Философские аспекты проблемы человека в художественной литературе
1. Можно ли говорить о степени гуманности художественного творчества того или иного художника? 2. Проанализируйте с позиций марксистского понимания гуманизма творчество Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова. 3. В чем вы видите гуманизм романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»? 4. Как вы понимаете индивидуализацию изучения литературы и языка в школе? в вузе? 5. Проблема человека общегуманитарна. Имеет ли литература свой, отличный от других форм общественного сознания, аспект изучения данной проблемы? 6. Проанализируйте на конкретных примерах, как мировоззрение художника влияет на освещение и решение проблемы человека в его творчестве. 7. «Человек должен знать – после смерти он живет только тем, что сделал… А того света нет. Даже легендарного. Нечего человеку там делать. Не за что бороться. Это дурная, дезертирная легенда, ибо обещает безделие за терпение… Человек не должен терпеть. Он должен добиваться справедливости для всех, а значит, и для себя» (С. Алешин. Все остается людям). Проанализируйте гуманизм героя произведения С. Алешина как носителя взаимоисключающих мировоззрений. 8. Проанализируйте с позиций материалистической диалектики понимание человека Сатиным из пьесы А.М. Горького «На дне»: «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет? Это ты, я, они, старик… в одном». 9. Покажите различие между гуманизмом Луки и гуманизмом Сатина (А.М. Горький. На дне). 10. «…Когда-то один пролетарский пророк изрек: человек – это звучит гордо… Если вы верите в эту чепуху… – верьте!.. я уже все решил для себя, природу человеческую нельзя изменить, я это знаю твердо… какая разница, как ты прожил жизнь и каков ее итог, если человек обыкновенное животное, та же покорная, безгласная скотина… Зачем вы… пытаетесь заставить поверить в гармонию и смысл в беспробудном и вечном хаосе, в естественном состоянии именно живой материи?» (П. Проскурин. Отречение). Проанализируйте данное высказывание героя произведения П. Проскурина и определите свою позицию по отношению к нему. 11. «Ты вот решил исправить мир с помощью своего журнала и веришь в конечный результат… Я же твердо и бесповоротно убежден: человека нельзя ни исправить, ни улучшить, он таков, каким его запрограммировала природа, и здесь любой социальный строй бессилен» (П. Проскурин. Отречение). Проанализируйте и дайте оценку представленных точек зрения. 12. «Таков закон безжалостной игры, Не люди умирают, а миры. Уходят люди. Их не возвратить. Их тайные миры не возродить. И каждый раз мне хочется опять От этой невозвратности кричать…» (Е. Евтушенко. Людей неинтересных в мире нет). О каком мире говорит поэт? Какими существенными чертами этот мир обладает? 13. «Не история, а именно человек, действительный, живой человек – вот кто делает все это, всем обладает и за все борется… История – не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека» (К. Маркс). Докажите истинность слов К. Маркса или опровергните их на примерах произведений И.С. Тургенева («Дворянское гнездо») и И.А. Гончарова («Обломов»). 14. «Наша цель – видеть в каждом человеке человека. Ужасы мира концентрационных лагерей, земного ада, где жестокость, пытки, убийства считались законными, все эти ужасы были возможны лишь потому, что бесчеловечные теории отрицали права людей всех стран, классов и рас именоваться людьми» (А. Моруа). Прав ли французский писатель А. Моруа в определении причин социальных явлений? Какую позицию отражают мысли писателя, какова их политическая направленность? 15. «Не говорите: Иначе нельзя было быть. Коли было бы это правда, то историк был бы астрономом, и события жизни человеческой были бы предсказаны в календарях, как затмения солнечные. Но провидение не алгебра. Ум человеческий, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход и может выводить из одного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая» (А.С. Пушкин). Против какого философского направления выступает А.С. Пушкин? 16. С каких философских позиций художественно решается проблема свободы воли человека и необходимости? а) Добрейший лорд, Постигнув роковую неизбежность Событий наших дней, вы убедитесь, Что ваш обидчик – время, не король… (В. Шекспир. Генрих IV). б) Кто мы? – Куклы на нитках, а кукольник наш – небосвод. Он в большом балагане своем представленье ведет. Нас теперь на ковре бытия поиграть он заставит. А потом в свой сундук одного за другим уберет (О. Хайям. Рубаи). 17. «…Вся жизнь человека состоит, пожалуй, из таких вот неожиданностей, порог следует за порогом, и человек никогда не знает, что поджидает его за очередным поворотом: и случайность… может высветить жизнь совершенно с непривычной стороны, заставить душу страдать и работать. …Такова жизнь – нет полностью правых, нет полностью и виноватых» (П. Проскурин. Отречение). Согласны ли вы с данным высказыванием? Какая философская позиция лежит в основе данной мысли? 18. Как решается проблема жизни и смерти человека в художественной литературе? 19. Имеет ли человек свободу выбора в праве на смерть у Ф.М. Достоевского, А.М. Горького? Как решается эта проблема в романе А.А. Фадеева «Разгром»? 20. «Мы проворно поворачивались, мы думали: достаточно изменить способ производства – и сразу изменятся люди. …А – нисколько не изменились. Человек есть биологический тип! Его изменяют тысячелетия!» (А.И. Солженицын. Раковый корпус) Раскройте ваше отношение к данному суждению о природе человека. 21. «Русский человек любит вспоминать, но не любит жить» (А.П. Чехов. Степь). Как вы понимаете эти слова?
Оглавление
Введение............................................................................................. 3 Планы практических занятий........................................................... 4 Темы рефератов................................................................................. 40 Тесты для самоконтроля................................................................... 42 Примерный список вопросов к экзамену......................................... 50 Задания для размышления................................................................ 52
Редактор Н.С. Менькина Компьютерная верстка: Т.С. Камыгина Лицензия А № 165724 от 11.04.06 г. Подписано к печати 16.06.11 г. Тир. 25. Уч.-изд. л. 3. Формат 60 ´ 84 1/16. Усл. п.л. 4. Гарнитура Таймс. Зак.
ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» 162600 г. Череповец, пр. Луначарского, 5.
|