Запросы оракулу по политическим делам
Глиняные таблетки времени ассирийского царя Асархаддона (68I-668 гг. до н.э.). Язык аккадский.
I Шамаш1 великий владыка, на то, о чем я тебя вопрошаю, дай мне верный ответ: с этого дня, с третьего дня этого месяца айяра (2-й месяц) до 11 дня месяца аба (5-й месяц) этого года, на 100 дней и 100 ночей – срок свершения гадания. В течение этого срока – будь то Каштарити2 с его войском, будь то войско киммерийцев3, будь то войско мидян, будь то войско маннеев4, будь то какой бы то ни было враг – задумывают (?) ли они, замышляют ли они? Будь то осадой, будь то силой, будь то боевыми действиями, битвой и сражением, будь то проломом (?), будь то подкопом,...и..., будь то тараном, будь то осадным орудием, будь то голодом, будь то клятвой именем бога или богини, будь то доброй речью и мирным договором, будь то какой-либо хитростью для взятия городов – возьмут ли они город Кишассу5, войдут ли в этот город Кишассу, покорит ли этот город Кишассу рука их, будет ли причислен к их владению? – Твоя великая божественность знает. Взятие этого города Кишассу рукою какого бы то ни было врага с этого дня и до дня моего срока – приказанием, устами твоей великой божественности приказано ли, установлено ли? Увидит ли видящий, услышит ли слышащий? Прости, если [гадание свершается] после моего срока; прости, если с ним сердце их6 замыслило и ойи обратились во врагов, прости, если он[и] совершил[и] убийство и разграбил[и] их полевую добычу; прости, если приговор этого дня – добрый ли. он или дурной – будет днем бурным, [который] польет дождем; прости, если нечистый нечистоту в место гадания принес и сделал нечистым; прости, если ягненок твоей божественности, что взят для гаданья, имеет недостаток или грех; прости, если прикасающийся ко лбу ягненка – свою обрядовую одежду надел грязной, что-либо нечистое съел, выпил, умастился,... руки... изменил (?) заступил (?); прости, если в устах одного из гадателей, раба твоего, слово спуталось (?)– будь то..., будь то... – я вопрошаю тебя, Шамаш, великий владыка: Что с этого дня, 3 дня этого месяца айяра до 11 дня месяца аба этого года, будь то Каштарити с его войском, будь то войско киммерийцев, будь то войско маннеев, будь то войско мидян, будь то какой бы то ни было враг – захватят ли они этот город Кишассу, войдут ли в этот город Кишассу, покорит ли этот город Кишассу рука их, будет ли причислен к их владенью? (Следует описание признаков в печени ягненка, по которой производилось гаданье.) II Шамаш, великий владыка, на то, о чем я тебя вопрошаю, дай мне верный ответ. Каштарити, начальник поселения Каркашши7, что писал Мамитиаршу, начальнику поселенья мидян: «Объединимся против Ассирии» – послушает ли его Мамитиаршу; согласится ли с ним, [оберн]ет ли к нему лицо свое, в этом году будет ли враждовать с Ашшурахиддином8, царем Ассирии? – Твоя великая божественность знает. Вражда Мамитиаршу, начальника поселения мидян, с Ашшурахиддином, царем Ассирии, приказанием, [устами твоей великой божественности приказана ли, установлена ли?...] Я вопрошаю тебя, Шамаш, великий владыка, что Мамитиаршу, начальник поселения мидян, вступит ли в союз с Каштарити, начальником поселения Каркашши, [с кем (?) Мамитиар]шу [вступ]ит в союз, будет ли враждовать с Ашшурахиддином, царем Ассирии? [Это] заключено в этом ягненке, дай мне увидеть верный ответ, благоприятные начертания, добрые, благоприятные оракулы [твоего] приказания, уст твоей великой божественности. Пусть дойдет до твоей великой божественности, Шамаш, великий владыка, а ты ответь мне предсказаньем. III Шамаш, великий владыка, на то, о чем я тебя вопрошаю, дай мне верный ответ. Бартатуа, царь скифов9, который сейчас прислал гонца к Ашшурахиддину, царю Ассирии, [в...] – если Ашшурахиддин, царь Ассирии, отдаст в жены [Бартатуе, царю скифов] дочь царя из «дома воспитания»10 [...вступит ли] с ним Бартатуа, царь скифов, [в союз], слово верное, мирное, [слово дружбы (?)] скажет ли Ашшурахиддину, царю Ассирии, клятву [верности] Ашшурахиддину, царю Ассирии, будет ли выполнять поистине? – Твоя великая божественность знает. Далее аналогично № 1.
1 Бог солнца, света и правосудия. Главные центры его культа города Сиппар-Аккад и Ларса 2 Вождь союза племен, объединивший против Ассирии киммерийцев, маннеев, мидян и скифов и разбитый Асархаддоном в 672 г. до н. э. Позднее его имя (Хшатрита) принял самозванец Фравартиш, поднявший в Мидии восстание против Дария I. 3 Т.е. страну киммерийцев (ср. библ. Гомер), обитавших в это время в восточной Каппадокии. 4 Манной обитали к югу от озера Урмия. 5 Укрепленный город в области Парсуа (на юго-запад от озера Урмии). 6 Участников восстания. 7 Местоположение неизвестно. 8 Ассирийский царь Асархаддон (681-668 гг. д о н. э.). 9 Буквально: Ишкуза (по-еврейски Ашкенаа). Имеются в ввиду скифские племена, проникшие через Кавказ в Мидию и другие страны Передней Азии. 10 T.е. царевну.
|