Античная философия. Досократики
Социально-исторические предпосылки и духовно-культурные источники. Античная философия – порождение творческого гения древних греков, обогативших мировую культуру не только великими творениями в области искусства, но и в чисто интеллектуальной области совершивших беспримерный прорыв, открывший человечеству дорогу в точное, в том числе теоретическое естествознание. На счету у греков также великое открытие и в области социальной практики – демократия (в её рабовладельческой ипостаси) как политический институт организации и функционирования государства впервые возникает и достигает своих высокоразвитых форм именно у древних греков. Государственный строй греков – полисная система (“полис- город-государство”), совокупность небольших свободных, то и дело воевавших друг с другом рабовладельческих государств. По мере роста населения и недостатка плодородных земель в самой материковой Греции греки вынуждены были осваивать новые территории на побережье Средиземного и Чёрного морей, где они создавали свои новые полисы – колонии. Единство греческого мира обеспечивалось общей культурой, ядро которой составляла политеистическая (политеизм - многобожие), основанная на мифологических представлениях религия. Разбросанные по всему тогдашнему греческому миру святилища и храмы, посвященные тем или иным богам и героям и регулярно проводившиеся общегреческие празднества и игры в их честь объединяли греков – граждан и горячих патриотов своих родных полисов – в единое культурное целое. Греческое жречество, обслуживавшее обрядовые нужды греков в святилищах и храмах, не стало силой, безраздельно господствующей в их духовной жизни во многом и потому, что у греков не было “священного писания” в том смысле, в каком “Веды” были у индоарийцев. Гомеровские поэмы “Илиада” и ”Одиссея”, наиболее полно выразившие официальную греческую религиозность, хотя в обязательном порядке и заучивались молодёжью наизусть, воспринимали, однако, как творения человеческого ума, пусть и посвященные прославлению богов и героев. А некоторые важные особенности гомеровской поэзии непосредственно способствовали формированию философского мировоззрения. Так, неизбежный во всякой мифологии фантастический элемент у Гомера представлен очень умеренно и не является доминирующим. Реальность дана в её целостности, а изображение её у Гомера неизменно сопровождается развёрнутой мотивацией и раскрытием причин всех описываемых поступков и событий. Наряду с публичной религией в толще народной жизни широкое распространение имел орфизм, связанный с культом легендарного поэта Орфея. В противоположность гомеровским представлениям о смертности человека и конечности его существования в орфизме присутствует идея бессмертной человеческой души, её перевоплощениях и необходимости освобождения этого божественного начала от телесности как цели человеческой жизни. Первые философские школы Древней Греции возникли в Ионии, в греческих колониях – полисах на средиземноморском побережье Малой Азии(современная Турция). Расположенные на пересечении торговых и культурных связей между основными высокоразвитыми цивилизационными центрами тогдашнего древнего мира,эти греческие города-государства достигли своего экономического и культурного расцвета, обеспечив соответствующую почву для появления философии. Мифология греков – это персонификация и обожествление природных сил и явлений. В философии древних греков природа также остаётся средоточием их внимания, но уже не мифологического, на основе символов и образов, а рационального, на основе разума и логоса, её осмысления и освоения. Периодизация античной философии. Развитие античной философии продолжалось более 1000 лет. Возникнув в VI в. до н.э., она закончила своё существование в VI в. новой, уже христианской эры (в 529 году император Юстиниан своим указом закрыл “языческие” философские школы.) В истории античной философии обычно выделяется три основных этапа: I) период натурфилософии (досократиков или физиков) – VI – V вв. до н.э. II) классический период V-IV вв. до н.э. III) эллинистически-римский период - IV в.до н.э. – VI в. н.э. I) Натурфилософия. Проблема Физиса (природы) – в центре внимания первых философских школ. Но под природой досократики понимают не просто окружающий мир, а единую первооснову всего существующего в мире многообразия вещей и явлений. Физис един, вечен и неизменен, а всё, что из него возникает - изменчиво,сложно, не является простым. Определяется это единое первоначало по-разному: как вода (Фалес), воздух(Анаксимен), огонь(Гераклит), апейрон – некое неопределённое, бесконечное начало, аналогичное полям современной физики (Анаксимандр). У Эмпедокла физис включает в себя 4 “корня” – воду, огонь, воздух и землю. Важным развитием данной проблематики явилось учение Пифагора о том, что физис – это число. Пифагорейцы привлекли внимание к количественной соразмерности всего существующего, о его пронизанности количественными соотношениями. Отсюда их тезис, что мир – это упорядоченное, гармоничное целое – Космос (греч- порядок). Представители элейской школы (Парменид, Зенон) в рамках проблематики физиса развили учение о бытии, едином, вечном, неизменном, которое есть мышление, противоположное миру чувственно воспринимаемых явлений. Это и было то зерно, из которого выросло важнейшее достижение европейской культуры – непротиворечивое дедуктивное мышление из единых посылок, общеобязательное и безусловное,синоним и основа строгой науки, точного естествознания. Атомисты (Демокрит, Левкипп) обосновали тезис, что физис- это бесконечное множество атомов (греч. атом- “неделимый”), вечных, неизменных, неделимых, недоступных по своим ничтожно малым размерам чувственному восприятию, а постигаемых лишь разумом первоэлементов, из сочетания которых и образуются все тела. Но Физис для досократиков не только единый первоисточник, порождающее первоначало всех вещей, но и начало упорядочивающее. Ему внутренне присущ Логос (категория впервые введена Гераклитом, букв. – слово, понятие; мысль, разум), универсальная всепроникающая закономерность или управляющий всем мировой разум. А каждой человеческой душе, по Гераклиту, присущ, прошу внимания, логос самообогащающийся, да ещё и беспредельный. Занятие философией как средством обретения истинного знания о подлинной реальности было поднято досократиками до степени религиозного служения и понималось как ещё более надёжный путь очищения души и достижения внутренней свободы. Досократики вскрыли противоположность реальности чувственно-воспринимаемой и реальности умопостигаемой, показали их онтологическую и гносеологическую нередуцируемость, несводимость друг к другу и, соответственно, необходимость поиска адекватных методов и инструментов освоения этих двух регионов бытия. Их прорыв в область строгого, безусловного и всеобще необходимого мышления предопределили дальнейшие великие достижения античной мысли в области логики, диалектики и в целом теоретического, основанного на познании сущности, освоения реальности.
|