Сельское общество
•; '• • (•' ' .1-.-. ••',/' Среди сельского населения существовали различные градации социального статуса. В наиболее развитой теории феодального общества — которая, что характерно, была разработана лишь тогда, когда сам феодализм уже стоял на грани упадка, — общество состоит из трех «сословий» (ordres), каждое из которых имеет свои обязанности. Сеньоры обеспечивают защиту и поддерживают порядок, клирики наблюдают за духовным благополучием общества, крестьяне работают для обеспечения двух высших сословий. Говоря по существу, дворяне сражаются, священники молятся, а крестьяне работают. Знаменательно, что городское население даже не было включено в эту иерархию, хотя, по крайней мере к XI в., оно составляло уже значительную категорию населения, более многочисленную, чем дворяне или духовенство. Правящий класс — феодальное сословие в строгом смысле этого слова, — которое составляло менее 5% совокупного населения, представляло из себя социальную пирамиду с королем на вершине, высшей знатью на последующих ступенях и мелкими рыцарями — на низших. Фактически положение вещей было даже еще более сложным, поскольку многие дворяне имели несколько маноров, называемых также бенефициями (benefices), и таким образом являлись вассалами более чем одного сеньора. Могло быть и так, что два сеньора, даже короля, являлись вассалами друг друга применительно к отдельным владениям. Неудивительно, что столь запутанные отношения часто приводили к конфликтам и столкновениям, которые придали феодальной эпохе не вполне заслуженную репутацию эпохи беззакония и жестокости. Сословие клириков, единственное сословие, которое не самовоспроизводилось биологически (по крайней мере в принципе, хотя на практике иногда было совсем по-другому), также имело многочисленные социальные градации. Прежде всего, следует отметить различие между черным духовенством (членами монашеских орденов), которые удалялись от мирской жизни и образовывали отдельные сообщества, и белым духовенством (священниками и епископами), которые более активно участвовали в мирской жизни. В раннее Средневековье престиж черного духовенства был более высок, однако в результате возрождения городской жизни и экономического подъема, начавшегося с X в., когда епископы и архиепископы стали играть важную роль и в мирской, и в религиозной жизни, статус белого духовенства повысился. Кроме того, внутри и черного, и белого духовенства существовали различия, связанные с социальным статусом людей, принявших духовный сан. Младшим сыновьям знатных фамилий при вступлении в духовное звание были часто уготованы, порой вне зависимости от наличия у них соответствующей подготовки, места епископов или аббатов. В то же время выходцы из простого народа едва могли претендовать на что-то большее, чем должность приходского свя- 3' 67 щенника или служителя монастыря. Потенциал вертикальной мобильности в церкви был выше, чем в целом в сельском обществе, но значительно меньше, чем в новых городах. Даже среди крестьянского населения имелись статусные различия. Вообще говоря, существовали две основные категории крестьян: свободные и зависимые. Но эти категории не всегда были различимы, и внутри них также существовала градация. Рабство в той форме, в какой оно существовало в Римской империи, постепенно отмерло к IX в.; единственным его пережитком оставалась домашняя прислуга знатных феодалов. С другой стороны, класс свободных земледельцев — крестьян-собственников и арендаторов-фермеров, которые также существовали в Римской империи, — был низведен практически до положения зависимых работников. Действительно свободные крестьяне, — имеющие право свободно переселяться из одной деревни в другую, приобретать или оставлять землю по своей инициативе, жениться без разрешения феодала, — были редкостью для Средневековья. В то же время власть сеньоров была ограничена. Крепостные не являлись собственностью своих господ, но являлись adsripti glebac, т.е. прикрепленными к земле. Сеньоры могли приходить и уходить, но, за исключением периодов крупных потрясений, земледельцы, были ли они номинально свободны или зависимы, должны были оставаться на прежнем месте жительства, защищенные «обычаем манора» и иногда особыми документами (как, например, английские копигольдеры). В течение всех Средних веков и в начале Нового времени существовали две главные тенденции в развитии социального статуса крестьянства — тенденции, тесно связанные с эволюцией манора. С периода поздней Римской империи и почти до X или XI в. права и обязанности двух полярных групп — свободных и рабов — все больше и больше сближались. Затем, примерно с XII в. и до Великой французской революции, происходило последовательное ослабление отношений зависимости (не обязательно экономического свойства), которое привело к ликвидации института личной зависимости в некоторых регионах Западной Европы (эта тенденция была значительно слабее в Центральной Европе и вовсе отсутствовала в Восточной Европе, где имела место обратная тенденция).
|