REAL PEOPLE PRESS 14 страница
Аарон: Ага. (Поворачивается и начинает говорить с Робби.)
Вирджиния (берет его за плечи и мягко поворачивает лицом к себе): Посмотри, посмотри, посмотри на меня. (Аарон морщит лоб.) Ты не должен беспокоиться (Вирджиния слегка целует его) о нем (Робби) прямо сейчас. (Аарон: «Хо- 2О5 2Об
рошо».) Но я хотела бы, чтобы ты — если ты знаешь, как, и я сейчас показала тебе это, — нежно положил руки на лицо Бетти (Вирджиния снова берет лицо Аарона в свои руки и Аарон делает то же самое) и дал ей испытать добрые чувства от твоих рук, и ты можешь почувствовать ее руки. Ты можешь сделать это? Аарон (весело): Ладно.
Вирджиния: Замечательно, теперь посиди здесь минутку. (Робби сидит, отвернувшись, и играет чашкой на низеньком столике. Вирджиния мягко притягивает Робби за плечи.) Робби, иди сюда, дорогой. Вынь свой палец из чашки. Мне нравится, когда ты делаешь вот так. (Она быстро берет его руки.) Посмотри на меня. (Она берет его руками за торс на уровне груди.) Можешь положить руки на мое лицо? (Робби взглядывает вверх и кладет левую руку на щеку Вирджинии.) Другую руку тоже. (Она кладет его правую руку на другую щеку и держит его за оба запястья.) Вот так. Тебе это нравится? Робби (кивает): Да. Да.
Вирджиния (берет его лицо в свои руки): Прекрасно, теперь позволь мне, позволь мне положить руки тебе на лицо. Посмотри на меня теперь. Тебе это нравится? Теперь я попрошу твою маму войти сюда. Бетти... (Бетти и Боб возвращаются, Боб остается за пределами объектива камеры.) Можешь ли ты взять свои чудесные маленькие ручки и положить их на лицо Бетти, как сейчас? (Показывает ему, делая это сама.) Можешь ли ты сделать так? Просто сделать так? (Робби на короткое время'кладет руки на лицо Бетти.) Чуть больше похоже на это. (Показываетеще раз.) Просто держи ее, как... прекрасно, просто держи ее милое лицо. (Вирджиния поддерживает руки Робби, и Бетти тоже кладет руки на лицо Робби.) Теперь, можешь ли ты дать ей сейчас... (Робби смеется) дать ей почувствовать тебя тоже? Аарон (протягивает руку к лицу Бетти): Теперь дай мне по- чувствовать тебя.
Вирджиния (обращается к Аарону): Подожди, подожди минутку. (Вирджиния мягко опускает руку Аарона и поворачивается к Робби. Бетти все еще держит его лицо в руках.) Как ты
думаешь, ты смог бы несколько раз в день подойти к этой милой женщине и протянуть ей руки, как сейчас? Ты сможешь делать это? (Вирджиния снова показывает ему — одной рукой, и Робби копирует ее жест.) Ты сможешь делать это? Теперь ты, Робби, не можешь ли отодвинуться вот туда (Вирджиния обеими руками сажает Робби сбоку от себя и обнимает его левой рукой), а ты, Аарон, не сядешь ли здесь? (Аарон: «Хорошо».) Прямо здесь. (Вирджиния указывает на стул и направляет, держа рукой за плечо, пока он садится.) Робби: Могу я сесть...
Вирджиния (обращается к Робби): А ты просто оставайся там, где ты сейчас. (Обращается к Аарону.) Не можешь ли наклониться сюда (Вирджиния показывает рукой) и положить свои милые нежные ручки на лицо своей мамы, и почувствуй это, просто почувствуй это. Аарон (обращается к Бетти, с улыбкой): Это приятно? Бетти (мягко): Угу. Аарон: Теперь почувствуй меня. (Бетти кладет руки на лицо Аарона.) Робби: Я могу быстро бегать! Вирджиния: О да, я знаю. (Обращается к Аарону.) Так, хорошо. Тебе нравится это. И как я вижу, Бетти это тоже нравится. Аарон: Давай теперь пожмем руки, мам. (Аарон разводит руки,
и Бетти обменивается с ним рукопожатием. Аарон поворачивается к Вирджинии.) И вы пожмите руку. (Вирджиния левой рукой пожимает его левую руку.)
Вирджиния (обращается к Аарону, который все еще держит ее левую руку): Да, хорошо. Теперь я хотела бы узнать у тебя, можешь ли ты запомнить (гладит его по лбу правой рукой, отводя волосы со лба), что ты можешь, ты можешь так чудесно положить руки на лицо своей мамы. (Вирджиния кладет правую руку на лицо Бетти.) Аарон: Угу. (Кладет свою правую руку на лицо матери, как это сделала Вирджиния.) Вирджиния: Обе руки вот так (показывает), так, чтобы ты держал ее. (Аарон повторяет жест двумя руками.) Держи ее лицо. 2О7 208 Аарон: Я держу тебя. (Он улыбается и целует Бетти, а потом обнимает ее, в то время как Робби целует Вирджинию, и они обнимаются.)
Вирджиния: Теперь я хотела бы попросить вашего папу подойти сюда. (Боб садится и начинает прикреплять микрофон.) Итак, у вашего папы, как вы можете заметить, на лице много волос. (Вирджиния кладет одну руку на спину Робби, а второй мягко держит запястье Аарона.) Что вы могли бы — просто провести этими милыми ручками по его лицу, вот так (показывает), чтобы почувствовать прикосновение. Аарон (кладет руку на лицо Боба): Тебе приятно, папочка? Боб (все еще занят микрофоном): Угу. (Аарон целует Боба.) Вирджиния (держит одну руку на талии Робби): Можешь ли ты теперь попросить своего папу, чтобы он сделал то же самое с тобой? Аарон: Можешь сделать так со мной? (Боб отвечает «конеч-
но» и кладет руку на лицо Аарона, а затем целует его. Аарон взволнованно смеется.) Сделай еще раз! (Робби тянется к Бетти и притрагивается к ее лицу, она тянется к нему в ответ.)
Вирджиния (берет Аарона за руку): Итак, это может прозвучать немного странно. (Робби придвигается к Бобу и тянется к его лицу.) Да, ты тоже можешь это сделать — положи ручки на лицо своего папы (показывает). Обе руки, как будто держишь что-то особенное. Потому что это так и есть. (Робби забирается на колени к Бобу, а Аарон — на колени к Бетти, пока Вирджиния говорит с родителями.)
Эти маленькие ручки знают множество вещей, их необходимо обучить заново. Хорошо. Оба эти мальчика полны энергии, так же как и вы оба. И я собираюсь поговорить с вашим психотерапевтом о выделении для вас какого-то пространства, чтобы вы могли получить небольшую передышку (от детей). Однако используйте любую возможность, какая вам представится, чтобы практиковать такой вот физический контакт. И еще я хотела бы порекомендовать вам, чтобы вы оба четко понимали свои ожидания.
И чтобы вы (Боб) могли научиться у Бетти более быстро обращать внимание (на детей). Я хотела бы, чтобы сообщения, которые вы передаете, не содержали «нельзя», не содержали «перестань», и чтобы сила ваших руки, когда вы берете их... Я не знаю, смогу ли я объяснить вам... дайте мне, пожалуйста, вашу руку (беретБоба за предплечье). Позвольте мне показать вам разницу. Возьмите мою руку, как будто хотите схватить меня. (Боб захватывает ее руку.) Прекрасно. Смотрите, когда вы делаете это, мои мышцы начинают напрягаться, и я хочу вырваться. (Бобкивает.) Теперь возьмите мою руку, как будто хотите защитить меня. (Боб берет ее за руку.) Прекрасно. Сейчас я чувствую вашу силу, но у меня нет желания вырываться, как раньше. (Боб: «Да».)
И я хотела бы, чтобы вы много, очень много прикасались к обоим своим детям. И когда они начнут (плохо себя вести), просто подойдите — ничего не говорите — подойдите к ним и просто возьмите их (показывает оберегающее движение, беря Робби за оба предплечья). Но вы должны твердо знать, что не тянете их (Аарон быстро кладет руки поверх рук Вирджинии и Робби) вот так (показывает), а берете сильным движением (обеими руками поглаживает плечи Боба), как вы только что видели. Я тоже продемонстрирую это вам. Вначале я хочу схватить вас (показывает) вот так. (Боб: «Да-а».) Вы видите, вам хочется вырваться. Прекрасно. А теперь я хочу, чтобы вы почувствовали силу (держит его за плечо обеими руками. Робби гладит руку Вирджинии). Ноя не собираюсь просить вас делать что-то в ответ. Вот самое важное, с чего вы должны начинать.
(Вирджиния поворачивается к Бетти и протягивает ей руку.) Хорошо. Теперь я хотела бы проделать то же самое с вами. Итак, возьмите мою руку действительно крепко (Бетти захватывает руку Вирджинии; Аарон повторяет ее движение). Да-да, правильно, как будто вы действительно хотите показать мне «что почем». Хорошо. Замечательно. Теперь возьмите меня так, будто хотите поддержать меня, но в то же время ввести в определенные границы. (Аарон тянется к руке Бетти, и Вирджиния берет его за руку свободной рукой.) Чуть крепче, чуть крепче.
(Робби берет Вирджинию за плечо обеими руками, копируя жест Бетти.) Теперь (обращается к Бетти) попробуйте сделать это снизу и положите вторую руку сверху. (Бетти держит ее обеими руками.) Прекрасно. Сейчас вы сжимаете меня немного крепче, но я не буду вырываться. Я не чувствую, что хочу сделать вот так (тянетруку на себя). Это реакция нашего тела. (Аарон играет с очками Вирджинии.)
Итак, в следующий раз, когда вы увидите, что что-то происходит, вам надо подойти и взять их вот так (Вирджиния показывает, взяв Аарона за плечи), а затем мягко увести. (Вирджиния берет Аарона за руки и начинает снимать с колен Бетти.) Аарон, сейчас я хочу, чтобы ты подошел сюда, потому что я хочу быстренько показать кое-что твоей матери. (Аарон: «Хорошо».) Просто отодвинься сюда, в сторонку, это ненадолго. Теперь, допустим, в какой-то момент я не подумала и взяла вас вот так (внезапно хватает Бетти за плечи обеими руками.) Видите, что вам хочется сделать? (Бетти кивает.) Прекрасно. Теперь я хочу сделать это по-другому. Я передаю вам то же самое сообщение. (Вирджиния твердо держит плечи Бетти обеими руками, смотрит ей прямо в глаза и начинает вставать), но я делаю это вот так. И я смотрю на вас, и я передаю вам прямое сообщение. Хорошо. Сейчас ваше тело не собирается негативно на меня реагировать. Оно чувствует, что его остановили, но без негатива. А затем я беру вас вот так (Вирджиния обхватывает Бетти одной рукой за спину, а вторую кладет на плечо). Просто встаньте (Бетти встает). Я беру вас вот так. Я обхватила вас вот так (Вирджиния обхватывает Бетти обеими руками и притягивает ближе к себе), и теперь я буду держать вас. Я буду держать вас так некоторое время.
В интервью, которое она дала после этой сессии Рамону Кор-ралесу из Института семейной психотерапии в Канзас-Сити, Вирджиния дает пояснения по поводу того, как она использует прикосновения — и на этой сессии, и вообще (см. раздел «Основные паттерны работы Сатир» — «Физический контакт»).
Вто время как большинство людей сваливают все внутренние процессы обработки информации в одну кучу и называют это «мышлением», Ричард Бэндлер и Джон Грин-дер заметили, что можно с большой пользой разделить все мыслительные процессы по сенсорным модальностям.
Внутренние процессы обработки информации мы можем разделить на визуальные (зрение), аудиальные (слух), кинестетические (физические ощущения), обонятельные и вкусовые. Когда вы читаете слово «цирк», вы можете, определяя его значение, представить себе цирковую арену, слонов или воздушных акробатов, вы можете также услышать в своем воображении бравурную музыку, ощутить жесткое сиденье или тяжесть ребенка, сидящего у вас на коленях, почувствовать возбуждение, а также ощутить запах и вкус попкорна или сладкой ваты. Значение слова может быть представлено любым из этих пяти сенсорных каналов или любой их комбинацией.
Бэндлер и Гриндер также обратили внимание на определенную закономерность движений глаз человека — они обусловлены тем, в какой сенсорной модальности происходит в данный момент обработка информации. Эти движения глаз получили название ключи глазного доступа, и их можно отчетливо наблюдать в процессе взаимодействия Вирджинии Сатир и Линды на видеозаписи, транскрипт которой составляет основное содержание данной книги. Ключи глазного доступа позволяют получить Приложение III Ключи глазного доступа ! дополнительную ценную информацию относительно того, как данный человек организует свой внутренний опыт.
На рисунке на следующей странице указаны сенсорные модальности, соответствующие у большинства людей тому или иному положению глаз. Движения глаз примерно у 5% людей подчиняются обратным закономерностям, так что для них этот рисунок должен быть взят в зеркальном отображении.
Рисунок будет проще использовать, если вы наложите его поверх лица собеседника, так что когда вы увидите, что он смотрит в том или ином направлении, вы сможете представить надпись, соответствующую данному ключу глазного доступа.
Если вы просмотрите упомянутую видеозапись работы Вирджинии, вы сможете ясно увидеть сигналы, указывающие, к каким внутренним процессам она сейчас получает доступ. Она часто смотрит вверх и влево от себя, чтобы увидеть внутренний образ — либо того, что только что сказала Линда, либо того, что она сама собирается делать дальше. Вирджиния также часто смотрит вниз и влево от себя, вспоминая, что ей говорила Линда, или проговаривая про себя то, что собирается сказать дальше. Поскольку Вирджиния очень быстро получает доступ к чувствам — непосредственно от внутренних образов и слов, — вы почти не увидите, что она смотрит вниз и вправо от себя.
Линда также часто смотрит вверх и влево, воспроизводя множество внутренних образов, и редко — вниз и влево, вспоминая какие-то слова. Линда также смотрит вверх и вправо, когда визуализирует образы, которых на самом деле не видела, — например, когда она представляет, что ей хотелось бы изменить в будущем, или думает о том, как ей по-новому воспринимать свою мать. Многие из этих движений глаз отмечены в транскрипте, особенно ближе к началу.
Хотя эти ключи не так важны для понимания работы Вирджинии на данной сессии, они все же дают вам дополнительную информацию, позволяя отследить внутренние процессы, недоступные для непосредственного наблюдения.
Vr — Визуальное воспроизведение. Человек представляет себе образы, которые видел раньше, и именно так, как он их видел. Примеры вопросов, с помощью которых можно вызвать данный доступ: «Какого цвета глаза вашей матери?»; «Как выглядит ваше пальто?»
Vе — Визуальное конструирование. Человек представляет образы, которые до того никогда не видел, или уже виденные образы, но по-другому, не так, как видел их на самом деле. Пример вопроса, с помощью которого можно вызвать данный вид обработки: «На что будет похож оранжевый гиппопотам с фиолетовыми пятнами?»
Аг — Аудиальное воспроизведение. Человек вспоминает звуки, которые слышал раньше. Вызвать данный вид обработки можно, например, с помощью вопроса: «Как звучит сигнал вашего будильника?»
Ас — Аудиальное конструирование. Человек представляет звуки, которые до того никогда не слышал. Вопросы, с помощью которых можно вызвать данный вид обработки: «Как звучали бы аплодисменты, превратившиеся в пение птиц?»; «Как звучал бы ваш голос, если бы он был на октаву ниже?»
Ad — Аудиальный дигитальный. Внутренняя речь. Примеры вопросов, с помощью которых можно вызвать данный процесс: «Можете ли вы сказать себе то, что часто говорите себе?»; «Можете ли вы прочитать про себя Клятву на верность флагу?»
К — Кинестетика. Испытываемые эмоции, тактильные ощущения (воспринимаемые кожными рецепторами) или проприоцептивные ощущения (мышечные ощущения при движении и напряжении). Вопросы для вызова данного вида обработки: «На что похоже ощущение счастья?» «Что чувствуешь при прикосновении к сосновой шишке?» «На что похоже ощущение бега?»
Более подробно ключи глазного доступа рассматриваются в книге «Из лягушек — в принцы» (Frogs into Princes. Bandler, Grinder, 1979) Приложение IV Медитация Вирджинии Сатир
Во время семинаров, особенно в конце дня, Вирджиния часто предлагала провести то, что она называла «медитацией» или «процессом». Она просила присутствующих устроиться поудобнее, закрыть глаза и расслабиться. Часто она включала спокойную музыку и начинала говорить медленно и ясно.
Хотя Вирджиния нерднократно довольно резко отзывалась о гипнозе, поскольку ей не нравилась идея манипулирования людьми, эти медитации содержали те же виды вербальных и невербальных паттернов и пресуппозиций, что и явные гипнотические индукции.
Предлагаемая вашему вниманию медитация взята из книги «Медитации Вирджинии Сатир» {The Meditations of Virginia Satir. Banmen A., Banmen J., 1991). Сначала приводится полный текст медитации. Затем этот текст повторяется, но уже с комментариями, указывающими на вербальные гипнотические паттерны, которые Вирджиния использовала, чтобы создать усиливающие пресуппозиции относительно ресурсов, способностей и выбора. Как сделать выбор, который вас устраивает
Когда мы рассматриваем ресурсы, которые у нас есть, осознайте и признайте всё, что мы когда-либо видели и слышали, ощущали и обоняли, к чему прикасались, все мысли и чувства, которые к настоящему времени стали частью нашей жизни, все варианты действий, которые мы выбирали, и все слова и движения. У нас есть огромные возможности для выбора.
И если мы выбрали в прошлом один путь, это не значит, что мы обязаны следовать ему, но он может стать одним из вариантов, когда мы добавляем другие возможности.
По мере того как мы полностью входим в контакт с присущими каждому из нас от рождения способностями выбирать — из всего, что у нас есть на данный момент, — то, что нас устраивает больше всего, мы замечаем вещи, которые мы не используем.
Когда-то они были вполне уместными, но сейчас мы можем освободиться от них и отправить их идти своим путем, сказав спасибо за все, что они сделали для нас тогда. Больше не приносят пользы такие мысли, как: «Я никогда не должен делиться своими чувствами, иначе ты можешь пострадать». Может быть когда-то это действительно было уместно, но может быть это больше никогда не пригодится.
Если вам довелось обнаружить множество вещей, которым вы научились и которые больше не приносят вам никакой пользы, так может, позвольте себе и сделайте выбор — дайте им уйти, унося с собой вашу благодарность. Когда-то они хорошо служили вам, но сейчас они вам больше не нужны. И, может, вы увидите в том, что вы имеете, то, что вам больше всего подходит? Гордитесь этим и дайте себе разрешение и добавьте то, в чем вы нуждаетесь или что вы хотите, и все еще не имеете.
Когда вы позволите себе снова осмотреть свои ресурсы, начните более полно осознавать, что они здесь для того, чтобы вы ими пользовались.
Что вы тот, кто не только выбирает, что именно вы будете использовать, но вы выбираете то, как именно вы будете это использовать.
И может, пока вы делаете это, также дайте себе разрешение отпустить все, кроме того опыта, который вы можете использовать для обучения, и тем самым сделайте ваше настоящее просветленным. Как сделать выбор, который вас устраивает — комментарии
Когда мы рассматриваем ресурсы, которые у нас есть, осознайте и признайте всё, что мы когда-либо видели и слышали, ощущали и обоняли, к чему прикасались, все мысли и чувства, которые к настоящему времени стали частью нашей жизни, все варианты действий, которые мы выбирали, и все слова и движения.
Слово «когда» подразумевает, что слушатели имеют некие ресурсы и рассматривают их. «Когда» также вводит в качестве пресуппозиции остальную часть предложения. Выражение «осознайте и признайте» представляет собой прямую команду, также основанную на пресуппозиции, которая идет за этими словами. Это пример вложенных пресуппозиций: «осознайте и признайте» вложено в «когда».
Все, что говорит Вирджиния, сформулировано очень обобщенно и универсально, так что каждый человек может адаптировать ее слова к самому себе. Все люди имеют нечто, что они «когда-либо видели и слышали, ощущали и обоняли, к чему прикасались» и т. д. Однако большинство людей не ценят абсолютно все, что происходило в их жизни. Такое признание является важным первым шагом к более полному принятию самого себя и готовности оценить и изменить все то, что больше не работает.
Включение вариантов действий, которые выбирал человек, в перечень событий прошлого также имеет большое значение. Многие люди не думают, что им часто приходилось что-то выбирать. Они полагают, что их решения были вынужденным образом приняты под влиянием определенных обстоятельств, и вследствие этого у них формируется ощущение себя как беспомощной жертвы. Трактовка прошлых событий как результата того или иного выбора усиливает человека, отводя ему активную роль в этом процессе.
Эта тема активного выбора выступает в качестве пресуппозиции и неоднократно повторяется на протяжении всей медитации. Упоминая немедленно после «вариантов действий» «все слова и движения» — т. е. вещи, которые делал каждый человек, — Вирджиния максимально увеличивает вероятность того, что ее слушатели примут и «варианты действий». У нас есть огромные возможности для выбора.
Пресуппозицией здесь является наличие выбора в настоящем. Даже если слушатели откажутся признать огромные возможности, наличие возможностей все же остается в качестве пресуппозиции.
И если мы выбрали в прошлом один путь, это не значит, что мы обязаны следовать ему, но он может стать одним из вариантов, когда мы добавляем другие возможности.
Пресуппозицией является осуществление выбора в прошлом. Сказав, что выбор, сделанный в прошлом, не обязывает человека всегда следовать тем же путем, Вирджиния вступает в противоречие с пресуппозицией, имеющейся у очень многих людей: что прошлое обычно неизбежно определяет настоящее. Поскольку многие могут отвергнуть сделанное ею утверждение, Вирджиния ставит после него союз «но», который отрицает ее слова, а затем предлагает новое утверждение — что старый выбор может остаться в качестве выбора «когда мы добавляем другие возможности». Добавление новых возможностей вводится в качестве пресуппозиции и связывается с использованием старого варианта выбора.
В целом данное высказывание оставляет слушателям две возможности: 1) не использовать старый вариант, если мы больше не хотим этого делать, и 2) продолжать использовать старый вариант, добавив к нему новые возможности. Обе эти возможности усиливаются подразумеваемой способностью делать выбор и осуществлять изменения.
По мере того как мы полностью входим в контакт с присущими каждому из нас от рождения способностями выбирать — из всего, что у нас есть на данный момент, — то, что нас устраивает больше всего, мы замечаем вещи, которые мы не используем.
Данное предложение — превосходный пример множественных пресуппозиций, относящихся к разным уровням, — в данном случае их семь и они вложены одна в другую. Чтобы упростить анализ, давайте сначала разберем первую часть предложения до слова «устраивает». 1. «По мере того как» вводит в качестве пресуппозиции остальную часть предложения. 2. «Мы полностью входим» подразумевает, что мы уже находимся в контакте с тем, что упомянуто далее. 3. «В контакт с» подразумевает наши врожденные способности к выбору. 4. «Выбирать» подразумевает все дальнейшее. 5. «То, что» подразумевает, что один из имеющихся вариантов «нас устраивает больше всего». 6. «Из всего» подразумевает несколько вариантов выбора, или ресурсы, которые «у нас есть на данный момент». Если мы суммируем уровни вложенных пресуппозиций от внешнего к внутреннему, мы сможем сказать: 7. Сейчас у нас есть множество вариантов выбора.
6. Некоторые из этих вариантов/ресурсов устраивают нас. 5. Некоторые из них устраивают нас больше всего. 4. Мы можем выбирать среди них. 3. Мы уже вошли в контакт со своей способностью делать выбор. 2. Мы полностью входим в контакт с данной способностью. 1. Все это происходит сейчас.
Вложенные пресуппозиции очень трудно распознать, даже когда они написаны на бумаге. Еще труднее это сделать, когда мы воспринимаем их на слух. И все же у нас не возникает трудностей с пониманием смысла этих слов, потому что обработка языковой информации происходит автоматически и неосознанно.
Используя слово «устраивает», Вирджиния мягко обходит необходимость выносить суждения относительно того, что «хорошо» и что «плохо», так же как и мучительное замешательство, которое сопровождает подобные суждения. В оставшейся части предложения Вирджиния вводит имеющую двойное значение пресуппозицию, что слушатели заметят «вещи, которые мы не используем». Первое значение данного утверждения может заключаться в том, что мы замечаем полезные варианты выбора и ресурсы, которые мы не использовали до сих пор, а второе значение — что мы замечаем старые формы поведения, которые больше не используем. Оба значения являются усиливающими. Первое отсылает нас к поиску тех полезных вариантов выбора и возможностей, который доступны нам и которые мы не использовали; второе является противоположным примером для бытующего мнения, что привычное поведение трудно изменить.
Когда-то они были вполне уместными, но сейчас мы можем освободиться от них и отправить их идти своим путем, сказав.спасибо за все, что они сделали для нас тогда.
Вирджиния говорит, что старые варианты выбора устраивали нас в прошлом, и добавляет союз «но», который отрицает подобную ситуацию «сейчас» — подразумевая, что больше они нас не устраивают. Поскольку они нас больше не устраивают, мы можем по своему желанию «отправить их идти своим путем». Добавляя «сказав спасибо за все, что они сделали для нас тогда», Вирджиния возвращается к мысли, что старые формы поведения были подходящим выбором в тот момент, когда они сформировались. Таким образом, она придает новый смысл проблемному поведению. Оно больше не является извращенной демонстрацией нашей тупости, оно становится просто несколько устарелым примером нашей позитивной способности обучаться и решать стоящие перед нами задачи. Данный рефрейминг действует на двух уровнях:
1. Уровень поведения. Вместо того чтобы отрицать проблемное поведение и бороться с ним, мы можем принять и оценить его, извлечь из него какие-то уроки и добавить к нему новые возможности, о которых Вирджиния упоминала раньше.
2. Уровень самооценки. Вместо того чтобы впадать в депрессию и ругать себя за проблемное поведение, мы можем испытать чувство удовлетворения своей способностью обучаться и решать стоящие перед нами задачи. Больше не приносят пользы такие мысли, как: «Я никогда не должен делиться своими чувствами, иначе ты можешь пострадать».
Теперь Вирджиния переходит от общего к более частному: скрывать свои чувства больше не полезно, хотя, возможно, когда-то это было так. Может быть когда-то это действительно было уместно, но, может быть, это больше никогда не пригодится.
Поскольку слова «может быть» указывают исключительно на возможность, слушатели легко могут создать репрезентацию слов Вирджинии без необходимости выбирать — соглашаться или не соглашаться с ними. Используя слова «может быть» сперва по отношению к прошлому, а затем по отношению к будущему, Вирджиния связывает два временных фрейма. Если слушатель соглашается с первым «может быть», он, скорее всего, распространит свое согласие и на второе, т. е. на то, что в будущем некое поведение будет неуместным.
Если вам довелось обнаружить множество вещей, которым вы научились и которые больше не приносят вам никакой пользы, так может, позвольте себе и сделайте выбор — дайте им уйти, унося с собой вашу благодарность.
Слово «если» создает мягкий фрейм «как если бы» и в то же время является первой частью причинно-следственной связки «если... то». «Позвольте себе» — это встроенная команда, которая подразумевает, что все, описанное в остальной части предложения, произойдет только в том случае, если слушатель ему разрешит; причем данная команда встроена в разговорный постулат: «Так может, позвольте себе...» «Сделайте выбор — дайте им уйти, унося с собой вашу благодарность» — это также встроенная команда.
|