Студопедия — Деятельность секты «Свидетели Иеговы» в России и в других странах
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Деятельность секты «Свидетели Иеговы» в России и в других странах






 

Чтобы понять причины привлекательности «Общества Сторожевой башни» для попавших в него людей, необходимо предварительно изучить ту атмосферу, в которой они оказываются и, разумеется, те условия, в которых жили и живут российские «Свидетели Иеговы». Это тем более необходимо, что социально — политические условия, сложившиеся в XX веке в нашей стране, наложили свой отпечаток на русских людей, придерживающихся самых различных религиозных ориентаций, о чем уже говорилось выше. История существования секты в советское время позволяет сделать однозначный вывод, что репрессивными мерами добиться прекращения существования подобного рода тоталитарных организаций не представляется возможным. История секты в нашей стране в послевоенное время — череда непрекращающихся преследований со стороны властей, но спровоцированных в большой степени самими иеговистами. Число членов организации несмотря на репрессии продолжало расти, но гораздо медленнее чем в настоящее время.

Попавшие в секту люди оказываются под постоянным тяжелым давлением, но несмотря на это численный рост организации продолжается. Поэтому мы должны также ознакомиться и с различного рода правилами и ограничениями, регулирующими жизнь члена секты.

 

2.5.1. Краткая история деятельности российских «Свидетелей Иеговы»

 

Незадолго перед началом Великой Отечественной войны к СССР были присоединены Западная Украина, Западная Белоруссия, Буковина и Бессарабия. Вальтер Коларц в своей книге «Религия в Советском Союзе» сообщает что: «благодаря присоединению территорий к Советскому Союзу в 1939/40 годах, где были небольшие, но очень активные группы «Свидетелей Иеговы», они оказались в России» [84].

Это, конечно не означает отсутствия на территории России отдельных представителей «Общества Сторожевой башни» в более ранние периоды. В издании «Свидетели Иеговы в России», опубликованном в 1996 году, приводится письмо члена секты, появившееся в «Сторожевой башне» за 1887 год, в котором он сообщает, что отправляет «…экземпляры «Сторожевой башни» по почте в разные места, даже в Россию» [85]. Там же мы встречаем упоминание о том, что «в России у Ч.Рассела была важная встреча с верующими, который как миссионер распространял библейскую истину среди живущих там людей» («Сторожевая башня 09.1891 г.). Конечно, достоверность подобной информации очень невысока.

«Сторожевая башня» от 12.1911 г. поместила письмо разъездного служителя Общества в Восточной Европе Р.Х.Олежинского, упоминавшего о 10 тысячах готовых русскоязычных экземплярах брошюры «Где находятся умершие?»[86]

Издание «Свидетели Иеговы в России» ссылается также на ежегодник Общества за 1927 г., в котором помещено письмо из России: «В нашем хозяйстве десять верующих, еще четверо — в Кургане, пять — в Шарапкино и шесть — в Павловке» [87]. Советская власть в то время относилась к сектантам с пониманием. Это видно даже из разрешения миссионеру Янгу напечатать в Курске 15 тысяч буклетов «Свобода» и «Где находятся умершие?» В своем письме от 14.02.1929 г. миссионер сообщил Руттерфорду более ста адресов завербованных [88]. Зная об эффективности советских спецслужб того времени, можно с большой степенью уверенности предположить дальнейшую судьбу доверившихся Янгу людей.

В изданиях «Общества Сторожевой башни» описываются гонения, которым подвергались «Свидетели Иеговы» нацистами за антивоенную пропаганду во время Второй Мировой Войны. Впрочем, так как большинство их оказалось на оккупированных территориях, то после войны члены общества были репрессированы под стандартным для того времени предлогом сотрудничества с оккупантами.

По некоторым данным к 1949 г. на территории СССР насчитывалось 20 тысяч семей «Свидетелей Иеговы» [89]. Но по другим, гораздо более достоверным, к 1946 году в СССР было всего лишь 8633 Свидетеля Иеговы [90].

В 1949 г. иеговисты СССР направили письмо из шести пунктов министру внутренних дел. В нем они сообщали, что цель их деятельности состоит в распространении Библии, издании религиозной литературы, организации библейских просветительских курсов для взрослых и детей, создании специальных школ и классов. Реакция органов последовала незамедлительно. Весной 1951 г. около 7000 (из 8633) иеговистов было отправлено в сибирскую ссылку [91]. Карательные меры успеха не принесли, так что к 1956 году сектантов насчитывалось уже более 17 тысяч человек.

