Оценки РАЗВИТИЯ СССР В середине 1950-х– середине 1960-х годов
Всемирно-историческая теория изучает общемировое развитие, прогресс человечества. Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Основывается на борьбе классов, ведущей к уничтожению частной собственности. Направленность изучения в коллективизм, будущее, строительство нового общества. (Мировоззрение – счастье созидающего общества и в нем человека). Историки-материалисты (М. П. Ким, Ю. С. Кукушкин и др.) считают, что в СССР в конце 1950-х годов было построено полностью и окончательно социалистическое общество. Государство (орудие для построения социализма и коммунизма) перестало быть органом диктатуры пролетариата и стало органом всего советского народа (общенародным). Восстановленная после войны и значительно окрепшая индустрия позволяла и взять курс на повышение благосостояния народа. В 1961 году на XXII съезде КПСС была принята программа строительства коммунистического общества. Коммунизм определяется как бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов. Согласно программе общенародное государство трансформировалось в сторону коммунистического самоуправления. Возрастала роль коллективов, общественных организаций, в которых по мере строительства коммунизма растворялась КПСС. Переход к коммунистическому самоуправлению обеспечивался децентрализацией управления народным хозяйством (совнархозами), созданием внештатных отделов в государственных органах (Советах народных депутатов), общественными трудовыми объединениями на предприятиях (общественно-конструкторские бюро, общественное бюро и др.). КПСС была разделена по производственному принципу, с перспективой врастания в управленческие хозяйственные (промышленность и сельское хозяйство) структуры. В сельском хозяйстве ускорилась ликвидация личного и перевод коллективных хозяйств (колхозов) во всенародное хозяйство (совхозы). В области культуры проводился курс на развитие народной самодеятельности. Крепла коллективистская психология, основные положения которой отражал включенный в Программу КПСС «Моральный кодекс строителя коммунизма». Внешняя политика обеспечивала мирное сосуществование двух разнородных систем (капитализма и социализма), расширение и укрепление социалистического лагеря, помощь борющемуся пролетариату капиталистических стран, переход стран, освободившихся от колониальной зависимости капитализма на путь строительства социализма. В области идеологии усилилась борьба против буржуазного влияния, распространения частнособственнической психологии. С.Кара-Мурза утверждает, что «так хорошо жить, как во время послесталинского социализма, большинство наших граждан не будет очень долго… Советский социализм в целом был уникальной, чудесным образом достигнутой точкой во всем пространстве социально-экономических ситуаций». Начался процесс обновления, в основе которого являлось широкое привлечение всего народа к общественной жизни: политики, экономики, культуры. Партия стояла во главе процесса и начинала прежде всего с себя – с восстановления ленинских норм партийной жизни, коллегиальности руководства, развития демократических основ организационного построения КПСС. В либеральном направлении всемирно-исторической теории приоритет в изучении отдается личности, ее правам, дарованным природой, и, прежде всего, праву частной собственности. Основывается на эволюционных изменениях, сотрудничестве классов и незыблемости частной собственности. Направление в своем крайнем проявлении противопоставляет личность обществу, а само общество ассоциируют с государством. Согласно логике либерального направления в истории Советской России личность и государство являются врагами. Направленность изучения в индивидуализм, настоящее, реальность личности. (Мировоззрение – личное счастье человека, живущего в обществе). Либеральные историки (Н. Верт, В. П. Островский, А. И. Уткин и др.) обращают внимание на ухудшение положения человека и прежде всего на рост розничных цен на продовольствие. В ряде городов страны произошли стихийные выступления рабочих. Власть игнорирует материальную заинтересованность работников в результатах своего труда. Создание совнархозов увеличило численность чиновников – административного аппарата. Тоталитарное государство боролось в культуре против творческого раскрытия личности, организуя общественные суды над сторонниками авангардного направления, сторонниками джаза, стилягами. Руководство СССР применило вооруженную силу для подавления антисоветского выступления в Венгрии. Разоблачение «культа личности» представляется уловкой «верхов», а не результатом политической необходимости. С середины 50-х гг. тоталитаризм начинает трансформироваться в авторитаризм, который трактуется как государственный строй, подавляющий личность, низводящую ее «до уровня всех» и осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни. Авторитаризм отличается от тоталитаризма тем, что в нем отсутствует режим личной диктатуры. Ослабление послесталинского времени видится попыткой сохранения на плаву режима при смягчении его крайностей. Поскольку без этих «крайностей», составляющих саму сущность системы она не могла функционировать начинается период стагнации, сбоев и нарастании противоречий. Попытка либерализации страны впервые была сделана Н.С. Хрущевым. Однако проведенная им десталинизация серьезно дестабилизировала систему, и потому он был смещен. Технологическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе. (Мировоззрение – счастье человека, обусловленное прогрессом техники). Историки технологического направления (В. А. Красильщиков, С. А. Нефедов и др.) считают, что после смерти Сталина, с чьим именем связано создание мобилизационной системы экономики, следует постмобилизационный этап. СССР пытался копировать западные технологические и организационные образцы. В отношении к Западу существовал парадокс: с одной стороны, коммунистическая идеология пророчила неизбежный крах западного капитализма, с другой стороны выдвигался лозунг: «Догнать и перегнать Америку!». Теперь Запад старались догнать по части создания общества массового потребления. Модернизацию советского времени называют «консервативной», «инструментальной», поскольку она опираясь на устаревшие социальные механизмы и консервируя их, не способствовала развитию современных институтов рыночной экономики, политической демократии и потому осталась незавершенной. Сторонники теории считают, что в конце 50-х – начале 60-х гг. в Россию с Запада вместе с либеральными ценностями пришла идея конвергенции (неизбежность слияния двух общественно-политических систем капитализма и социализма на основе развернувшейся в мире научно-технической революции), горячим сторонником которой стал академик-атомщик А.Д. Сахаров. Позднее в 80-е гг. идея конвергенции получила своеобразное объяснение «в новом политическом мышлении» М.С. Горбачева и вылилось в изменении политического курса страны – «перестройка».
Локально-историческая теория изучает единство человека и территории, составляющие понятие локальная цивилизация. На территории России такой является Евразия. (Мировоззрение – счастье человека в его гармонии с природой, обеспечивающей здоровье, продление жизни). Согласно локально-исторической теории в конце 50-х – начале 60-х гг. мир был расколот на два равных в военном отношении блока. Блок стран «Запад» (Западная Европа и Северная Америка), возглавляла сверхдержава США, а блок стран «Евразия» (Восточная Европа, Азия), возглавляла сверхдержава СССР. Между блоками шла борьба за мировое господство. В последствии блок «Запад» победила блок «Евразия». Не сумев победить военной силой, победила мирно – часть населения было подкуплено (верхушка), часть населения было обмануто, наступлением возможно скорой «хорошей» заморской, чужой жизнью.
Сравнительно-теоретические схемы предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация
№ 1. Оценки развития СССР в середине1950-х – 1960-х гг.
№ 2. Причины запуска в космос первого спутника (1957 г.),
№ 3. Оценки деятельности Н.С. Хрущева
|