ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ
И С Т О Р И Я
1.Сущность и функции исторического знания. 2. Источники и методы изучения истории. 3. Теория (методология) исторической науки.
1.Сущность и функции исторического знания. Колыбелью исторической дисциплины является Древняя Греция. Традиционно «отцом истории» считают греческого учёного Геродота (485-425 до н.э.). Его труд «История» был посвящён греко-персидским войнам и начинался словами о необходимости всестороннего изучения прошлого. История (от греческого historia) означает повествование, рассказ о прошлом, узнанном, исследованном. Главным объектом исторического изучения является человек. Как писал В.О. Ключевский (1841-1911): «Содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в её развитии и результатах»[1]. Одной из фундаментальных социальных функций исторического познания является формирование исторического сознания. Подисторическим сознанием понимается совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности о своём прошлом и прошлом всего человечества. Историческое сознание – это социальная память. Важной функцией истории как науки является познавательная,или интеллектуально-развивающая. «Для всякого человека, если он не круглый дурак, все науки интересны»[2],- писал известный французский историк Марк Блок (1886-1944). «Пусть homo faber (человек – мастер) или politicus (человек – политик) всегда будут безразличны к истории, в её защиту достаточно сказать, что она признаётся необходимой для полного развития homo sapiens (человек – разумный)[3]. Практически-рекомендательная (прогностическая) функция истории позволяет определить тенденции развития общества и государства, на основе теоретического опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера. Воспитательная функция истории. На исторических примерах воспитывается уважение к добру, справедливости, свободе, равенству и другим непреходящим человеческим ценностям. Великий русский учёный – энциклопедист М.В. Ломоносов (1711-1765) писал, что история «даёт государям примеры правления, подданным повиновения, воинам мужества, судьям правосудия, младым старых разум, престарелым сугубую твёрдость в советах, каждому незлобивое увеселение с несказанною пользою соединённое»[4]. Современная историческая наука тесно связана со специальными историческими науками такими как археология (изучение памятников материальной культуры), этнография (наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, их происхождение, расселение и т.п.), топонимика (изучение совокупности географических названий в какой-нибудь стране, местности), сфрагистика (дисциплина, изучающая печати), геральдика (изучение гербов государств, городов, фамилий), палеография (историко-филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности с целью установления места и времени их создания) и др. 2. Источники и методы изучения истории. История как наука оперирует точно установленными фактами. Эти факты извлекаются из исторических источников. Исторический источник – документ, бесстрастный свидетель эпохи, родившийся в определённое время и отражающий его реалии. Основные группы исторических источников: письменные (государственные акты, летописи, книги, дневники, письма, пресса и т.п.), вещественные (предметы быта, украшения, орудия труда предшествующих эпох, здания, утварь и т.п.), устные (легенды, сказания, былины, предания), художественные работы, а также фото-, кино-, аудио- и видеоматериалы. К новым источником, появившимся в недавнее время, можно отнести Интернет. Главным видом исторических источников являются письменные источники. Они содержат колоссальный массив открытой и скрытой (опосредованной, интерпретируемой) информации о прошлом. Задача исследователя – с помощью научных методов изучить источник и выявить объективную информацию. Методом в науке называют совокупность приёмов и способов, а также общих принципов познания. Важнейшими принципами исторического познания являются объективность и историзм. Принцип объективности – выявление закономерностей, определяющих процессы экономического, социально-политического и культурного развития, подход к исторической реальности во всей её многогранности и противоречивости, независимо от нашего отношения к излагаемым фактам и событиям, не искажая и не подгоняя их под заранее заданные схемы и концепции. Принцип историзма предполагает изучение прошлого с учётом конкретно-исторической обстановки соответствующей эпохи, во взаимосвязи и взаимообусловленности событий, с точки зрения того, как и в силу каких причин, где и когда возникло то или иное явление, какой путь оно прошло, какие оценки давались ему на том или другом этапе развития. К конкретным методам исторического исследования относятся общенаучные методы, собственно исторические и специальные, заимствованные у других наук. Среди них: логический – здравое, правильное рассуждение; синхронно-хронологический – рассматриваются события, осуществляющиеся одновременно, совпадающие во времени; ретроспективный – это метод последовательного проникновения в прошлое с целью выявления причины события; проблемно-хронологический – изучение последовательности исторических событий; сравнительный – сопоставление исторических объектов в пространстве и времени; структурно-системный предполагает изучение внутреннего устройства общества, общественного строя; математический анализ – изучение количественных отношений в обществе; социологический – изучение закономерностей развития и функционирования общества и др.. Методика – это техника исторического исследования, система исследовательских технических приёмов. 3. Теория (методология) исторической науки. Теория – это система общих теоретических принципов решения научных вопросов. Превращение исторических знаний в историческую науку происходило на протяжении длительного времени. Геродот представлял историю как развивающийся во времени и пространстве процесс, в ходе которого меняются судьбы людей и государств. Человеку Средневековья история представлялась самостоятельным процессом, который приобретает смысл при рассмотрении в плане вечности и осуществления Божественного замысла, Божественного провидения. Отсюда – провиденциализм, составлявший суть средневекового мировоззрения. Подлинный переворот в духовной жизни общества произошёл в эпоху Возрождения, когда в центр мироздания был поставлен человек. Новое мировоззрение получило название «гуманизм». Важным достижением историков – гуманистов стало рассмотрение и оценка прошлого с точки зрения земных, а не небесных интересов. Николо Макиавелли (1469-1527), знаменитый историк той эпохи, сторонник сильного государства, считал, что состояние общества определяет государство, политика разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. В XVII в. историческая наука развивалась под влиянием идей рационализма – философского направления, признающего разум основой познания и поведения людей, естественного права и общественного договора. В XVIII в., в век Просвещения, тематика исторических трудов расширилась. Просветители искали причины происходивших событий. Они поставили вопрос о практическом устройстве будущего общества, считая главным политическую свободу и гражданское равенство. Крупным достижением того времени стала идея закономерности и прогресса в общественной жизни. Основы современной исторической науки сформировались в XIX-XX вв. под влиянием различных философско-исторических учений (гегельянство, позитивизм, марксизм, неокантианство и др.). В современной исторической науке множество школ и направлений. В основе исторического материализма (марксизма) лежит учение о социально-экономических формациях (формационный подход). Основоположниками этого учения стали немецкие учёные К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Согласно их теории общество в своём развитии проходит в своём развитии через последовательную, закономерную смену определённых стадий и фаз, формирующихся на основе определённого уровня развития экономики. Они назвали эти стадии общественно-экономическими формациями: первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. Марксизм предписывал всем странам и народам пройти формационным путём. Однако, как показала жизнь, абсолютно чистых формаций нет. В каждой из них наряду с господствующим способом производства сохраняются остатки старых и возникают зачатки новых производственных отношений. Кроме того в силу разных обстоятельств (климат, географические, внешнеполитические и др. факторы) история разных народов, стран, регионов развивается неравномерно и имеет свои особенности. Представление о коммунизме как конечной цели истории вступает в противоречие с утверждением о её поступательном движении. В XX в. видное место в сфере исторической науки и образования на Западе завоевал цивилизационный подход, позволяющий рассматривать процесс развития стран и мира с позиций многолинейности и многовариантности развития. Цивилизация как типологическая единица истории – это способ жизнедеятельности общественной макросистемы, сориентированной во времени и пространстве. Наиболее общими факторами, определяющими существо цивилизации являются: географическая (или природная среда); система ведения хозяйства (экономика), социальная организация; духовные ценности (религия, идеология); политическая система; ментальность; особенности эпохи, в которой существует цивилизация[5]. Наиболее яркими представителями цивилизационного подхода в зарубежной историографии являются О. Шпенглер (1880-1936, «Закат Европы»), А. Тойнби (1889-1975, «Постижение истории»). Теория локальных цивилизаций была разработана в трудах русского социолога Н.Я. Данилевского (1822-1885, «Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому»). В качестве новой научной методологии предлагается синергетика. Это теория самоорганизации в сложных неравновесных системах, которая, по мнению разработчиков (Д.С. Чернавского, Г.Г. Малинецкого, Л.И. Бородкина, С.П. Капицы и др.), может применяться в самых разных науках, в том числе и в истории. Историей исторической науки, её становлением и развитием занимается специальная дисциплина – историография. Основные этапы изучения русской истории. Элементы исторических знаний у восточных славян появились в ответ на практические потребности людей. Они нуждались в накоплении и передаче своего опыта от поколения к поколению. Первоначально исторические знания возникали в виде легенд, преданий, былин, мифов. После принятия христианства появился летописный жанр исторической литературы, который оставался основным до конца XVII – начала XVIII вв. Историческая мысль была подчинена богословию. В XVII-XVIII вв. происходило превращение исторических знаний в науку: ставился вопрос о возможности естественно - научного объяснения истории, вводилось её деление на периоды, стали различать авторский текст, появилась система ссылок на документы. Становление отечественной исторической науки связано с именами выдающихся исследователей В.Н. Татищева (1686-1750) и М.В. Ломоносова. Крупнейшим дворянским историком является Н.М. Карамзин (1766-1826). Самым выдающимся историком XIX в. признаётся С.М. Соловьёв (1820-1879). Яркую и многогранную картину русской истории дал В.О. Ключевский (1841-1911). Большой вклад в развитие отечественной исторической науки внесли учёные XX столетия. Они придерживались различных схем и построений в изучении прошлого. А.С. Лаппо-Данилевский следовал неокантианской теории исторического познания. Н.И. Кареев изучил её позитивистско-плюралистическую версию, Г.Г. Шпет – феноменологическую. Новые теоретико-философские и логические подходы к пониманию смысла и хода истории сосуществовали с эмпирическими исследованиями, значение которых не утратило своей актуальности и в наши дни (труды С.Ф. Платонова, А.А. Кизеветтера, М.М. Богославского и др.). С марксистских позиций рассматривали движущие силы исторического процесса Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, М.Н. Покровский. Советская историческая наука развивалась в сложных условиях. Правящая партия большевиков провозгласила приоритет политических, партийных мотивов в исторических исследованиях. Несмотря на трудности в советское время выявлялись и собирались новые исторические материалы, делались попытки нового прочтения прошлого, велись дискуссии. Особенно успешно изучалась социально-экономическая тематика, движения народных масс. Немало превосходных трудов создали Б.Д. Греков (исследования Киевской Руси, Золотой Орды), Н.М. Дружинин (социально-экономическая и политическая история XIX в.), П.А. Зайончковский (источниковедение), А.А. Зимин (русское средневековье), В.Т. Пашуто (Древняя Русь, период раздробленности), Б.А. Рыбаков (история, культура славян и Древней Руси), М.Н. Тихомиров (история России XVI в.), Л.В. Черепнин (отечественная история XIV-XVII вв.) и многие другие. С распадом СССР в 1991 г. произошло разрушение коммунистической доктрины. В поисках новой парадигмы российские историки обратились к традициям дореволюционной исторической школы, а также к опыту западной исторической науки. Сейчас можно встретить самые разнообразные теории, объясняющие ход истории. Большой популярностью пользуется цивилизационный подход. При всём разнообразии подходов остаётся несомненным одно: Россия – часть мирового исторического процесса, имеющая свои особенности исторического пути развития.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. В чем отличие исторической науки от естественных наук? 2. Что такое историческое сознание? Каковы источники его формирования? 3. Каково соотношение методологии и методики? 4. Есть ли в истории смысл?
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. – М.: Наука, 1986.- 256 с. Губман Б.Л. Смысл истории. - М.: Наука, 1991. – 192 с. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. -М.: Ин-т русской цивилизации, 2008. – 812 с. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. – М.: Наука, 2003. – 485 с. Румянцева М.Ф. Теория истории. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 319 с. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 2006. – 784 с. Сенькова И.В. Введение в историю. – Архангельск: С(А)ФУ, 2011. – 34 с. Смоленский Н.И. Теория и методология истории. М.: «Академия», 2007. – 272 с. Тойнби А.Д. Постижение истории. – М.: Прогресс: Культура, 1996. – 606 с. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Республика, 1994. – 527 с.
|