Рост антиколониального движения
В 1859 г. английские власти провели в Индии ограниченную земельную реформу. Налоги были упорядочены, часть крестьян получила право постоянно арендовать землю и распоряжаться ею. Вскоре была реорганизована и полуразгромленная сипайская армия, в ней стало гораздо больше английских солдат и офицеров. В Индии развернулось строительство железных дорог, и уже к концу XIX в. их общая протяженность превысила 30 тыс. километров. Но крестьянство, т. е. подавляющее большинство населения страны, в целом продолжало беднеть. Голод, нищета, вспышки различных эпидемий приобретали постоянный характер. В XX в. Индия вступила отсталой аграрной страной с медленно развивавшейся промышленностью. Национальные богатства Индии по-прежнему перекачивались в Англию, лишь отчасти оседая в стране. В то же время внедрение элементов английской политики и культуры, буржуазного уклада постепенно привело к появлению в Индии национальной буржуазии и интеллигенции. В конце 1885 г. в Бомбее была создана буржуазная партия Индийский национальный конгресс (ИНК). Ее главным лозунгом стала мирная оппозиция колониальному режиму. Пропаганда и дерзкие ненасильственные акции ИНК (бойкот английских товаров, демонстративное ношение национальной одежды и пр.) постепенно увеличивали ряды сторонников партии. Особенной популярностью у населения пользовался лидер радикального крыла ИНК, юрист Б. Тилак. Он призывал к решительной открытой борьбе с англичанами.
Лорд Керзон (вице-король Индии в 1899–1905 гг.) среди индийской знати
На очередном съезде ИНК (декабрь 1907 г.) произошел раскол партии на умеренных и радикалов. Лидеры последних, включая Тилака, вскоре оказались в тюрьме. Но это вызвало массовый протест в стране. Полиция и английские войска не раз силой подавляли демонстрации и забастовки. В ответ на это стали возникать (вне рамок ИНК) группы террористов, которые совершали покушения на наиболее ненавистных местных и английских чиновников. В августе 1914 г. Тилак обратился с письмом к английским властям, обещая отказаться от активной борьбы. В результате его авторитет упал. К тому времени среди лидеров ИНК выдвинулся Мохандас (его прозвали Махатма, что означает «великая душа») Ганди, в дальнейшем ставший вождем освободительной борьбы индийского народа.
Какие методы борьбы с колониализмом в Индии приносили, по-вашему, более реальные результаты – насильственные или мирные? Обоснуйте свой ответ.
|