РОССИЯ И ЕВРОПА НА ПОРОГЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ
1. Гуманизм и Возрождение в Западной Европе. 2. Великие географические открытия и их последствия. 3. Реформация: причины и итоги. 4. Буржуазная революция в Англии. 5. Россия в XVI в. Реформы и опричнина. 6. Великая Смута в Московском государстве: альтернативы развития. 7. Россия при первых Романовых. Новые тенденции развития.
В период позднего Средневековья, или раннего Нового времени, (конец XV – первая половина XVII вв.) в Европе были заложены основы буржуазных отношений, которые станут фундаментом западной цивилизации. Этот период также стал переломным в отношениях Европы с другими странами. 1. Гуманизм и Возрождение в Западной Европе. В период классического Средневековья в Западной Европе быстрыми темпами росли города. Первоначально города находились в феодальной зависимости от сеньоров, на земле которых они возникали. В следствие коммунальных революций (городских восстаний за свои права), а также выкупа прав у сеньора города получали самостоятельность. Богатство городов основывалось на богатстве их граждан. Быстрыми темпами развивалось ремесло, углублялась его специализация. В XIV- XV вв. возникла новая форма организации промышленного производства – мануфактура (труд остался ручным, но появилась специализация труда между работниками при выполнении какого-либо изделия). Это было более крупное производство по сравнению с ремесленной мастерской, требующее применения наёмного труда. Формировались новые социальные группы: буржуазия (предприниматели, третье сословие) и рабочие (люди наёмного труда). Развивались торговля, банковское дело. Появились и развивались университеты, которые способствовали прогрессу в научной мысли, изменению общественного сознания. Для нарождающейся буржуазии были неприемлемы средневековый идеал аскетизма, идея греховности человека, представления о пассивной покорности судьбе. В этой социальной среде формировались новые идеи и ценности гуманистического характера. У истоков нового общества стояла культура Возрождения (Ренессанс), представляющая синтез античности и западноевропейского средневековья. Первой на путь Возрождения вступила Италия, чему способствовал высокий уровень урбанизации. Богатые и процветающие города заложили основы светской культуры. Идеологической основой Возрождения стал гуманизм. Гуманизм – это течение общественной мысли, охватившее философию, филологию, литературу, искусство. Его видные представители: Фраческо Петрарка (1304-1374), Джованни Боккаччо (1313-1375), Леонардо Бруни (1374-1444), Леон Альберти (1404-1472), Лоренцо Валла (1407-1457), Пикоделла Мирандола (1463-1494) и др. Гуманисты Возрождения противопоставили богословско- схоластическому знанию светские знания, религиозному аскетизму – наслаждение жизнью, унижению человека – идеал свободной всесторонне развитой личности. Новая система взглядов не порывала с христианским мировоззрением, но полемизировала по целому ряду положений со средневековой церковной доктриной. Главным в гуманистическом мировоззрении стало признание достоинства человеческой личности, её творческих способностей. Возрождение – это эпоха, когда в Италии, а затем в других странах, сформировалась и расцвела новая культура. Термин «Возрождение» появился в XVI в. Его ввёл Джорджо Вазари (1511-1574) – живописец и первый историограф итальянского искусства, автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.). Понятие возникло на основе широко распространённой в то время концепции, что средневековье – это перерыв в развитии культуры, что искусство, процветавшее в античном мире, возродилось к новой жизни в их время.
Основные отличительные черты, присущие искусству Возрождения и Средневековья
Историю итальянского Возрождения делят на четыре этапа: Проторенессанс (конец XIII – первая половина XIV в.), Раннее Возрождение (XV в.), Высокое Возрождение (конец XV – первые три десятилетия XVI в.) и Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI в.)[24]. Хронологические рамки развития искусства Возрождения в разных странах не совпадают. Так, Возрождение в северных странах Европы запаздывает по сравнению с итальянским. В Италии создали свои шедевры Дж. Фабриано (1370-1450), Никколо Пизано (?1220-?1284) и Арнольфо Камбио (?1245-1310), Джотто (?1267-1337), Мазаччо (1401-1428), Донателло (1386-1466), Брунеллески (1377-1446), Антонио Поллайоло (1433-1498), Филиппо Липпи (1406-1469), Сандро Боттичелли (1445-1510), Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэль (1483-1520), Микеланджело (1475-1564) и др. Развитию гуманистических идей способствовало книгопечатание, изобретателем которого считается немецкий мастер Иоганн Гутенберг (между 1397 и 1400-1468). Он изготовил из металла «подвижные» выпуклые буквы, вырезанные в обратном виде, собрал из них строки и с помощью пресса оттискивал на бумаге. Растерявшаяся первоначально под натиском новых идей и течений католическая церковь с середины XVI в. выступила как душитель Возрождения. Была создана инквизиция, образован орден иезуитов, введена жесткая цензура. Эти меры могли дать кратковременные результаты, но в целом повернуть вспять общественное развитие не могли. Русский «проторенессанс» искусствоведы связывают с концом XIV – XV вв. Воплощением зари новой жизни для Руси является творчество Андрея Рублёва (ок.1360-ок.1430). Он расписывал стены владимирского Успенского собора, был создателем большого деисусного чина из Звенигорода, но главное его творение - это знаменитая ветхозаветная Троица. Она была написана в начале XV века для собора Троице-Сергиева монастыря. Это творение изумительной духовной высоты, вечный гимн миру и согласию среди людей. В иконостасе Троицкого собора помещались иконы с изображениями праздников. Они выполнены учениками Рублёва и также напоминают произведения итальянского Проторенессанса. Например, композиция «Явление ангела женам-мироносицам» развивается в высоту, рождает ощущение взлёта, радостного освобождения от оков смерти[25]. На протяжении всего XV в. русские иконы сохраняли свой «проторенессансный» характер. Иконописцы соблюдали традиционную иконографию, но относились к ней творчески, сами создавали рисунок. «По таким иконам можно долго зрительно «путешествовать», не уставая, и открывая всё новые чарующие подробности, - какого-нибудь пастуха, играющего на свирели среди стада овец, глубоко задумавшегося старца, женщину, склонившуюся над источником»[26]. Русский «проторенессанс» в силу исторически сложившейся обстановки не перерос в художественный Ренессанс, подобный итальянскому. Завершением этого явления можно считать творчество Дионисия (ок.1440-1502), работавшего на рубеже XV-XVI столетий. Возрождение, выдвинувшее на первый план человека, свободную творческую личность дало мощный толчок развитию научных знаний, заложивших основы современной науки. Френсис Бэкон (1561-1626), английский философ, в противовес схоластическому методу выдвинул наблюдение и эксперимент как надежный инструмент научного знания. Переворот в астрономии совершил польский ученый Николай Коперник (1473-1543). Он создал новую гелиоцентрическую теорию, согласно которой видимые движения небесных светил объяснил движением Земли вокруг своей оси и обращением планет вокруг Солнца. Его идеи полечили развитие в трудах немецкого астронома Иоганна Кеплера (1571-1630), отрывшего законы движения планет. Итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642) сконструировал подзорную трубу и с ее открыл горы на Луне, спутники Юпитера и др. Философ Джордано Бруно (1548-1600) за приверженность новой гелиоцентрической теории, ее философской интерпретации был осужден католической церковью и сожжен инквизицией на костре. Голландский учёный Стивен (1540-1620) сформулировал основные теоремы гидростатики. Крупный вклад в теорию баллистики внёс итальянский учёный Николо Тарталья (1500-1557). Андреас Везалий (1514-1564) обобщил и систематизировал достижения в области анатомии. Его главный труд «О строении человеческого тела» положил начало анатомии как науки. В целом, конец XV – первые десятилетия XVII в. стали началом для многих отраслей науки и техники. 2. Великие географические открытия. Характер социально-экономического, культурного развития Европы во многой степени определили Великие географические открытия XV-XVI вв. Предпосылки Великих географических открытий.. Во-первых, после захвата Византии в 1453 г. турками сухопутные караванные пути (в том числе и Великий шелковый путь), проходившие через Константинополь, оказались перерезанными. Это привело к упадку средиземноморской торговли. Цены на восточные товары возросли многократно. Их взвинчивали не только арабские посредники, но и турецкие купцы, что сделало для европейского купечества актуальным вопрос о поиске новых путей на Восток, в Китай и Индию. Во-вторых, поиск новых источников доходов. В рамках Западной Европы источники обогащения были ограничены. Наблюдалось падение реальной земельной ренты, что сопровождалось обеднением значительных масс феодалов. Земля наследовалась старшим сыном, остальные должны были искать другие источники доходов. Восток ассоциировался у европейцев с богатством. Официальная же цель морских экспедиций провозглашалась весьма благородной: спасение народов – обращение их в истинную веру. В-третьих, относительное перенаселение Западной Европы. По сравнению с серединой XV в. к XVII в. численность населения выросла более чем в два раза (с 45-50 млн. до 100 млн человек)[27]. В-четвёртых, Великие географические открытия стали возможны благодаря развитию научных знаний и технологическому прогрессу, успехам в кораблестроении, навигации, географических знаниях. Использование компаса и развитие картографии давали возможность плавать в открытом океане. Гипотеза о шарообразности Земли вселяла надежду, что найти путь на Восток, в Индию, можно, отправляясь на запад. Финансовую поддержку морских экспедиций осуществляли торговые дома, ассоциации банкиров и др. под гарантии государства возврата кредита и вооруженной защиты экспедиций. Пионерами Великих географических открытий стали Испания и Португалия. Хронология основных открытий
В соответствии с «Уложением о службе» устанавливались две формы прохождения военной службы: по отечеству (по происхождению) и по прибору (по набору). Службу по отечеству проходили бояре и дворяне. Они составляли ополчение и назывались «служилыми людьми по отечеству». Служба начиналась с 15 лет, продолжалась всю жизнь или до тяжелого увечья, переходила по наследству. К «служилым людям по прибору» относились стрельцы, пушкари (артиллеристы), казенные кузнецы, городская стража, казаки, а также иностранцы. Тыловые работы (обоз, строительство фортификационных сооружений) выполняла «посоха» - ополчение из числа черносошных, монастырских крестьян, посадских людей. В 1651 г. состоялся церковный собор, в котором приняли участие Иван IV и представители Боярской думы. Этот собор получил название «Стоглавого», т.к. книга соборных решений состояла из 100 глав. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г., составлен общерусский список святых, упорядочена и унифицирована обрядность на всей территории страны. Решения собора отражали перемены, связанные с централизацией государства. Иван IV пытался за счет секуляризации церковных и монастырских земель пополнить государственный земельный фонд. В достижении этой цели он опирался на нестяжателей. В России церковь являлась крупнейшим собственником земли. Она во многой степени определяла идейную жизнь страны, влияла на политическую ситуацию. (В Европе, помним, начался процесс Реформации.) Отражением общеевропейской тенденции необходимости преобразования церкви стало появление, так называемых, ересей. В конце XVв. В Новгороде, а затем в Москве распространилась ересь жидовствующих. Они отрицали власть священников, требовали равенства всех людей. Это означало, что монастыри должны были отказаться от права владеть землёй и крестьянами. Также, как еретики с отрицанием права монастырей на земельные владения выступили нестяжатели, хотя они осудили ересь. Идейным вождём нестяжателей был Нил Сорский (1433-1508). Он выступал противником церковной роскоши, пышного убранства храмов, дорогих облачений священников. Нил Сорский и его последователи в отличие от всех деятелей Реформации не ставили под сомнение учения «отцов церкви», не выступали про
|