Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Природа, народы, страны, культуры





 

Термин «Месопотамия» (в переводе с греческого — Междуречье) введен греческим историком Геродотом из Галикарнаса (около 484–425 гг. до н. э.), который в середине V в. до н. э. посетил равнину между реками Тигром и Евфратом, в их нижнем и среднем течении, и так её назвал.

С севера и востока Месопотамия замкнута Армянским и Иранским нагорьями; на западе смыкается с Иудейской, Сирийской и Аравийской пустынями и степями; с юга омывается Персидским заливом. Пространство между Тигром и Евфратом именовалось «плодородным полумесяцем» как земли с благодатными почвой и климатом.

Южная часть Месопотамии с древнейших времен именовалась Вавилонией, а северная — Ассирией. В свою очередь, на юге Вавилонии располагалась страна по имени (своих столиц) Шумер, а на севере — Аккад.

В IV тыс. до н. э. на юге Месопотамии поселились шумеры. Кто жил там до них, неизвестно. Согласно шумерским сказаниям, их предки выселились на материк с островов Персидского залива. Лингвистам не удалось установить в точности, с какими языками можно сблизить шумерский язык.

На севере Месопотамии издревле (с начала III тыс. до н. э.) жили семиты. В их хозяйстве преобладало скотоводство.

Несколько столетий семитский Аккад мирно соседствовал с Шумером, но к концу III тыс. до н. э. северяне завоевали всю южную Месопотамию. Однако шумерская религия и остальная культура оказалась воспринята завоевателями и сохранилась вплоть до начала новой эры, когда вся шумеро-аккадская цивилизация отошла в прошлое.

Северные пределы Месопотамии занимала холмистая степь, переходящая в предгорья. На эту территорию время от времени вторгались западносемитские, арамейские, хурритские и другие кочевые племена. С VIII по VII вв. до н. э. здесь воцарилась могущественная Ассирия.

Входя в число первых цивилизаций всей Земли, Шумер, Вавилония, Ассирия имели некоторые общие характеристики:

· появление городов как центров торговли, власти и религиозного культа;

· возникновение государств с иерархическим делением общества на социальные слои (царь, жрецы, воины, чиновники, земледельцы, рабы);

· разделение труда на основе специализации земледельцев, ремесленников, воинов, чиновников;

· возникновение письменности как средства дистантной коммуникации и фиксации производственного и духовного опыта многих поколений;

· формирование духовной общности целого народа на основе единства языка, культуры и религии.

В Шумере существовала древнейшая в мире культура с центром в Уруке. На его территории находился древний храм из глинобитного кирпича ступенчатой архитектуры — зиккурат.

Родиной древнейшего на земле «Эпоса о Гильгамеше» (2 750 г. до н. э.) явился Шумер (Южная Месопотамия). Согласно шумерскому эпосу, Гильгамеш (царь города Урука) сражался с быком, которого наслала богиня Иштар за отказ разделить ее любовь. В этой эпической поэме рассказывается о попытках царя Урука, полубога-получеловека, обрести бессмертие. Гильгамеш совершает множество подвигов, но понимает, что сам смертен, как и все люди. Лейтмотив поэмы — недостижимость для человека бессмертия богов. Единственное доступное человеку бессмертие — память о его делах, живущая в потомках [15][15].

Раскопки Леонарда Вулли на месте одного из городов Двуречья — Ура - позволили предположить, что культуре Шумера предшествовала культура Эль-Обейда (названа так по месту раскопок в современном Южном Ираке). Вулли (1961) пишет: «До сих пор неясно, можно ли назвать людей Эль-Обейда шумерцами. Но одно совершенно ясно: созданная ими культура не была бесплодна, она пережила «всемирный потоп» и сыграла немалую роль в развитии шумерской цивилизации… она передала шумерцам легенду о всемирном потопе… и никто другой не мог бы создать этой легенды».

Племена, пришедшие в Южную Месопотамию после «потопа», были «варварскими» по сравнению с оседлым населением, занимавшимся земледелием, создавшим ирригационные системы и ряд городов-соперников, которые боролись за гегемонию над областью. Пришельцы слились с местным населением и не только восприняли местную культуру, но и значительно ее обогатили. «Люди Шумера» — так называли они себя и дали это название Южной Месопотамии.

Переселение семитских племен на эти земли также было «варварским вторжением». Но семиты, безусловно, в свою очередь воспользовались достижениями шумеров. В 2330 г. до н. э. на территорию Северной Месопотамии пришел царь восточных семитов Саргон I и основал город Аккад. Впоследствии здесь возникли два государства: Вавилон и Ассирия (1800 лет до н. э.).

Главные боги Вавилона — Мардук и Иштар (богиня любви и войны). Любовный союз с богиней сулил богатство и совершенную мудрость (вавилоняне не разделяли этих двух понятий). Вавилон рухнул под нашествием северных племен в 1531 г. до н. э.

Шумерцы — авторы многих революционных открытий в материальной культуре человечества. Они изобрели колесо. Его прототипом, по-видимому, является гончарный круг, который появился около 3500 г. до н. э. у месопотамских ремесленников. Деревянные колеса известны археологам примерно с 3200 г. до н. э. Параллельно был изобретен плуг для качественной вспашки земли.

И во времена Древней Месопотамии существовала проблема отцов и детей. Подтверждением этому служат следующие записи, датированные 3000 г. до н. э.:

«Наша молодость растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».

Месопотамское общество делилось на три слоя: аристократия, свободные граждане, рабы. Служителями шумерских храмов было изобретено первое в истории человечества письмо — пиктография (от английского pictures — картинки). Его происхождение весьма поучительно для понимания истоков ранних цивилизаций. Археологи, выдвинувшие гипотезу на этот счет, поясняют ее вопросом: «Когда никто не умел читать, кто же начал писать?» Еще в середине IV – начале III тыс. до н. э. среди археологических находок в Месопотамии встречаются разнообразные фигурки — конусы, диски, сферы, тетраэдры из обожженной глины. Они использовались для счета различных продуктов, что поступали в храмовые кладовые и выдавались из них, — овец, ягнят, коз; металла, зерна, тканей и прочего. Со временем наборы этих фишек стали запечатывать в глиняные «конверты»-сосуды, а на их поверхности для верности счета оттискивать соответствующие изображения. Дескать, подателю сего надо сдать или выдать столько-то единиц такого-то товара. Так из объемных фигурок появились условные знаки. Оставалось сделать следующий шаг и передавать сообщение только знаками на той же глиняной поверхности. Таким образом, древнейшее в мире шумерское письмо никем специально не изобреталось, а постепенно развилось из счетной системы в связи с потребностями города-государства.

Возникнув в Междуречье, идея письма оказалась, по всей видимости, заимствована у шумеров соседними и последующими центрами письменной культуры Древнего мира (египетским, крито-микенским, индийским, китайским). Характерно, что за пределами Востока письменность в древности имелась лишь у индейцев-майя и жителей острова Пасхи, но в гораздо более примитивной форме.

После поэтапного усовершенствования пиктография превратилась в клинопись. Это название происходит от того, что шумеры на табличках из сырой глины стали оттискивать знаки своего письма тростниковыми палочками. После просушки получался пригодный для транспортировки и вечного хранения документ, испещренный остроконечными знаками. При месопотамских библиотеках существовал большой штат переписчиков табличек. Если в процессе переписывания обнаруживали грубую ошибку — писцу рубили руку; если он нечаянно разбивал табличку — его пороли. Если же писец дерзал подписать под текстом свое имя — его могли живым замуровать в стену библиотеки. Сначала в алфавите шумеров существовало около 2000 знаков, но со временем их количество сократилось примерно до 600. Древнейшим памятником шумерской письменности является «Стела коршунов» (2430 г. до н. э.) — изложение военных успехов царя Эанатума. Именно благодаря клинописи мы и узнаем о развитии знаний и техники в Древней Месопотамии, в том числе об ее медицине и врачах.

Появление письменности было взаимосвязано со становлением раннегосударственной системы управления. Для руководства сообществами в несколько десятков тысяч человек нельзя было обойтись без передачи информации о количестве определенных предметов (провизии, ремесленных изделий, скота). Древние шумеры с помощью клинописи составляли различные документы — договоры об аренде, акты о контроле за работой и регистрации поступающих товаров, финансовые операции и т.п. В том числе — тексты медицинского характера. А именно сборники предписаний для врачей; послания врачей аптекарям об изготовлении лекарств. Кроме того, об эпизодах лечения и изготовления лекарств от случая к случаю упоминается в литературных произведения, частных письмах, сборниках законов.

В библиотеках царей Ашурбанипала и Сарданапала, состоящих из десятков тысяч клинописных глиняных табличек, найдены в том числе записи о врачебной практике. Библиотека Ашурбанипала содержит тексты молитв об излечении, чаще всего исходящих не от самих больных, а от жрецов — посредников между болящими и соответствующим богом.

Большое место в культуре ассиро-вавилонян, особенно более поздних веков, занимала астрология. С нею была тесно связана медицина — при прогнозе на излечение большое значение придавалось положению светил и специальному астрологическому календарю (счастливые и несчастливые числа для начала лечения, для операций, для родов). С расположением светил связывалось также возникновение и ход «мора» — эпидемий, часто поражавших все страны Древнего Востока по причинам, уже отмеченным в предыдущей главе нашего пособия (скученность населения в первых городах, новые инфекции, передававшиеся людям от скота, животных и насекомых-паразитов).

Древнейшим сводом законов в истории человечества является кодекс Ур-Намму (ок. 2064 г. до н. э.).

Затем на исторической арене выдвигается правитель Вавилонии Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.), прекративший самоуправление отдельных городов и объединивший их в Вавилонскую империю: государи ее отныне титулуются «царями Шумера и Аккада». Положение Вавилона как метрополии Передней Азии, несмотря на ряд последующих жестоких разрушений, сохраняется около двух тысячелетий. Это наиболее красноречиво засвидетельствовал Александр Македонский, сделав Вавилон столицей новой империи, призванной примирить Восток и Запад.

Искусный полководец, используя военную силу и дипломатию, Хаммурапи подчинил Вавилону Ассирию, южную и среднюю части Месопотамии. При нем усилилась централизация государства и укрепилась царская власть. В конце царствования (около 1760 г.) он создал свод законов, один из древнейших в мире. Свод начертан клинописью на диоритовой стеле (найдена в 1901 – 1902 гг. при раскопках на месте столицы древнего Элама — города Сузы; хранится в парижском Лувре). Высеченные на скале нормы были основаны на семитских правовых нормах «око за око, зуб за зуб». Даже отношения между супругами регламентировались. Так, женщине прощали три измены: за первую наказывали любовника, за вторую — жену, за третью измену — мужа. 282 закона фиксируют правовые отношения, связанные с имуществом, арендой, врачеванием и др., в том числе ставший знаменитым принцип «око за око», согласно которому за телесные повреждения, нанесенные истцу, ответчику следует нанести повреждения того же рода.

История Вавилонии тесно связана с историей Ассирии, воспринявшей культурные достижения Двуречья. Ассирия занимала на севере Месопотамии небольшой треугольник между Тигром, Нижним Зеббом (приток Тигра) и горами Загра. В конце VII в. до н. э. ассирийцы под влиянием постоянных войн с соседними племенами становятся особо воинственным народом. Их цари — прирожденные завоеватели; жестокие, жадные и в то же время умные политики. С Тиглатпаласара III (744 – 727 гг. до н. э.) начинается эпоха «всемирного» владения. Ассирия на вершине своего могущества: империя простирается от гор Армении до порогов Нубии (Египет), от острова Кипр до Киликии (малая Азия). Иллюстрацией чего служит надпись царя из династии Саргонидов (в вольном переложении Валерия Брюсова):

 

Я — вождь земных царей и царь, Ассаргадон.

Владыки и вожди, вам говорю я: горе!

Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.

Сидон я ниспроверг и камни сбросил в море.

 

Египту речь моя звучала, как закон,

Элам читал судьбу в моем едином взоре,

Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.

Владыки и вожди, вам говорю я: горе!

 

Кто превзойдет меня? кто будет равен мне?

Деянья всех людей — как тень в безумном сне.

Мечта о подвигах — как детская забава.

 

Я исчерпал до дна тебя, земная слава!

И вот стою один, величьем упоен,

Я, вождь земных царей и царь — Ассаргадон.

 

Пять веков напряженных войн, которые вела Ассирия, исчерпывают силы империи. Армия, состоящая из порабощенных народов и наемников, не в состоянии противостоять государствам, стремящимся вернуть самостоятельность: отпадает Египет, оживает Вавилония под властью халдейской династии (Нововавилонское царство); наконец, в 612 г. до н. э. погибает разрушенная мидянами Ниневия, «логово львов» Древнего мира.

Как ни парадоксально, но именно один из последних ассирийских владык, царь Ашшурбанипал, сын Ассаргадона, собрал в библиотеки дворца в Ниневии все, что было создано народами Двуречья за всю их историю. Клинописные таблички содержали фольклорные сказания, песни, учебные пособия, хозяйственные и деловые документы; в том числе и медицинские записи, рецепты.

Земли Месопотамии и Передней Азии с точки зрения археологии представляют собой «слоеный пирог», ибо одно государство сменялось другим и каждый владетель разрушал старое и возводил новое. На смену Вавилонии, вновь возродившейся под властью халдейской династии, последней носительницы и хранительницы вавилонской цивилизации, приходят сначала хетты, а затем персы. По-видимому, в основном это арийцы, перешедшие в Южный Иран. Персидский царь Кир II (умер в 530 г.
до н. э.) — великий завоеватель Азии — принадлежал к роду Ахеменидов.

Через пунктирно намеченную нами череду царств и их правителей культурные достижения народов Междуречья сделались в конце концов достоянием греков, которые использовали их при развитии наук и искусств, включая лечебно-аптечное дело.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 529. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия