Студопедия — ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА






 

2.1. Понятие прав и свобод человека

 

В Уставе ООН (ст. 1) говорится о правах человека и основных свободах. Чаще всего для краткости и то и другое понятие обозначают термином "права человека", поскольку речь идет о явлениях одного порядка. И право, и свобода - гарантированная законом мера возможного поведения лица или группы лиц. Разница только в том, что права предполагают регламентацию порядка их существования, а свободы предполагают, что человек сам выбирает пути, способы и средства ее реализации. Порядок и объем реализации прав в большинстве случаев регламентируются. Свобода же чаще всего рассматривается как область человеческого поведения, в которую государство не вмешивается <1>. Попытки дать определение термину "свобода", начиная от французских просветителей XVIII века, сводились в основном к защите общества (и соответственно индивидов) от покушений на нее со стороны государства. В этом отношении следует отметить определение понятия "свобода", сделанное Е.А. Лукашевой: "В общесоциальном смысле свобода есть состояние человека, характеризующееся его возможностью действовать по собственному усмотрению. В этом значении свобода - это право в естественном состоянии, не ограниченное и не стесненное формально-юридическими условностями, т.е. не выраженное в тексте юридического документа (не переведенное на язык права). Это право в фактической форме" <2>. Вместе с тем есть некое общее понимание смысла и роли прав человека в жизни общества.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Международное право / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М., 1994. С. 298.

<2> Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 2000. С. 20 - 25.

 

При любом демократическом устройстве права и свободы граждан представляют собой важнейший политико-юридический и социальный институт, объективно выступающий мерилом достижения данного общества, показателем его цивилизованности. Этот показатель служит средством доступа индивида к духовным и материальным благам, механизмам власти, волеизъявления и в то же время это непременное условие совершенствования самого индивида, упрочения его статуса, независимости.

Права человека являются неотъемлемой частью культуры наций, высшим проявлением нравственно-правовых идеалов человечества. Среди духовных ценностей современного мира они занимают одно из наиболее значимых мест.

Права человека с точки зрения международного права - это права, существенные для характеристики правового положения лица в любом современном обществе. Естественно, различные общества имеют различные социально-экономические возможности для обеспечения прав человека. Но взгляды государств на то, какие права должны быть предоставлены индивидам и закреплены в национальном законодательстве, как правило, совпадают. Реальное же обеспечение этих прав может быть различным и зависит от уровня развития данного общества, от его национальных, религиозных и других особенностей. Наряду с этим есть некое общее понимание их смысла и роли.

Термин "права человека", как было отмечено в первом разделе настоящего пособия, появился в международно-правовой лексике после американской войны за независимость и принятия американской Декларации независимости 1776 года. В то время в соответствующих внутригосударственных актах говорилось о правах человека и гражданина. В Уставе ООН говорится лишь о правах человека.

Права человека являются высшей ценностью человеческой цивилизации, охватывающей различные стороны индивидуального и общественного бытия. Юристы <1> вкладывают в определение понятия прав человека различные элементы, которые можно объединить следующим образом. Права человека по своей природе - это:

--------------------------------

<1> См.: Право и права человека / Под ред. Е.Н. Рахмановой. М., 2000. Кн. 3. С. 22; Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. С. 20 - 25; Ильин Ю.Д. Право человека и государства на безопасность в современном мире. М., 2007. С. 55 - 56; Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека: Учебник. М., 2006. С. 53 - 55.

 

- неотъемлемые свойства и возможности, устанавливающие сферу свободы и самоопределения личности, ее автономию, закрепленные в правовых нормах;

- установленные правом пределы осуществления государственной власти с целью предотвращения неоправданного вмешательства государства в сферу прав и свобод человека;

- правовая защита жизненных интересов человека, осуществления его наиболее существенных благ;

- стабилизатор отношений в обществе на основе выработанных международным сообществом общепризнанных международных стандартов в области прав человека;

- показатель уровня взаимоотношений личности и государства, ответственности последнего за деятельность личности и ее безопасность.

