Риторика как искусство красноречия и правила речевого воздействия.
Слово риторика происходит от греческого rhetorike, что в переводе означает «ораторское искусство». Таким образом, риторика - это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Риторика призвана научить нас, как эффективно при помощи своей речи воздействовать на аудиторию, как достичь успеха, выступая публично. Это и есть цель риторики. Практическая риторика обучает практическому умению выступать перед аудиторией с сообщениями разных жанров и типов - от научного доклада и убеждающего выступления до анекдота и забавных историй. Современная риторика - это наука о публичном речевом воздействии, то есть об эффективном публичном выступлении.
1.2. Древняя Греция – родина красноречия. Основоположником риторики как науки считается великий древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.). Его всемирно известный труд «Риторика» широко известен и сейчас. Между тем, еще раньше Аристотеля, в V-VI вв. до н.э. в качестве учителей риторики прославились софисты. Простое определение классической риторики - искусство убеждать - реализуется через следующие основные общие понятия риторики, имевшие названия в античной науке: логос, этос, пафос, топос. Логос. В древнегреческом языке слово logos означало следующие две группы понятий: а) слово, язык, речь и б) понятие, мысль, разум, а точнее - единство этих понятий обеих групп как всеобщую закономерность Логос как основная категория классической риторики призван воедино представлять мысль и слово, что практически означало: слово имеет смысл, мнение, оно должно идти от разума и апеллировать к нему Основатель риторической науки Аристотель видел Логос, т.е. риторику как науку, имеет два основных средства убеждать: 1) силлогизм (вывод от общего к частному) и 2) энтимему (сокращенный силлогизм, в котором в процедура соображения и заключения не полностью показана, а должны бы уже готовое заключение) - троп энтимемы - это троп, а троп с точки зрения логики - это сокращенный силлогизм. Первый способ реализуется в разделе Диспозиция, где сосредоточены все правила расположения материала и логических процедур с ним, все виды силлогизмов, типы аргументации. Второй способ (короткое, будто сжатый рассуждения) развился в раз деле Элокуция в подразделение элоквенции как система средств фигурального речи (фигуры слова и фигуры мысли). В современной риторике логичность является одним из основных признаков речи и текста Она реализуется через возможность выбора в языковом изложении последовательности рассуждений, непротиворечивости тезисов и положений речи, у целесообразности соотношений, если реальность диктует противоречивые положения. В разделе элокуция описываются языковые средства, которыми достигается логичность коммуникации (система служебных слов, которые выражают логические отношения, порядок слов и синтаксических структур; лексемы с семантикой отношений; грамматические парадигмы падежных, личных, видовременных форм). Этос. В древнегреческом языке слово ethos означало обычай, привычка, характер, нрав (от него происходит и современное слово этика) и в античной риторике сначала употреблялось как признак к слову оратор, а затем закрепилось в риторической науке как моральный принцип ее Этос является основой формирования я риторического идеала. В качестве одной из основных категорий классической риторики этос определял примерную общественную и личную морально-этическое поведение оратора, иначе оратор не сможет убеждать других и влиять на них Собственно, без этоса (морального кодекса) риторика самоуничтожается, превращается не в истину мыслей и чувств, а в самообман. По Аристотелю, оратор должен узнавать слушателями как человек достойный, достойная скажут пяти до сердец и разума Аристотель писал, что истина и справедливость по своей природе сильнее свои противоположности, поэтому их надо соблюдать неукоснительно. Античная риторика широко пользовалась понятием этоса, воспитывала высокую мораль (достоинство, честность, справедливость, порядочность) Развивая принципы античной риторики, Феофан Прокопович подавал этос риторики как виды добродетелей: мудрость, справедливость, храбрость, умеренность. Каждая из этих добродетелей описывалась как комплекс черт, правил поведения и действий, которые должны вести к совершенствованию морали и этики личностей. Пафос (гр pathos - страсть, чувства) - это интеллектуальное, волевое, эмоциональное устремление говорящего (автора), которое проявляется и в процессе речевой коммуникации, и в его продукте – тексте. Пафос является также категорией эстетики Топос (гр topos - место) топики - это риторический понятие, обозначающее общие места в речи. К ним относятся типичные время-пространственные речевые ситуации и описания их, которые легко запомнить и которые почти во всех говорящих одинаковые (Моя семья 'я; В магазине; В транспорте и т.д.) Античная риторика любила топос и разрабатывала заголовки для них (логограммы) и схемы, которые легко можно было приспособить к аналогичным ситуациям, а люди, которые разрабатывали такие логограммы, назывались логографами. Этой цели в значительной степени служили и образцы речей по определенным темам и для определенных ситуаций. Индивидуально оригинальным в речи является как раз то, что находится вне топик, или топики имеют какое-то необычное выражение. Однако надо помнить, что существует определенная пропорциональность между топосом и оригинальностью в речи, и наличие топосов подчеркнет красоту и целесообразность оригинальных высказываний. В риторике используются выражения подробный топос (широкий набор правил и формул речевого поведения), техника топоса (умение быстро приспособиться к речевому общению, войти в рамки топосов, удачно задать точно ответить.
|