Диалектико-материалистическая концепция человека
1. Как характеризуется сущность человека в «Тезисах о Фейербахе» К. Маркса? 2. «…Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (К. Маркс). Не означает ли данный тезис К. Маркса отрыв человека от его природной основы? 3. «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он, с одной стороны, наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей» (К. Маркс). Не противоречат ли эти слова К. Маркса пониманию сущности человека в его «Тезисах о Фейербахе»? 4. Противоречат ли следующие определения человека марксистскому его пониманию? Чем они отличаются? а) Человек – существо разумное. б) Человек – существо, обладающее самосознанием. в) Человек – существо моральное и свободное. 5. Определите понятия «природа человека» и «сущность человека». Проведите четкое различие между ними. 6. Каким подходам и концепциям о сущности человека противостоит марксистское понимание человека как совокупности всех общественных отношений? 7. «…Изучая сравнительную физиологию, начинаешь испытывать величайшее презрение к идеалистическому возвеличиванию человека над всеми другими животными» (Ф. Энгельс). Охарактеризуйте общие черты и свойства человека и животного. Проведите анализ их качественного различия. 8. Определите понятие «антропогенез». 9. Какова роль языка в процессе антропосоциогенеза? 10. Анализируя работу Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», раскройте диалектику единства антропогенеза и социогенеза. 11. Охарактеризуйте качественное различие между общественными и биологическими отношениями. 12. Человек, по вашему мнению, прежде всего, биологическое или социальное существо? Как решается эта проблема в современной философии? 13. Как решается проблема соотношения биологического и социального в человеке христианством? Согласны ли вы с христианским решением данного вопроса? 14. «Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии – вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им жизненные средства – шаг, который обусловлен их телесной организацией. Производя необходимые им жизненные средства, люди косвенным образом производят и саму свою материальную жизнь» (К. Маркс, Ф. Энгельс). Определите основополагающий признак человека. Назовите другие черты, отличающие человека от животного. 15. «…Для того, чтобы пользоваться множеством вещей, человек должен быть способен к пользованию ими…» (К. Маркс). О какой специфической особенности человека идет здесь речь? 16. «Какова же роль человека в этом космическом спектакле непрерывного божественного творения? ″Венцу творения″ отводится здесь жалкая роль: несчастное создание, не принимающее активного участия в творчестве, потому что изначальный принцип всего сущего лежит не в человеке, не в его разуме и созидательных усилиях, а в боге…» (А. Тэнасе). Охарактеризуйте с позиций диалектико-материалистической концепции человека «антигуманистическую» сущность религии. 17. «Искусство, как и религия, признано было выражением сущности человека. Но религия оказалась той областью, в которой человек не может выразить своей сущности иначе, как посредством самообмана. Стало быть, эта сущность только в искусстве находит себе чуждое самообману образное выражение» (Г.В. Плеханов). Как вы понимаете мысль Л. Фейербаха, нашедшую поддержку у Г.В. Плеханова? 18. Исключает ли понятие необходимости в общественном развитии понятие человеческой свободы воли? 19. Как вы понимаете слова К. Маркса, что анатомию гражданского общества надо искать в политической экономии? 20. Рождается ли человек с уже готовой сущностью? 21. «Без зипуна, конечно, человек замерзнет; но будет ли этот зипун украшен богато или нет – это хозяйственно безразлично. Это какая-то следующая потребность, которая сказывается в том, что человек не просто производит предметы, а старается произвести красивые предметы» (А.В. Луначарский). О каких потребностях человека идет речь в лекции А.В. Луначарского? 22. Одной из причин антигуманистической сущности марксизма А. Ципко считает оправдание революционного насилия и приверженность ему: «Сталин – марксист прежде всего в силу своей приверженности к революционному насилию, к власти штыка как главного орудия истории. Он, как и учили революционеров классики, не брезговал никакими средствами во имя быстрейшего продвижения страны по пути социализма и коммунизма, никогда не страдал ни ″великодушием″, ни ″честностью″. Сталин, как и Ленин, внял советам Маркса не бояться террора, прибегать к террору, когда он необходим для удержания власти». Согласны ли вы с пониманием гуманизма как отрицания любых форм насилия? 23. Говоря о причинах поражения парижских коммунаров, К. Маркс указывает на их совестливость, великодушие и доведенную до мнительности честность: «Если они окажутся побежденными, виной будет не что иное, как их ″великодушие″… Момент был упущен из-за совестливости. Не хотели начинать гражданской войны… Вторая ошибка: Центральный комитет слишком рано сложил свои полномочия, чтобы уступить место Коммуне. Опять-таки благодаря ″честности″, доведенной до мнительности!». Можно ли считать эти слова К. Маркса выражением его антигуманизма? 24. Как вы понимаете философский смысл проблемы жизни и смерти? 25. Есть ли в жизни смысл? Если да, то в чем он заключается? 26. Есть ли у человека «право на смерть» (свою или другого человека, других людей)? 27. От чего зависит продолжительность биологической жизни? 28. Существует ли прямая зависимость между биологической и социальной продолжительностью жизни человека? 29. Может ли честный и великодушный человек преуспеть в политике? 30. Возможна ли, по вашему мнению, абсолютная победа добра в борьбе со злом при разных формах социального переустройства общественной жизни? 31. Существует ли абсолютная свобода человека? 32. Как решается проблема свободы личности волюнтаризмом и фатализмом? 33. Если признать, что действия человека подчинены только необходимости, то какие социальные выводы следуют из этого? 34. «Первые выделившиеся из животного царства люди были во всем существенном так же несвободны, как и сами животные, но каждый шаг на пути культуры был шагом к свободе» (Ф. Энгельс). Можете ли вы подтвердить данную мысль Ф. Энгельса, опираясь на историко-культурный материал?
|