Таким образом, права человека - это система принципов, норм, правил и традиций взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающая индивиду, во-первых, возможность действовать по своему усмотрению (эта часть прав обычно называется свободами) <1> и, во-вторых, получать определенные материальные, духовные и иные блага (собственно права).

--------------------------------

<1> См.: Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. С. 20 - 25.

 

Права и свободы человека представляют собой важнейший политико-юридический и социальный институт, объективно выступающий показателем цивилизованности и демократичности. Именно права человека становятся важнейшим показателем развития государств, ориентирующихся на демократические ценности, скрепляя все системы жизнеобеспечения человеческого сообщества.

В отечественной теории права существует множество определений понятия прав человека. В них акцентируется внимание на различных аспектах этого сложного, многомерного явления. Прежде всего при этом рассматривается вопрос о первоисточнике (первооснове) прав человека: принадлежат ли они изначально человеку как таковому, коренятся ли в социальных взаимодействиях или предоставляются человеку государством. Условно говоря, в первом случае авторы исходят из классической теории естественного права, для второй позиции характерен так или иначе интерпретируемый социологический подход (иногда - антропологический), для третьей - юридико-позитивистское истолкование прав человека.

Сторонники классического естественного права, как было показано выше, утверждают, что права человека являются его неотъемлемыми свойствами и принадлежат каждому с момента рождения. Закрепление в правовом акте не означает трансформации естественного права человека в позитивное право. Оно обретает лишь форму позитивного права и более надежные гарантии реализации. Естественное право человека, как утверждают приверженцы этой концепции, - его субъективное право <1>. При этом если одни авторы считают, что права человека - это свойства человека, то другие рассматривают их "как продолжение" свойств человека <2>.

--------------------------------

<1> См.: Рассказов Л.П., Упоров И.В. Естественные права человека. СПб., 2001. С. 6 - 26.

<2> См.: Анисимов П.В. О методологическом и практическом значении прав человека на правовую защиту в формировании правозащитного направления отечественной юридической науки // Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации. Н. Новгород, 2003. С. 34.

 

Некоторые авторы признают неотъемлемость прав от человека, но лишь как субъекта социальных взаимодействий. По их мнению, "самым "естественным" правом является право на коммуникацию, т.е. право быть человеком как субъектом межчеловеческих отношений". На основе такого понимания первоисточника прав человека эти авторы предполагают их антрополого-коммуникативное обоснование и определение: "Права человека представляют собой единство легитимированных правовых текстов, включающих нормативное поведение субъектов, действующих в собственных интересах и обеспеченное исполнением обязанностей другими субъектами" <1>. Как полагает А.В. Поляков, чтобы обладать правами, субъекту нужно прилагать определенные усилия, а не просто существовать. Таким образом, он, исходя из коммуникативной природы прав человека, признает в терминах естественно-правовой теории само право на коммуникацию (и только это право) изначальным и неотъемлемым. Такой же позиции придерживается Л.С. Мамут, который первоисточником всех прав человека считает его участие в социальном взаимодействии. Социальное происхождение прав человека отстаивает и И.Л. Честнов, рассматривая их как форму социального статуса, т.е. "фактического положения человека, принадлежащего к определенной социальной группе" <2>.

--------------------------------

<1> Поляков А.В. Антрополого-коммуникативное обоснование прав человека (тезисы доклада) // Права человека: вопросы истории и теории: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции 24 апреля 2004 года / Под ред. Д.И. Луковской. СПб., 2004. С. 32.

<2> Честнов И.Л. Антропологическое измерение прав человека в ситуации постмодерна (тезисы доклада) // Права человека: вопросы истории и теории: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции 24 апреля 2004 года / Под ред. Д.И. Луковской. С. 55.

 

Сторонники как "прирожденных" (естественных) прав, так и "приобретенных" (в процессе социального взаимодействия или в силу определенного социального статуса) выступают против позитивистских концепций "дарования" прав, их порождения государством. Так, Л.С. Мамут обоснованно оспаривает мнение, согласно которому государство выступает как учредитель прав <1>.

--------------------------------

<1> См.: Мамут Л. Основания политических прав // Политические права и свободные выборы: Сб. докладов. М., 2005. С. 197.

 

В соответствии с позицией представителей либерально-юридической концепции права человека нуждаются в силе закона, но они не порождаются волей или мудростью законодателей. Как отмечает В.А. Четвернин, права человека можно назвать естественными, поскольку они "существуют не в силу закона, а в силу их взаимного признания внутри круга субъектов государственно-правового общения" <1>.

--------------------------------

<1> Четвернин В.А. Введение в курс общей теории права и государства: Учебное пособие. М., 2003. С. 19.

 

Таким образом, для большинства проанализированных концепций первоисточника прав человека характерен антропологический подход, т.е. ориентация на человека (как такового или во взаимодействии с другими людьми). Такой подход конкретизируется в различных определениях понятия прав человека, авторы которых акцентируют внимание на присущих человеку потребностях (интересах как осознанных потребностях). Из потребностей человека выводятся соответствующие требования, притязания, направленные на их удовлетворение.

В российской юридической литературе распространено мнение, что права человека выступают как моральные, нравственные критерии действующего правопорядка. Конечно, нормы объективного права, санкционирующие произвол государства в отношении личности, нарушающие правовые границы ее свободы, не могут не вызвать морального осуждения. Более того, с учетом взаимодействия, взаимодополняемости права и морали можно было бы согласиться с тем, что права человека устанавливают морально-правовой стандарт внешнего поведения. Однако даже относительная общность ценностных основ права и морали не является достаточным аргументом для смешения прав человека как правовых феноменов с собственно моральными (морально-нравственными) императивами. Права человека - правовая, а не этическая категория. Особенно важно это иметь в виду с точки зрения защиты прав человека от необоснованных ограничений, в том числе со ссылкой на моральные ценности <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Лапаева В.В. Формирование доктрины защиты прав личности как актуальная задача теории права // Российское правосудие. 2006. N 4. С. 14 - 30; Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву: Материалы "круглого стола" журнала "Государство и право" // Государство и право. 1998. N 7, 8, 10.

 

Критически обобщая различные варианты понимания прав человека в российской доктрине, можно сформулировать следующее определение. Права человека - это общая и равная для всех мера (норма) свободы (возможного поведения), необходимая для удовлетворения потребностей его существования, развития, самореализации, которая в тех или иных конкретно-исторических условиях определяется взаимным признанием свободы субъектами правового общения и не зависит от ее официальной фиксации государством, хотя и нуждается в государственном признании и гарантировании.

Таким образом, во-первых, права человека нормативно структурированы, т.е. имеют определенную меру, одинаковую для каждого и всех в качестве субъектов правового общения. Это субъективные права, которыми обладает каждый человек.

Во-вторых, права человека должны быть соразмерными его потребностям, которые не остаются неизменными. По мере развития общества изменяется содержание и расширяется объем человеческих прав. Как "минимальная мера свободы" права являются способом обеспечения нормальной жизнедеятельности человека, т.е. минимальных, "изначальных" условий того, что позволяет человеку оставаться человеком, т.е. способным быть свободным - самостоятельно, без чьей-либо опеки действовать или воздерживаться от определенных действий, способность к бытию в свободе означает одновременно и право человека на надлежащее, достойное существование.

В-третьих, самоценность прав человека фиксируется в их определении как естественных, прирожденных прав, т.е. существующих независимо от установлений государства. Права человека неотчуждаемы, так как никто не может их отобрать, оставаясь в правовом пространстве. Они ограждают человека от произвола тех, кто посягает на его свободу. Вместе с тем права побуждают индивида к деятельности, включают его в коммуникационное пространство, в систему социальных связей и отношений.

В-четвертых, права человека не являются "даром" государства. Патерналистское правосознание, при всей его живучести, уходит в прошлое. Однако нельзя и умалять роль государства прежде всего в конституционном закреплении, охране и гарантировании индивидуальных прав, особенно прав в социально-экономической сфере. Кроме того, в современных условиях права человека признаны и охраняются международным сообществом <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Луковская Д. Понятие прав человека: многообразие подходов. http://www.lebed.com/2007/art5194.htm.

 

Конституции большинства государств современного мира, в том числе и действующая Конституция Российской Федерации, признают права и свободы человека в качестве высшей ценности. Объем прав, предусмотренных в этих конституциях, зависит от того, выступает ли индивид в качестве человека или в качестве гражданина. В частности, гл. 2 Конституции РФ подразделяет основные права и свободы на права и свободы человека и права и свободы гражданина. Впервые такое разграничение ввела французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года. Как отмечает Е.А. Лукашева, смысл такого разграничения прав и свобод человека и гражданина, позволяющего преодолеть одностороннее рассмотрение человека в его взаимоотношениях только с государством и расширить сферу самоопределения человека, вытекает из различия гражданского общества и государства <1>. В гражданском обществе на основе прав человека создаются условия для самореализации личности, обеспечения ее автономии и независимости от незаконного вмешательства.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. С. 97.

 

Помимо общего понятия прав и свобод человека существует понятие "конституционные права и свободы человека". Л. Воеводин дает следующее определение этого института: "Конституционные права и свободы - это закрепленные в Конституции и гарантированные государством возможности, позволяющие каждому человеку и гражданину свободно и самостоятельно избирать вид и меру своего поведения, созидать и пользоваться предоставленными ему социальными благами как в личных, так и в общественных интересах" <1>.

--------------------------------

<1> Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 135.

 

Конституционно закрепленные права и свободы составляют относительно небольшую часть всех прав и свобод. Причины, по которым одни права и свободы закрепляются в конституции, а другие - в текущем законодательстве, имеют свои основания. Рассмотрим эти основания на примере Конституции Российской Федерации.

Во-первых, права и свободы, закрепленные в Конституции, - это основные права и свободы. Основными они именуются потому, что:

а) жизненно важны и в наибольшей степени социально значимы как для конкретного человека, так и для общества, и для государства, направлены на защиту базовых ценностей и интересов личности;

б) являются общими для всех без исключения независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания и др., действуют на всей территории государства, принявшего конституцию. Все другие (неосновные) права и свободы, устанавливаемые нормами не конституционного (государственного) права, а других отраслей права, связаны с обладанием лицом различными статусами: собственников имущества, государственных служащих, предпринимателей и т.п.;

в) обладают наиболее высокой юридической силой (значимостью);

г) являются руководящими принципами, определяющими содержание конкретных нормативных актов текущего законодательства, формулируются в общем виде, их детализация и конкретизация осуществляются в отраслевом законодательстве.

Во-вторых, конституционные права и свободы человека являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения (п. 2 ст. 17 Конституции РФ). Никакими правовыми актами они не могут быть отменены или ограничены, что подтверждается положением ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой "не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина".

В-третьих, конституционные права и свободы демократических государств признаются и гарантируются в соответствии с общепризнанными принципами международного права, в частности принципом уважения прав человека, зафиксированным в договорных и обычных нормах международного права (ст. 55 Устава ООН, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года).

В-четвертых, конституционные права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо не могут принять правовой акт или решение, которые бы противоречили конституционным правам и свободам. В случае противоречия всегда действует конституционная норма.

В-пятых, конституционные права и свободы характеризуются особым механизмом реализации, имеют непосредственно действующий характер (ст. 18 Конституции РФ). Это означает, что даже при отсутствии конкретизирующих характеристик конституционные права и свободы законов и иных нормативных актов суды, иные государственные органы обязаны принимать решения в защиту таких прав и свобод. Все другие права и свободы человека и гражданина реализуются только в процессе участия индивида в конкретном правоотношении, основные же права и свободы выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права каждого участника правоотношения.

В-шестых, конституционные права и свободы человека и гражданина находятся под особой, повышенной государственно-правовой защитой, что проявляется в том, что Конституцией РФ предусмотрена должность Уполномоченного по правам человека (ч. 1 ст. 103). Кроме того, в российский Уголовный кодекс 1996 года включена специальная гл. 19 "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина".

Таким образом, под конституционными правами и свободами понимаются наиболее важные права и свободы, получающие высшую юридическую оценку <1>. При этом следует подчеркнуть, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

--------------------------------

<1> См.: Баглай М.В., Габригидзе Б.Н. Конституционное право РФ. М., 1996. С. 156.

 

2.2. Содержание прав и свобод человека

 

Перечисленные выше различные составляющие понятия "права человека" свидетельствуют о том, что эти права являются комплексным социальным явлением, в котором концентрируются разнообразные формы социальной действительности и общественного сознания. Соответственно можно выделить несколько основных аспектов прав человека, составляющих содержание прав человека.

1. Международный аспект содержания прав человека заключается в неразрывной связи с обеспечением мира и безопасности народов. Соединение задачи поддержания мира с задачей поощрения и развития уважения к правам человека и основным свободам для всех, предусмотренное в ст. 1 Устава ООН, означает, что для успешного обеспечения и развития прав и свобод человека необходимо в первую очередь сохранение всеобщего мира и развитие дружественных отношений между государствами. Как справедливо отмечает Г.И. Тункин, "современное международное право исходит из того, и это весьма важно, что между обеспечением государствами основных прав и свобод человека и поддержанием международного мира и безопасности существует тесная связь. Эта связь подчеркивается во многих международных конвенциях (в частности, в Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Пактах о правах человека) и в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН" <1>.

--------------------------------

<1> Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970. С. 93.

 

2. Нравственный аспект содержания прав человека связан с идеей неотъемлемых, неотчуждаемых прав человека, в основе которой лежит естественно-правовая доктрина, ориентированная на нравственные ценности, на уважение достоинства человека.

Центральным понятием современной концепции прав человека является понятие "человеческое достоинство". Достоинство человека - это главный мотив и оправдание существования прав и свобод. Именно для защиты человеческого достоинства формулируются те или иные права и свободы. Утверждение достоинства индивида в обществе требует предоставления ему прав и определенной степени свободы.

В современной гуманистической мысли существует понимание того, что достаточно обеспечить свободу и наделить правами личность, которая постоянно находится перед выбором между плохим и хорошим поступком, и она сама выберет тот поступок, который не роняет ее достоинства. Иными словами, человек в силу присущей ему нравственной автономии сам определяет нравственные нормы поведения. Однако абсолютизация суверенитета отдельной личности и ее прав вне нравственной ответственности может разрушить основы современной цивилизации. В основе существующего кризиса прав человека, выражающегося в злоупотреблении властью, коррупции, разрушении природы, проявлении воинствующего национализма, ксенофобии, охватывающих практически весь мир, лежит, по нашему мнению, изменение нравственных ориентиров человека, отсутствие нравственной культуры и утрата человеческого достоинства. Основным компонентом нравственной культуры являются объективные нравственные ценности, установки и нормы, ориентации, позволяющие оценить соответствие или несоответствие поступков людей интересам развития общества <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Социологическая энциклопедия. М., 2003. Т. 2. С. 69.

 

3. Политический аспект содержания прав человека заключается в том, что они неотъемлемы от демократии и составляют необходимое условие, цель и смысл всех демократических институтов власти. Существующий кризис прав человека в значительной степени обусловлен также нарушением демократического принципа формального равенства, связанного с резким размежеванием общества по материальному принципу. Социально уязвимые слои населения практически обладают только правом участия в голосовании при выборах в представительные органы, причем такое голосование бывает нередко автоматическим, неосознанным либо осуществляется под прессом пиаровских акций <1>. Кризису прав человека способствует также открыто провозглашаемое некоторыми государствами стремление насаждать демократию в тех странах, которые по тем или иным причинам отнесены к "оси зла". Такая насильственная демократизация, как показывает опыт, приводит к трагедии целых народов.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Права человека и процессы глобализации современного мира / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2007. С. 77.

 

Уважению и соблюдению прав человека мало способствует также признание некоторых государств недееспособными (failed states). В основе рейтинга недееспособных государств, ежегодно составляемого журналом "Foreign Policy" и общественной организаций "Американский фонд мира", лежит анализ нарушения прав человека. Признание государства недееспособным в деле обеспечения уважения и соблюдения прав человека дает государствам, определяющим такую недееспособность других государств, право на гуманитарную интервенцию <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Thezer D. The "Failed State" and International Law. http://www.global-policy.org/nations/sovereign/failed/2003/0725law.htm.

 

4. Социально-экономический аспект содержания прав человека связан с тем, что они определяются социальными и экономическими условиями существования общества. Включение в целый ряд международно-правовых документов, в частности во Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, в Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, таких социально-экономических прав человека, как право на справедливые и благоприятные условия труда, право на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какой-либо дискриминации, право на отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени, гарантирует свободу труда, всестороннее развитие личности и достойный уровень жизни. Социально-экономический аспект содержания прав человека неразрывно связан с понятием социальной справедливости. Провозглашение равенства граждан перед законом является колоссальным шагом вперед в сфере не только социального равенства, но и социальной справедливости. Однако в некоторых современных государствах это равенство и справедливость соблюдаются далеко не всегда и не полностью. Все возрастающее социальное неравенство в распределении материальных и духовных благ в наше время все еще заставляет говорить о торжестве социальной несправедливости, о нарушении социально-экономических прав человека.

 

2.3. Классификация прав человека

 

Разнообразные права личности в общем плане делятся на негативные, охраняющие свободу и индивида и определяющие обязанности государства и других граждан воздерживаться от нежелательных для личности ограничений и действий, и позитивные, фиксирующие обязанности государства предоставлять гражданину те или иные блага: право на труд, отдых, образование, на благоприятную окружающую среду и т.д. В негативном значении свобода понимается как отсутствие принуждения, в позитивном - как свобода выбора.

Более детальной классификацией прав человека, основанной на их содержании, принятой в международно-правовых документах, является их деление на личные (гражданские) права и свободы, политические, экономические, социальные и культурные.

Авторы практического пособия, выпущенного издательством "Права человека", выделяют следующие категории основных прав человека: личные (гражданские) права; трудовые права; культурные права; право на благоприятную окружающую среду; политические права <1>.

--------------------------------

<1> См.: Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации: практическое пособие. М., 1996. С. 89 - 132.

 

Наибольшее значение в системе прав человека имеют, на наш взгляд, личные (гражданские) права, политические и социально-экономические права и свободы. Рассмотрим их более детально.

К личным (гражданским) правам, гарантирующим индивидуальную свободу, относятся естественные, неотчуждаемые права человека: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на защиту чести и достоинства личности, на справедливый, независимый и публичный суд, предполагающий существование всех демократических элементов и принципов (в частности, презумпцию невиновности); право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; право ознакомления с документами, непосредственно затрагивающими права и свободы личности; право на указание своей национальной принадлежности; право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения и воспитания, обучения и творчества; право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства; право каждого свободно выезжать за пределы государства; право граждан беспрепятственно возвращаться в государство, гражданами которого они являются. Большинство из перечисленных прав носят абсолютный характер, т.е. являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению.

Важнейшими правами личности являются свобода и личная неприкосновенность. Личная неприкосновенность означает, что временное лишение человека свободы (арест и полицейское задержание) может быть осуществлено только на определенный срок и с обязательным соблюдением установленных законом процедур. Арест возможен при возбуждении уголовного дела с санкции суда. Как частный случай возможен дисциплинарный арест - содержание военнослужащего на гауптвахте (мера наказания).

Среди личных прав конституции многих государств называют достоинство личности. Запрещаются пытки (положения об этом содержатся в большинстве конституций государств <1>), жестокое и негуманное обращение, унижающее достоинство человека, медицинские и иные эксперименты без согласия лица. В судебном порядке достоинство личности охраняется с помощью особого иска о защите достоинства (например, при оскорблении в печати, возбуждении уголовного дела по обвинению в клевете, диффамации).

--------------------------------

<1> В Конституции РФ положение о запрете пыток содержится в ст. 21.

 

Часть 1 ст. 21 Конституции РФ гласит: "Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления". Термин "личность" в данном случае означает то же, что и "человек" ("человеческое достоинство"). В этой связи следует отметить, что для человека как индивидуального феномена философия использует множество выражений, отсылающих друг к другу и друг друга замещающих. Более или менее фиксированным смыслом, на наш взгляд, обладают три термина: индивид, человек и личность.

Важнейшим шагом на пути к утверждению человеческого достоинства стала древнеиндийская материалистическая философская школа чарваков, сторонники которой отвергали религиозно-мистическую доктрину кармы, т.е. представления о том, что принадлежность людей к определенным кастам предопределена предшествующими поступками <1>. Идеи ценности человеческой личности и достоинства человека выдвигались и в философских учениях Древнего Китая <2>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: История политико-правовых учений / Под ред. А.Н. Хорошилова. М., 2001. С. 151.

<2> См.: Москалькова Т.Н. Честь и достоинство: как их защитить? Уголовно-процессуальный аспект. М., 1992. С. 8.

 

Проблема достоинства человека была освещена также в этических трудах немецкого мыслителя И. Канта, который утверждал, что человек как разумное существо никогда не может быть лишь средством, подобно простой вещи, а всегда является целью самой по себе. Именно из разумности человека возникает, по Канту, его достоинство - особая ценность и значимость людей как личностей. Каждый человек обладает достоинством в силу своей разумности и принадлежности человеческому роду. Таким образом, достоинство - родовое качество разумных существ. Способность сознавать, ставить цели, следовать нравственному закону - это то, что поднимает людей над слепой природой. Каждый, считает Кант, обязан чувствовать, что он достоин истинно человеческого отношения, должен обладать глубоким самоуважением, признавать в себе существо с особым статусом в бытии <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 4. С. 139.

 

Конституции всех стран, в том числе и тех, где существует государственная церковь, провозглашают свободу совести. Конституционным правом личности является тайна переписки, телефонных и телеграфных сообщений, сообщений по факсу, электронной почте и т.д. Ознакомление с личной перепиской возможно только с разрешения судьи (имеется в виду переписка лиц, подозреваемых в совершении преступления). Такой же порядок установлен для прослушивания телефонных переговоров, но в обоих случаях судье должны быть представлены доказательства необходимости таких мер.

Закрепление перечисленных личных прав в конституциях различных государств имеет свои особенности.

Так, например, Конституция США 1787 года (с поправками) закрепляет личные права и свободы не столько в общей, сколько в конкретизированной форме. Кроме чрезвычайных ситуаций, она запрещает приостанавливать действие правила "хабеас корпус", предписывает рассматривать все дела о преступлениях с участием присяжных заседателей, запрещает принимать законы об опале (наказании без судебного разбирательства) и законы, имеющие обратную силу. Конституция запрещает лишать гражданских прав членов семей тех лиц, которые осуждены за государственную измену, исключает проверку религиозных убеждений в качестве условия для занятия какой-либо государственной должности. Формулировки Билля о правах носят запретительный характер, так как запрещают ограничивать права и свободы, которые презюмируются. Билль устанавливает, что Конгресс США не должен издавать законы, ограничивающие свободу слова, печати, собраний (мирных и без оружия), право народа носить и хранить оружие, право обращаться к правительству с петициями. Согласно Биллю о правах обеспечивается свобода совести, охрана личности, бумаг (документов, переписки и др.), имущества, предусматривается суд присяжных не только по уголовным делам, но и по определенной категории гражданских дел, право обвиняемого на защиту, право отказываться от дачи показаний против самого себя.

Кроме Билля о правах к Конституции США было принято около 10 поправок, которые касаются прав и свобод человека. Однако в целом Конституция США и поправки к ней не содержат того перечня прав и свобод, которые соответствовали бы международным стандартам - Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году, и Международным пактам о правах человека, вступившим в силу в 1976 году. Эти недостатки, хотя и не полностью, восполняются конституциями отдельных штатов.

Конституция РФ посвящает личным правам и свободам человека и гражданина 45 статей (ст. ст. 24 - 60) и по сути дела закрепляет основные права личности, закрепленные в конституциях передовых государств. Несмотря на это, некоторые специалисты, в частности С.А. Пяткина, к личным правам относят право оспорить в суде заключение под стражу, право на признание недействительными доказательств, полученных с нарушением закона, например под пытками <1>. По нашему мнению, эти положения являются скорее гарантиями личных прав.

--------------------------------

<1> См.: Пяткина С.А. Идеи естественного права в русской филос







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 2085. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия