Студопедия — Глава 1. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 1. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА






 

Перечень прав человека, закрепленный в действующих международно-правовых договорах в области прав человека, явился результатом длительного исторического развития общественно-политической мысли, постепенного формирования стандартов, которые стали нормой современного демократического общества. Тысячелетия шел поиск взаимоотношений индивида и власти. С развитием человечества по пути свободы все более четко просматривалось желание ограничить всевластие государства, оградить человека от произвольных действий государственных органов и должностных лиц, направленных на ущемление прав индивида.

Идеи демократии, прав человека, принципа гражданства возникли впервые в V - VI веках до н.э. в древних полисах (Афинах, Риме), они стали крупными шагами на пути к прогрессу и свободе. В этих полисах, являющихся уникальной формой государственного устройства, предусматривались такие политические права, как свобода, право на решение государственных дел, участие в правосудии.

Древние мыслители того времени (Платон, Протагор, Сократ, Аристотель, Перикл) впервые указали на тесное взаимодействие прав человека и господства закона в обществе, наметили направления и формы развития государственности на пути свободы и гуманизма.

В российской и зарубежной доктринах существуют различные концепции прав человека: естественно-правовая, позитивистская, социалистическая, теологическая и универсальная концепции межгосударственного сотрудничества в области прав человека. Для целей настоящей работы мы остановимся только на естественно-правовой, позитивистской и концепции универсальности прав человека как общечеловеческой ценности.

 

1.1. Естественно-правовая концепция прав человека

 

Право прав человека восходит к естественному праву, согласно которому в основе прав человека лежат природа человека и присущая ему разумность.

С обоснованием естественно-правовых позиций, идеи равенства всех людей выступили прежде всего представители греческих софистов, наиболее значительными из которых были Горгий, Протагор, Продик, Ликофрон, Антифонт, Криптий. Софисты подчеркивали произвольность и условность государственных законов. Под "естественным порядком" они понимали агрегат единиц, в котором каждый отстаивает свои эгоистические интересы (Протагор); противопоставляли справедливое "по природе" справедливому "по закону". Они находили, что закон - тиран для людей, противоречащий человеческой природе (Горгий). Некоторые софисты приходили к радикальным выводам о равенстве всех людей. Антифонт, в частности, заявлял, что "по природе мы во всех отношениях равны, притом (одинаково) и варвары, и эллины" <1>, тем самым он подчеркивал, что вследствие этого законы полиса должны соответствовать предписанному природой естественному праву. О неотчуждаемых естественных правах личности и естественном равенстве людей писал также и софист Ликофрон, трактовавший государство как результат договора между людьми, а законы, принимаемые государством, как гарант личных прав <2>. Наиболее полно доктрина естественного права как обоснование частной собственности и личной свободы ее владельцев была развита в Древнем Риме Цицероном и римскими юристами Марцианом, Ульпианом и др. Они пытались вывести все положительное законодательство из природы, считали естественное право идеальным правом, содержащимся в естественном разуме, вечным и, в силу единства человеческой природы, одинаковым у всех народов, абсолютно справедливым.

--------------------------------

<1> Нерсесянц В.С. История идей правовой государственности. М., 1993. С. 5.

<2> См.: Шелестов Ю.Н. К вопросу о генезисе концепции правового государства. http://www.xserver.ru/user/kvokp.

 

В период феодализма идеологи католической церкви использовали некоторые представления и терминологию естественно-правовой концепции для целей идеологического оправдания крепостного строя и политических притязаний церкви. Под естественным правом они понимали прежде всего соответствующие идеи Священного писания. Фома Аквинский, в частности, видел основу естественного права в божественном законе, который получает у него значение вечного и универсального закона Вселенной. С этой точки зрения он объявлял вечными и незыблемыми феодальную иерархию, неравенство, подчинение "низших" "высшим". "Если человеческий закон, - утверждал Фома Аквинский, - не согласен с божественными установлениями, то он не должен исполняться" <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Редкий П.Г. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986. С. 27 - 39.

 

Идеи мыслителей античности получили дальнейшее развитие в европейской философии Просвещения. Так, английский философ Дж. Локк трактовал идею господства права как государство, где верховенствует естественное право, признаются неотчуждаемыми естественные права и свободы индивида. Главной ценностью человеческого существования Дж. Локк считал свободу, гарантией которой являлись формальное, правовое равенство и разделение властей. Кроме того, Дж. Локк утверждал, что абсолютная монархия вообще несовместима с гражданским обществом. Гражданское общество, по его мнению, основывается на правилах и законах, совместно выработанных людьми для всеобщего соблюдения. Право на жизнь, право на свободу, право на собственность и право на защиту этих прав являются, по мнению Дж. Локка, естественными правами <1>.

--------------------------------

<1> См.: Локк Д. О гражданском правлении: Избранные философские произведения: В 2 т. / Под ред. А.А. Макаровского. М., 1960. С. 72.

 

Дж. Локка справедливо называют основоположником либерализма, поскольку он в числе первых высказал идею о примате прав гражданина, назвав государство его слугою. "Пределы власти государства, - утверждал он, - положены теми самыми правами граждан, для охраны которых оно и создавалось. Следовательно, граждане сохраняют за собой право восстания против государственной власти, если та начинает действовать вопреки изначальным целям, а правители объявляются ответственными перед народом" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 84.

 

Идеи Дж. Локка нашли свое подтверждение в трудах выдающегося французского юриста XVIII века Ш. Монтескье. Он, в частности, занимался, как и Дж. Локк, исследованием понятия свободы, которую он определял как "право делать все, что дозволено делать законами, поскольку в правовом обществе свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, что должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть" <1>. В одном из своих сочинений Монтескье прямо ставит вопрос о разделении властей как важном условии соблюдения политической свободы. Он, в частности, утверждает, что политическая свобода отсутствует тогда, когда судебная власть соединяется с властью законодательной и исполнительной. "Если она (судебная власть. - А.К.) соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан, - утверждает он, - окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем; если судебная власть соединена с властью исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем" <2>.

--------------------------------

<1> Монтескье Ш. Избранные произведения / Под ред. М.П. Баскина. М., 1962. С. 289.

<2> Монтескье Ш. Указ. соч. С. 290.

 

Идея свободы индивида, выдвинутая буржуазными философами, была развита в философских работах И. Канта и связывалась с правовым равенством людей, их свободным общением. Известно утверждение И. Канта о том, что "право - это совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы". Эта свобода, по Канту, независима от внешних обстоятельств, она естественное, прирожденное право человека. "Прирожденное право только одно-единственное: свобода - право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду" <1>. Идея свободы как прирожденного естественного права человека и права в целом как результат добровольного согласия определяет понимание государства как объединения множества людей, подчиненного общим правовым законам. В учении И. Канта прослеживается мысль о связи естественного права человека на свободу и господства в государстве правовых законов. Кантовская идея свободной автономной личности несла в себе мощную гуманистическую направленность, получившую высокую оценку Г. Гегеля: "Выставление того принципа, что свобода есть последний стержень, вокруг которого вращается человек, высочайшая вершина, которой ни на что не приходится глядеть снизу вверх, так что человек не признает никакого авторитета, и ничто, в чем не уважается его свобода, его не обязывает, - выставление этого принципа представляет большой шаг вперед" <2>. В кантовской философии, по мнению Г. Гегеля, человек обретает в самом себе устойчивый центр, и для его воли нет "другой цели", кроме той, которую он черпает из себя самого, кроме цели его свободы <3>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Абдулаев М.И. Учение Канта о праве и государстве // Правоведение. 1998. N 3. С. 148 - 154.

<2> Там же. С. 153.

<3> Подробнее см. там же. С. 140.

 

Философско-правовое учение Г. Гегеля было направлено на преодоление буржуазных индивидуалистических доктрин А. Смита и Д. Рикардо, отстаивавших неограниченную свободу индивида. Негативное отношение к своеволию и эгоизму индивида, ориентирующегося только на свои личные интересы, недвусмысленно выражено Г. Гегелем: "Когда мы слышим, что свобода состоит вообще в возможности делать все, что хотят, то мы можем признать такое представление полным отсутствием культуры мысли, в этом представлении нет еще ни малейшего намека на понимание того, что есть в себе и для себя свободная воля, право, нравственность" <1>. Таким образом, Г. Гегель стремится к преодолению крайнего индивидуализма через моральные и нравственные ступени развития общества, через государство, являющегося воплощением разума, свободы и права.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Гегель Г. Философия права / АН СССР. Институт философии. М.: Мысль, 1990. С. 118.

 

Гегелевская "Философия права" представляет собой целостную попытку упорядочивания фундаментальных прав человека, институтов, общественных объединений и превращения их в развивающуюся систему. Право истолковывается у Гегеля как целостная система свободы, которая вытекает из теологического развития воли. Гегель рассматривает в "Философии права" такие проблемы, как собственность, причем он восстает против понимания, согласно которому собственность считается чем-то позорным. Расправа с людьми, обладающими собственностью, считается недопустимой. Гегель выступает против равенства как уравнительного распределения собственности. Он пророчит: если будут предприняты попытки уравнения собственности, раздела ее, распределения поровну, то они приведут к нищете и, более того, окажутся нерезультативными в том смысле, что неравенство непременно восстановит самое себя. Большую роль Гегель отводит проблемам договора, государства, преступления, перехода от права к морали. Это государственно-правовые разработки, которые не устарели и до сегодняшнего дня. Особенно актуальной становится у Гегеля идея гражданского общества.

Гражданское общество понимается Гегелем как сфера активности людей, которая "помещается" между семьей и государственной деятельностью. В сфере гражданского общества обеспечиваются две главные функции жизнедеятельности человеческого общества и отдельных индивидов. Во-первых, здесь индивиды заявляют о своих потребностях, удовлетворяют и регулируют их. Экономическое удовлетворение важнейших жизненных потребностей - функция гражданского общества. Гражданское общество должно образовывать особые структуры, чтобы государству не приходилось заниматься регулированием всех тех отношений, которые должны быть самонастраивающимися, саморегулирующимися. Во-вторых, в гражданском обществе должны складываться такие отношения, через которые любые группы и объединения, большие и малые, выражают свои интересы. Возникают "корпорации" негосударственного характера, не принадлежащие непосредственно к сфере государственной бюрократии. Но эти формы и объединения в развитом правовом государстве должны иметь возможность выразить интересы и цели добровольно вошедших в них людей. И все же выше этих структур Гегель ставит государство (за что его и обвиняли в этатизме) <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: История философии: Запад - Россия - Восток. Книга вторая: Философия XV - XIX вв.: Сборник. http://filosof.historic.ru/books/item/foo/soo.

 

Каждая новая ступень исторического развития человечества в результате классовых битв за обладание правами и их расширение придавала правам человека новые аспекты. Так, постепенно формировались такие институты прав и свобод человека, как свобода и неприкосновенность личности, право на судебную защиту, право на жизнь, свобода слова и совести и др.

Учения Дж. Локка и Ш. Монтескье о разделении властей и обеспечении прав и свобод граждан легли в основу принятой в Англии в 1215 году Великой хартии вольностей. Этот документ, который, по мнению большинства исследователей, считается первым источником в области прав человека, создал предпосылки для дальнейшего утверждения свободы и господства закона в жизни общества. В нем, в частности, выражается желание, чтобы "люди в королевстве имели и держали все названные выше вольности, права, уступки и пожалования надлежаще и в мире" (ст. 63). В Хартии также прослеживается идея оградить человека от произвола чиновников, от любых поборов и штрафов, не основанных на законе, что до сих пор является актуальным для большинства государств.

Великая хартия вольностей содержит положение, имеющее исключительно важное значение с точки зрения защиты прав человека, - признание его виновным не иначе как по приговору суда, основанному на внутригосударственном законодательстве. "Ни один свободный человек не может быть арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен вне закона, или каким-либо иным образом обездолен иначе как по законному приговору равных ему и по закону страны" (ст. 39) <1>.

--------------------------------

<1> Великая хартия вольностей / Под ред. проф. Д.М. Петрушевского. М., 1918. С. 111 - 127.

 

Несмотря на феодально-сословный характер выраженных в Хартии прав, провозглашенные в ней такие принципы, как действия должностных лиц в соответствии с законом, соразмерность деяния и наказания, признание виновным только по суду, свобода покидать страну и возвращаться в нее, по сути дела заложили основы нормативных документов, принятых в период становления буржуазного общества в Англии. Одним из таких актов, появившихся под влиянием идеи естественных прав человека, является принятый в Англии в 1679 году Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями (Habeas Corpus Amendment Act), ограничивший произвол и беззаконие властей и закрепивший наиболее важную гарантию неприкосновенности личности. Habeas Corpus является по сути дела судебным приказом, который направляется должностному лицу, ответственному за содержание арестованного под стражей. Смысл этого приказа заключается в пресечении длительного содержания задержанного или арестованного в заключении, когда по закону он мог быть взят на поруки. Лицо, под охраной которого находится арестованный, в течение трех дней по получении судебного приказа должен выполнить его и доставить задержанного к судье, от которого исходил приказ. Судья в свою очередь должен в течение двух дней освободить задержанного из заключения, взяв с него обязательство предстать перед судом в указанные законом сроки. Кроме того, Habeas Corpus вводил правило о недопустимости повторного задержания, ареста, заключения под стражу за одно и то же преступление <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее об институте Habeas Corpus см.: Права человека и процессы глобализации современного мира / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2007. С. 38 - 39.

 

Процедура Habeas Corpus сохраняет свое значение в качестве важнейшей гарантии неприкосновенности личности и в настоящее время.

Идеи, отраженные в английских нормативных документах, были позднее развиты в Новом Свете в ходе вооруженной борьбы североамериканских колоний против своей метрополии. Именно идея естественных, прирожденных прав человека была одним из основных аргументов против колониального господства. Под влиянием Хартии вольностей и Habeas Corpus в 1641 году в Северной Америке, находившейся в то время под владычеством Англии, был принят Свод свобод, закрепивший положения этих документов. В 1648 году в Северной Америке был издан правовой акт "Законы и свободы", который специалисты по праву признают в качестве первого современного кодекса всего западного мира <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: История политических и правовых учений. М., 1995. С. 375.

 

Естественно-правовая концепция прав человека послужила также основой для принятия в 1776 году Декларации прав Виргинии, в которой было прямо провозглашено, что все люди по природе своей в равной степени свободны. Идеи и перечень прав и свобод человека, содержащиеся в этой Декларации, были повторены и развиты впоследствии в Декларации независимости, принятой единогласно всеми существующими в то время 13 американскими штатами 4 июля 1776 года. Новым и важным положением этой Декларации является положение о самоопределении народа, занятии им "среди держав мира самостоятельного и независимого положения, на которое он имеет право согласно законам природы". Кроме того, в Декларации в очередной раз была подчеркнута неотъемлемость прав человека: "Мы считали самоочевидными истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью" <1>.

--------------------------------

<1> Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. V. С. 41.

 

В 1787 году была принята Конституция США. В 1791 году были приняты первые десять поправок к Конституции США, известные как Билль о правах. С точки зрения прав человека интерес представляют поправка VI, устанавливающая право обвиняемого в уголовном преступлении на "скорый и публичный суд беспристрастных присяжных", и поправка IX, гласящая, что "перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом" <1>. Декларация независимости, Конституция США и Билль о правах заложили в конце XVIII века по сути дела основы долгосрочной традиции юридической защиты прав и свобод человека.

--------------------------------

<1> Там же. С. 59.

 

Этот период характерен также принятием нормативных актов в Европе, направленных на борьбу с феодально-абсолютистскими порядками, основанными на произволе и беззаконии чиновников, отсутствии гарантий неприкосновенности личности и имущества. Наиболее важным документом в этом отношении является принятая во Франции в 1789 году Декларация прав человека и гражданина. Содержание Декларации отразило гуманистические идеи эпохи Просвещения - свободу, равенство, народный суверенитет, авторитет закона, права человека. В преамбуле Декларации отмечается, что представители французского народа считают "единственными причинами народных бедствий и развращенности правительств незнание, забвение или презрение прав человека" <1>. Этот акт, основываясь на том, что люди рождаются свободными и равноправными, перечисляет практически все основные права человека и гражданина. В качестве гарантии прав человека и гражданина Декларация считает необходимой вооруженную силу (п. 12). В одном из положений Декларации (п. 16) отмечается, что общества, в которых не обеспечена гарантия прав и не установлено разделение властей, не могут считаться конституционными. В Декларации прав человека и гражданина были провозглашены основные принципы уважения прав человека и гражданина. К наиболее важным из них относятся:

--------------------------------

<1> Законодательные акты Франции. СПб., 1905. С. 28.

 

1. Люди рождаются и остаются свободными и равноправными.

2. Цель всякого политического союза - сохранение естественных и неотчуждаемых прав человека. Права эти суть свобода, собственность, безопасность и противление угнетению.

3. Принцип всякой верховной власти принадлежит нации. Ни одна коллегия, ни одно лицо не могут отправлять власть, не исходящую непосредственно от нации.

4. Свобода заключается в возможности делать все, что не вредит другому. Таким образом, пользование каждого человека своими естественными правами не должно встречать иных границ, кроме тех, которые гарантируют другим членам общества пользование теми же правами. Эти границы могут быть определены только законом.

5. Никто не может быть арестован, обвинен или задержан в тех случаях, которые не определены, и в той форме, какая не предписана законом.

6. Никто не должен терпеть стеснение из-за своих убеждений, хотя бы даже религиозных, лишь бы их проявление не нарушало общественного порядка, установленного законом.

7. Свободный обмен мыслями и мнениями - одно из драгоценных прав человека, и каждый гражданин может свободно говорить, писать и печатать под условием ответственности за злоупотребления этой свободой в случаях, определенных законом.

На примере Декларации прав человека и гражданина 1789 года видно, как идеи естественно-правовой доктрины, неотъемлемых, неотчуждаемых прав человека, основанные отчасти на философии стоицизма (III - II вв. до н.э.) и римской концепции jus gentium <1>, нашли выражение в этом историческом документе, оказавшем огромное влияние на правовое сознание человечества в современном мире.

--------------------------------

<1> См.: Sieghart P. The International Law of Human Rights. Oxford University Press, 1983. P. 8.

 

Принципы, заложенные в Декларации 1789 года, были реализованы США и Францией, принявшими одними из первых конституции, служившие для обозначения функций институтов этих государств и провозглашения фундаментальных прав человека. Впоследствии пример США и Франции был использован практически каждым государством <1>. В государствах, принявших конституции, эти документы, зафиксировавшие фундаментальные права и свободы, занимают наивысшую ступень в иерархии внутригосударственного законодательства.

--------------------------------

<1> В 1798 году Конституцию приняли Нидерланды, в 1809 - Швеция, в 1812 - Испания, в 1814 - Норвегия, в 1831 - Бельгия, в 1849 - Дания, в 1850 - Пруссия.

 

На приведенных примерах видно, как идеи естественно-правовой доктрины, неотъемлемых, неотчуждаемых прав человека, зародившиеся, как было показано выше, еще в Древней Греции и Древнем Риме, развитые в период Реформации и Просвещения, широко распространились по миру, оказали огромное влияние на правовое сознание человечества в современном мире. Не обошли стороной эти идеи и русскую философскую мысль, внесшую свой вклад в размышления о политической свободе и о путях ее достижения. Так, видный философ, историк, публицист Б.Н. Чичерин, рассуждая о необходимости созыва постоянных органов народного представительства в России, называл основным началом в государствах с представительным устройством свободу, которая коренится в личности, в отдельной воле каждого <1>.

--------------------------------

<1> См.: Чичерин Б.Н. О народном представительстве. Кн. 2: Виды народного представительства. М., 1899. Цит. по: Антология мировой политический мысли: В 5 т. Т. 4. С. 139.

 

Две основные концепции естественного права - индивидуальная свобода и народовластие - нашли свое отражение и в трудах таких русских философов конца XIX - начала XX века, как К. Кавелин и Н. Бердяев. Так, К. Кавелин в работе "Наш общественный строй" указывал на то, что в основании общественной жизни в Европе лежит идея сильно развитой личности, основанной на ее свободах и неприкосновенности: "Личная независимость, личная свобода, возможно нестесненная, всегда были исходной точкой и идеалом в Европе. Весь ее гражданский и политический быт сверху донизу был построен на договорах, на системе взаимного уравновешивания прав" <1>.

--------------------------------

<1> Кавелин К.Д. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3: Наука, философия и литература. СПб., 1899. Цит. по: Антология мировой политической мысли: В 5 т. Т. 4. С. 57.

 

Похожие взгляды высказывал и Н. Бердяев. В своем сборнике статей "Духовный кризис" он писал, что "для возрождения России существенно важно, чтобы каждый осознал себя человеческой личностью в абсолютном ее значении и членом нации в абсолютном ее предназначении" <1>.

--------------------------------

<1> Бердяев Н.А. Духовный кризис. Статьи по общественной и религиозной психологии (1907 - 1909 гг.). СПб., 1910. Цит. по: Антология мировой политической мысли: В 5 т. Т. 4. С. 588.

 

Русский философ и общественно-политический деятель Петр Струве, будучи сторонником религиозного мировоззрения, полагал, что путь к экономическому и социальному перерождению России состоит в воспитании христианского уважения к достоинству личности <1>. Размышляя о воспитании нового человека, П.Б. Струве считал, что для создания нового политического культурного сознания русского человека нужны государственная мощь и "идея права и прав" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Струве П.Б. Проблемы идеализма: Сб. статей. М., 1902. С. 79.

<2> Струве П.Б. Patriotica: политика, культура, религия: Сб. статей. СПб., 1911. С. 93.

 

Другой русский философ - П.И. Новгородцев, возглавивший на рубеже XIX - XX веков школу "возрожденного естественного права", всячески защищал естественно-правовую доктрину. Он, в частности, отмечал, что многие ее противники заблуждаются, считая, что она ограничивается идеями старой философии права - теориями первобытного договора и народного суверенитета, противопоставленными государству. Но при устаревших терминах старой философии права не умерла сама теория, основная идея которой заключается в утверждении, что над государством стоят некоторые высшие нормы, которым оно должно подчиняться, из которых оно черпает и свое оправдание и свои руководящие начала <1>.

--------------------------------

<1> См.: Новгородцев П.И. Государство и право // Вопросы философии и психологии. 1904. Кн. IV (74). С. 404.

 

Таким образом, как было показано выше, на протяжении столетий в разных государствах эволюционировали идеи естественного права в философии прав человека, основанные на предположении, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

 

1.2. Позитивистская концепция прав человека

 

Если естественно-правовая концепция прав человека основана, как было отмечено выше, на неотъемлемости, неотчуждаемости прав человека и их приоритете перед интересами государства и на том, что естественные права человека до возникновения государства не нуждались в каком-либо писаном, юридическом оформлении, то позитивистская концепция прав человека исходит из позитивной природы права и гарантий его соблюдения, предоставляемых в современных условиях государством.

В 30-х годах XIX века оформился в особое философское течение так называемый юридический позитивизм, представителями которого были такие философы, как О. Конт, Э. Литтре, Г. Спенсер, В. Лесевич и др. Сторонники этого течения подвергали критике "метаюридические" принципы и идеи, вносимые в юриспруденцию естественно-правовой теорией <1>. Так, один из основоположников позитивизма немецкий юрист К. Бергом считал, что юриспруденция, как и любая наука, должна изучать, а не оценивать и требовать, как это делает естественное право. Предметом изучения для нее должно быть объективно существующее право, основанное на правотворческих фактах, т.е. на правотворческой деятельности государства. Естественное же право, в соответствии со взглядами К. Бергома, по сути своей является не более чем предположением, чем-то субъективным и фиктивным, что, будучи принятым за явление правового порядка, влечет за собой разрушение порядка и анархию <2>.

--------------------------------

<1> См.: Философская энциклопедия. М., 1967. Т. 4. С. 287.

<2> Подробнее см.: История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М., 1997. С. 404.

 

Источниками права позитивисты считали суверенную государственную власть. Отрицая естественно-правовую теорию, юридический позитивизм со второй половины XX века в течение довольно длительного времени отвергал проблему прав человека. "Сам человек в праве и правопорядке признавался лишь физическим лицом, наделенным субъективными правами". Рассматривая проблему соотношения права и государства, позитивизм оставлял вне поля зрения идеи естественно-правовой концепции и трактовал права человека как "дар" со стороны государства. Позитивистский подход предусматривал безусловное подчинение индивида создаваемому государством праву, и права человека "служили цели подчинения индивида государству, а не утверждения приоритета прав человека по отношению к последнему" <1>.

--------------------------------

<1> Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. С. 25.

 

Крайних позитивистских позиций придерживался и русский философ Б.Н. Чичерин. Он, в частности, писал: "Учение о неотчуждаемых и ненарушимых правах человека, которые государство должно только охранять, но которых оно не смеет касаться, есть учение анархическое. Необходимым его следствием является постановление французской конституции 1793 года, что коль скоро права народа нарушены, так восстание составляет не только для всего народа, но и для каждой части народа священнейшее из прав и необходимую из обязанностей. При таком порядке каждый делается судьей своих собственных прав и обязанностей, начало, при котором общежитие немыслимо. В здравой теории, так же как и в практике, свобода только тогда становится правом, когда она признается законом, а установление закона принадлежит государству" <1>. Гарантия свободы может находиться, по мнению Б.Н. Чичерина, в "самом общем праве, именно в таком устройстве, которое давало бы заинтересованным лицам известное влияние на решение общих дел" <2>.

--------------------------------

<1> Чичерин Б.Н. Свобода в государстве: Глава из книги "Собственность и государство" // Власть и право. Л., 1990. С. 21.

<2> Там же. С. 22.

 

Среди гарантий гражданской свободы Б.Н. Чичерин называл главными следующие: личность и собственность должны быть поставлены под защиту независимого суда, а гражданин должен получить право требовать этой защиты. Взаимодополняющей гарантией свобод человека, по мнению Б.Н. Чичерина, может быть суд, если он "независим от правительственной партии и власти" <1>.

--------------------------------

<1> Чичерин Б.Н. Курс государственной науки: В 3 т. М., 1998. Т. 2. С. 2.

 

Сторонником гармоничного сочетания рассматриваемых концепций права - естественно-правовой и позитивистской - был русский юрист И.А. Покровский. Сквозной темой многочисленных работ И.А. Покровского <1> была проблема личности и ее неотъемлемых прав. Можно выделить два основных аспекта, которые в связи с этим рассматривал И.А. Покровский:

--------------------------------

<1> См.: Покровский И.А. Иррациональное в области права. М., 1914; Он же. Основные проблемы гражданского права. М., 2001; Он же. Этические основы политики // Полярная звезда. 1906. N 4.

 

1) формальные условия, обеспечивающие независимое юридическое положение личности в обществе и состоящие из начал определенности и прочности порядка;

2) материальное содержание независимого юридического положения, которое "может быть лучше или хуже в зависимости от того, какие права признаются за человеческой личностью, какие стороны ее существования оказываются защищенными" <1>.

--------------------------------

<1> Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. С. 120.

 

Оценивая вклад И.А. Покровского в формирование концепции прав человека, С.С. Алексеев отмечал у него наиболее существенные положения по проблематике прав человека, связанные с разработкой идеи о соотнесении прав человека с государством в целом, что проявляется в кульминации самоутверждения личности в государстве в юридическом отношении <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Глушкова С.И. Права человека в России. Теория, история, практика. М., 2003. С. 197.

 

Рассматривая давний спор между естественно-правовой и позитивистской концепциями прав человека и их соотношение, большинство юристов исходят из объективной необходимости признания этих двух концепций, которые находятся в тесной связи. Так, С.С. Алексеев считает, что "сегодня естественное право справедливо рассматривается классиками отечественной цивилистики как обусловленные природной и социально-естественной средой требования и идеалы, которые, преломившись при помощи разума через правосознание, его культурные коды, приобретают характер идей разума, а отсюда правовой облик и в соответствии с этим выступают в виде правовых требований и прообразов... юридических норм - норм позитивного права" <1>.

--------------------------------

<1> Алексеев С.С. Восхождение к праву. М., 2001. С. 424.

 

Такой же позиции придерживается и Е.А. Лукашева, которая считает, что "в современном мире позитивистский подход в области прав человека не должен дистанцироваться от нравственных категорий свободы, справедливости, самоценности индивида для того, чтобы законодательно выразить их в определенном каталоге прав человека. Обретая законодательную силу, права человека получают дополнительную "энергию", а государство обязывает себя гарантировать и обеспечивать права и свободы" <1>.

--------------------------------

<1> Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. С. 25.

 

Тесная взаимосвязь естественно-правовой и позитивистской концепций прав человека подтверждается конституционными актами большинства государств. Так, ст. 2 Конституции Российской Федерации провозглашает, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". В ст. 17 говорится, что "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения".

В конституциях современных государств можно встретить разный подход к основным концепциям прав человека: в одних случаях (США, Франция, Италия, Испания) законодатели придерживаются естественно-правовой доктрины, в других (Австрия, ФРГ) - позитивистской доктрины. Как отмечает в этой связи Ю.Д. Ильин, "такое различие имеет относительное значение, поскольку все современные государства придерживаются в целом унифицированного стандарта прав человека" <1>. С этим утверждением трудно полностью согласиться, так как, во-первых, ряд ученых, в частности Н.Н. Моисеев, возражают против теории "универсализации" прав человека, одинаково пригодных для населения всей Земли. "Возможность глобальной стандартизации прав человека, - утверждает он, - исключена, поскольку она не учитывает характера той цивилизации, в которой человек воспитан, те тысячи поколений, которые адаптировали свои правила жизни к тем условиям, которые определила окружающая их природа" <2>.

--------------------------------

<1> Ильин Ю.Д. Право человека и государства на безопасность в современном мире. М., 2007. С. 49.

<2> Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М., 1998. С. 104 - 109.

 

Мы разделяем точку зрения Ю.Д. Ильина, несмотря на возражения некоторых известных ученых против теории "универсализации" прав человека, одинаково пригодных для населения всей Земли.

 

1.3. Концепция универсальности прав человека

как общечеловеческой ценности

 

Вторая половина и конец XX века характеризовались двумя тенденциями в правопонимании. С одной стороны, стали актуальными пробле







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 902. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия