Введение. Актуальность. Особой областью графического искусства является книжная графика – художественное оформление книги Кафедра социально-художественного образования
Актуальность. Особой областью графического искусства является книжная графика – художественное оформление книги. Художник создает зрительно воспринимаемый целостный образ, в котором стремится отразить не только события, описанные в книге, но и передать на языке графического искусства мысли и чувства, вызываемые литературным произведением. Можно сказать, что графическая иллюстрация к литературным произведениям актуальна в любые времена. И каждый автор использует её в своём произведении. Будь то книга, журнал, или газетная статья. Книга представляет собой сложный комплекс искусства слова, техники печати и изображения (иллюстрации). Отечественная иллюстрация к детской книге имеет богатые традиции. Несколько поколений художников посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами. Е.Д. Поленова, И.Я. Билибин, А.Н. Бенуа, Г.Н. Нарбут, В.А. Милашевский, В.В. Лебедев, В.М. Конашевич, Е.Н. Чарушин, Е.М. Рачев и др. иллюстрировали книги, на которых воспитывалось не одно поколение. Художник приходит к ребенку, когда тот ещё не умеет говорить, и наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус, любовь к Родине. Е.А.Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости(5, с.21). В книгах, журналах, газетах рядом с текстом мы нередко видим рисунки художников (иллюстрации). Слово это происходит от латинского “illustration” – освещение, наглядное изображение. Назначение иллюстраций – помочь уяснить то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным (2, с.77). В узком, строгом смысле иллюстрации – это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в её восприятии в процессе чтения. Иллюстрации, таким образом, или поясняют текст путем демонстрации соответствующего зрительного образа, или активно толкуют текст. Иллюстрации помогают ещё до чтения сориентироваться в содержании книги, привлекая внимание читателей(10, с.15). Художник-иллюстратор – это активный толкователь литературного произведения, он может спорить с автором, предлагать свой, совсем неожиданный вариант истолкования, он обязан иллюстрировать идеи произведения, выражать их через пластический язык изобразительного искусства. Только в этом случае иллюстрация имеет смысл. Она может расширить рамки литературного произведения, вызвать интерес к литературному наследию и пластическим проблемам. Размеры и техника выполнения иллюстрации находятся во взаимосвязи с содержанием текста(5,с.107). Первые книжки, первые сказки. Ещё совсем несмышленый малыш привыкает слушать и слышать. Вначале незатейливые песенки-потешки, потом, позже, настоящие сказки «жили-были…». Когда ребенок становится чуть старше, уже с удовольствием рассматривает яркие картинки в книжке. Кажется, что ребенок уже читает самостоятельно. На самом деле это картинки «подсказывают» и «говорят» вместе с малышом. В детской книге они важны не менее чем текст(3, с.57). История детской книжной иллюстрации насчитывает около трех столетий. За это время был пройден путь от дешевых книжных изданий, букварей и лубочных картинок до роскошных книг для детей. Постепенно детская книжная иллюстрация стала самостоятельным видом искусства. Первой иллюстрированной детской книгой в России был «Букварь» Кариона Истомина, целиком вместе с текстом гравированный на меди Леонтием Буниным. Вышел он в Москве в 1692-94 годах. Каждой букве в нем отводилась отдельная страница, листы были украшены изображениями людей, животных, предметов быта, растений, построек. Все это было призвано привлечь учащихся к изучению азбуки. Новые возможности иллюстрации появились в девятнадцатом веке с изобретением фотомеханического способа печати. К середине девятнадцатого века иллюстрации становятся цветными. Над детскими книгами работали известные писатели, живописцы и графики. Создавались яркие, запоминающиеся рисунки для детских книг(10, с. 12). Следовательно, иллюстрация помогает обеспечить более легкий и интересный процесс прочтения книги, в первую очередь для детей, тем самым показывая о чём идет речь в данной книге. Актуальность данной проблемы подвела к выбору темы исследования «Графическая иллюстрация к литературным произведениям». Цель исследования – рассмотреть и изучить графическую иллюстрацию к литературным произведениям. В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи: -изучить композиционные принципы в создании иллюстрации; Объектом исследования являются иллюстрации в литературно-художественных изданиях.
|