Образование Османского государства
(Из летописи Ашикпаша-заде «Таварих-и Ал-и Осман»)
Турецкий историк Ахмет Ашикпаша-задэ (1400 – ок. 1496 гг.) написал хронику об истории турок от основания Османского государства и почти до конца XV столетия. Им обработаны и систематизированы различные предания, тюркские народные сказания, а также хроники иракских, среднеазиатских и арабских авторов. Данный документ повествует о том, как волна кочевых турок пришла с Востока в Малую Азию.
Рассказ о начале государства Османского Дедом Османа-гази1 был Сулейман-шах. Причина прихода последнего в Рум2 следующая. Во времена Аббасидов3 армия арабов покорила Рум и Иран. Но Иран выставил на своих границах тюрок, и арабы были разбиты. Вот почему мусульмане тогда не покорили неверных4. Потом иранские беи объединились, чтобы изгнать тех великих кочевых тюрок. К Сулейман-шаху присоединились со своими шатрами до 50 000 кочевых туркмен и татар. Они откочевали от Эрзинджана в Земли Рума и оставались там лет шесть. Но Сулейман-шах, решив проявить отвагу, снова направился в страну тюрок (Тюркистан) и прибыл в область Халеба к крепости Джафар. При переправе через Евфрат он утонул и был похоронен на берегу. Находившиеся с ним кочевники рассеялись. Некоторые остались с сыновьями Сулейман-шаха, а их было трое: Сункар Текин, Эртогрул и Гюн Догду. Два сына двинулись далее в путь, а Эртогрул с 400 кибиток вернулся в земли султана Алаэддина5. Разбив по дороге противников султана, [Эртогрул] сам сделался правителем. У Эртогрула было три сына: Осман, Гюндюз и Саруяты. Эр-тогрул послал своего сына Саруяты к Алаэддину: «Пусть он покажет нам место». Султан Алаэддин дал им область Сё-гюд, находящуюся между Караджа-хисаром и Биледжиком, кочевья Туманидж и Эрмени. Направившись через Энгирю6, они прибыли в эти земли. Через некоторое время Эртогрул скончался... Существует много сказаний о приходе Эртогрула в Сёгюд. Я рассказал их суть. В Сёгуде Осман встал на место отца. Тотчас началась вражда с Гермиянами7. Осман-гази начал завоевание земель. О законе и постановлениях Османа-гази Когда после завоевания Караджа-хисара Осман-гази назначил судью (кадия) и военачальника (субаши), они по-требовали законов. Из Гермияна прибыл некий человек и сказал: – Продайте мне пошлину (бадж) с этого базара. Эти люди8 ответили: – Пойдем-ка в дом. Он пришел и повторил сказанное. Осман-гази спросил: – А что такое бадж? Тот человек ответил: – Со всякого, кто придет на базар, я возьму деньги. – Разве ты продал что-нибудь людям на этом базаре, что возьмешь с них деньги? – сказал Осман-гази. – Хан мой, таков обычай, – ответил тот. – Во всех землях падишахи берут. – Это что же, – спросил Осман-гази, – бог повелел, или беи сами установили? – Это обычай, хан мой, он установлен издавна, – ответил тот. Осман-гази страшно рассердился. – Разве полученная кем-либо выгода может принадлежать другому? – сказал он. – Как это я могу вмешаться и взять с кого-то деньги? Уходи-ка ты и не говори больше таких слов, – иначе тебе плохо будет. Тогда заговорили [кадии и субаши]: – Хан, это обычай, установленный беями на этом базаре. Пусть хоть что-нибудь платят. – Ну раз вы так говорите, – сказал Осман-гази, – то пусть каждый, кто принесет на рынок вьюк (товара) и продаст, платит 2 акче9, а если не продаст, то пусть ничего не платит. Кто нарушит этот закон, то пусть всевышний покарает его. И еще: тимар10, который я дам кому-либо, пусть без причины не отнимают. А если тот, кому я дал тимар, умрет, то пусть передадут сыну его. Если сын мал, то все равно пусть передадут, чтобы во время войны слуги его ходили в поход до тех пор, пока он сам не станет пригодным. Кому Осман раздал тимары завоеванных областей Санджак11 Караджа-хисар, называемый также Инёню, он отдал сыну своему Орхан-бею, должность военачальника (субаши) – брату Гюндюзу, Яр-хисар – Хасану Али, который был его лучшим соратником из тех, что пришли вместе с ними. Инегёль он отдал Торгуду Али. Имя этого достойного человека знаменито до сих пор. В области Инегёль имеется деревня, которая называется Торгуд-или. Тестю Эде-бали он дал в качестве тимара доход с Биледжика. В Билед-жике с отцом он оставил и свою жену. Сам же направился в Енишехри. О завоевании Енишехри Осман-гази захватил всю область Енишехри и распорядился справедливо. Газии веселились. Каждому из них он дал деревни. Каждого облагодетельствовал по его достоинству. Собравшиеся к Осману газии набрались сил. Они постоянно хотели воевать.
1 Гази – «победитель неверных», «борец за веру» – почетный титул. 2 Рум – Малая Азия, византийские и сельджукские владения в Малой Азии. 3 Аббасиды – династия арабских халифов (750-1258 гг.). 4 Неверные – неверующие, немусульмане, 5 Имеется в виду правитель государства Сельджукидов в Малой Азии или Румского султаната, султан Алаэддин Кейкубад III (правил с перерывами с 1284 по 1304 гг.). 6 Энгирю – византийская Анкира, современная Анкара. 7 Гермияны – правители княжества на западе Малой Азии, образовавшегося после распада Сельджукского государства. 8 Имеются в виду кадпи и субащи. 9Акче – мелкая серебряная монета разного достоинства в разное время. 10 Тимар – «кормление», «содержание», пожалованная в лен земля. 11 Санджак – край, область.
|