Эксплоатация и эксплуатация
Большинство названий экономических категорий имеют не русское происхождение. В связи с этим возникают неточности в трактовке их смысла, сосуществование русского и иностранного синонимов одного и того же понятия. Имеет значение и способ написания иностранных терминов. Этот «недостаток» терминации слов имеет и позитивное значение. Скажем, русское слово «использование» - универсальное. Иностранный синоним этого слова стал термином естественных (эксплоатация ресурсов природы) и технических наук, особенно в переводе «экспл о атация». Иную версию его русского написания «экспл у атация» обычно используют как категорию представители социологии, экономики. В целом, надо помнить о том, что это паронимы. Нас здесь интересует это слово как экономическая категория - эксплуатация как социальное, классовое явление, проявляющееся в отчуждении части продуктов труда от непосредственных его производителей. «Над обществом тяготеет обвинение в том, что оно «эксплуатирует труд», - писал Д.Б. Кларк, классик американской экономической науки на рубеже ХIХ-ХХ веков. И он направил свой талант на снятие этого обвинения. Не он был первым и не он стал последним. Не меньше число тех исследователей, для которых эксплуатация является фактом и главным злом общества. «Современность - музей древности». Эти крылатые слова историка России ХIХ века Болтина весьма существенны для понимания проблемы нетрудовых доходов и эксплуатации. Отчуждение в экономике - изъятие части продукта труда. Оно может иметь альтруистическое значение - взять часть добычи охотника и накормить детей и стариков. Нечто аналогичное имеет место в различного рода социализированных, коммунарских способах распределения благ или, например, в трансфертах развитых стран (различного рода платежи - пособия). Не отрицая значения этого справедливого отчуждения части продуктов труда, остановимся на несправедливом их отчуждении. Возможно два значения этого слова: общее название всех несправедливых способов изъятия продукта труда или только отчуждение труда: * ограбление -прямое насилие (криминальная экономика); * закабаление (угнетение) -рабовладение, феодализм (повинности); * подчинение -арендное принуждение; * эксплуатация - ценовая при найме. Система доходов отражает историю их становления. Все исторически известные формы доходов сохранились, а поэтому их все, возможно, осмыслить только системно. Присвоенные блага становятся приходом (доходом) в самом широком смысле слова. Основанием присвоения выступает в простейшем случае труд. Это имеет место в отношении даров природы. «Дары природы» поступают к людям посредством труда как фактора присвоения. Их обычно не учитывают в качестве доходов, но сегодня возникают в обществе мнения о необходимости их учета.
Присваивающая экономика была основой появления криминальной экономики. В присваивающем природопользовании взаимные отношения людей во многом похожи на отношения людей к природе. По мере общественного прогресса сохранение диких форм взаимоотношения людей привело к осознанию их в качестве криминальной экономики. Первоначально война не имела особого отличия от других криминальных действий. Вплоть до последних веков военные действия - всего лишь юридически оправданный разбой (грабеж) одних народов по отношению к другим. Цивилизационные тенденции обособили разбой элиты, капиталистов в форме войн и простолюдинов в форме грабежа и т.п. Криминальными считаются только действия простых граждан.
Добыча - проявление криминальной экономики: различные формы ограбления людей. Это - криминальные доходы. Криминальная экономика породила различные формы угнетения, эксплуатации человека человеком. В простом виде это было паразитирование одних субъектов над другими. Затем оно стало основой эксплуататорских обществ - рабовладения и феодализма. При рабовладении одни получали доходы, а другие были лишены их, оставаясь средством для получения доходов другими. При феодализме доходы получали и подневольные крестьяне.
Рабовладение существовало в разных формах, начиная с насильственного угнетения одних другими (типа плантационного рабства США) и кончая цивилизационными формами подчинения одних людей другими или работой одних на других. В первом случае эксплуататорская природа такого труда была очевидной. Она даже порождала иллюзию того, что раб трудится только на эксплуататора. На самом же деле, он обеспечивал и самого себя. Доход рабовладельца не равнялся всему приходу результатов труда рабов. Необходимо было вычесть расходы на содержание рабов. Рабский труд был не только в прошлом, но и широко распространен сейчас на земном шаре (см. тему "Занятость"). Феодальная эксплуатация также многообразна, а соответственно, и различны формы результатов труда. При отработках явно обособленны части труда на себя и на эксплуататора. При других формах ренты теряется ясность деления результатов труда на себя и на эксплуататора. Особенно следует иметь в виду тот факт, что в Западной Европе аренда стала главной формой феодальных отношений примерно тысячу лет назад. В таком случае доход феодала, т.е. собственника недвижимости от сдачи ее в аренду, называют рентой. Феодализм в разных формах, в т. ч. и как аренда источников средств существования, широко распространен в мире в ХХI веке. В отношении названных форм эксплуатации вряд ли существуют расхождения в их признании. Хотя замалчивание их в учебниках ОТЭ - ненаучная идеология. Иное дело - эксплуатация наемного труда. Ее не признают господствующие парадигмы ОТЭ. Эта эксплуатация возникла в древности и приобрела главное значение во втором тысячелетии. Её основа - рыночные отношения. Тем более не признаваема и замалчивается главная форма эксплуатации людей всего мира как потребителей и как граждан с помощью финансовых, валютных и иных форм отношений.
|