Студопедия — Расслоение нравственного сознания (плюрализм).
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Расслоение нравственного сознания (плюрализм).






Плюрализм предполагает наличие нескольких взглядов на какое-либо явление или предмет и терпимость представителей разных взглядов по отношению друг к другу.

Ряд современных мыслителей в числе прочих выделяют нравственный плюрализм, который допускает широкий простор для морального поведения.

Выделяются четыре уровня нравственного плюрализма:

• радикальный моральный плюрализм характеризует то состояние общества, при котором люди придерживаются взаимно непримиримых взглядов на мораль, на то, что означает добро и зло, какие поступки правильны, а какие нет. На базисном уровне должно быть согласие по некоторым вопросам: жизнь надо прожить достойно, старших надо уважать и др. Иначе люди будут не способны образовать общество;

• плюрализм моральных принципов характеризует состояние, когда люди придерживаются разных взглядов на мораль. Он совместим с общественным согласием относительно нравственности многих основных видов практической деятельности. Однако согласие не обязательно предполагает согласие по нравственным принципам, которыми люди пользуются для оценки практических действий;

• нравственность практических действий (множество разных нравственных мнений относительно некоторых из практических действий) может иметь источником различия в нравственных принципах, а может — различия в фактах или восприятии этих фактов по-разному;

• самовыражение (развитие личных способностей).

При условии, что члены общества соблюдают основные нравственные нормы, им позволяется свободно выбирать и другие ценности, и собственный образ жизни. Это создает разновидность морального плюрализма, так как совершенствование и реализация личных способностей относятся, согласно некоторым воззрениям, к сфере морали.

Плюрализм нравственного сознания чреват тем, что, предлагая несколько точек зрения на решение морального конфликта, направлений нравственного поведения, он «размягчает» духовный стержень человека, делает его рыхлым, не способным к противодействию моральным аномалиям. В конце концов, это может привести к апатии, равнодушию, утере традиционных нравственных ценностей и повышенной восприимчивости чуждых нам моральных норм и правил.

5. Рост настроений в неверие нравственного совершенствования общества. На наш взгляд, этому способствуют следующие причины:

— сложение с себя государством обязанности по решению злободневных нравственных проблем. Результатом этому явилась потеря многими людьми нравственных ориентиров, которые могли бы способствовать улучшению морального климата в обществе;

— усиливающееся социальное расслоение в обществе, причем члены каждой группы имеют свое представление о нравственно совершенном обществе;

— растущее число нравственных пороков в обществе — алкоголизма, наркомании, неуважения к старшим, цинизма, грубости, страсти к наживе любой ценой и т.д., которым не дается должная моральная оценка;

— насаждение взглядов о том, что нравственно совершенного общества не существует и стремление к нему — это утопия;

— задавленность людей социально-бытовыми проблемами (поиск работы, жилья, сложности с качественным отдыхом и лечением, устройством детей в детские сады, школы и т.д.), которые не оставляют времени для нравственного самосовершенствования.

6. Резкое падение уровня нравственного воспитания членов общества. Нравственное воспитание представляет собой формирование у человека таких моральных качеств, как вежливость, тактичность, доброжелательность, терпимость, милосердие, честность, ответственность и т.д. Осуществлять его должны такие институты, как семья, общество, государство (в лице образовательных учреждений, средств массовой информации, произведений культуры и т.д.), религия, которые должны опираться на определенную идеологию, выработанную и поддержанную большинством членов общества. К сожалению, в конце 1980-х — начале 1990-х гг., когда скрепляющая общество духовная идеология, основанная на постулатах марксизма-ленинизма, стала подвергаться серьезным нападкам, что в конце концов привело к ее краху, нравственное воспитание потеряло свою значимость и ориентацию. Положение усугубило вступление страны в рыночные отношения, которые провозгласили в качестве главной цели стремление к материальному достатку любой ценой. Диффузия нравственного воспитания привела к таким уродливым явлениям, как равнодушие к старикам, слабым, беззащитным, немотивированной агрессии, прежде всего со стороны молодежи, росту числа абортов и покинутых детей, падение ценности института брака и т.д.

Одной из наиболее негативных нравственных аномалий, порожденных постсоветским периодом, является вандализм на кладбищах. Глумлению подверглись не только захоронения простых людей, но и могилы личностей, оставивших значительный след в истории нашего государства. В качестве примера можно привести следующие факты. В 1998 г. в день рождения поэта Сергея Есенина вандалы жарили на его могиле на Ваганьковском кладбище шашлыки. Результатом явилось заваленное мусором надгробие и закопченность до черноты белого мрамора. На протяжении ряда лет дважды подвергался осквернению памятник актеру Андрею Миронову на Ваганьковском кладбище, с него уносили бронзовые цепи. В 2000 г. памятник был обстрелян из пистолета, и теперь на мраморных пилонах видны следы от пуль. В 2003 г. на Староавтозаводском кладбище Нижнего Новгорода была осквернена могила знаменитого хоккейного вратаря Виктора Коноваленко. Еще в 2001 г. вандалы срезали с памятника бронзовую шайбу, а два года спустя — бронзовую клюшку. В 2004 г. на Ваганьковском кладбище некий мужчина метнул стеклянную банку с белой краской в памятник на могиле Владимира Высоцкого, из-за чего тот оказался залитым чуть ли не наполовину. В 2009 г. на Троекуровском кладбище вандалы осквернили могилу Любови Полищук — были разбиты надгробие и стеклянная фотография актрисы.

Таких фактов можно приводить множество, однако и так становится понятным — уровень нравственного воспитания современных россиян находится на чрезвычайно низкой отметке.

7. Возрастание религиозного фактора. В последнее время, особенно после того, как в 2009 г. Патриархом Московским и всея Руси стал митрополит Кирилл, наблюдается усиление активности церкви в различных государственных и общественных институтах — образовательных учреждениях (начиная с 2012 г. Министерство образования и науки РФ включило учебный предмет «Основы православной культуры» в школьную программу средней образовательной школы в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), средствах массовой информации (так, с 2005 г. начал свое вещание первый православный телеканал «Союз»), Вооруженных силах (с 1 декабря 2009 г. в штат Министерства обороны РФ были введены должности помощников командиров воинских частей по работе с верующими военнослужащими, которые будут замещаться священнослужителями) и т.д.

На наш взгляд, это явилось следствием того, что государство, так и не выработав за последние два десятилетия никакой более-менее внятной идеологии, национальной идеи, расписалось в полном бессилии в плане влияния на духовно-нравственный мир людей.

Не осталась без внимания со стороны религии такая духовная составляющая, как нравственность, формирование и распространение ценностей которой церковь считает своей традиционной функцией. Это можно приветствовать, однако результаты недавних социологических исследований показали, что отход от религиозности не приводит к росту аморальности. Полученная статистика свидетельствует: атеисты не более аморальны, чем верующие. Религия накладывает отпечаток на часть ответов, однако это относится скорее к особенностям догм различных верований. В собственно моральных и этических вопросах каждый человек руководствуется своими собственными соображениями, полученными при воспитании от родителей или врожденными, причем нельзя сказать, что атеисты воспитаны хуже, чем религиозные люди.

Таким образом, анализ нравственного состояния российского общества показал, что оно характеризуется эрозией традиционных моральных норм, приоритетом индивидуальных ценностей перед общественными, прагматизмом.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 1513. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия