Диспозиция — расположение.
Диффузный (от лат. diffusio — распространение, растекание) — движение частиц среды, перенос вещества и выравнивание концентраций. Доктрина (лат. doctrina) — систематизированное учение. Допредикативный (от лат. praedicatum — сказанное) — существующий до высказывания (предикат — свойство; сказуемое; истинное или ложное высказывание). «Жизненный мир» — понятие, введенное Э. Гуссерлем и означающее мир человеческого опыта, первоначальных очевидностей; основа объективных наук. Идиографический (от греч. idios — особенный, своеобразный) — способ познания, целью которого является изображение объекта в его индивидуальности и неповторимости, как единого уникального целого. Развитие и обоснование получил у Г. Риккерта и В. Виндельбанда. Изоморфный — соответствующий (тождественный) структуре объекта. Имманентный (от лат. immanentis — пребывающий внутри) — философское понятие, обозначающее что-либо, пребывающее и действующее внутри предмета, соответствующее его природе. Императив (от лат. imperativus — повелительный) — предписание, требование, приказ, закон. Имплицитный (от лат. implicite) — скрытый, неявный; противоположное — эксплицитный (explicite). Индетерминизм — учение, отрицающее однозначную причинную обусловленность. Институционализация — переход от неформальных отношений и неорганизованной деятельности к созданию организационных структур с целью регламентации этой деятельности и соответствующих социальных отношений. Интернализм (от лат. internus — внутри) и экстернализм (лат. exter, exterus — внешний) — оппозиционные течения в историографии и философии науки, сложившиеся в 30-х годах XX века и по-разному объясняющие роль и соотношение внутренних и внешних науке факторов. Интеррогативный (англ. interrogative) — вопросительный. Интерсубъективность (межсубъектность) — характеристика опыта взаимодействующих субъектов, обретающая черты объективности, независимости этого опыта от индивидуальных особенностей и ситуации. Интуиционизм — учение об основаниях математики и логики, признающее главным критерием интуитивную, наглядно-содержательную убедительность. Искусственный интеллект — программа моделирования на ЭВМ механизмов человеческой обработки информации. Каузальный (от лат. causa — причина) — причинный. Квантификация (от лат. quantum — сколько) — количественное измерение качественных признаков. Кварки - гипотетические материальные объекты, из которых состоят другие элементарные частицы — адроны. Когеренция (от лат. cohaerens — находящийся в связи) — согласование протекания процессов, фаз, связность элементов, структур, систем. Когнитивный (лат. cognitio — знание) — познаваемый, соответствующий познанию. Когнитивизм — подход, основанный на признании того, что когнитивные процессы у человека имеют дело с репрезентацией, представлением через посредников внешнего и внутреннего мира мыслящего субъекта. Когнитология, когнитивные науки — новые области знания, системно представляющие и исследующие его во всех аспектах получения, хранения, переработки как человеком, так и машиной. Коммуницирующий индивид — участник коммуникации, общения. Компьютерная метафора — метафора, сравнивающая мозг и разум человека с компьютером. Конвенция (лат. conventio — соглашение) — договоренность, принятое соглашение. Консенсус — согласие, единодушие, диссенсус — несогласие, расхождение во мнениях. Конструктивизм — 1) в современной философии тесно связанная с теорией самоорганизации концепция познания, утверждающая, что любое знание конструируется познающим субъектом, неотделимо от него; 2) в математике и логике направление, в рамках которого осуществляется исследование конструктивных объектов и процессов, описываемых алгоритмами (системой правил); 3) название одного из направлений в авангардном искусстве, архитектуре. Контент-анализ — метод социологии, заключающийся в подсчете количества повторяющихся, специально выбранных слов, характеризующих тексты статей периодической печати, книг и речей. Определяет направление и интенсивность обсуждения сообществом тех или иных проблем. Континуалистский (от лат. continuum — континуум, непрерывное) — термин, используемый в математике, естествознании, философии при рассмотрении непрерывных совокупностей. Конформизм (от лат. conformis — подобный, сообразный) — приспособленчество, принятие без возражений господствующего порядка, существующих мнений, отсутствие собственной позиции. Концепт (лат. conceptus — собрание, восприятие; concipere — зачинать) — идея, общее представление, «сгусток культуры в сознании человека» (Ю.С. Степанов), формируется речью, сохраняет индивидуальные особенности; концепты не только мыслятся, но и переживаются. Концепты по А.Вежбицкой — это «универсальные семантические примитивы». Концепция — определенный способ понимания, точка зрения на предмет или явление, система взглядов, теоретических положений. Концептуализм — одно из направлений философии, связанное с решением проблемы общих понятий, универсалий, полагающее, что общее существует в вещах и обнаруживается мышлением и в речи. В искусстве концептуализм — крупное авангардистское движение, где совершается переход от конкретно-чувственного восприятия к интеллектуальному осмыслению (например, экспонируются сам стул, его фотография и словесное описание из словаря). Коэволюция — совместная или одновременная эволюция биологических и культурных факторов жизни человека. Кумуляция (лат. cumulatio) — накопление, суммирование. Лабильный (от лат. labilis — скользящий, неустойчивый) — функционально подвижный, изменчивый. Логика оценок — логика понятий «хорошо», «безразлично», «плохо», общего понятия ценностей, оценочных утверждений языка. Логический позитивизм (от лат. positivus — положительный) — философское течение в рамках неопозитивизма XX века, стремившееся полностью формализовать язык науки с помощью логики и математики. Логос (лат. logos) — слово, учение. Матрица (лат. matrix — матка) — металлическая пластинка с углублениями для штамповки в полиграфии; в математике прямоугольная таблица элементов; у Т. Куна дисциплинарная матрица — метафора для обозначения парадигмы. Ментальность, менталитет — неосознанные представления, верования, ценности, традиции, модели поведения и деятельности различных этнических и социальных групп, слоев, классов общества, над которыми надстраиваются теоретические и идеологические системы (по А,Я. Гуревичу). Ментальный (от англ. mental) — умственный, мысленный. Метафизика — (лат. metaphysica) то, что идет после физики. Под таким названием были объединены лекции и заметки Аристотеля по «первой философии». В общем смысле — это философское учение о сверхопытных началах и законах бытия; синоним для терминов «философия», «онтология». Одно из частных значений — метод, противоположный диалектике. Монада (от греч. monas, monados — единица, единое) — неделимое, несоставное единство, начало бытия. Монизм (от греч. monos — один, единственный) — подход, стремящийся свести все многообразие мира, событий, явлений к единой первооснове. Противоположное — плюрализм, дуализм (от лат. dualis — двойственный). Нарратив (англ. narrative) — рассказ, повесть, изложение фактов Натурфилософия,или философия природы — абстрактно-умозрительная концепция природы в ее единстве и целостности, стремящаяся восполнить конкретные данные естественных наук. Научное сообщество — совокупность ученых-профессионалов, объединенных вокруг единой парадигмы, научной школы, направления. «Невидимый колледж» — неформальное исследовательское сообщество, личные контакты ученых. Нелинейность — подход, признающий объективную многовариантность путей эволюции, наличие выбора из альтернативных путей и определенного темпа эволюции. Линейный подход отрицает многовариантность, наличие выбора направления и темпов эволюции. Неокантианство — философское течение, возникшее во второй половине XIX века в Германии. Развивало отдельные положения кантовской философии, основываясь на отрицании онтологии и признании философии как критики познания, ограниченного сферой опыта и включающего априорные принципы и нормы. Номинализм (от лат. nominalis — относящийся к именам) — философское направление, возникшее в Средние века, считаю-щее, что абстрактные объекты, которые не даны в чувственном опыте, сами по себе вне языка и мышления не существуют. Реальна лишь единичная вещь. Противоположное направление — реализм,считающий, что обобщения, представленные в понятиях, основанные на реальном сходстве, существуют реально и независимо от сознания. Номологический (от греч. nymos — закон) — законопологающий, отыскивающий общие законы. Нормальная наука — термин, введенный Т. Куном для обозначения развития науки между большими и малыми «революциями»; противоположное понятие, по Т. Куну, — экстраординарная (сверхобычная) наука,т. е. наука в состоянии революционных изменений. Нуль-гипотеза — термин, обозначающий начало исследования, отрицающего специальную гипотезу или теорию в качестве обязательной предпосылки. Объективно-идеалистический,объективный идеализм — философское направление, которое считает первоосновой мира некое всеобщее начало — идею, мировой разум — сверхиндивидуальное духовное начало. Ортодоксальный (от греч. ortos — прямой, правильный, doxa — мнение) — правильный, фиксированный авторитетными инстанциями. Пайдейа (греч. paideia — образование, воспитанность) — понятие античной философии, обозначающее универсальное образование и воспитанность. Парадигма — образец, пример, по Т. Куну, признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. Мультипарадигмальный подход — признающий правомерность нескольких парадигм. Педантизм — точность, аккуратность в выполнении всех требований. Перипатетики (от греч. peripatos — крытая галерея, служившая лекционным залом) — философская школа Аристотеля (367—347 до н.э.). Персонализм (от лат. persona — личность) — учение, признающее личность первичной творческой реальностью, а духовные ценности личности — высшим смыслом цивилизации. Перформативный (от англ. perform — исполнять, совершать) — исполняющий, совершающий. Перцептивный, перцепция (от лат. perceptio) — представление, восприятие. Позитивизм, неопозитивизм — одно из основных направлений философии XX века, занимающееся проблемами науки, специально-научного знания и анализом языковых форм знания. Полисемия — многозначность, многосмысленность. Понимающая социология — направление в социологии, особое внимание уделяющее анализу значимых, смысловых элементов жизни, опирающееся на идеи философии жизни, герменевтики, феноменологии, лингвистической философии. Постмодернизм (от лат. post — после, modernus — современный) — обозначение глобальных изменений в социокультурной реальности: признание многомерного образа реальности, неустранимости плюрализма описаний и точек зрения, преодоление тотального господства одной доктрины, направления в искусстве, единственной системы ценностей и критериев. Постструктурализм — подход в социально-гуманитарном и философском познании, рассматривающий тексты как модели реальности, а науку как «рассказ» о ней или форму деятельности, порождающей тексты. Прагматизм (от греч. pragma — дело, действие) — течение американской мысли, в котором действие, практика используются как главный принцип философии. Праксеологический (от греч. praksis — практика) — основанный на практике. Презумпция (лат. praesumptio — предположение), презумпция невиновности — правовой принцип судопроизводства — обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана. Прескриптивный (от лат. prescriptio) — предписывающий. Принцип «семейного сходства» — выдвинут Л. Витгенштейном и заключается в признании особого вида обобщения группы предметов, сходных в одном, но не сходных в другом отношении, что не позволяет обобщать их через род и видовое отличие согласно канонам логики. Протестанская этика — понятие, получившее особое значение в работе М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), в которой показана благотворная роль этических норм и принципов протестантизма для добросовестного труда и хозяйственного успеха. Психоанализ — метод психотерапии и психологии, ставящий в центр внимания бессознательные психические процессы и моти-вации. Разработан австрийским психиатром и психологом З.Фрейдом (1856-1939). Психологизм — понятие, фиксирующее возможность использования в логике и теории познания психологических понятий и представлений, а также рассматривающее психологию базисной наукой философии. Резонерство — рассуждение в нравоучительном тоне. Релятивизм (от лат. relativus — относительный) — признание изменчивости объектов и знания о них и отрицание момента устойчивости, преувеличение зависимости познания от его условий. Референт (от лат. refero — отношу, связываю) — объект, к которому относят суждение. Рефлексия — анализ и осмысление оснований культуры и ее произведений, а также содержания знаний, чувств и жизнедеятельности человека. Ведущий метод философии. Одна из форм — саморефлексия, направлена на осмысление своих собственных действий. Рецептивный (от лат. receptio — принятие) — восприимчивый. Рецепиент — воспринимающий. Риторика — «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» (Аристотель). Семантический, семантика (от греч. semanticos — обозначающий) — разделы языкознания и логики, в которых исследуются проблемы значения, смысла, интерпретации знаков и знаковых выражений. Сенсуалистская гносеология, сенсуализм (от лат. sensus — чувство, ощущение) — учение о познании, в котором ощущения, чувства признаются единственным источником и основанием знания. Главный представитель — Дж. Локк, XVII век. Символическая, или математическая логика — область логики, в которой выводы исследуются посредством логических исчислений на основе строгого символического языка. Синкретичность, синкретизм (греч. synkretismys — соединение) — нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние явления; смешение, неорганическое слияние разнородных элементов. Скептицизм — философская школа (от греч. scepticos — ищущий, рассматривающий, исследующий), созданная в IV веке до н. э. Пирроном из Элиды (ок. 360-270 до н. э.), который практиковал воздержание от суждения. Своей целью скептики ставили опровержение догматов всех школ, для них всякое знание либо целиком и окончательно верно, либо полностью ошибочно. Социум (от лат. societas) — общество. Статистическое резюме — итог, обобщение данных с помощью статистических методов. Стоики (от греч. stoa — портик) — философская школа Зенона в Афинах (ок. 300 до н. э.). Структурализм, постструктурализм — общие названия для ряда направлений в гуманитарном познании XX века, прежде всего в структурной лингвистике, литературоведении, этнографии, истории науки и других, связанных с выявлением структур, способных сохранять устойчивость при различных изменениях и преобразованиях. Представители Ж. Деррида, Ж.-Ф.Лиотар, Ж. Делез, М. Фуко, Р. Барт К. Леви-Строс и др. Субстрат (лат. substratum — основа, подстилающее) — основа всех свойств, связей, взаимодействий и законов действительности. Тавтология (от греч. tauto — то же самое, logos — слово) — повторение того же самого другими словами, не уточняющими смысла. В логике тавтология — тождественно истинное высказывание. Тематический анализ — термин, введенный Дж. Холтоном, означает способ изучения истории науки путем обращения к глубинным устойчивым структурам мышления (темам), лежащим в основе научной деятельности ученых. Темпоральный — временной. Теология (от греч. teos — Бог, logos — учение, слово) — совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога. Трансцендентальный — букв. выходящий за пределы. Трансцендентальное сознание — независимость содержания сознания от эмпирического телесного индивида и от сообщества других Я, «сознание вообще». Универсалии (от лат. universalis — общий, относящийся к целому) — категории, в которых фиксируются наиболее общие характеристики объекта или субъекта, например «человек», «общество», «сознание», «истина» и многие другие. Универсум (лат. Universum — весь вообще) — целостность, целостный мир. Фальсификационизм (от лат. falsifico — подделываю) — учение К. Поппера о научной процедуре, устанавливающей ложность гипотезы (теории) или подтверждающей ее истинность в результате экспериментальной или теоретической проверки. Феномен — явление, предмет, данный в чувственном созерцании. Феноменология — философское учение; стремится очистить сознание от установок, выявить изначальные основы познания, человеческого существования и культуры. Метод анализа «чистого» сознания. Основал направление немецкий философ Э. Гуссерль (1859-1938). Физическая реальность — понятие, обозначающее систему теоретических объектов, построенных физической теорией и наделяемых онтологическим статусом. Фонема (греч. phonema — звук) — единица языка, с помощью которой различаются и отождествляются части слов (морфемы) и слова. Фонология (от греч. phone — звук, logos — слово, учение) — раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка и ее функциональную значимость. Хронотоп (от греч. chronos — время, topos — место) — «времяпространство», единство временных и пространственных отношений, например, у М.М. Бахтина при рассмотрении сюжетного развития романа. Целерациональность — термин, введенный М. Вебером и обозначающий действие, ориентированное на цель, рационально взвешивающее цели, средства и результаты. Эволюционная эпистемология (теория познания) — направление, связывающее биологическую эволюцию с эволюцией познавательной системы человека, его способностей извлекать, обрабатывать и хранить когнитивную информацию. Эйдос (греч. eidos) — форма, вид, идея — термин древнегреческой философии. Экзистенциализм (от лат. existentia — существование) — философия существования, учение об уникальности человеческого бытия как непосредственной нерасчлененной целостности. Экзистенциальный — определяемый переживанием субъектом своего «бытия-в-мире». Экспансионистский (от лат. expansio — распространение) — активно распространяющийся. Экспликация (лат. explicatio — объяснение, уточнение значения слова) — замещение представления обыденного сознания точным научным понятием. Элиминация (от лат. elimino — выношу за порог, удаляю) — удаление, исключение. Эмпириокритицизм (от греч. empeiria — опыт) — философское учение, критическое исследование опыта, второй этап позитивизма (Р. Авенариус, Э. Мах). Энтропия (греч. entropia — поворот, превращение) — мера неупорядоченности, или хаотичности, состояния системы. Понятие, впервые введенное Р. Клаузиусом в термодинамике для определения меры необратимого рассеяния энергии. Связь энтропии с вероятностью установлена Л. Больцманом. Эпистемология (от греч. episteme — знание, logos — учение) — теория познания. Этнограмматика (от греч. ethnos — племя, народ) — один из разделов этнолингвистики, изучающей взаимосвязь языковых и этнически;' факторов. Этнометодология — одно из направлений в современной культурологии и социологии, предметом которого являются методы и принципы изучения и интерпретации способов организации, взаимодействия и речевого общения в повседневной жизни различных народов и общностей. Этноцентризм — склонность оценивать жизненные явления на основе ценностей своей этнической группы. Языковые игры — лингвистические формы, идеализированные модели употребления слов, связанные с обучением языку в различных видах деятельности. Ad hominem (лат. к человеку) — довод, предназначенный повлиять на чувства человека, но не имеющий объективного значения. Cogito ergo sum (лат.) — я мыслю, следовательно, существую. Dasein (нем.) — здесь-бытие, присутствие (термин М. Хайдеггера). Differentia specifica (лат.) — видовое отличие, характерная особенность, отличительный признак. Ego cogito (лат.) — я мыслю. Res cogitans (лат.) — вещь мыслящая. Res extensa (лат.) — вещь протяженная. Оба понятия введены Р. Декартом.
19. Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по дисциплине. Представлена в виде технологической карты (Приложение 1).
20. Изменения в рабочей программе, которые произошли после ее утверждения:
21. Учебные занятия по дисциплине ведут:
|