной деятельности русского народа, оно позволяет выстроить

замкнутый возобновляемый природно-хозяйтвенный цикл, который может

существовать веками.

Сельскохозяйственная наука и практика в России многим обязана

Тимирязеву Клименту Аркадьевичу, одному из основоположников русской

научной школы физиологии растений, члену-корреспонденту Российской

академии наук. Он раскрыл энергетические закономерности фотосинтеза

как процесса использования света для образования органического

вещества растений. Тимирязеву принадлежат труды по методам

исследования физиологии растений, биологическим основам агрономии,

истории науки. В настоящее время имя Тимирязева по праву носит

Московская сельскохозяйственная академия.

Особый вклад в русское почвенничество как мировоззренческое

направление принадлежит Сукачеву Владимиру Николаевичу, ботанику,

географу и лесоведу, создателю геоботанической школы, академику

АН СССР. Ему принадлежат труды по теории и методам фитоценологии,

лесоведению и болотоведению, истории растительности нашей страны. Но

в первую очередь Сукачев известен как основоположник биогеоценологии,

науки о комплексных взаимосвязях биологического и геологического. Это

понятие методологически более точно отражает сущность как природных

явлений, так и методов их исследования по сравнению с широко

известным понятием экологии.

Рассматривая географическо-краеведческое направление русского

почвенничества нельзя не упомянуть Петра Петровича

Семёнова-Тян-Шанского, географа, статистика, общественного деятеля,

главы Русского географического общества. Он инициатор и организатор

ряда экспедиций, руководил подготовкой и изданием фундаментальных

трудов по географии России: "Географическо-статистический словарь

Российской империи", "Россия. Полное географическое описание нашего

отечества".

Обращаясь к идейно-поэтической составляющей русского

почвенничества трудно пройти мимо Афанасьева Александра Николаевича,

автора многочисленных трудов, посвященных русской истории, этнографии

и фольклору. Его трехтомник "Поэтические воззрения славян на природу.

Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи

с мифическими сказаниями других родственных народов" оказал огромное

влияние как на дальнейшие исследования глубинных культурных народных

пластов, так и на русскую литературу своего времени. А введенное им

словосочетание "поэтические воззрения на природу" можно смело считать

одним из символов русского почвенничества.

Огромен вклад в изучение истории русского мира, уходящей в глубь

веков, Рыбакова Бориса Александровича - выдающегося учёного,

археолога, исследователя истории Древней Руси. На протяжении более

тридцати лет он руководил Институтом археологии Академии наук СССР.

При нём большого размаха достигла издательская деятельность

института, было осуществлено издание сводов археологических

источников, начала выходить серия "Археология СССР", построенная по

историко-географическому принципу. Б.А. Рыбаков автор более 500

научных работ по истории Древней Руси. Среди них особо стоит отметить

такие как "Ремесло Древней Руси", "Язычество древних славян",

"Язычество Древней Руси".

Поиском глубинных истоков Руси всю жизнь занимался Дёмин Валерий

Никитич, доктор философских наук, тема диссертации которого

"Философские принципы русского космизма". Он руководитель поисковой

экспедиции "Гиперборея". Автор более 100 работ научного,

научно-художественного и беллетристического содержания. В книгах и

статьях, посвященных гиперборейской тематике, отстаивал и развивал

полярную концепцию происхождения народов России, аргументируя это на

материалах археологии, языкознания, этнографии, мифологии и

фольклора.

Среди классиков русской литературы русскому почвенничеству

пожалуй более всего соответствует Бажов Павел Петрович. Его сказы из

Малахитовой шкатулки совмещают в себе трепетное отношение к родной

природе, наполненной жизнью и духовностью, с гимном творческому труду

людей, преклонением перед мастерством, добротой и справедливостью.

 

 

1.2.3 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ПОЧВЕННИЧЕСТВА

 

Развитие русского почвенничества точно также как и космизм как

общая методология нуждается в общем концептуальном принципе,

способном объединить огромное наработанное наследие в единое

целостное основание мировоззрения. И таким принципом может стать -

ЗЕМЛЕЦЕНТРИЗМ. Что это такое?

 

ЗЕМЛЕЦЕНТРИЗМ - ЭТО ПОЛОЖЕНИЕ НАБЛЮДАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ КООРДИНАТ.

 

Землецентризм в данном случае выступает противовесом я-центризма

(человекоцентриза). То есть как бы человеку не хотелось считать себя

центром вселенной, но нужно признать, что он всего лишь неотъемлемый

элемент планеты Земля. И как бы люди далеко не забирались в космос с

помощью технических средств или непосредственно пилотируемых полётов,

мы всё равно будем заложниками уникальной природной системы нашей

планеты. И если в будущем люди освоят другие планеты, то это будут

уже и не совсем люди в нашем сегодняшнем понимании, по крайней мере

не земляне, настолько сильно влияние среды обитания.

То есть как бы далеко не уносила нас мысль, как бы не росли

возможности человека никогда не следует забывать об основах - о

земле. Это имеет отношение как непосредственно к земле под ногами,

так и земле как родной культурной основе. Очень точно всё это

передают строки песни на слова Александры Пахмутовой:

 

В земле наши корни

В земле наша правда,

И силы в плечах - от лугов и полей.

Земля и оденет, земля и накормит,

Ты только себя для неё не жалей.

Под небом, прозрачным и синим,

Земля - словно сон наяву.

 

В развитии русского почвенничества можно выделить два больших

направления. Во-первых, это исследования в областях, связанных с

родной землёй и родными традициями. Именно чувство родины даёт людям

целостное видения сути окружающей человека действительности, отсюда

же рождается и любовь к природе и ответственность человека за свои

действия.

Огромное поле для деятельности открывается сейчас в области

отражения реальной истории земли нашей родины. На протяжение столетий

в угоду религиозным и идеологическим доктринам многие факты

замалчивались и искажались. Историю наших предков всячески пытались

представить и как примитивную, и как несамостоятельную.

Восстановление справедливости в этой области ждёт своих пахарей,

желательно без переборов в обратную сторону - без лишнего

восхваления и преувеличения.

Немалую помощь может оказать в этом краеведение, которое также

долгие годы было практически под запретом. Как общую историю больших

народов и государств всегда можно проследить в деталях по истории

отдельных семей, так специфика и история конкретных малых местностей

может многое рассказать как о нашей земле в целом, так и о её влиянии

на судьбы народов, что здесь когда-то жили. Книга земли, испещрённая

многими символами и знаками, ждёт ещё своих вдумчивых читателей.

Широкое поле для деятельности открывается и для литераторов.

Создание достойных художественных образов в системе координат

русского почвенничества может быть весьма востребовано. Здесь

необходимы не бичевание пороков и раскрытие проблем, здесь хотелось

бы видеть образцы для подражания, пусть хотя бы и на уровне мечты.

Необходимы ориентиры - кто есть герои земли и от земли. Поэты и

писатели востребованы здесь не как исполнители чьей-то воли, а как

властители дум, как духовные провидцы, способные в художественных

образах выразить заветные мысли о главном.

Другим важным направлением развития русского почвенничества

могут стать изыскания в области общих вопросов биосферы земли,

неотъемлемой частью которой мы являемся. Это направление можно

считать вкладом русского почвенничества в общепланетное поле знаний о

земле.

Человек всё в больших масштабах вмешивается в жизнь окружающего

мира с неосознанными ещё пока последствиями как для природы, так и

для самого человека. И здесь русский космизм как общий

методологический подход имеет весьма серьёзный инструментарий. С

одной стороны в нём в полной мере реализуется подход проектности, то

есть активного участия человека в изменении окружающей

действительности, а с другой стороны требование бережного и

аккуратного отношения к природе, взвешенного использования

возможностей человека.

Используя общий методологический подход глобального и целостного

рассмотрения процессов, происходящих на планете, продолжая развитие

идей В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере, В.Н. Сукачева о

биогеоцеонологии, можно ожидать попыток построения общей теории

нообиогеоцеонологии Земли. Есть все основания полагать, что только

при таком целостном подходе появится возможность понять как механизмы

зарождения жизни на земле, так и её высшей формы - жизни разумной.

Активная практическая деятельность в последние годы в области

генетики многократно ускорила процессы генной эволюции с

неосознанными пока последствиями как для биосферы в целом, так и для

человека в частности. И в этой области требуется выработка общей

методологии и общего видения процессов геносферы земли как единой и

замкнутой системы.

Стоит также обратить внимание, что человек находится на вершине

высокоорганизованной биосферы. При этом производственная деятельность

приводит к активному уничтожение других высокоорганизованных видов.

То есть нормальный закон распределения катастрофически изменяется.

Всё это также может привести к совершенно неосознанным пока людьми

последствиям. Эти процессы требуют также создания адекватных моделей

и теоретического обоснования.

На сегодняшний день вся планета освоена человеком, экстенсивный

путь развития завершен. Нет уже новых земель, способных стать

поставщиками сырья и потребителями промышленной продукции. У

экстенсивной (сырьевой) модели экономики, базирующейся на

невосполнимых ресурсах, также просматриваются общие пределы в самом

ближайшем будущем. Так что становятся весьма востребованы

исследования и наработки по построению замкнутых возобновляемых

природно-производственных циклов с опорой на общий принцип "учиться у

природы". Наши предки накопили в этом за столетия немалый опыт

особенно в сельском хозяйстве, садоводстве, животноводстве,

использовании лесных богатств. Методология и общие идейные подходы

почвенничества могут весьма пригодиться в этом прикладном и весьма

насущном уже сегодня деле.

Таким образом дальнейшее развитие русского почвенничества ждёт

своих новых творцов и подвижников как в теории, так и в практических

делах.

Авторским вкладом в развитие русского почвенничества кроме

обобщения самого понятия почвенничества как проявления русской

философской мысли в его взаимосвязи с русским космизмом в целом,

формулирования возможных путей его развития, можно считать отдельные

книги "Сказание о Беловодье", "Русский языческий круг", а также

приводимый во второй части настоящей книги вполне самостоятельную

работу "Священное краеведение".

 

 

ГЛАВА 1.3 ЧЕЛОВЕКОКОСМИЗМ

 

 

1.3.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

/М.В. Ломоносов/

 

Если социология рассматривает человеческие сообщества в целом,

когда отдельные люди представляются через призму общественного, то

взгляд и движение к тому же социуму от человека, от личности можно

назвать человекокосмизмом.

При этом для данного направления в рамках русского космизма,

космосом уже будет микрокосмос отдельной личности и его связь как с

себе подобными, так и окружающим миром в целом.

Практическим авторским вкладом в развитие русского

человекокозмизма выступает отдельная работа "Объёмная психология",

приводимая во второй части настоящей книги, где вводится понятие

объёмной психологии с использованием многополюсной бинарной системы

психологических координат и приводятся примеры практических оценок, а

также планируемая работа, посвященная отдельным аспектам

искусственного интеллекта, то есть перспектив создания личностей

искусственных.

 

 

1.3.2 ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКОКОСМИЗМА

 

Первым в списке представителей направления русского

человекокосмизма бесспорно можно поставить книгоиздателя Флорентия

Фёдоровича Павленкова (1839 - 1900). Им издан огромный объем

всевозможной литературы по доступным массовому читателю ценам,

включая Энциклопедический словарь 1989 года. Самым же знаковым

вкладом Павленкова в русскую культуру стала замечательная серия -

биографическая библиотека "Жизнь замечательных людей", которая

издаётся до сих пор. Павленковская серия стала первым в нашей стране

универсальным собранием биографий.

 

 

ГЛАВА 1.4 СОЦИОКОСМИЗМ

 

 

1.4.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

Жить нужно не для себя, и

не для других, а со всеми и для всех.

/Н.Ф. Федоров/

 

Социокосмизм в общих рамках русского космизма - это совокупность

принципов общежития людей, соединенных общим жизненным пространством

и общей традицией. При этом общество с единой культурной системой

координат предстает как социальная галактика со многими созвездиями,

звездами, планетами и лунами. Только космическими объектами здесь

выступают люди - как живущие сейчас, так и уже ушедшие, но оставившие

память о себе.

Выработка норм и принципов общежития присущи нашему народу не в

меньшей степени чем другим народам мира. Практический результат таких

поисков - самая большая по территории страна. Значит есть нечто

хорошее, заслуживающее внимания, одобрения и развития. Немало и

негативных явлений, требующих разрешения.

 

 

1.4.2 ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОГО СОЦИОКОСМИЗМА

 

Величиной номер один русского социокосмизма можно по праву

считать Александра Сергеевича Пушкина. Если М.В. Ломоносов заложил

основы современного русского литературного языка, то А.С. Пушкин во

всей полноте и красочности продемонстрировал его возможности. Слово

же язык синоним слову народ, а выражение "притча во языцах" означает

"народное предание". Вклад Александра Сергеевича трудно даже оценить,

образы и ритмы его произведений, впитавшие народные традиции,

встречают нас в раннем детстве, закрепляются в школе, а дальше мы уже

живем в этой системе координат, не замечая её, как не замечаем воздух

нас окружающий.

Неоценимый вклад в развитие политической и правовой науки России

внёс Михаил Михайлович Сперанский (1772 - 1839). Под его руководством

была проделана гигантская работа по приведению в порядок веками

накопленного массива законодательства России, результатом чего были

Полное Собрание Законов Российской Империи и Свод законов Российской

Империи и рекомендации по их применению. Им заложены основы

организации управления на основе права, методология решения сложных

задач соотношения власти и управления, общества и управления, проблем

внутренней организации государственных структур, взаимодействия их

функций и полномочий в общей системе управления. Причём не только в

теории, но и на практике - по его инициативе создан Государственный

Совет, разработана правовая основа управления Сибирью, проведены

реформы министерств и сената, основан Царскосельский лицей.

Примером выдающегося государственного деятеля, понимающего

толк в обустройстве социального космоса, может служить граф Уваров

Сергей Семенович (1786 - 1855). Поборник просвещенной монархии,

гарантирующей права человека и гражданина, убежденный сторонник

самобытного эволюционного пути развития России, он 37 лет возглавлял

Академию наук и 15 лет находился во главе Министерства народного

просвещения, создав фундамент образования, в том числе высшего

университетского. Он стал автором формулы национальной идеи своего

времени - православие, самодержавие, народность. Впервые народность,

под которой Уваров подразумевала бережное отношение к отечественной

истории, литературе, родному языку, обычаям, стала одним из главных

элементов государственной политики. Все это стало основой для

дальнейшей отмены крепостного права в России.

Совершенно космический размах в области русского социального

миротворения имеет Ульянов Владимир Ильич. Он достоин включения в

данный список хотя бы за то, что распространил на практике

аристократическое образования на всех граждан страны, что и привело в

дальнейшем ко многим успехам СССР. Социальные преобразования,

осуществленные как по его теоретическим разработкам, так и

непосредственным руководством имеют фантастические масштабы. Им был

создан совершенно новый тип государства, с уникальной системой

управления и плановой экономикой. Имя Ленина на мировом уровне стало

символом попытки практической реализации давней мечты многих людей -

равенства и достойной жизни не на небе, а на земле. Голос русской

правды был услышан и оценен на мировом уровне, а признание нашло

отражение в крылатой фразе: "Я русский бы выучил только за то, что им

разговаривал Ленин". Далеко не всё в заложенной В.И. Ульяновым

государственной системе прошло проверку временем, но бесспорно, что

опыт и удачные решения советского периода нашей страны найдут

применение и продолжение в будущем.

Как представителя социокосмизма здесь стоит ещё раз упомянуть

Александра Леонидовича Чижевского (1897 - 1964). Его труды конечно же

имеют отношение в первую очередь к общим вопросам русского космизма,

но среди них есть и работы, посвященные связи глобальных природных

явлений, особенно солнечной активности, с процессами, происходящими в

социуме. Особо здесь стоит отметить его докторскую диссертацию

"Исследование периодичности всемирно-исторического процесса", которая

была защищена в 1918 году. Так что в наши дни все, кто обращается к

исследованию периодических социальных процессов, не может не

учитывать и закономерности выявленные Чижевским.

К знаковым фигурам русского социокосмизма бесспорно можно

отнести Гумилёва Льва Николаевича (1912 - 1992) - талантливейшего

самобытного учёного, основателя новой дисциплины в науке - этнологии,

лежащей на стыке нескольких отраслей знаний - этнографии, истории,

географии, археологии, психологии, социологии. Лев Гумилёв

рассматривал этнос как звено между природной средой и обществом.

Вершиной его исследований стала оригинальная пассионарная теория

этногенеза, описывающая исторический процесс как взаимодействие

развивающихся этносов с вмещающим их ландшафтом и другими этносами.

И хотя теория не получила научного признания, она определила общий

вектор исследований. Введённые Гумилёвым понятия этносферы,

пассионарности, комплиментарности и многие другие прочно вошли в

науку.

И многие другие.

 

 

1.4.3 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО СОЦИОКОСМИЗМА

 

Для развития русского социокосмизма, также как и других

направлений космизма, необходим общий принцип, способный стать

основой как для обобщения предыдущего положительного накопленного

опыта, так и синхронизирующий усилия многих исследователей и

практиков на перспективу. Таким принципом может стать - целостность.

Что это такое?

 

ЦЕЛОСТНОСТЬ - ЭТО КОНКРЕТИЗАЦИЯ ОБЬЕКТА РАССМОТРЕНИЯ ЧЕРЕЗ

ОПИСАНИЯ ЕГО ГРАНИЧНЫХ УСЛОВИЙ.

 

Обозначенный принцип требует перед рассмотрением каких-либо

социальных процессов или явлений определить сначала сам объект,

обозначив его границу. И только после этого описываются внешние

факторы и внутренние процессы. Само понятие целостности содержит в

себе и другие смыслы, одно из которых, например, "цель".

В развитии русского социокосмизма можно выделить три больших

самостоятельных направления.

Во-первых, это исследования и разработки в области социального

и государственного обустройства и управления применительно к России.

Отказ от коммунистической идеологии и построенного на основе этой

идеологии государства и общества требует поиска и внедрения новых

решений. Подобная проектная ситуация в России возникала и ранее,

например, после революций 1917 года. Положение усугубляется ещё и

тем, что наши геополитические оппоненты вообще пытаются направить

развитие событий в сторону отказа от государств как формы общежития

народов, перейдя к однополярному миру с управлением из единого

центра, превратив остальной территории в подконтрольные протектораты.

Вместо отказа от государств как таковых русский социокосмизм

может предложить решение прямо противоположное - развитие самого

института государственности, вплоть до корректировки самого понятия.

Если до сих пор под государством, как правило, понимались

определенный принцип и структура управления, то здесь предлагается







Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 73. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2018 год . (1.514 сек.) русская версия | украинская версия