Деятельность российских «Свидетелей Иеговы» контролировалась из Бруклина. Правящая корпорация до 1964 года неприязненно относилась к советской власти. Из — за этой враждебности существовал запрет на регистрацию иеговистских объединений. Да и деятельность российских «Свидетелей Иеговы» классифицировалась не иначе как антисоветская. Поэтому даже до 1990 года деятельность организации проходила под контролем КГБ.

Общество имело жесткую, законспирированную структуру. Территорию страны разбили на зоны, управляемые краевыми комитетами, руководители которых имели нелегальные каналы связи с Западом. Зоны в свою очередь делились на округа.

Членам секты запрещалось принимать участие в выборах, служить в армии. Даже вступать в профсоюз им было разрешено только при президенте Норре, выяснившем наконец, что это не политическая организация. Подобные запреты вели к многочисленным конфликтам с властями.

Советские «Свидетели Иеговы» получали из Бруклина бюллетень «Организационные указания для норм поведения свидетелей Иеговы» с рекомендациями к безбрачию [92], хотя из США шли гораздо более разумные указания чем те идеи, которые возникали в головах местного сектанского начальства. Долгое время отечественное руководство «Свидетелей Иеговы» предписывало членам организации не посещать клубы, театры и т. д. Но из — за границы пришло другое решение «В наше время братья и сестры должны быть грамотными, чтобы понимать события. Если бы их братья и сестры на Западе так же фанатично исповедовали учение Иеговы, то им пришлось бы исключить своих верующих из артистических союзов, рабочих клубов и т. п.» [93]. Подобный широкий взгляд Бруклина на культуру вызвал крайне негативную реакцию советских иеговистов.

В 1959 году советские «Свидетели Иеговы» разделились на три течения: сторонников руководителя сибирского краевого комитета П. Зятека, оппозиционную группу «Назначенные Иеговой» и не присоединившихся ни к тем, ни к другим. Поводом к расколу явилось разоблачение внедренного в подпольную типографию «Свидетелей Иеговы» сотрудника КГБ. Позднее возникли и вероучительные разногласия, дающие о себе знать до сих пор.

Еще одно самостоятельное течение иеговизма появилось около 1968 года. Причиной его возникновения было смягчение Бруклином в 1964 году отношения к советской власти, с чем не согласились местные свидетели, перенесшие репрессии. Некоторые общины, особенно на Украине, перестали признавать авторитет «Правящей корпорации».

Кризис, связанный с неисполнением «пророчества» о 1975 годе, задел и Советский Союз. Многие иеговисты оставили секту, перейдя в другие религиозные организации.

Все эти годы общество категорически отказывалось от регистрации. Впервые «Свидетели Иеговы» зарегистрировались в 1991 году. В нашей стране существует также около десяти общин Общества исследователей Священного Писания — «Епифания». Самая крупная из них находится в Новгороде. Учение этих организаций более близко к чистому расселизму.

В России по состоянию на 01.01.92 г. было одно зарегистрированное религиозное объединение свидетелей Иеговы, а на 01.01.95 г. их стало уже 105, причем незарегистрированным осталось большее количество [94]. Большинством российских организаций свидетелей Иеговы руководят зарубежные «надзиратели». Российское Общество включено в Восточно — Европейскую зону с центром в Германии.

Количественные показатели роста числа сектантов выглядят следующим образом. В 1994 году в России было 36826 «Свидетелей Иеговы». К 1996 году их число возросло до 67082 человек. На апрель 1997 года зафиксирована цифра 82045 активных членов организации. На основании данных журнала «Сторожевая Башня» от 1 января 1998 г. можно сделать вывод, что общее число «Свидетелей Иеговы» в России и на Украине приближается к полумиллиону [95].[96]

Координационный центр иеговистов СССР располагался во Львове, тем более, что до 70 процентов свидетелей Иеговы проживали на территории Украинской ССР. В настоящее время он перенесен в Санкт — Петербург [97].

Около города на базе бывшего пионерлагеря в курортном районе «Солнечное» (Россия, 189640, Санкт — Петербург, Сестрорецкий р — н, п. Солнечное, ул. Танкистов, 4) построен так называемый «управленческий центр» свидетелей с большой компьютерной сетью, там же расположен филиал издательской штаб — квартиры «Вефиль», распространяющий литературу секты по всем городам России. Люди, работавшие на строительстве центра, набирались, естественно, добровольно, по рекрутскому набору «Вефиля». Они трудились бесплатно до шести часов вечера, потом отправлялись в Санкт — Петербург проповедовать, а к часу ночи возвращались в общежитие. Иногда их отпускали домой на побывку, но даже в это время рекруты находились под постоянным надзором. Причем, от них требуется «обет об отказе от всякого самостоятельного заработка» — что ставит их в положение рабов. Но зато после Армагеддона эти «духовно богатые служители Бога» будут иметь, как им обещают, «благотворные материальные благословения. В новом мире духовное богатство будет соединено с материальным. Верные служители будут материально обеспечены…» [98]. Видимо, ожидание будущего материального богатства помогает перенести этим труженикам нынешнее практически рабское положение.

В России, как и во всем мире, свидетели Иеговы отрицательно относятся к властям [99]. Более того, у нас распоряжения властей просто игнорируются. Пример этого — проведенное в июне 93 года, несмотря на запрет мэра Ю. М. Лужкова, собрание на стадионе «Локомотив». Секте удалось приобрести в собственность совершенно непонятным путем огромный Дом культуры фабрики имени Петра Алексеева за незначительную сумму в 60.000 долларов и другую недвижимость.

 

2.5.2. Правила и нормы ограничивающие поведение «Свидетелей Иеговы»

 

Различного рода ограничения в жизни члена секты, в первую очередь связаны с отношением «Общества Сторожевой башни» к властным структурам. Считается, что «Политические народы, бросающие вызов универсальному господству Иеговы, необходимо уничтожить… ибо состояние современного мира ставит недвусмысленный вопрос: либо уничтожение политически ангажированных народов, либо уничтожение всего человечества» [100].

За все время существования секты члены ее вели асоциальный образ жизни. Каждый их шаг регламентировался запретом на присягу (кроме как уполномоченным Иеговы), чествование государственного флага, исполнение гимнов и выполнение гос. обязанностей. За это они постоянно подвергались давлению со стороны власти. В настоящее время Бруклин учит: «Они также избегают скрытых форм идолопоклонства — почитания флагов и исполнения песен, прославляющих какой — либо народ» [101]. Единственной законной властью считается Бруклинская теократия.

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены… Итак, отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим.13:1–7)[102]. На примере этих стихов мы можем видеть — насколько вольно толкуется Писание Сторожевой Башней. В 1916 году, начиная с Рассела, и позже, слова «высшие власти» относились руководством секты к правительствам мира. Потом, в 1930–1950 г.г. «высшие власти» превратились в Бога Иегову и Иисуса Христа. Наконец, в 1962 году эту фразу снова отнесли к правительствам мира. Все эти метания обуславливались улучшением или ухудшением отношений между Бруклином и официальными властями страны.

Итак, человек, оказавшийся членом «Общества Сторожевой башни», немедленно подпадает под власть различного рода ограничений и запретов, при нарушении которых ему грозит лишение общения. Это относится к «Свидетелям Иеговы» вне зависимости от их возраста. Детям членов секты запрещено участвовать в спортивных мероприятиях, играть в шахматы, ходить в гости к сверстникам, не принадлежащим к «свидетелям» [103]. Высшее образование не одобряется, так как считается, что оно может привести к потере веры и что атмосфера в учебных заведениях побуждает к развитию безнравственности. Причем, человеку, позволившему своему ребенку получить высшее образование, могут не доверить поста старейшины [104].

Сектантам запрещено служить в армии (но специально подготовленные для агитации среди военных сектанты нанимаются в армию на контрактной основе, активно ведут обработку семей военнослужащих [105]), участвовать в выборах и социальной деятельности [106]. Отдельным членам поручено внедряться в госструктуры [107]. Причем, если Свидетель Иеговы, работая в каком — либо медицинском или государственном учреждении, узнает, например, из служебных документов, что женщина — член организации сделала аборт, он обязан сообщить эту конфиденциальную информацию руководству Сторожевой Башни, несмотря на наличие врачебной и служебной тайны и возможные юридические последствия [108].

Запрещено читать любые критические статьи о свидетелях Иеговы, отмечать дни рождения и христианские праздники, иметь дома иконы, посещать христианские храмы. Любые приказы «духовного начальника» абсолютно обязательны для исполнения.

По исследованиям специалистов, многие «свидетели Иеговы» страдают шизофренией, тяжелой депрессией, алкоголизмом и другими болезнями [109]. В результате депрессии возникают попытки самоубийства [110]. Уровень заболевания психики среди «свидетелей Иеговы» превышает средний. Об этом же свидетельствуют авторы писем в комитет по спасению молодежи. Более подробно эти проблемы рассматриваются в главе «О душевном здоровье членов секты «Свидетели Иеговы».

Родственники и близкие людей, втянутых в секту, которые пытаются объяснить завербованным всю опасность их положения или разоблачить многочисленные обманы, содержащиеся в учении Сторожевой Башни, объявляются руководством секты служителями сатаны, отступниками от Бога, обреченными на гибель. Общение с ними запрещено [111]. «Отступники …отвергают организацию Иеговы и активно пытаются препятствовать ее деятельности …христианин должен ненавидеть (в библейском смысле этого слова) тех, кто полностью отдается злу. Истинные христиане разделяют чувства Иеговы в отношении таких отступников и не интересуются отступническими идеями. Напротив они гнушаются тех, кто сделал себя врагом Бога…» [112]Формируется стремление к уничтожению родственника не члена секты [113]. Иногда дело доходит до убийства, при этом свидетель Иеговы искренне считает, что убивая, спасает близкого человека [114]. [115]Это, разумеется, исключительные случаи, обычно конфликт оканчивается требованием размена совместной жилплощади.

Члены секты, в результате каких — либо причин начинающие сомневаться в учении «Сторожевой Башни» и имевшие неосторожность поделиться с кем — то другим своими сомнениями, тут же попадают под суд старейшин. Доносят в этих случаях иеговисты друг на друга почти всегда. Отец — на сына и мать — на дочь, родственные связи тут в расчет не берутся. Те, кому на «суде» удается оправдаться, все равно остаются под подозрением. За ними какое — то время наблюдают. Даже в случае смены места жительства и собрания, информация передается следом за членом секты. На новом месте старейшины уведомляют вновь прибывшего, что будут какое — то время (не менее двух лет [116]) за ним наблюдать, чтобы посмотреть, не вернется ли он к своим отступническим мыслям. Подозреваемого предупреждают, что он будет изгнан из организации, если попытается поделиться своими мыслями с кем — либо из членов собрания или читать что бы то ни было, что расходится со взглядами Сторожевой Башни на Священное Писание. Надзор при этом ощущается как тяжелое психологическое давление, о чем подробнее будет говориться в главе «О душевном здоровье членов секты «свидетели Иеговы».

Есть случаи, когда на твердо решивших оставить секту, оказывается сильное давление с целью не допустить их ухода, вследствие чего они приходят к мысли о самоубийстве [117]. В июне 1996 года против религиозной корпорации «Свидетели Иеговы» Моспрокуратурой возбуждено уголовное дело как раз по этой причине. Шесть уголовных дел против адептов этой организации, обвиняющихся в насилии над личностью и подстрекательстве к гражданскому неповиновению, возбуждено 5 июня 1996 года и прокуратурой г. Сургута [118].[119]

Как уже отмечалось выше на покинувших организацию накладывается бойкот. Оставшимся членам секты запрещено с ними какое — либо общение. Их будут сторониться даже родственники — «Свидетели Иеговы». Общество учит ненавидеть его бывших членов: «Мы должны ненавидеть их в самом прямом смысле этого слова, то есть относиться к ним с крайним и явным отвращением, считая их отвратительными, гнусными, грязными, питать к ним отвращение» [120].[121]

Существуют журналы для внутреннего употребления — «Наше царственное служение». В сентябрьском номере его за 1996 год находятся подробные инструкции по вербовке, в том числе и требование узнавать имя, адрес, телефон человека, который проявил хоть малый интерес к разговору. Руководство «Как завести и продолжить разговор на библейскую тему» (1994 года) рассматривает варианты втягивания посещаемых жильцов в беседу [122]. В этом наставлении признается допустимой ложь о том, что деньги сектантам не нужны, причем, в другом руководстве описываются методы их вымогательства. Хождения рядовых членов секты по квартирам далеко небезобидны [123]. Все результаты разговоров заносятся в специальные карточки — «Записи служения по домам», где указываются адреса посещенных домов и квартир. Если возможно, фиксируются имена и фамилии жильцов, а также их реакция на сектантов и подаренную литературу. Благодаря такой кропотливой работе создаются тотальные учеты всех жителей районов, в которых действует секта. При этом учитываются также сведения об установочных данных жильцов, времени их пребывания в квартирах, здоровье, интересах [124].

Надо сказать, что общество пользуется очень своеобразным пониманием лжи. Связано оно с тем, что в отношении нечленов организации, Свидетели Иеговы проводят особую политику. Тех, кто сомневается в сути их учения, воспринимают как противников[125]и, соответственно, относятся к ним особым образом. Сторожевая Башня учит иеговистов в буквальном смысле умалчивать или лгать о некоторых фактах. Эта тактика называется «Стратегией Теократической Войны». Общество призывает свидетелей помнить, что: «Будучи воином Христа, он постоянно находится в состоянии теократической войны и должен быть очень осторожен, имея дело с Божьими врагами. Таким образом, как следует из Писаний, в целях защиты интересов дела Бога надлежит скрывать правду от Божьих врагов» [126]. Соответственно с этими указаниями вся литература издательства «Сторожевой Башни» наполнена искажениями фактов и прямыми обманами. Это следствие того, что общество пользуется отличным от общепринятого определением лжи. В книге «Помощь в понимании Библии» мы читаем: «Под ложью обычно понимают неправду, сказанную тому, кто имеет право знать правду» [127].

Само собой разумеется, что решение о том, кто и когда достоин знать правду, принимает Бруклинская теократия. Хорошей иллюстрацией на эту тему является изданная в 1993 году книга «Proclaimers of God's Kingdom» («Возвещатели Божьего Царства»). В ней, с целью выработки иммунитета у сектантов, опубликованы в очень деликатной форме многие факты, ранее Бруклином решительно опровергавшиеся. Большинство Свидетелей Иеговы, читающих эту книгу впервые столкнутся лицом к лицу с информацией о несбывшихся предсказаниях конца света в 1914, 1925 и 1975 годах (стр. 62, 78, 104, 632–633), о неудачной семейной жизни основателя организации Чарльза Тэйза Рассела (стр. 645), об «отставке» жены второго президента Джозефа Ф. Руттерфорда и их сыне Малколме (стр. 89), о том, какую роль в учении Сторожевой Башни некогда сыграла Великая египетская пирамида (стр. 201), о ряде пересмотренных учений и множестве других нелицеприятных эпизодах, в том числе и о дворце «Бет Сарим» (стр. 76, 89, 201). Раньше упоминание об этих событиях руководство секты называло клеветой и происками врагов. Теперь, когда скрывать факты стало невозможно, оценку их начинают смягчать.

Раз в год Свидетели Иеговы «…справляют Вечерю воспоминания его (слово «его» с маленькой буквы в первоисточнике. Прим. Автора.) смерти в день, который он сам назначил…в Залах Царства после 6 часов вечера …в субботу 14 нисана» [128]. То есть практически Распятие отмечается одновременно с иудейской Пасхой. Сам процесс выглядит следующим образом. В сосуд наливается вино или виноградный сок, над которым прочитывается какая — то молитва. Затем съедается кусок хлеба и выпивается содержимое из отдельных стаканов. К этому обряду допускаются лишь те, кто крещены повторно «небесным крещением» и прошли миропомазание, то есть сектанты из «числа 144 тысяч». Существует негласная инструкция, позволять причащаться только людям очень пожилого возраста из этого количества. Некоторые молодые иеговисты иногда заявляют, что чувствуют себя в душе принадлежащими к 144 тысячам и тоже должны причаститься. Им, как правило, разъясняют их неправоту [129].

В 1993 году только 8683 человека из 11,5 миллионов «Свидетелей Иеговы» по всему миру преломили хлеб и взяли чашу, в то время как остальные присутствующие лишь наблюдали за церемонией [130].

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 559. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия