Студопедия — Г. Соотношение прав личности и государства.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Г. Соотношение прав личности и государства.






Трактуя права и свободы человека как неотъемлемое свойство личности, Декларация закрепляет их доминирующее положение, умаляя тем самым исключительную роль государства в определении статуса личности. Это проявляется в установлении конкретных требований к правомерным ограничениям прав и свобод человека со стороны государства. Эти требования должны, во-первых, основываться на законе и, во-вторых, осуществляться с целью "уважения прав и свобод других, удовлетворения требования морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе" (ст. 29). Причем, допуская возможность ограничения прав и свобод в исключительных случаях, Декларация в императивной форме запрещает какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам заниматься деятельностью или совершать действия, направленные на уничтожение прав и свобод (ст. 30).

Всеобщая декларация прав человека, носящая первоначально лишь рекомендательный характер, была признана большинством государств в качестве правового акта и со временем стала рассматриваться как документ, содержащий обычные нормы международного права, подавляющее большинство которых приобрело характер jus cogens <1>.

--------------------------------

<1> См.: Карташкин В.А. Россия и Всеобщая декларация прав человека // РАМП, 1996 - 1997. СПб., 1998. С. 280.

 

Подводя итог анализу Всеобщей декларации прав человека и ее значения для соблюдения прав человека, следует отметить, что, во-первых, Декларация подчеркнула универсальный характер прав и свобод, запретив какие-либо исключения в их предоставлении и распространив на любого человека независимо от статуса территории проживания. Во-вторых, Декларация расширила понятие основных прав и свобод, впервые закрепила на международном уровне социально-экономические и культурные права, показала их взаимосвязь с гражданскими и политическими правами и необходимость для обеспечения достоинства человека. В-третьих, Декларация прав человека восприняла универсальную концепцию прав человека, зафиксировала весь каталог гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, а также правовые гарантии реализации и способы ограничения прав. В-четвертых, Декларация 1948 года впервые установила международные стандарты прав человека, принятые большинством государств. В-пятых, Декларация создала правовую базу для последующего кодификационного процесса в этой области. В частности, она имела важное значение для разработки и принятия международным сообществом таких международно-правовых документов, как Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации в отношении женщин, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания, Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Международная конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него, Конвенция о правах ребенка 1989 года, дополненная двумя факультативными протоколами 2000 года <1>. После 1948 года в рамках Организации Объединенных Наций было разработано около 60 договоров и деклараций по правам человека <2>.

--------------------------------

<1> Факультативный протокол, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, от 25 мая 2000 года и Факультативный протокол, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, от 25 мая 2000 года.

<2> Горад наш. Спецвыпуск N 8. Снежанъ. 2008.

 

Принятие в 1948 году Всеобщей декларации прав человека явилось, как было показано, одним из крупнейших достижений Организации Объединенных Наций, важнейшим шагом в становлении международного права прав человека как основы сотрудничества государств в области уважения и защиты прав человека.

Как справедливо отмечает А.Л. Колодкин, "10 декабря 1948 года международное сообщество взяло на себя обязательство обеспечивать уважение достоинства каждого человека и справедливость в отношении всех нас. Главное, что в Декларации закреплено всеобщее признание того, что основные права и основополагающие свободы внутренне присущи всем людям, являются неотъемлемыми для каждого человека и в равной степени применимыми к каждому и что каждый человек рождается свободным и равным в своем достоинстве и правах" <1>.

--------------------------------

<1> Непреходящее значение Всеобщей декларации прав человека: Интервью А.Л. Колодкина // Евразийский юридический журнал. 2008. N 3 (5). С. 4.

 

Декларация стала определенным фундаментом, на котором основано значительное число имеющих обязательную юридическую силу международных договоров по правам человека во всем мире.

Декларация оказала также заметное влияние на создание в ООН соответствующих органов по правам человека, в задачу которых входят координация и поощрение действий государств по защите прав и основных свобод человека, осуществление контроля за действиями государств по соблюдению международных договоров о правах человека. В этой связи следует прежде всего назвать Совет ООН по правам человека, который является уникальным форумом для публичного обсуждения наиболее важных проблем прав человека с участием представителей государств, международных организаций и неправительственных организаций. Кроме того, в рамках ООН были созданы Комиссия по положению женщин, Комитет по правам человека, Комитет по правам ребенка, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет против пыток, Комитет по вопросу трудящихся-мигрантов и членов их семей.

В соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года создан Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, действующий с 1982 года. В соответствии с Конвенцией ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения или наказания 1984 года с 1987 года действует Комитет против пыток.

Дальнейшему развитию международного сотрудничества в области прав человека в значительной степени способствовали итоги Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в 1975 году в г. Хельсинки. В числе 10 принципов, которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях, отдельный принцип (VII) был посвящен уважению прав человека и основных свобод, включая свободу совести, религии и убеждений. Этот принцип гласит, что "государства-участники будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии". Кроме того, государства - участники Хельсинкского совещания взяли на себя обязательство "поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития" <1>. Заслугой государств, сформулировавших и принявших хельсинкский Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, является, на наш взгляд, указание на то, что все права человека вытекают из его достоинства <2>. С момента принятия Заключительного акта в 1975 году вопрос о достоинстве личности и правах человека обсуждался на различных форумах. Так, состоявшийся в апреле 2006 года X Всемирный Русский Народный Собор, имеющий консультативный статус при ЭКОСОС ООН, принял Декларацию о правах и достоинствах человека, выражающую не только мнение Церкви, но и принципиальную позицию России. Фундаментальное положение Декларации сводится к тому, что человек, как неповторимая личность, не только имеет особую и безусловную ценность, но и обладает достоинством. Декларация также подчеркивает, что права человека имеют основанием ценность личности и должны быть направлены на реализацию ее достоинства. Декларация различает ценность и достоинство личности. Ценность - это то, что дано; достоинство - это то, что приобретается <3>.

--------------------------------

<1> Международное право в документах. М., 2003. С. 28.

<2> Проблема абсолютного достоинства и ценности личности была освещена в трудах немецкого мыслителя XVIII века Иммануила Канта, который утверждал, что "всякая личность - самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство для осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага". См.: Кант И. Религия в пределах только разума. Цит. по: Философская энциклопедия. М., 1962. С. 423.

<3> См.: http://www.kreml.org/opinions/115257240.

 

Большую роль в работе по кодификации международно-правовых норм в области прав человека, как отмечалось выше, выполняют специализированные учреждения ООН, в первую очередь Международная организация труда (МОТ), принявшая более 170 конвенций в области занятости и защиты прав трудящихся, и Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Вопросами прав человека также занимаются III Комитет Генеральной Ассамблеи ООН, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) и Секретариат ООН, в рамках которого созданы Центр по правам человека, возглавляемый заместителем Генерального секретаря ООН по правам человека, Подкомиссия по поощрению и защите прав человека.

 

3.3. Концепция межгосударственного сотрудничества

в области прав человека

 

Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что с момента принятия Всеобщей декларации прав человека в результате эффективной деятельности ООН сложилась концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека, которая представляет собой некий общий знаменатель того, что могут сделать государства, объединив усилия в сфере обеспечения прав и свобод человека.

Всеобщая декларация прав человека, создав юридическую основу для последующей кодификации в этой области, способствовала эволюции концепции прав человека. Развитие этой концепции идет по следующим направлениям: толкование принципов, основополагающих для концепции прав человека; детализация и конкретизация фундаментальных прав и свобод человека и их регламентация в отношении отдельных социальных групп; создание института международной защиты прав человека.

 

Толкование принципов, основополагающих

для концепции прав человека

 

Несмотря на признание Всеобщей декларации прав человека мировым сообществом, начиная с 80-х годов прошлого столетия страны Афро-Азиатского региона стали выступать с критикой принципа универсальности прав и свобод человека, закрепленного во Всеобщей декларации, называя его абстрактным, нереальным, отражающим лишь европейские ценности и не учитывающим национальные, религиозные, исторические, географические особенности каждого государства или группы государств. Так, например, во время проведения Второй Всемирной конференции по правам человека в июне 1993 года представители отдельных государств (Китая, Кубы, Индонезии, Сирии, Пакистана, Йемена, Сингапура и др.) заявили о новой концепции прав человека, суть которой, в отличие от традиционной западной, сводилась к следующему:

а) основное внимание должно уделяться региональной специфике отдельных стран при трактовке и применении прав человека;

б) социально-экономическим правам должен отдаваться приоритет перед гражданскими и политическими, "причем акцент делается на особую значимость коллективных прав в ущерб индивидуальным правам";

в) установление статуса личности относится исключительно к внутренней компетенции государства, поэтому принцип невмешательства во внутренние дела государства должен быть определяющим даже при грубых нарушениях прав человека <1>. Именно такую концепцию прав человека отстаивал Советский Союз при выработке Всеобщей декларации прав человека.

--------------------------------

<1> См.: Бахмин В.И. Вторая Всемирная конференция по правам человека // Московский журнал международного права. 1994. N 1. С. 150.

 

Большинство государств - участников Венской конференции по правам человека не поддержали сторонников "азиатской" концепции, и в итоговом документе - Венской декларации и Программе действий - было зафиксировано, что "все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе. Придавая важное значение национальной и региональной специфике различных исторических, культурных и религиозных особенностей, необходимо иметь в виду, что все государства, независимо от их политических, экономических и культурных систем, обязаны поощрять и защищать все права человека".

 

Детализация и конкретизация фундаментальных прав и свобод

человека и их регламентация в отношении

отдельных социальных групп

 

Всеобщая декларация легла в основу нормотворческой деятельности в области прав человека на международном уровне. Основные фундаментальные права человека получили закрепление в универсальных международных договорах (Пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Пакт об экономических, социальных, культурных правах 1966 года) и в региональных соглашениях (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Американская конвенция о правах человека 1969 года, Африканская хартия прав человека и народа 1981 года). Кроме того, серьезный вклад в осуществление кодификационного процесса в области прав человека внесли конвенции ООН, МОТ и ЮНЕСКО, регулирующие права и свободы отдельных групп населения (Конвенция ООН о политических правах женщин 1952 года, Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года, Конвенция МОТ о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся - мигрантам равенства возможностей и обращения и т.д.). Отличием этих международных договоров по правам человека от Всеобщей декларации являются детальная трактовка прав человека, закрепление гарантий их реализации государством, выделение особой категории прав человека, не подлежащих ограничению со стороны государств ни при каких обстоятельствах (недопустимость пыток и жестокого обращения, свобода мыслей и убеждений, право на судебную защиту). Учитывая юридическую обязательность конвенционных норм для государств, ратифицировавших указанные международные договоры, кодификационная деятельность в области прав человека не только способствовала увеличению количества международных стандартов, но и активизировала национальное нормотворчество по их закреплению в законодательстве государств.

 

Создание института международной защиты прав человека

 

Всеобщая декларация прав человека, основанная на принципе неотъемлемости прав и свобод для жизнедеятельности любой личности, закрепила возможность ограничения прав личности со стороны государства только в исключительных случаях. Однако функции контроля и защиты прав человека Декларация возлагала лишь на государство. Многочисленные отступления и грубые нарушения прав человека, неоднократно приводившие к локальным вооруженным конфликтам, показали неэффективность внутригосударственного контроля за их соблюдением. Поэтому начиная с середины 70-х годов XX столетия в международно-правовых документах, принимавшихся в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), прослеживается тенденция определить функции международного и внутригосударственного права в области защиты прав человека. В первом и основном документе СБСЕ - хельсинкском Заключительном акте 1975 года, закрепившем принцип уважения основных прав и свобод человека в качестве принципа международного права, устанавливается равное взаимодействие международно-правового и национального регулирования прав человека. Государства должны "поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных и культурных и других прав и свобод. Совместно и самостоятельно действовать в соответствии с условиями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека" <1>.

--------------------------------

<1> Действующее международное право. Т. I. С. 77.

 

В документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ утверждалась главенствующая роль международных стандартов в области прав человека. Согласно документу любое государство имеет право "свободно выбирать и развивать в соответствии с международными стандартами в области прав человека свои политические, социальные, экономические и культурные системы... и должны обеспечивать, чтобы их законы, административные правила и политика сообразовывались с их обязательствами по международному праву". Кроме того, отдельным лицам или группам, действующим от их имени, было предоставлено право "поддерживать связь с международными органами, наделенными компетенцией получать и рассматривать информацию, касающуюся утверждений о нарушении прав человека" <1>.

--------------------------------

<1> Международное сотрудничество в области человека: Документы и материалы. М., 1993. С. 296, 300.

 

В документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1991 года было подчеркнуто, что "вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии, верховенства закона, носят международный характер... и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства" <1>. Таким образом, был юридически оформлен институт международной защиты прав человека. Функции международной и внутригосударственной защиты прав человека разграничивались следующим образом: на международном уровне разрабатываются международные стандарты в области прав человека и действуют контрольные органы за их соблюдением; на внутригосударственном же уровне государства приводят свое законодательство в соответствие с международными стандартами и гарантируют их выполнение.

--------------------------------

<1> Действующее международное право. Т. I. С. 79.

 

Несмотря на то что концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека находится в состоянии развития, можно сформулировать ее основные положения. Во-первых, принцип уважения прав человека является одним из основных принципов международного права, требующих своего безусловного соблюдения. Этот принцип не противоречит другим принципам международного права, а гармонично с ними сочетается. Поэтому никакие ссылки на необходимость защиты прав человека не могут оправдать попыток нарушить такие принципы международного права, как суверенное равенство государств, невмешательство государств во внутренние дела друг друга, запрещение применения силы или угрозы силой в международных отношениях. Права и свободы человека не должны также использоваться в качестве повода для посягательств на мир и безопасность, независимость и равноправие государств, т.е. на те принципы, на которых основывается сама идея международного сотрудничества <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Международное право / Отв. ред. А.А. Ковалев, С.В. Черниченко. М., 2008. С. 273.

 

Во-вторых, права человека образуют единый комплекс, они неделимы, взаимосвязаны и взаимозависимы, следовательно, не должны противопоставляться друг другу. Признание неделимости прав человека не исключает их приоритетов. В частности, на первое место всегда ставят право на жизнь как важнейшее право, без обеспечения которого становится бессмысленной постановка вопроса о соблюдении других прав и свобод человека. В то же время соблюдения лишь одного права на жизнь недостаточно для полноценного существования и развития личности в обществе.

В-третьих, как нарушение принципа уважения прав человека воспринимаются не только грубые и массовые нарушения (например, геноцид или политика апартеида), но и нарушения прав отдельных лиц, если заинтересованное государство дало согласие на их рассмотрение на межгосударственном уровне. Международное право не препятствует государствам давать согласие на обсуждение вопросов, касающихся нарушений прав отдельных лиц, в международных органах. Соответствующие положения содержатся в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Первом факультативном протоколе и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года, Американской конвенции о правах человека 1969 года, в Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года. Все эти договоры предусматривают возможность рассмотрения в международных органах, созданных этими договорами, жалоб частных лиц (петиций).

В-четвертых, внутригосударственное законодательство в области прав человека, регулирующее правовое положение населения, должно соответствовать международным стандартам, установленным международными договорами в указанной сфере. Иными словами, современное международное право исходит из того, что вопросы уважения и защиты прав человека носят международный характер. Таким образом, рассмотрение в международных органах нарушений прав человека и обращение по подобным вопросам одних государств к другим ныне не являются вмешательством во внутренние дела. Это было подтверждено в документах Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ, принятых 3 октября 1991 года. В них, в частности, указывалось, что обязательства, принятые в области защиты прав человека, "являются вопросами, представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств-участников, и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства" <1>. Формирование этого принципа обеспечивает более надежную основу для защиты прав и свобод человека.

--------------------------------

<1> Хлестов О.Н. ООН и актуальные проблемы защиты прав человека // Дипломатический ежегодник 2005. М., 2006. С. 93.

 

В-пятых, международное сотрудничество в области прав человека должно быть деидеологизировано и деполитизировано <1>. По-прежнему трудно изжить политизацию проблемы прав человека, когда за обсуждением того, как соблюдаются права человека в той или иной стране, скрываются политические соображения. Как справедливо отмечает С.В. Черниченко, "в угоду политическим интересам преувеличиваются масштабы и серьезность нарушений прав человека в государствах, отношения с которыми складываются неблагополучно, и приуменьшают их в государствах, являющихся политическими союзниками" <2>. Такая политика двойных стандартов в области прав человека неприемлема. В целях деполитизации сотрудничества государств в области прав человека в 1993 году участники Всемирной конференции по правам человека приняли Венскую декларацию и Программу действий, где они признали "важность обеспечения универсальности, объективности и неизбирательности при рассмотрении вопросов прав человека" <3>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Черниченко С.В. ООН и права человека (Итоги и проблемы полувекового пути) // Дипломатический ежегодник. М., 1997. С. 27 - 28.

<2> Там же. С. 31.

<3> Всемирная конференция по правам человека. Венская декларация и Программа действий с выступлением Генерального секретаря ООН Бутроса Бутроса-Гали на открытии конференции. Нью-Йорк, ООН, 1995. С. 34.

 

К сожалению, международные механизмы и процедуры, целью которых является обеспечение выполнения своих обязательств в области прав человека, не решают проблему политизации и деидеологизации. На международных форумах представители государств-участников по-прежнему подвергаются давлению со стороны государств своего гражданства. Менее остро проблема политизации стоит в органах, члены которых выступают в личном качестве, в частности как независимые эксперты или специальные докладчики.

Решению проблемы деполитизации вопросов, связанных с правами человека, по нашему мнению, могло бы способствовать выдвижение в качестве международных должностных лиц людей добросовестных и, насколько это возможно, объективных. Другой важный вид деятельности, направленный на деполитизацию вопроса о правах человека, связан с совершенствованием критериев рассмотрения индивидуальных жалоб. Если заинтересованное государство является участником договоров, предусматривающих создание контроля, юридических проблем не возникает. Не возникает проблем и в случае согласия заинтересованного государства на рассмотрение индивидуальных случаев вне контрольных механизмов, например, в Совете по правам человека.

На исключение политизированного подхода и двойных стандартов в сфере прав человека направлена и резолюция Генеральной Ассамблеи ООН N 60/251 от 3 апреля 2006 года, в соответствии с которой был создан Совет по правам человека, заменивший Комиссию ООН по правам человека. В резолюции (п. 4), в частности, указано, что Генеральная Ассамблея ООН постановляет далее, что в своей работе "Совет должен руководствоваться принципами универсальности, беспристрастности, объективности и неизбирательности, конструктивного международного диалога и сотрудничества в целях содействия поощрению и защите всех прав человека..." <1>.

--------------------------------

<1> См.: http://www.provoteka.ru/pst/103/51131.html.

 

Как отметил А.В. Яковенко, "новый орган (Совет по правам человека. - А.К.) сумеет избежать ошибок Комиссии и, в частности, откажется от практики выдвижения политизированных проектов страновых резолюций" <1>.

--------------------------------

<1> Новости - Грузия. 21 июня 2006 года.

 

Несмотря на то что проведением расследования ситуаций, свидетельствующих о нарушениях прав человека, занимался специальный комитет Комиссии ООН по правам человека, в который в соответствии с резолюцией ЭКОСОС N 1503 (XLVIII) должны были входить "независимые" лица, беспристрастность которых не вызывает сомнений <1>, Комиссии ООН не удалось полностью устранить политизацию и применение двойных стандартов в ходе расследования случаев нарушения прав человека. В этой связи международное сообщество вправе рассчитывать на то, что Совет, а точнее, отдельные его государства-члены, откажется от избирательной и конфронтационной практики выдвижения политизированных и далеких от объективности проектов резолюций о положении в области прав человека в отдельных государствах.

--------------------------------

<1> Процедура рассмотрения сообщений о нарушении прав человека и основных свобод // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы / Под ред. А.Л. Адамишина. М., 1989. С. 460.

 

3.4. Международные пакты о правах человека

 

3.4.1. Международный билль о правах

 

Всеобщая декларация прав человека 1948 года легла в основу нормотворческой деятельности в области прав человека на международном уровне. 16 декабря 1966 года были открыты для подписания и последующей ратификации два важнейших документа в области прав человека: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. После того, как эти пакты, принятые после Всеобщей декларации прав человека, вступили в силу в 1976 году, стал реальностью Международный билль о правах человека, подготовка которого представляла собой предмет особой заботы ООН. На своей первой сессии в январе 1946 года Генеральная Ассамблея ООН обратилась к учрежденной ООН Комиссии по правам человека с призывом провести работу по "формированию Международного билля о правах". Когда в феврале 1947 года Комиссия по правам человека приступила к своей деятельности, этот пункт повестки дня был для нее первоочередным.

Мнения членов Комиссии разделились по вопросу о том, должен ли Билль иметь форму декларации или договора. В качестве компромисса было решено, что Билль должен состоять из трех частей: декларации, в которых провозглашаются общие принципы, "пакт или пакты", которые бы носили юридически обязательный характер для государств, их ратифицировавших, и "мер осуществления" или положений в отношении проверки того, каким образом государства выполняют свои обязательства, вытекающие из этих пактов.

10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека и в этот же день приняла резолюцию, призывающую Комиссию по-прежнему отдавать приоритет подготовке проекта юридически обязывающего договора. В 1951 году Комиссия завершила подготовку пакта, который был направлен в ЭКОСОС. Усмотрев трудности воплощения двух различных категорий прав человека в одном пакте, Совет обратился к Генеральной Ассамблее ООН с призывом одобрить подготовку двух пактов. Ассамблея согласилась с этим и просила Комиссию приступить к работе. Комиссия подготовила проекты двух Пактов - одного о экономических, социальных и культурных правах и второго о гражданских и политических правах, причем к последнему прилагался факультативный протокол. 16 декабря 1966 года Генеральная Ассамблея единогласно проголосовала за принятие этих трех документов, которые с того дня были открыты для подписания. Десятилетием позже, в 1976 году, после их ратификации 35 государствами - членами ООН, эти документы вошли в силу.

 

3.4.2. Международный пакт

о гражданских и политических правах

 

В этом Пакте, состоящем из 53 статей, закреплены, по сути, те же права и свободы, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Пакт содержит перечень основных прав и свобод, которые должны быть предоставлены каждым государством - участником Пакта всем лицам, находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства (п. 1 ст. 2). "Все люди, - подчеркивается в Пакте, - равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона" (ст. 26). В Пакте (ст. 27) специально признается право лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам, пользоваться "своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком".

Ряд положений Пакта касается вопросов семьи, брака и детей. Так, в соответствии со ст. 23 Пакта семья, являющаяся естественной и основной ячейкой общества, "имеет право на защиту со стороны общества и государства". Эта же статья Пакта провозглашает равенство прав и обязанностей супругов. Статья 24 предусматривает право каждого ребенка "на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства". Статья 22 Пакта посвящена праву каждого человека на свободу ассоциации с другими, включая "право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов".

Значительная часть Пакта содержит перечень конкретных личных (гражданских) и политических прав. Этот перечень начинается с провозглашения права на жизнь как неотъемлемого права каждого человека (ст. 6). "Это право, - подчеркивается в Пакте, - охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни". В государствах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления и могут быть "осуществлены только во исполнение окончательного приговора, вынесенного компетентным судом" (п. 2 ст. 6). "Каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора" (п. 4 ст. 6). Пакт предусматривает запрет на вынесение смертного приговора за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет, и приведение приговора в отношении беременных женщин (п. 5 ст. 6). Право на жизнь закономерно занимает первое место как в структуре личных прав и свобод, так и в структуре конституций большинства государств, поскольку жизнь человека в любом цивилизованном обществе представляет собой высшую ценность и первейшее право индивида. Реальность обеспечения права на жизнь является существенным показателем степени демократичности государства. Обладание им является необходимой предпосылкой осуществления всех прав человека и гражданина. Если жизнь является объектом угроз, то теряют смысл все права личности. Именно жизнь как абсолютная ценность предопределяет значимость права на жизнь в системе всех прав <1>. Однако, несмотря на его значимость, это право может быть ограничено, что предусматривается в Пакте о гражданских и политических правах (ст. 6). Как отмечалось выше, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления; смертная казнь может осуществляться только во исполнение окончательного приговора, вынесенного компетентным судом; смертный приговор не выносится за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет, и не приводится в исполнение в отношении беременных женщин.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Колесова Н.С. Структура прав человека и гражданина. Личные (гражданские) права // Права человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2004. С. 143.

 

В связи с правом на жизнь необходимо отметить, что в 1989 году был принят Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни, в соответствии с которым государство-участник принимает все необходимые меры для отмены смертной казни в рамках своей юрисдикции (ст. 1). Вопросы смертной казни также регулируются Европейской конвенцией о защите прав человека 1950 года. В апреле 1983 года к этой Конвенции был принят Протокол N 6, касающийся отмены смертной казни в мирное время. Изначально в ст. 2 Конвенции 1950 года было зафиксировано, что "никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание". Протокол N 6 содержит конкретное запрещение смертной казни: "Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен". Причем, согласно этому Протоколу, запрещены какие-либо отступления от этого положения (ст. 3) и не допускаются никакие оговорки (ст. 4). В мае 2002 года к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года был принят Протокол N 13, который предусматривает положение об отмене смертной казни во всех случаях.

Как и Протокол N 6 к Конвенции, Протокол N 13 не допускает каких-либо отступлений от его положений. Таким образом, можно утверждать, что положения Международного пакта о гражданских и политических правах и Факультативного протокола к нему создали предпосылки для осуществления права на жизнь и отмены смертной казни во всех случаях. Этими предпосылками воспользовались государства Европы, принявшие в 1950 году Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и два протокола (N 6 и 13) к ней, что позволило Европе стать континентом, на котором отсутствует смертная казнь. Однако смертная казнь до сих пор применяется во многих странах, в частности в мусульманских, ограничивая наиважнейшее право человека - право на жизнь.

Важным правом человека, относящимся к личным правам и содержащимся в Пакте о гражданских и политических правах 1966 года, является право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9). Это право, которое человек получает с момента рождения, дает ему возможность совершать любые действия, не противоречащие закону. В юридической науке, как известно, выделяют несколько определений понятия "свобода":

- в узком смысле - физическая свобода, которая может быть ограничена задержаниями и арестами;

- в более широком смысле - индивидуальная свобода, в которой выражается вся система гражданских прав;

- в самом широком смысле - свобода, которая воплощается во всей системе прав человека (в таком смысле термин "свобода" употребляется в первом абзаце Всемирной декларации прав человека).

Анализируя ст. 9 Пак







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 903. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия