Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Людвиг Фейербах





 

Людвиг Фейербах (1804 - 1872) завершает блестящую плеяду выдающихся мыслителей немецкой классической философии. В молодости он был последователем гегелевской философии, входил в круг «младогегельянцев». Но под влиянием работ французских материалистов 18 в. порвал с гегелевским идеализмом и перешел на позиции материализма. Философия Фейербаха – антропологический материализм, так как в центре философии, по убеждению Фейербаха, должна стоять проблема человека. Соответственно, философия Фейербаха – антропоцентрична. «Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный универсальный предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку».

В понимании же человека Фейербах основной акцент делает на природное, биологическое начало в нем и поэтому недостаточно учитывает социальное измерение, социальный круг человеческого бытия. «Я подлинное чувственное существо: тело входит в мою сущность; тело в полноте своего состава и есть мое Я, составляет мою сущность».В этом существенный недостаток его философии, который во многом был обусловлен логикой его борьбы с идеализмом вообще и гегелевским объективным идеализмом в частности. В своей главной философской работе «Сущность христианства» Фейербах раскрывает общность философского идеализма и религии, состоящую, по Фейербаху, в том, что и в том и в другом случае сознание, разум, воля человека как его сущностная характеристика отрываются, отчуждаются от человека, превращаются в самостоятельную, не зависящую ни от чего субстанцию и становятся объектом поклонения. Соответственно, свою задачу Фейербах видит в раскрытии тайны, секрета этой метаморфозы. «Человек – и в этом заключается тайна религии – объективирует свою сущность и делает себя предметом этой объективированной сущности, превратившейся в субъект, в личность, он относится к себе как к объекту… В религии человек раздваивается в самом себе: он противопоставляет себе бога как нечто противоположное ему». Преодоление такого религиозного отчуждения человека от его природной, биологической основы и сущности означает для Фейербаха и его освобождение от самых тяжких оков. Устранение, по Фейербаху, «чрезвычайно пагубного противоречия» между религией и «прогрессивным разумом и облагороженным чувством человека» «есть необходимое условие возрождения человечества, единственное условие, так сказать, нового человечества и нового времени. Без него все политические и социальные реформы тщетны… Я гроша не дам за такую политическую свободу, которая оставляет человека рабом религии. Истинная свобода лишь там, где человек свободен также и от религиозных предрассудков; истинное образование лишь там, где человек возвысился над своими религиозными предрассудками и воображением». При этом, однако, Фейербах, отвергая традиционную религию и философский идеализм, ратует тем не менее за создание новой религии, в которой объектом поклонения для человека будет уже не бог, а другой человек. «Мы должны на место любви к богу поставить любовь к человеку как единственную истинную религию, на место веры в бога – веру человека в самого себя, в свою собственную силу, веру в то, что судьба человечества зависит не от существа, вне его или над ним стоящего, а от него самого, что единственным дьяволом человека является человек грубый, суеверный, своекорыстный, злой, но также единственным богом человека является человек». Все богатство социальных отношений и связей между людьми в обществе Фейербах сводит в основном к отношениям моральным, чувственно-эмоциональным, в первую очередь к отношениям чувственной, половой любви. «Новая философия коренится в истинности любви, в истинности чувства». Это значит, что в понимании социальных явлений, в трактовке социума Фейербах не смог, при всем своем стремлении, преодолеть идеалистического подхода. В этом тоже важнейший недостаток его философии. Материализм Фейербаха, не преодолевший, как мы только что отметили, границ онтологии, остался при этом и материализмом метафизическим. В запале идейной полемики с Гегелем Фейербах не заметил и должным образом не оценил важнейшее ее достижение – диалектику. Отбросив гегелевский объективный идеализм, Фейербах, говоря словами Ф.Энгельса, выбросил с водой и ребенка. Поэтому он не смог придать своему антропологическому материализму диалектический характер, что также является его существенной ограниченностью.

В гносеологии Фейербах занимает сенсуалистическую позицию, настаивая на приоритете чувственного познания в познавательном процессе. «Новая философия в отношении своих основ есть не что иное, как сущность чувства, возведенная до сознания; она только подтверждает в уме и при помощи ума то, что исповедуется сердцем каждого настоящего человека; она есть возведенное к уму сердце. Сердцу не нужны абстрактные, метафизические или теологические объекты, ему нужны подлинные, чувственные объекты и существа». В рамках такого подхода он выдвигает и обосновывает исключительно значимое как для гносеологии, так и для глубокого научного понимания онтогенеза (формирования человеческой личности, пробуждения, роста и развития индивидуального сознания) положение о первичности и безусловной приоритетности в этом процессе живой человеческой коммуникации, непосредственных субъект-субъективных отношений, образующих надежную исходную основу, фундамент последующей успешной и эффективной уже субъект-объектной взаимосвязи, взаимодействия индивида с внешней средой. «Я есмь Я только посредством тебя и с тобою. Я сознаю самого себя только потому, что ты противостоишь моему сознанию как очевидное и осязаемое Я, как другой человек. Знаю ли я, что я мужчина и что такое мужчина, если мне не противостоит женщина? Я сознаю себя самого – это значит, что прежде всего другого я сознаю, что я мужчина, если я действительно мужчина». Поставив в центр философии человека, Фейербах предвосхитил многие идеи философии «человеческого существования», экзистенциализма в ХХ в. «Истина – не в мышлении и не в знании, как таковом. Истина – в полноте человеческой жизни и существа». В ХIХ в. его антропологический материализм дал мощный толчек формированию материалистической философии К.Маркса и Ф.Энгельса.

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 749. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия