Студопедия — Хиромантия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Хиромантия






 

«Природа сделала человеческую руку главным органом и инструментом тела»

Аристотель

 

Почему высшие силы оставляют судьбоносные знаки именно на руке человека? Маг отвечает на этот вопрос так: поскольку мир иерархичен, то и миниатюрное подобие его — человек — организовано по тем же принципам. В человеке как иерархической системе рука выполняет уникальную функцию: это посредник между верхом и низом, между интеллектуальным микрокосмом, заключенным в голове, и микрокосмом материальным, помещенным в теле. Если мозг сопоставим с неподвижным перводвигателем, — говорят маги, — то руку можно назвать активной силой, посредством которой проявляется этот перводвигатель. По этой причине рука занимает второе место в иерархии микрокосма и, после головы, является наиболее достойным предметом для изучения. В XVIII веке, когда многие магические традиции были утрачены, чересчур усердные хироманты подчас пытались исследовать не только ладони, но и подошвы. Какое нелепое заблуждение! Подошвы ведь находятся дальше всего от планет. Обращенные к земле, они получают меньше всего света. Согласно Фладду, они обитают в ночи микрокосма, не настроенной на музыку сфер.

Изучая отпечатки небесных тел на ладонях, хиромантия позволяет установить истину относительно двух предметов: характера и судьбы. В этом она ничем не отличается от других методов гадания. Она сочетает в себе дедукцию с пророчеством, рациональное с иррациональным. «Читая» ладонь клиента, хиромант прибегает одновременно и к рассудку, и к провидческому дару. Линии ладони, значение которых определено традицией, служат для мага лишь отправной точкой в игре воображения. А воображение, как часто говаривали Агриппа, Парацельс и другие великие маги, — это великая сила, способная творить чудеса. Хироманты искали в Библии изречения, которые могли бы подтвердить легитимность их искусства: в прошлом полагали, что магия санкционирована религией (точно так же, как в наши дни оккультисты торопятся соотнести свою эзотерическую мудрость с настоящей наукой). И действительно, в книге Иова (37:7) мы читаем: «Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его». А в Книге Притчей Соломоновых (3:16) сказано: «Долгоденствие — в правой руке ея, а в левой у нея — богатство и слава».

В наши задачи не входит подробное изложение метода гадания по руке. Этой теме посвящено множество специальных изданий. Здесь мы остановимся лишь на нескольких самых эффектных эпизодах из истории хиромантии, точнее — из истории XVI–XVII веков, когда это оккультное искусство достигло вершины своей популярности. Полезно, однако, будет сравнить старинные методы хиромантии с современной пальмистрией. В наши дни гораздо большее значение придается пальцам. Они подтверждают показания ладони и добавляют множество ценных деталей к более общей информации, которую определяют по ладони. Верхняя фаланга большого пальца соотносится с волей, нижняя — с логическим умом. Трем фалангам указательного пальца соответствуют религиозность, честолюбие и чувственность. Средний палец дает представление о степени благоразумия человека, о его склонности к экспериментам и об умении сосредоточиться. Безымянный палец говорит о художественных талантах, критическом чутье и успехе в жизни. Наконец, мизинец в целом позволяет понять, насколько человек общителен; его фаланги описывают умение учиться, развитость абстрактного мышления и проницательность. Все верхние фаланги дают информацию о высшем интеллекте человека; средние — о рассудочном уме; нижние — об инстинктах.

Самые важные из линий на ладони — линия жизни, линия судьбы, линия сердца, линия головы и линия интуиции. Короткая линия, спускающаяся от основания безымянного пальца, определяет художественные таланты; несколько параллельных линий на запястье дают дополнительную информацию о продолжительности жизни. Кроме линий на ладони, в пальмистрии учитываются так называемые «холмы». Выпуклость у основания большого пальца, именуемая холмом Венеры, дает сведения о любовной жизни человека; холм Юпитера (под указательным пальцем) — о честолюбивых планах; холм Сатурна (под средним пальцем) — о том, насколько человек независим; холм Аполлона (под безымянным пальцем) — об успехах на поприще искусств. Холм Меркурия, расположенный под мизинцем, сообщает о том, насколько человек способен к торговле и коммерции. У ребра ладони, напротив большого пальца, находятся холмы Марса (твердость, решительность и умение сопротивляться) и Луны (воображение и склонность к меланхолии). Рядом с этими двумя холмами проходят линии путешествий, а над ними, по холму Меркурия, — линии брака. Метки, указывающие число детей, которые родятся у человека, находятся вовсе не на холме Венеры: хироманты поместили их в область, характеризующую, насколько человек проницателен (т. е. на нижнюю фалангу мизинца).

На вопрос о том, какую руку следует изучать — левую, правую или обе, — определенного ответа не дается. По традиции, знаки на левой ладони сохраняются лучше, поскольку левой рукой человек работает не так много, как правой. Но многие утверждают, что на левой ладони запечатлена лишь «исходная» судьба, которой звезды наделяют человека при рождении, тогда как правая ладонь несет следы перемен, которые вносит человек в свою судьбу ежедневным трудом и волей. Принять эту точку зрения непросто. Ведь если человек обладает свободой воли, то зачем вообще изучать его левую руку? Если он способен изменять свою судьбу, то «исходные» знаки, оставленные звездами, просто не содержат сколь-либо ценной информации. С другой стороны, если звезды всемогущи, то нет смысла изучать правую руку, ибо волей, трудами и разумом не преодолеть того, что предрешил гороскоп. Хиромант не в силах положить конец вечной борьбе между сторонниками предопределения и поборниками свободы воли. Впрочем, в свою защиту он может сказать, что на левой ладони отражены естественные склонности человека, а на правой показано, как он воспользовался этими дарами природы. Так можно установить, живет ли человек в согласии со своими наклонностями и соответствуют ли его действия тем дарам и талантам, которыми он наделен при рождении. Приняв эту точку зрения, мы можем сказать, что звезды влияют на нашу судьбу, но не неотвратимо.

Свои суждения хиромант выносит на основе таких показателей, как длина, глубина, окраска и непрерывность линий. Кроме того, он обращает внимание на то, не удваивается ли какая-либо из линий, как на гравюре Индагине. Индагине считает главными линиями linea mensalis (линию разума), тождественную линии сердца современных хиромантов, linea medii (среднюю линию), linea vitae (линию жизни), которую он также называет линией сердца и linea hepatis (линию печени), которая, согласно некоторым специалистам, показывает состояние здоровья внутренних органов. Четыре холма под основаниями пальцев Индагине описывает в целом так же, как и современная пальмистрия.

Доминиканец Трикассо де Черазари (ум. 1550) в своем трактате по хиромантии располагает главные линии ладони примерно таким же образом. «Четыре желоба, — пишет он, — управляют и повелевают всем искусством пальмистрии, и от них зависят все прочие. Линию жизни следует разделить на три части — молодость, зрелость и старость. По ее длине можно узнать, сколько проживет ее владелец. Если линия сердца коротка и не имеет ответвлений, она указывает на смертельную опасность по причине небрежности. Если линия головы обрывается под средним пальцем, это означает, что человек нанесет сам себе опасную рану. Если линия печени сильно удалена от линии жизни, она указывает на суетную или безрассудную жизнь…»

Ни Индагине, ни Трикассо не учитывают линию Сатурна (линию судьбы), принадлежащую к числу главных знаков на ладони. Однако linea Saturni вовсе не является позднейшим изобретением, как явствует из прекрасной гравюры Бартоломео Кокля. На хиромантической руке Агриппы [170] показаны положения планет; единственное отличие от современной пальмистрии — в том, что Марс помещен в центр ладони.

В XVII веке число главных линий в хиромантии возросло. Парижанин Ронфиль добавил к старым схемам линию Сатурна, которую произвольно именует «линией печени», и линию Аполлона — показатель художественных талантов. Впрочем, даже в 1676 году английский издатель книги Индагине все еще держится за старинную систему четырех линий. Дабы подчеркнуть свою консервативную ориентацию, издатель распорядился набрать всю книгу старомодным готическим шрифтом. Здесь утверждается, что линию жизни правильно толковал уже Плиний. Длина ее отмечает продолжительность жизни. «Средняя линия» (E) указывает на болезни и здоровье, «линия стола» (A) повествует о физическом телосложении и силе, о темпераменте и уме. «Линия запястья» (C, D), будучи хорошо окрашенной, обещает богатство и счастье. Но если она заходит на холм Луны, то предвещает предательство со стороны женщины и множество бурных событий в жизни. Особое внимание в этом маленьком трактате уделяется форме большого пальца. «Если над первым суставом большого пальца окажется гребень, охватывающий его, словно кольцом, и разделяющий палец надвое, то многие, строго судя, скажут, что человек этот будет повешен. Каковое суждения я и доказал на одном человеке. Но поскольку видел я многих повешенных, не имевших такой метки, не настаиваю на этом указании за его неопределенностью».

Чрезвычайно интересная гравюра содержится в трактате по хиромантии Жана Бело. В одном чертеже здесь совмещено множество линий и участков руки. Более того, Бело привнес оригинальное новшество, соотнеся фаланги четырех пальцев со знаками Зодиака. На указательном пальце разместились Овен, Телец и Близнецы, на среднем — Козерог, Водолей и Рыбы, и т. д. На большом пальце помещается метка, обозначающая утрату девственности; несколько дополнительных линий на холме Венере информируют хироманта о прочих подобных материях, по-видимому, весьма занимавших современников аббата Бело. На одном из участков ладони, в области, отведенной Марсу, видна надпись: «Ранение на дуэли». Из этого явствует, что оккультные науки, как и собственно наука, с готовностью адаптировались к духу эпохи. Ниже, в треугольнике, образованном средней линией, линией Сатурна и линией печени, содержится знак еще большего несчастья: «Смерть на дуэли». Всего несколько миллиметров отделяют эту зловещую примету от счастливой, ибо надпись возле запястья гласит: «Победа при защите чести». Под холмами Солнца и Сатурна помещаются знаки дурных деяний, а рядом с ними, на холме Меркурия, — метки добрых дел, совершаемых при помощи науки. Наконец, между большим пальцем и линией жизни содержатся знаки многоженства, а на равнине Марса, рядом с линией жизни, — приметы успеха в любовных делах, а также убийства и оскорбления.

Гравюра Бело знакомит нас лишь с одним из огромного множества возможных сочетаний, которые могут образовать линии и знаки на руке человека. Сочетания эти столь же многообразны, как и комбинации черт человеческого лица. Но мы все-таки представим еще несколько образцов ладони — хотя бы для того, чтобы читатель вообразил себе все изобилие литературы, посвященной вопросам хиромантии.

В старинном трактате, подписанном «Андреа Корвус из Мирандолы» (еще один псевдоним Кокля), показаны на гравюрах в ренессансном стиле самые разнообразные типы ладони. На одной из них мы видим необычно длинную линию Сатурна, и комментарий к ней гласит: «Увидев эту линию процветания проходящей через всю ладонь до запястья и глубоко прорезанной, знай, что это указывает на процветание и успех в делах. Если же ты обнаружишь обратное, это означает, что перед тобой человек изобретательный, первооткрыватель в науках, но особа неряшливая, жадная и т. д.». Маленький треугольник на запястье предвещает мирную жизнь, спокойствие духа, почести, мощь интеллекта и силу рук. Если линии на запястье расположены близко друг к другу, это указывает на изобретательность, особенно в дурных делах, а также на неудачливость, на неповиновение отцу и неуважение к людям. Если такие линии становятся слабее по мере удаления от ладони, это предвещает умножение богатств и почестей к середине жизни, а затем постепенный упадок.

Стоит заметить, что очень многие комбинации линий считались зловещими знамениями. Удивительно, что старинные хироманты были закоренелыми пессимистами и без малейших угрызений совести внушали своим клиентам такой же пессимизм. И до чего же они непохожи на современных мастеров пальмистрии, которые за хорошую плату готовы предсказать клиенту все блага жизни, добавив лично от себя пару дружеских советов! В старинных книгах мы не найдем ни слова о роковых брюнетах и благосклонных блондинках, ни слова о нежданном письме, которое чудесным образом изменит всю нашу жизнь.

В прошлом пальмистрия считалась полноценной наукой. Изучение ладони было занятием не менее серьезным, чем в наши дни — визит к врачу, и сами хироманты относились к своему ремеслу с большой ответственностью. В предисловии к своей книге Индагине описывает трудоемкую подготовительную процедуру, необходимую для успешного гадания:

 

Я смотрю на руку и тут же бросаю взгляд на все тело, замечая очертания и пропорции последнего, именуемые его физиогномией. Затем я сосредотачиваю мысли на часе рождения, месяце, дне или годе, каковую процедуру я отношу к правилам натуральной астрологии; ничто из этого по отдельности я не считаю достаточным, и полагаю, что не следует выносить опрометчивых и безрассудных суждений. Я собираю все сведения и отбираю из них те, которые считаю полезными. И лишь затем я выношу суждение, полагая, что было бы безумием торопливо толковать о жизни и теле, изучив одну только руку.

 

Вердикт хироманта, вынесенный со столь сильной убежденностью, безусловно обладал суггестивной силой. Иногда он основывался на общем знании людей, на логических умозаключениях и т. п., для чего не требовалось ни астрологических расчетов, ни хиромантических наблюдений. Слова Индагине о том, что он читает по ладони, как физиогномист, весьма показательны: житейский опыт мог в серьезных случаях принести куда б(льшую пользу, нежели праздная фантазия.

Некий грек-хиромант предсказал Алессандро де Медичи, что тот вскоре умрет насильственной смертью. И действительно, Алессандро пал от руки своего кузена Лоренцо. В XIX веке врач Брюйе привел подлинную историю молодого человека, которому некая дама предсказала по руке беду. «Как жаль, — воскликнула она, — что вам осталось жить всего месяц!» Спустя какое-то время юноша отправился на охоту, простудился, слег и умер ровно в срок, предсказанный хироманткой-любительницей. Еще один знаменитый случай сбывшегося хиромантического пророчества — история г-на Райуа, которому цыганка еще в детстве предсказала смерть на эшафоте. Всей своей жизнью Райуа опровергал это пророчество и часто в шутку вспоминал о нем. Однажды он приехал на стройку, чтобы лично проследить за возведением своего нового дома на одном из модных парижских бульваров. Осматривая дом, он ступил из окна на леса*, которые были плохо закреплены и обрушились под ним. Райуа погиб. Кокль прочел по руке Бентиволио, правителя Болоньи, что того ожидает изгнание и смерть в бою. Рассерженный Бентиволио решил убить Кокля. Для этой цели он нанял некоего болонского дворянина, которому тот же Кокль предсказал, что он совершит бесчестное убийство. Дворянин посмеялся над умирающим Коклем, сообщив, что его пророчество сбылось.

Первого хироманта эпохи Ренессанса, Антиоко Тиберто из Чезены, заколол кинжалом правитель Римини Пандольфо Малатеста, которому он предсказал смерть в изгнании и нищете. Тиберто был жизнерадостным и умным человеком; его высоко чтили как ученого даже те интеллектуалы, которые презирали искусство хиромантии.

 

Таро

 

Для гадания на Таро не требуется ни научных наблюдений, ни математических выкладок. Стоящая за ним магическая теория сводится к убеждению в том, что в природе нет ничего случайного: каждое событие предопределено законом. Этому фундаментальному закону подвластны даже мельчайшие происшествия: перетасованные «наудачу» карты образуют не случайный, произвольный расклад, а систему образов, магическими узами связанную с гадателем и клиентом.

Практика Таро основана на пророческом даре, проявляющемся при особых условиях. Оккультисты называют такой дар ясновидением, а ученые — гиперестезией. Несомненно, все мы приходим в состояние повышенной чувствительности чаще, чем может показаться. Кто хотя бы раз в жизни не испытывал это особого ощущения, которое называют предчувствием? Подчас грядущие события предстают перед нашим мысленным взором столь ярко и живо, что мы с абсолютной уверенностью говорим себе: это будет. И это случается! Есть люди, одаренные особым талантом предчувствия, — прирожденные гадатели. Свою повышенную чувствительность они стимулируют самыми разнообразными способами. Вглядываясь в «волшебный» кристалл, они погружают себя в состояние самогипноза; подхлестнуть воображение можно и при помощи любого другого блестящего предмета, если смотреть на него достаточно долго. Некоторые ясновидцы способны сказать, где был найден камень, который приложили им ко лбу. Они могут подробно описать ландшафт, где раньше лежал этот камень, человека, который его подобрал, и так далее.

Главной функцией карт Таро, по-видимому, и является подобная стимуляция ясновидческого дара. Вглядываясь в красочные картины, гадатель погружается в своего рода гипнотический транс — или же, если он не столь одарен, просто сосредотачивается и входит в состояние глубокой концентрации мыслей. Таким образом, ценность Таро заключается в способности этих карт вызывать психическое или ментальное состояние, благоприятное для гадания. Эффектные рисунки (особенно — картины, изображаемые на старших арканах Таро) обладают таинственной притягательностью и пробуждают образы, дремлющие в нашем подсознании. Многие из этих рисунков представляют собой средневековые аллегории: например, четырнадцатый старший аркан — аллегория Умеренности, восьмой — аллегория Силы. Для искусствоведа в них нет ничего загадочного и необычного. Образ десятого аркана — Колесо Фортуны — часто использовался в декоре романского окна-розы. Без труда можно обнаружить и другие подобные аналогии. Большинство изображений на картах Таро принадлежат к системе образов христианской цивилизации.

Однако оккультисты долгое время настаивали, что и старшие, и младшие арканы Таро имеют гораздо более почтенный возраст и восходят ко временам глубокой древности. Толчок этой теории дал французский ученый Кур де Жебелен (1728 — 1784), в восьмом томе своего исследования «Первобытный мир» заявивший: «Если бы стало известно, что до наших дней сохранилось некое сочинение древних египтян, одна из книг, избежавших варварского уничтожения… книга, излагающая их самые беспримесные и интересные учения, то каждый, без сомнения, страстно пожелал бы ознакомиться со столь незаурядным и драгоценным произведением». Такой египетской «книгой», согласно Жебелену, и является Таро. Древняя мудрость, по его словам, сохранилась до наших дней лишь благодаря тому, что в свое время ее благоразумно облекли ее в форму игры. Легкомысленный характер этой маски и спас ценнейшее знание от варваров и невежд.

Во времена Жебелена Египет притягивал к себе внимание многих европейских ученых. Древнеегипетская письменность еще не была расшифрована, наследие древних египтян оставалось почти неизученным. Египет был страной загадок. Сведения о нем можно было почерпнуть лишь из трудов античных авторов — Плутарха, Геродота, Ямвлиха. Недостаток достоверных знаний побуждал строить гипотезы, и Жебелен, пойдя на поводу у своего воображения, убедил себя сам, что карты Таро — не что иное как не переплетенные листы легендарной Книги Тота.

Тот-Гермес, мифический автор древнейших герметических книг, которого алхимики величали своим Верховным Магистром, и был, по мнению Жебелена, изобретателем карт Таро. Ведь именно Тот, согласно мифу, изобрел магию, языки, письменность и счет, а также написал портреты всех богов. Мистический альбом, в котором якобы были собраны эти портреты, носил название «А-Рош»: «а» — «учение», «рош» — «начало». Именно из «А-Рош» были заимствованы образы Таро, а само слово Таро, по уверению Жебелена, происходит от «Тар» («путь») и «Ро», или «рог» («царский»). Таким образом, «Таро» означает «Царский путь».

Жебелен построил замок на песке, но своими гипотезами он стимулировал интерес к Древнем Египту, и спустя всего одиннадцать лет после выхода в свет «Первобытного мира» было совершено открытие, пролившее свет на древние тайны. В 1799 году в городе Розетта на Ниле был найден осколок базальта с двумя надписями, одна из которых была сделана на греческом языке, а вторая состояла из иероглифов. Сопоставив эти два текста — вне сомнения, идентичные, — ученые наконец сумели сделать первый шаг к разгадке древнеегипетской иероглифики, которая многие века была окутана непроницаемым покровом тайны.

Под влиянием Жебелена большинство оккультных авторов стали заявлять, что Таро происходит из Древнего Египта. Парикмахер Альет (Alliette) (ок. 1750 — 1810) опубликовал под псевдонимом Эттейла (Etteilla) серию эссе о знаменитой игре. Он взялся реконструировать «первоначальную» форму рисунков на картах Таро, якобы искаженную гравером Жебелена. Руководствуясь скорее эстетическими, нежели научными соображениями, Альет разукрасил персонажей Таро в соответствии со вкусами своей эпохи, а также наделил их новыми, нетрадиционными атрибутами и внес в изображения астрологические и каббалистические элементы. Любопытно, с какой доверчивостью и убежденностью многие оккультисты повторяли друг за другом, что изначальная тайная мудрость дошла до них в нетронутом виде от древнейших времен, и всеми силами старались «сохранить традицию», которую сами же с готовностью искажали и губили. Они, должно быть, позабыли, что унаследовали эти дурные привычки от многих поколений своих предшественников, а потому никакое древнее учение просто не могло сохраниться до наших дней в своей первоначальной форме. Если какая-то эзотерическая мудрость и выжила в ходе тысячелетий, то за это время ее успели преобразить до полной неузнаваемости. Сам ее создатель не признал бы в ней родное дитя. Но Альет, этот тщеславный цирюльник, решил, что Таро следует исправить и очистить, вернув ему «былое великолепие». С этой целью он изменил порядок карт в колоде, некоторые из них отбросив и добавив новые, которые объявил древнейшими изображениями, утраченными в ходе столетий. Одним словом, он окончательно все запутал.

В XIX веке от реформы Альета отказались и вернулись к старой колоде. Но ни один оккультист не в силах был удержаться от соблазна добавить две-три новые детали к рисункам Таро. Освальд Уэрт, ученик знаменитого мага Станисласа де Гуайты (1860 — 1897), подобно Жебелену, представил персонажей Таро в зеркальном отражении, полагая, что тем самым исправляет ошибку ранних граверов. Вдобавок, основываясь на собственных представлениях о том, как должны выглядеть карты Таро, Уэрт добавил к традиционным изображениям множество новых деталей. В пышном стиле своей эпохи он предпочел изобразить Умеренность на золотом фоне, да еще и поместить цветочек туда, где на раннем изображении была только травка. Два кувшина, которые на ранней карте были одинаковыми, Уэрт рисует отлитыми из разных металлов: один оказывается золотым, другой — серебряным. Первоначальная цветовая гамма — яркие и ясные тона — становится в новой колоде слащаво-пастельной, сочетая в себе оранжево-розовый, бледный коричневато-желтый, мшисто-зеленый и бледно-голубой. Эту модифицированную колоду признавали по меньшей мере два мага XIX столетия — Гуайта и Папюс. Оба опубликовали ее в качестве иллюстраций к своим книгам. Карты Уэрта пронумерованы не традиционными римскими, а арабскими цифрами. К ним добавлены буквы древнееврейского алфавита, числовые эквиваленты которых соответствуют номерам карт.

Жерар Анкос (1865 — 1917), писавший под псевдонимом «Папюс», счел нужным предпослать своей книге о Таро вступление, посвященное оригинальной интерпретации каббалы. Станислас де Гуайта выстроил свой объемистый оккультный трактат «Змий Бытия» в соответствии с каббалистическими числами и образами Таро. Четырнадцатая глава этого трактата посвящена Умеренности. Она украшена изображением четырнадцатого аркана Таро — Умеренность, стиль которого явственно выдает руку секретаря Гуайты — Освальда Уэрта. Альфонс Луи Констан, он же Элифас Леви (1816 — 1875), тоже признал каббалистическую трактовку Таро. Главы своего труда по церемониальной магии он пронумеровал арабскими цифрами и буквами древнееврейского алфавита.

Еще причудливее карты Таро стали в двадцатом столетии. Миссис Джон Кинг ван Ренсселар в 1911 году опубликовала книгу «Пророческие, образовательные и игральные карты», посвященную, главным образом, «Царскому Пути». Она отождествляет египетского Тота с греческим Гермесом и вавилонским Набу и заявляет, что карты Таро посвящены всем троим, объединенным в синкретическое божеством. Гадание на Таро, по словам миссис ван Ренсселар, восходит к древней практике предсказания будущего с помощью гадальных жезлов, табличек или стрел, бытовавшей и в Египте, и в Греции, и в Вавилонии. В залах древнеегипетских храмов на всех четырех стенах были якобы изображены персонажи, ныне используемые в колоде Таро. Жрец-гадатель бросал особые жезлы на алтарь. «Падая, эти жезлы обращались к картинам на стенах, а так как эти картины символизировали почти все возможные события жизни, то жрецы без труда истолковывали веления богов, доказывая тем самым, что Тот был богом речи…» Четыре фигуры младших арканов — Король, Королева, Рыцарь и Паж — соотносятся, по мнению исследовательницы, с четырьмя символами на гадальных жезлах. Символы эти обозначают отца, мать, ребенка (или детей) и слуг — т. е. людей, относительно которых гадающий желал получить наставление оракула. В заключение миссис ван Ренсселар утверждает, что в эпоху упадка культуры и гонений жрецы покинули храмы, но тайно унесли с собой картины со стен храмов в образе колоды Таро, при помощи которой по-прежнему давали советы верующим. Из Египта эти жрецы перебрались в Италию по знаменитому торговому пути, соединявшем Александрию с Байе (близ Неаполя).

Исследователи Таро стремились любой ценой, пусть даже погрешив против истины, связать эти карты с гадательными искусствами древности. Это стремление они оправдывали для себя убежденностью в том, что благородная родословная придаст колоде Таро больший авторитет. Но нам подобные заботы чужды: ведь карты Таро и без почтенной родословной до сих пор не утратили своей привлекательности и по-прежнему чаруют нас, независимо от своей истории.

Двадцать два старших аркана в совокупности именовались «Человеком» и повествовали именно о человеке — со всеми его желаниями и страхами, с его раздумьями и трудами, с присущим ему добром и злом. Весь мир подчинен здесь человеку; человеческих фигур нет только на двух арканах — на десятом (Колесо Фортуны), где люди представлены в пародийно-символическом виде, как животные, и на восемнадцатом (Луна), где еще в шестнадцатом веке два звездочета, созерцающих Луну, были заменены изображениями собаки и волка, лающих на ночное светило. Они тоже представляют собой пародийные образы человека. В этом отношении рисунки карт Таро можно уподобить образам многих других искусств, также облекавших идеи в аллегорическую форму человека: живописи, скульптуры, витражного искусства. Однако эти искусства повествуют о горнем мире, тогда как карты Таро посвящены миру дольнему. Если аллегории соборных витражей изображали связь человека с божеством, то старшие арканы Таро представляют способности и качества человека как самостоятельного существа. Впрочем, между образами этих двух типов есть нечто общее: они невероятно легко запоминаются! Это — мнемонические картины. В каждой из них содержится обширный комплекс идей, для изложения которых потребовалось бы написать целые тома. Их может «прочесть» как неграмотный человек, так и ученый: они обращены ко всем без изъятия. В средние века многие искали методики, которые позволили бы человеку запоминать и сопоставлять такие обширные комплексы идей. Ради этого Раймунд Луллий и написал свой трактат «Ars Memoria» — «Искусство памяти». По той же причине около 1470 года вышло в свет собрание гравюр «Ars Memorandi». Автор его поставил перед собой нелегкую задачу: придать осязаемую, конкретную форму темам, изложенным в четырех Евангелиях. Для каждого Евангелия он разработал систему образов, включавшую ангелов, быков, львов и орлов (символы четырех евангелистов) с различными атрибутами, соотносящимися с темой каждой главы. Вспомнив любую из фигур, вошедших в «Ars Memorandi», со всеми ее эмблемами, человек тотчас припомнил бы и содержание евангельского текста. Нам с вами такая визуальная мнемоническая система может показаться чудовищно сложной, но в те времена, когда читать и писать умели лишь немногие, подобные картины с успехом заменяли письменное слово.

Своим мнемоническим характером карты Таро близки изображениям из «Ars Memorandi», и если принять традицию, уверяющую, что все детали старших арканов с их орнаментами, атрибутами, цветами и т. д. — значимые символы, то это означает, что каждая карта содержит множество элементов, подлежащих запоминанию. Но вот вопрос: что именно следует запоминать? В этом-то как раз и состоит главная проблема, ибо если «Ars Memorandi» соотносится с общеизвестными библейскими текстами, то Таро ставит перед нами бесчисленные загадки. «Царский Путь» ведет нас в тайное святилище, где мы оказываемся лицом к лицу с собственным подсознанием.

Таро — одновременно и генератор, и аккумулятор. Оно и порождает в нас идеи, и питает их. Изучая карты Таро, мы начинаем визуализировать в образах элементы своего личного интеллектуального и духовного опыта; возвращаясь же к этим картам впоследствии, мы вспоминаем те же образы, которые без подобного мнемонического инструмента «упали бы в пустоту». Таро создает для нас особый, независимый и самодостаточный мир, позволяют нам отрешиться и погрузиться в созерцание. Изображения на картах Таро стереотипны, но их символический смысл изменчив и текуч. Они не воплощают в себе какой-либо устойчивой доктрины и не ведут к ее формированию. Напротив, они освобождают нас от всех подобных уз. Как предполагают современные ученые, такое освобождение может также оказывать психотерапевтический эффект; но, самое главное, карты Таро пробуждают в нас скрытые способности, подавленные условностями и повседневной рутиной. Они стимулируют творческую силу, а потому притягательны для любого художника. Это «поэзия всего сущего» из постулата сюрреалистов.

Единого «ключа» к толкованию карт Таро не существует: у них столько же интерпретаций, сколько людей обращается к ним за советом. Повторим: карты Таро невозможно вписать в рамки каких-либо теорий или доктрин. Толковать их удается лишь за счет природного дара, которым может быть наделен в равной мере и ученый, и невежда. Маги XIX века пытались построить для системы Таро некую эзотерическую доктрину, близкую герметизму. Их идеалистическим чаяниям можно найти оправдание: это была реакция на поверхностный и сумасбродный оптимизм, характерный для их современников. Но неколебимая самоуверенность этих оккультистов была, если можно так выразиться, «антитаротной»: им катастрофически недоставало достоинств, встречающихся в образах некоторых карт Таро, а именно — чувства юмора и способности к самоиронии. То, что им казалось истиной, они проповедовали с пылом ветхозаветных пророков, не терпящим никаких противоречий. Возвышенными тайнами, унаследованными от мудрецов древности, они именовали то, что мы определили бы как извечные черты человеческого характера.

Стремление изменить или «исправить» образы Таро, которые, по сути, являют собой вневременные архетипы, столь же порочно, как и желание превратить карты Таро в непогрешимую доктрину. Эти прекрасные картины возникли «из ниоткуда», чем отчасти и объясняется их привлекательность. Попытка реформировать их в соответствии с догмами отжившей свое цивилизации — не что иное как попытка лишить их вечной ценности. К подобным «исправлениям» не стремятся те, кто во все века принимал образы Таро как данность и бережно соприкасается с ними как с явленным чудом и по сей день.

Таро, как и астрология, позволяет проникнуть в события будущего и в тайну человеческого характера. Однако научный аспект астрологии картам Таро чужд. Заглянуть в будущее при помощи математических выкладок невозможно, — утверждают картоманты. Звездочеты, которые тщатся расчислить весь мир, подобны псам, беспомощно воющим на равнодушную Луну. Те же, кто гадает на Таро, постигают грядущее посредством интуиции и пророческих образов, извлеченных из тайников подсознания.

Не так уж много общего у искусства гадания на Таро и с герметизмом. В частности, социальная направленность картоманта диаметрально противоположна позиции герметиста. Герметизм изолирует своего адепта от общества, а Таро — это, в сущности, способ коммуникации. Герметист озабочен лишь своим собственным благополучием и совершенствованием, картомант же занят, в первую очередь, проблемами клиента. Чем выше герметист восходит по лестнице посвящения, тем более равнодушным становится он ко всем превратностям суетной жизни. Но мастер гадания на Таро стремится понять, что происходит в мире дольнем и как на человека воздействуют сверхъестественные силы. Он привязан к земле.

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 441. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия