История России 20 страница
— Крестьянский вопрос. В 1881 г. все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, отменялось их зависимое временнообязанное положение, понижались выкупные платежи. Учреждался крестьянский банк (1882), который должен был оказывать содействие крестьянам и крестьянским обществам в покупке частновладельческих земель. В 1883—1885 гг. была снижена, а затем отменена подушная подать с крестьян. Утверждены правила о порядке переселения малоземельных крестьян за Урал (1889). Однако эти меры в целом не улучшили благосостояния крестьянского населения. — Регламентировались отношения между рабочими и промышленниками. В 1882 г. был принят закон о запрещении труда малолетних (до 12 лет) и учреждена фабричная инспекция для надзора за его выполнением. По закону 1885 г. воспрещалась ночная работа несовершеннолетних и женщин. Законом 1897 г. ограничивалась максимальная продолжительность рабочего дня: для взрослых мужчин она не должна была превышать 11,5 ч. В большинстве своем принятые законы носили характер уступок нарождавшемуся рабочему движению. Таким образом, в 80—90-е гг. XIX в. во время правления Александра III происходит отход от главных целей и принципов реформаторских преобразований предыдущего периода. Вместе с тем сам Александр III вошел в историю как царь-миротворец, так как был убежденным противником разрешения международных проблем военными средствами. По своим политическим симпатиям Александр III также отличался от предшественников. Он был близок к славянофильству, но лишь в той мере, в какой это не мешало ему оставаться самодержцем. JI. М. Ляшко полагает, что император скорее напоминал не Романовых, а первых московских царей, скопидомов, собирателей. Национальное для него всегда было выше иноземного, а жесткой экономией государственных средств Александр был похож на Петра I: даже брюки и шаровары ему штопал и перештопывал ординарец. Убежденный приверженец традиций, Александр III считал патриархальность лучшим образом мыслей и действий для всех граждан империи. Он старался быть строгим, но справедливым отцом для подданных и того же требовал от чиновников, военных, священников — всех, имевших власть над людьми. Его вполне устраивала известная формула С. С. Уварова — «православие, самодержавие, народность». Исключительно сильный физически (завязывал узлом кочергу), уступавший в образовании отцу и Александру I, Александр III был очень волевым и патриотически настроенным человеком, что сделало его политику в целом весьма успешной, а империю при нем — прочной. Внешняя политика России. Во внешней политике России второй половины XIX в. можно выделить три основных направления: 2) европейская политика России: борьба за пересмотр итогов Крымской войны, укрепление позиций России на Ближнем Востоке и Балканах; 3) завершение процесса территориального формирования Российской империи: присоединение Средней Азии и Дальнего Востока, война на Кавказе; 4) участие России в формировании военно-политических блоков. Талантливый политик и дипломат А. М. Горчаков (1798—1883), возглавивший министерство иностранных дел в 1856 г., попытался вывести Россию из международной изоляции. Новая внешнеполитическая концепция была заключена им в следующую формулу: «собирание сил». Это означало, что Россия должна воспользоваться возникшими в определенный момент разногласиями между европейскими государствами, для того чтобы вернуть себе прежнее влияние на европейскую политику. Россия поддержала стремление прусского канцлера О. Бисмарка к объ- шению германских земель. В 70-х гг. сложился «Союз трех императоров» {России, Австрии и Пруссии), который, несмотря на противоречия между сто- жами, оказывал серьезное влияние на международные отношения. После Парижского мира 1856 г. «восточный вопрос» для России не поте- своей остроты. Для достижения своих целей царское правительство ис- ьзовало национально-освободительную войну балканских народов против Ос- ской империи (восстания в Боснии и Герцеговине 1875 г., в Болгарии 1876 г.). рьба балканских народов с турками вызвала сочувствие в русском обще- (сбор пожертвований, создание славянских комитетов, закупка оружия сербов и черногорцев, добровольческие отряды). Конференция европейских дипломатов, состоявшаяся в Константинополе ( Стамбуле) в 1877 г., потребовала от турецкого султана немедленных реформ славянских провинций Турции. Султан отказался следовать указаниям гренции. Тогда Александр II издал 12 апреля 1877 г. Манифест о войне Турцией (1877-1878). Важнейшие сражения: на перевале Шипка, под крепостью Плевра, сражение под Шейново и др. Полководцы: генералы И. В. Гурко, Ф. Ф. Радецкий, М. Д. Скобелев. Полный разгром Турции не устраивал Англию и Австро-Венгрию. Опасаясь большой войны с европейскими державами, Россия вынуждена была оставить продвижение войск в местечке Сан-Стефано (близ Стамбула). Здесь в феврале 1878 г. был подписан предварительный мирный договор. Его условия, значительно укреплявшие позиции России на Балканах, были пересмотрены Берлинским конгрессом летом 1878 г. Тем не менее Русско-турецкая война способствовала освобождению балканских народов от османского ига. Успехи России обеспечили полную независимость Сербии, Черногории, а Болгарии дали возможность создать национальное государство. России возвращалась Южная Бессарабия и передавалась Карсская область (на Кавказе). Александр II продолжил политику территориального расширения и укрепления Российской империи. В 60—70-е гг. Россия осуществила ряд военных экспедиций в Среднюю Азию. Это было обусловлено следующими причинами. Во-первых, Средняя Азия являлась рынком сбыта промышленной продукции России (железа, краски, сахара и др.). Во-вторых, Средняя Азия рассматривалась Россией как сырьевая база промышленного развития. В-третьих, через районы Средней Азии можно было расширять и укреплять торговые и политические связи с Ираном, Афганистаном, Китаем, Индией, одновременно ослабляя влияние Англии в этом регионе. В результате военных действий Кокандское, Хивинское и Бухарское ханства признали вассальную зависимость от России. На завоеванных территориях было образовано Туркестанское генерал-губернаторство. К середине 80-х гг. присоединение Средней Азии к России было закончено. Дальневосточное направление во внешней политике России имело тенденцию к дальнейшему развитию. Необходимость усиления российских военно-стратегических позиций на Дальнем Востоке была обусловлена, во-первых, геополитическими интересами Англии и Франции, англо-французской диверсией на Камчатке во время Крымской войны, во-вторых, ослаблением Китая и его зависимостью от англо-германо-французского капитала, в-третьих, быстрым ростом военного потенциала Японии, ее морских и сухопутных сил. В январе 1855 г. между Россией и Японией был заключен Симодский договор о мире и дружбе: он закреплял право России на северную часть Курильских островов; остров Сахалин объявлялся совместным владением. В 1875 г. в Петербурге был подписан новый русско-японский договор, по которому остров Сахалин признавался исключительно российским. В качестве компенсации Япония получила Курильские острова. В июне 1858 г. было заключено русско-китайское (Тяньцзиньское) соглашение, по которому Россия получила право вести с Китаем торговлю не только на суше, но и на море, посылать своих консулов в порты Китая, иметь постоянного представителя в Пекине. По Айгуньскому (1858) и Пекинскому (1860) договорам с Китаем за Россией была закреплена территория по левому берегу реки Амур и весь Уссурийский край. При поддержке правительства началось освоение юга Дальнего Востока, где вскоре возникли города Благовещенск, Владивосток. Именно при Александре II была продана Аляска. Испытывая финансовые трудности, желая заручиться поддержкой США против своего соперника Англии, не в силах сохранить экономический и политический контроль над этими территориями (свыше 1,5 млн.. кв. км), в 1867 г. Россия уступила их США за 7,2 млн.. долларов (около 14 млн.. рублей). Участие России в формировании военно-политических блоков. До середины 80-х гг. внешняя политика России во многом определялась принадлежностью к «Союзу трех императоров» (1873) и укреплением этого союза (договоры 1881, 1884 гг.). Усиление Германии в Европе привело к охлаждению отношений России с союзом. В 1879—1882 гг. Германия заключила военные союзы с Австро-Венгрией и Италией — возник Тройственный союз, направленный против Франции. Активная политика Германии и Австро-Венгрии на Балканах, экономические противоречия между Россией и Германией склонили Россию к союзу с Францией. В 1892 г. между двумя странами подписывается секретная военная конвенция (ратифицирована в 1894 г.), направленная против Германии. Этим была заложена основа Антанты, противостоящей Тройственному союзу. После заключения союзного договора с Францией Александр III стал именоваться в официальной литературе Миротворцем. Таким образом, вторая половина XIX в. была отмечена успехами во внешней политике: решение Балканского вопроса, окончание войны на Кавказе, участие в формировании военно-политических блоков и освоение Средней Азии и Дальнего Востока. Общественные движения во второй половине XIX в. Вторая половина XIX в. в духовной сфере характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, во второй половине 50-х гг. XIX в. (период подготовки крестьянской реформы) в общественно-политической жизни России наметилось сближение разных идейных направлений. С другой стороны, реализация реформы и ее итоги вызвали обострение идейно-политической борьбы, еще большее размежевание общества. Отличительной чертой общественной жизни России второй половины XIX в. было снижение политической активности широких народных масс. Народ сохранял веру в «доброго» царя. Крестьянские волнения, вспыхнувшие после 1861 г., быстро прекратились, рабочее движение находилось в зачаточном состоянии. Политическую инертность проявляла и буржуазия. В пореформенный период получают окончательное оформление три направления в общественном движении — консерваторы, либералы, радикалы. Кроме того, начинается формирование революционного движения. Социальную основу консервативного направления составляли реакционное дворянство, духовенство, купечество и значительная часть крестьянства. Консерватизм остался в идеологических рамках теории «официальной народности». Во внутриполитической области консерваторы боролись за сохранение самодержавия, свертывание реформ и проведение контрреформ. В социально-экономической — за укрепление позиций дворянства, сохранение помещичьего землевладения. Во внешней политике ими развивались идеи панславизма — единения славянских народов вокруг России. В духовной сфере отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти. Идеологами консерваторов были К. П. Победоносцев, Д. А. Толстой, М. И. Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье-бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать. Социальную основу либерального направления составляли часть буржуазии и помещиков, интеллигенция. Они отстаивали идею общего с Западной Европой пути исторического развития. Стремились к введению конституционного правления, демократических свобод, продолжению реформ и расширению прав и функций местных органов самоуправления — земств. Либералы стояли за эволюционный путь развития и считали реформы главным методом социально-политической модернизации России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавной властью. Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, П. В. Долгоруков и др.). Их организационной опорой были научные общества, земства, журналы («Русская мысль», «Вестник Европы»), Особенности российского либерализма: 6) близость к консерватизму; 7) дворянский характер (из-за политической слабости буржуазии); 8)отсутствие устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству; 9) объединение либералов с консерваторами против радикалов. Радикальное направление во второй половине XIX в. было представлено выходцами из разных слоев общества, которые стремились представлять интересы рабочих и крестьян. Особенности российского радикализма: — значительное влияние на его развитие оказывала реакционная политика правительства (полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций); 10) в самой России могли существовать только тайные организации; 11) теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действовать за границей. Это способствовало укреплению связей русского и западноевропейского революционных движений. В истории радикального направления второй половины XIX в. исследователи выделяют три этапа: 60-е гг. — складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков; 70-е гг. — оформление народнического направления и деятельность организаций революционных народников; 3) 80—90-е гг. — активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы. Наиболее сплоченной группой противников царизма в России были революционеры-разночинцы (разночинцы — выходцы из различных сословий: духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников), пришедшие на смену дворянам-революционерам первой половины XIX в. Родоначальниками теории «русского социализма» А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским были сформулированы основные положения народнической идеологии. Народничество — направление общественной мысли и общественное движение (значительное влияние на которое оказали идеи Ш. Фурье, П. Ж. Пру- дона, К. А. Сен-Симона, Р. Оуэна), основанное на следующих положениях: 1) капитализм (в том числе в России) — это упадок, регресс; 2) можно сразу построить справедливое общество — социализм, минуя капитализм; при этом важная роль отводилась общине (лидеры народников считали общину идеалом общественного устройства). Сторонником стихийного развития и безгосударственного устройства общества был М. А. Бакунин (1814—1976) — бунтарское или анархистское направление народничества. Революционер европейского масштаба, деятель I Интернационала, участник революций 1848—1849 гг., он предложил модель безгосударственного социализма, которая основывалась на федерации построенных «снизу вверх» свободных организаций: рабочие ассоциации, общины, волости, области, народы. Бакунин выступал за крестьянскую революцию, к которой крестьяне якобы были готовы, — необходим был только толчок. Расчет делался на революционную интеллигенцию, и тогда крестьянский бунт уничтожил бы самодержавие и привел к победе социализма. Главная работа, в которой Бакунин изложил свои взгляды, — «Государственность и анархия». Его учение, получившее название анархизма, безвластия, возрождало древнее противоречие идеалов общины и государственной власти. Бакунин требовал немедленного уничтожения государства и вечевой демократии снизу доверху. «Народ — прирожденный бунтарь, враг государства. Для организации революции ему надо лишь помочь объединиться». Сторонник пропагандистского направления — П. JI. Лавров (1823—1900), преподаватель математики в военных заведениях, полковник, член «Земли и воли», редактор журналов «Вперед!» и «Вестник «Народной воли». Он считал, что для осуществления революции нужна долгая пропагандистская работа,,чтобы большинство народа осознало и одобрило принципы будущего строя и необходимость революции. Однако, по его мнению, массы народа инертны. Чтобы начать революцию, нужны критически мыслящие личности, интеллигенты, мученики, о которых народ слагал бы легенды. Они должны соединить современные демократические идеи и тягу крестьян к справедливости, проложив тем самым дорогу к социальной революции. Именно на изменение строя общества, а не на формы политической власти обращал внимание Лавров. П. Н. Ткачев (1844—1885) — теоретик заговорщического направления народничества, из дворян, окончил Петербургский университет, сотрудничал во многих журналах. С 1873 г. за границей издавал журнал «Набат». Как и Лавров, Ткачев подчеркивал роль активного меньшинства в революции. Но основную цель он видел не в подъеме крестьянских масс на революционную борьбу, а в захвате государственной власти сильной подпольной организацией революционеров. Лозунгу социальной революции он противопоставил лозунг политической революции, создания нового, революционного государства, которое возьмет в свои руки промышленность, банки, транспорт, средства связи. Ткачев был прагматиком, он скептически относился к идее о добром и разумном человеке, предпочитая надеждам на человека силу власти. Он был прямым противником анархизма. Многие его идеи позднее проявились в практике народовольцев и большевиков. Народнические кружки начала 60-х гг. вели пропагандистскую работу и использовали политический террор. Кружок Н. А. Ишутина организовал переплетную артель, швейную мастерскую. В 1866 г. член организации Д. В. Каракозов совершил покушение на императора Александра II. Он был схвачен на месте преступления, а организация «ишутинцев» разгромлена. В конце 60-х гг. бывший учитель С. Г. Нечаев (1850—1881) создал тайную организацию под символическим названием «Топор, или Народная расправа» (1869). В составленном им «Катехезисе революционера» насилие рассматривалось как главный способ достижения победы революции. Члены общества должны были во имя революции отказаться от всех моральных норм, исповедуя правило: «Цель оправдывает средства». Отвергая общественный порядок, они отказывались от родственных чувств, дружбы и любви ради идеи революции. В их глазах лишалась цены сама человеческая жизнь (убийство студента И. И. Иванова, отказавшегося подчиниться Нечаеву). Этим стиралась граница между революционной борьбой и преступлением, во многом предвосхищалась практика большевизма. Идеология народничества оказала влияние на практику движения. В 1874 г. осуществляется так называемое «хождение в народ» для пропаганды социалистических идей и подготовки крестьянского восстания. «Хождение в народ» показало, что крестьяне не стремятся к революции. Напротив, они сами помогали арестовывать «смутьянов», «врагов царя». Часть народников такое поведение крестьян толкнуло назад, к террористической борьбе. В 1876 г. возникает народническая организация «Земля и валя» (не следует отождествлять ее с организацией под таким же названием, созданной в 1862 г. при участии Н. Г. Чернышевского для объединения революционных сил и подготовки крестьянского восстания и прекратившей свое существование в 1864 г.). В результате общего кризиса народничества и внутренних разногласий *Земля и воля» распадается на две организации — «Народную волю» (А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская) и «Черный передел» (Г. В. Плеханов, В. Н. Игнатов, О. В. Аптекман). После убийства Александра И народнические организации были практически разгромлены, а идеология народничества находилась в глубоком кризисе. Влиятельным фактором общественно-политической жизни становится рабочее движение. В 70-е гг. предпринимаются первые попытки создания ра- бочих организаций. В 1975 г. в Одессе возник «Южнороссийский союз рабочих» (руководитель Е. О. Заславский), а в 1878 г. в Петербурге — «Северный союз русских рабочих» (В. П. Обнорский, С. Н. Халтурин). Их участники выступали за свержение самодержавия, политические свободы, социальное переустройство. Рабочие организации в этот период находились под сильным влиянием народников. В 80-е гг. рабочее движение приобретает более организованный характер, начинаются массовые стачки. Наиболее значительная из них произошла в 1885 г. на текстильной фабрике Морозова. В 90-е гг. наблюдается новый подъем стачечного движения. В результате кризиса народничества и роста рабочего движения часть интеллигенции обращается к марксизму. В начале 80-х гг. в эмиграции Г. В. Плеханов (1856—1918) объединил вокруг себя единомышленников (П. Б. Аксель- род, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч, В. Н. Игнатов) и занялся серьезным изучением марксизма. Осенью 1883 г. в одной из швейцарских газет появилось объявление о начале издания «Библиотеки современного социализма». С этой работы начала свою деятельность группа «Освобождение труда», издавшая за 20 лет своей деятельности свыше 250 произведений. Ее деятельность оказала значительное влияние на образование марксистских групп и кружков в России (Д. Благоева и М. И. Бруснева в Петербурге, Н. Е. Федосеева в Поволжье и др.). Лидерами русского марксизма были В. И. Ульянов-Ленин, Ю. О. Мартов, А. А. Богданов. В 1895 г. был основан социал-демократический «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В 1898 г. на нелегальном съезде в Минске было положено начало Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Глава 10. РОССИЯ В КОНЦЕ XIX—НАЧАЛЕ XX в. XX в. — один из наиболее ярких и трагичных периодов, занимает в русской истории особое место. Этот период вместил ряд экономических скачков и не менее стремительных «падений» (или периодов «застоя»); три революции и «смутное время» конца XX в.; различные типы политического устройства: абсолютную монархию, тоталитаризм, попытки установления демократического общества и бюрократическое правление; ряд крупных поражений и убедительных военных побед. В настоящее время уже для каждого здравомыслящего человека очевидно, что нигде и никогда социальные революции не являются нормальным, здоровым явлением. Классики марксизма назвали революции «локомотивами истории». Однако это еще и взрыв, стихийное бедствие. Буржуазная революция в Англии стоила восемнадцати лет войны, резни, виселиц, диктатуры Кромвеля. Великая революция во Франции обошлась почти в четверть века резни, массового террора, гильотин, войн Наполеона и разрухи. А гражданская война в США унесла жизней больше, чем страна потеряла во всех войнах, вместе взятых, по сегодняшний день, и на полстолетия отбросила США в разряд второстепенных государств. Российский печальный опыт лишь подкрепил эту закономерность самыми яркими фактами (В. Е. Шамбаров). Для нормального поступательного развития нужно, чтобы власть вовремя отслеживала тенденции и ход исторического прогресса, своевременными реформами приводила в соответствие с ним законодательство и государственные институты. Иначе в обществе начинает накапливаться напряжение, понижается устойчивость. Как накопление напряжения в земной коре ведет к землетрясению, так в обществе — к революционному взрыву. Сдерживать его искусственно, силой уже невозможно. Это лишь оттянет время. В психологии существует термин «накопление агрессии». Чем дольше сдерживаешь пар в котле, чем крепче затыкаешь отдушины — тем страшнее будет взрыв. В конце XIX—начале XX в. Россия переживала действительно критический период. Когда долгое время сдерживаемым социально-экономическим и политическим реформам открылась зеленая улица, то сами результаты этих реформ — интенсивный переход к промышленному развитию, успехи просвещения и культуры, демократизация общества, видоизменение государственных структур — невольно ослабили прежние патриархальные моральные устои государства: «Вера — Царь — Отечество». Из-за традиционного триединства формулы ослабление одного звена неизбежно сказывалось на прочности других. А новый фундамент общества — характерный, например, для развитых стран современности — сформироваться еще не успел, сразу же подвергшись столь серьезным нагрузкам, как мировая война... 10.1. Экономическое и социальное развитие • Административно-территориальное деление России в начале XX в. Сословная структура. Социальный состав общества • Российский монополистический капитализм и его особенности • Реформы С. Ю. Витте и П. А. Столыпина; их влияние на дальнейшее развитие России Административно-территориальное деление России в начале XX в. Сословная структура. Социальный состав общества. К началу XX в. территория России выросла до 22,2 млн.. кв. км. В административном отношении страна была разделена на 97 губерний, по 10—15 уездов каждая. По данным переписи 1897 г., население России составляло около 126 млн.. человек. К 1913 г. оно увеличилось до 165 млн.. человек. Население страны подразделялось на «природных обывателей» и «инородцев» (51% населения) (О. В. Кишенкова, Е. С. Королькова). В начале XX в. в России наблюдался переход от традиционного общества к индустриальному. По-прежнему основу социальной структуры составляли сословия — замкнутые группы людей, наделенные определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству (в России наследственным зачастую был и род занятий). Господствующим сословием являлось дворянство, составлявшее около 1% населения (дворянская элита — около 30 тыс. человек). Основная масса дворянства не имела крупных имений и состояний, либо находясь на гражданской или военной службе, либо живя на жалованье. Представители творческой интеллигенции, преподаватели, юристы в большинстве своем были дворянами. Дворянство делилось на два разряда: потомственное и личное. Потомственное передавалось по наследству, личное — нет. Хотя роль дворянства в экономической жизни падала («дворянские гнезда» приходили в запустение), его роль в политике оставалась ведущей. К привилегированным сословиям относились также почетные и именитые граждане (потомственные и личные). Эти небольшие сословия включали в себя «верхи» горожан. Особым сословием являлось духовенство. В его состав входили служители Русской православной церкви — черное (монашествующее) и белое (проповедующее в миру) духовенство. Церковь пользовалась непререкаемым авторитетом в вопросах культуры, образования и воспитания. Гильдейское купечество (I, II, III гильдий) составляло около 1,5 млн.. человек. Представителями этого сословия были крупные российские предприниматели и финансисты Морозовы, Гучковы, Мамонтовы и др. Политически российское купечество было бесправным, хотя играло видную роль в органах местного самоуправления — земствах и городских думах. Значительную часть городского населения составляли мещане — лавочники, ремесленники, рабочие, служащие. К сельским сословиям относились крестьяне, однодворцы и казаки. Крестьянство (около 82% населения России) было политически бесправным. Малоземелье вынуждало крестьян арендовать землю у помещиков на испольной или издольной основе. Инициативность крестьянства сковывала и община. Выйти из общины можно было только с разрешения мирского схода. Основная масса крестьян была неграмотной. Крестьянство противостояло не только дворянству: процесс социальной дифференциации затронул и саму деревню (около 15—20% дворов составляли кулацкие и зажиточные дворы). Особое военно-служилое сословие составляли казаки. Они были обязаны нести военную службу в течение 20 лет. Казачество имело право на землю и сохраняло определенные традиции казачьего круга. Казаки составляли особые войска — Донское, Кубанское, Уральское. Однодворцами называли сельскохозяйственное население западных губерний, где не существовало общинной системы земледелия. «Отменить» сословия в России одним махом было практически невозможно. Однако в начале XX в. мы видим и элементы новой России — буржуазию, рабочий класс (формировавшийся в основном из крестьян) и интеллигенцию. Особое место в обществе занимала интеллигенция, рекрутировавшаяся из различных слоев населения. Ее отличали: 7) жертвенность и подвижничество, стремление служить своему народу; 8) оторванность от народа и власти; 9) социально активная роль: ее представители формировали основные политические партии, разрабатывали идейные доктрины. В социальной структуре населения, по мнению J1. В. Жуковой, с известной степенью точности можно выделить пять крупных категорий: 1. высший государственно-бюрократический аппарат, генералитет, помещики, банкиры, крупные и средние предприниматели, архиереи церкви, академики, профессора и др. — 3%; 2.мелкие предприниматели, основная часть гражданской и военной интеллигенции, среднее чиновничество, инженерно-технические работники, учителя, врачи, офицерский корпус, священнослужители, мелкие служащие государственных учреждений, городские обыватели, кустари, ремесленники и др.-8%; 3.крестьяне, казаки — 69%, в том числе зажиточные — 19%, средние — 25%, бедные — 25%; 4. пролетарское население: промышленные, транспортные, сельскохозяйственные и другие рабочие, рыбаки, охотники, прислуга и др. — 19%; 5. люмпенские элементы: нищие, бродяги, уголовники — около 1%. Главным фактором, повлиявшим на формирование новой социальной структуры, была активная капитализация страны. Определенным препятствием на этом пути явились многоконфессионалъность и многонациональность страны. Основными проблемами в области межнациональных отношений были следующие: 10) 51% населения России составляли инородцы; 11) имелось в наличии несколько конфессий (ислам, буддизм, католицизм, лютеранство); 12) русификаторская политика в отношении украинского, белорусского, польского и других народов вызывала рост местного национализма; 13) особую остроту приобрел еврейский вопрос, так как основная масса еврейского населения жила в пределах «черты оседлости» и подвергалась дискриминации в различных сферах деятельности (образование, предпринимательство и т. д.);
|