Студопедия — Философия о сущности, структуре, возможностях и границах научного познания.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия о сущности, структуре, возможностях и границах научного познания.






 

Проблема теории познания возникла вместе с формированием философского знания, однако на различных этапах его развития понималась по-разному. Гносеологические проблемы так или иначе решались как отдельными философами, так и различными философскими школами. При этом одни философы рассматривали гносеологию как абсолютно самостоятельную часть философии, совершенно не связанную с такими её сторонами, как онтология (учение о бытии), и логика (учение о мышлении), другие вообще сводили всю философию, философскую проблематику к учению о познании, третьи же, наоборот, «растворяли» гносеологию в онтологии и логике, отказывая ей в праве на относительную самостоятельность.

В развитии теории познания можно выделить ряд этапов её формирования.

В эпоху античности закладываются основы теории познания, которая представляла собой исследование условий получения истинного знания. В античном мире на раннем этапе развития философии, мыслители уделяли основ­ное внимание проблеме бытия: Что есть мир? (Милетская школа, Гераклит, Платон).

Скоро попытки ответить на этот вопрос привели к другому во­просу: Что такое наше знание? Уже у Демокрита есть много по­ложений, относящихся к проблеме познания: проблема знания и мнения.

Практически в античном мире проблемы онтологии и гносеологии тесно связаны и рассматриваются едино. Лить у Аристотеля есть четкое различие этих проблем.

В Новое время происходит обособление онтологии и гносеологии. В философии ХVII -XVIII в.в. в теории познания центральной проблемой стала проблема выявления и определения абсолютно достоверного знания, которое было бы одновременно и исходным началом, и предельным основанием всей суммы знаний. Обсуждение данной проблемы и выбор разных путей её решения обусловило формирование двух философских направлений – эмпиризма и рационализма. В этот период происходит обособление учения о бытии и о познании. Английский и французский материализм ХVII -XVIII в.в. главным образом рассматривал вопросы онтологии и лишь попутно вопросы познания.

В философии И. Канта теория познания «очищается» от всякого допущения реальности, как онтологических, так и психологических.

Значительное место в философии объективного идеализма занимает проблема познания мира. В учении Гегеля познание впервые в истории философии исследуется в связи с развитием форм практической и познавательной деятельности человеческого общества, в его культурно – историческом контексте. Гегель утверждал, что человек способен познать мир, т.к. его сознание и сам этот мир - есть инобытие «абсолютной идеи». По Гегелю, субъект и объект, по существу, тождественны друг другу, так как в основе действительности лежит саморазвитие абсолютного духа, который является абсолютным субъектом, имеющим в качестве объекта самого себя.

Однако в истории философской мысли были и есть учения, подвергающие отрицанию (сомнению) принципиальную познаваемость природной или социальной реальности. Эти учения можно, несмотря на некоторое их различие, характеризовать как скептицизм и агностицизм.

Источники агностицизма просматриваются уже в античном скептицизме Пиррона (IV – III вв. до н.э.) и Энесидема (I в. до н.э.), Секста – Эмпирика (II – III вв.). В их работах выражено сомнение в возможности точных знаний. Однако следует различать скептицизм как философскую концепцию, которая явилась предшественницей агностицизма, и скептицизм как метод познания. Если ученый не способен критически проанализировать взгляды своих предшественников, проявить по отношению к ним здравый скептицизм, то он не сможет сказать новое слово в науке.

Позиция философского агностицизма впервые последовательно была выражена английским философом Д. Юмом. Если Дж. Беркли отрицал существование объективного мира, материи, то Д. Юм вообще снимал этот вопрос, утверждая, что человеческий разум принципиально не способен выйти за пределы субъективных ощущений. Следовательно, неправомерно ни утверждать, ни отрицать существование материи.

Агностицизм также нашел выражение в дуалистической философии И. Канта. Признавая существование объективного мира, Кант отрицал возможность познания его действительной сущности. Тем самым объективная реальность – источник знаний – превращалась в мир «вещей в себе», недоступных познанию, которое якобы способно воспринимать лишь поверхностные связи и отношения («явления»).

Современный агностицизм использует трудности научного знания, неразрешенные еще наукой проблемы, что рассматривается им как неспособность человеческого разума познавать объективные процессы действительности.

Казалось бы, абсурдность, несостоятельность агностицизма очевидна. Но тогда почему он живуч, почему он существует по сей день? Ответ на этот вопрос заключен в гносеологических предпосылках агностицизма. Дело в том, что познание – это сложный и противоречивый процесс. Неполное совпадение сущности и явления в самой действительности, известная ограниченность и ошибки чувственного восприятия, неисчерпаемость объекта, историческая ограниченность и неполнота человеческих знаний, методологическая позиция субъекта – все это выступает благоприятными условиями для выводов в духе агностицизма.

Проблемы теории познания занимают значительное место во взглядах представителей диалектичес­кого материализма. Марксистская философия материалистически решает основной вопрос философии и исходит из положения о том, что мир познаваем.

Диалектико – материалистическая теория познания исходит из последовательно материалистического решения основного вопроса философии, т. е. рассматривает познаваемый материальный мир, объективную реальность как существующую вне и независимо от сознания. Её представители исходят из того, что мир познаваем, и решительно отвергают утверждение о его непознаваемости, т. е. агностицизм.

ОСНОВА И СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ.

Исследуя познание мира, диалектика исходит из теории отражения.

Познание - есть творческий, активный, диалектический процесс от­ражения объективной действительности в сознании человека, процесс духовного освоения действительности.

Познание – это процесс получения и накопления людьми знаний об окружающем мире, о природных и социальных условиях их жизни, о самом человеке как таковом. Оно является одним из основополагающих отношений человека к миру, в рамках которого осуществляется его познавательная деятельность.

Главной целью познавательной деятельности человека является приобретение знаний. Знание – высшая форма отражения, важное средство преобразования действительности.

Еще Аристотель писал: «Все люди стремятся к знанию. Доказательство тому – влечение к чувственным восприятиям: ведь независимо от того, есть от них польза или нет, их ценят ради них самих, и больше всех зрительные восприятия. Зрение больше всех других чувств содействует нашему познанию и обнаруживает много различий в вещах».

А Локк говорил: «Указать путь, каким мы приходим ко всякому знанию, достаточно для доказательства того, что оно неврожденное».

Целью познания является не всякого ирода знания, а только то, что соответствует реальности, действительности. Такое знание называется объективным, так как его содержание обусловлено не особенностями субъекта, а самой действительностью, реальностью. Такое знание носит интерсубъективный и необходимый характер.

В качестве предпосылок познавательного процесса необходимы: субъект и объект познания, а также взаимодействие между ними (познавательное отношение).

Субъект познания - это общественный человек, или общество в целом.

Субъект с присущим ему сознанием является порождением материи. Субъект познания выступает в двух ипостасях.

Во – первых, в роли познающего субъекта выступает сам человек, наделенный разумом и располагающий целым рядом познавательных возможностей, средств и методов. Индивид, изолированный от общества, не овладевший накоплен­ными знаниями, языком, опытом других людей, не занявший определенную социальную позицию по отношению к действительности, не может быть субъектом познания.

Это положение имеет важное значение, так как позволяет понять процесс познания как выросший из общественной практики и развивающийся на её основе. В этом случае становятся ясными и понятными цели познания, отношение субъекта познания к объекту.

В метафизическом материализме субъектом познания выступал абстрактный человек вне его социального содержания и исторического развития, вне его преобразующей общественно – практической деятельности. Такой субъект мог лишь пассивно отражать окружающий мир. Диалектический материализм исходит из того, что субъект познания – это не просто человек как биологическая особь, а общественный, социально сформированный человек. Такой подход позволяет нам понять процесс познания как высшую форму отражения действительности – не физическое копирование её, а воспроизведение в идеальных образах. Осознанный идеальный образ становится формой (планом) деятельности человека. При этом, как и во всяком отражении, содержание образа объективно, а его форма зависит от познающего субъекта.

Во – вторых, познающим субъектом является и общество, которое в процессе своего исторического развития достигло высокого уровня материальной и духовной культуры, являющейся в определенном смысле результатом познавательной деятельности людей. При этом общество как субъект реализует свои познавательные возможности лишь через познавательную деятельность индивидуальных субъектов.

Объект познания - то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания.

Следует отметить, что объект познания отличается от объективной реальности. Последняя шире, так как существуют такие материальные системы, которые еще не стали объектами познания (потому что наука о них не знает ничего).

Объект познания – это не мир вообще, а только отдельный фрагмент его бытия, с которым непосредственно взаимодействует человек в процессе своей познавательной деятельности. В материалистической диалектике конечным источником знаний считается материя.

Выделяют первичный и вторичный объекты познания.

Первичный объект познания - это материя, объективная реальность в её конкретных видах и проявлениях. Такими объектами применительно к военному делу выступают боевая техника, оружие, личный состав и др. В физической культуре и спорте – спортивные сооружения, спортивные снаряды, климатические условия, в которых проходят соревнования и др.

Вторичный объект познания это внутренний мир человека, духовные процессы, само познание и формы, в которых оно выра­жается. В военном деле это – моральное состояние войск, уровень психологической устойчивости личного состава, модели боевых действий и т. д. В физической культуре и спорте – волевые характеристики спортсменов, программы тренировок спортсменов и др.

 

Субъект и объект познания являются парными категориями, они выражают единство противоположностей. Разрешение постоянно возникающих противоречий между субъектом и объектом происходит посредством практического изменения познаваемого объекта, посредством его подчинения субъекту. Но в ходе взаимодействия меняются цели субъекта, которые определяют его волю, и противоречие воспроизводится вновь.

 

Социальное познание, по определению Д.И. Грядового – это всегда ценностно – смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия, ибо последнее – всегда осмысленное бытие.

Ценностные моменты входят в процесс социального исследования и сказываются на содержании получаемых в этом процессе знаний.

Предметом социального познания выступает «мир человека», а не «мир природы»; общество в его целостности (от различных форм социальной организации до отдельной личности); человек в системе социального знания и т.п.

Целью социального познания является исследование всех форм жизнедеятельности общества; понимание места и роли человека в обществе; постижение внутреннего мира личности и т.п.

Задачей социального познания является постижение общих закономерностей и движущих сил исторического процесса; выяснение системной основы общества и его структурно – функциональных связей; понимание человека, чужого «Я» не просто как объекта, а как другого «Я», субъективно – деятельное начало и т.п.

Социальное познание в гораздо большей степени, чем естественно – научное познание, опосредовано познающим субъектом:

- субъект социального познания (философ, экономист, историк и др.) всегда детерминирован определенной мировоззренчески ценностной установкой, что несомненно определяет характер конечного результата исследования – знания;

- взаимосвязь объекта и субъекта социального познания носит сложный, очень опосредованный характер; это обусловлено тем, что объектом в данном случае выступает «мир человека», а субъектом познания – человек, т.е. складываются субъект – субъектные отношения, познание которых представляет собой опосредованное взаимодействие одного субъекта с другим;

- субъект социального познания изучает предмет исследования зачастую не непосредственно, а опосредованно, т.е. путем изучения философской, экономической, исторической и другой литературы, в которой всегда присутствует субъективный момент (авторская точка зрения).

Обязательное условие процесса познания объективной действительности является взаимодействие между объек­том и субъектом познания. Взаимодействуя с объектом, субъект познания изменяет его и изменяется сам. В этом процессе обнаруживается, что знание субъекта об объекте не отражает объект во всей полноте его свойств, вследствие чего субъект должен изменить способы своей практической деятельности, уточнить и углубить знание.

Взаимодействие субъекта и объекта в структуре человеческой практики характеризуется диалектикой цели, средства и результата деятельности. Цель – это намеченный сознанием, идеально предвосхищенный результат деятельности, «идеальный, внутренне побуждающий мотив производства…», как говорил К. Маркс.

Необходимым условием адекватного познания, объективности знания становится осмысление роли субъекта в процессе познания, в процессе производства знаний.

Активной стороной в этом процессе выступает субъект. Субъект – это источник целенаправленной активности, носитель предметно – практической деятельности, оценки и познания. Он определяет объекты познания, воздействует на них. Субъект выдвигает цели познания, ставит задачи, строит планы, отделяет существенное от несущественного. Активность субъекта в познании направлена на созидание и оперирование предметами – посредниками. Человек для использования в процессе приобретения знаний конструирует различные приборы, машины, инструменты, создает научные теории, знаковые системы (искусственные языки), символы и др. При помощи всего этого предметы и явления действительности постигаются глубже; и чем глубже постигается познаваемый объект или явление, чем более объективный характер носит знание, тем выше и степень самосознания, т.е. осознания субъектом своего места в объективной структуре реальности.

Но и объект, в свою очередь, действует на субъект, оставляя следы в структурах нервной системы и мозга человека (образы). Объект в познании определяет метод познания самого себя, ориентирует направление мыслительной деятельности познающего субъекта. Это коридор, путь движения нашей мысли к истине.

ДИАЛЕКТИКА ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ.

Познание – это сложный диалектически противоречивый процесс духовного освоения действительности. Оно осуществляется в формах чувственного и рационального (логического) отражения.

Этот процесс кратко выражен В.И.Лениным в положении: " От живого созерца­ния к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический процесс познания истины, познания объективной реаль­ности".

Многовековой опыт человеческой практики и науки показывает, что познание начинается с живого созерцания. Движение познания от чувственного созерцания к абстрактному мышлению - есть важнейший закон познания.

В философии выделяют две стороны процесса познания:

а) чувственная сторона

б) рациональная (логическая) сторона.

Чувственное познание – это непосредственное взаимодействие субъекта и объекта, отражение предметов и процессов с помощью органов чувств. Оно характеризуется непосредственным воспроизведением отражаемого объекта, наглядностью и преемственностью идеальных образов. Формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления. Они рождаются не при одностороннем воздействии среды на органы чувств, а в процессе практики, в процессе очеловечивания природы, общества и в воздействии этих структур на человека, его личность.

Познание окружающей среды на этом первом этапе осуществляется при помощи органов чувств, нервной системы, мозга. Благодаря их функционированию возникает ощущение, восприятие материальных объектов.

Ощущение - субъективный образ, отражающий отдельные стороны или свойства объекта.

Ощущения дают субъективно – идеальный образ предмета, поскольку происходит отражение, преломление воздействия через призму сознания познающего человека.

Ощущение зависит от пространственного отношения субъекта и предмета, а также от состояния органов чувств и организма субъекта в целом.

Особенностью ощущений человека является их социальная сторона. Поэтому рассматривая природу ощущения, необходимо исходить не только из биологической эволюции, но и из того, что человеческие ощущения – это продукт общественного развития.

Ощущение – отражение в сознании человека отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. При помощи органов чувств мы ощущаем предметы и явления объ­ективного мира. Мы познаем их свойства и признаки, устанавливаем сходство и различие между ними. При помощи зрения мы воспринимаем цвет, форму, величину. Осязание позволяет нам: познать такие свойства предметов, как твердость, упругость, гладкость, шороховатость. С помощью слуха мы воспринимаем речь, музыку, звуки. Обоняние дает возможность нам чувствовать запахи. С помощью вкусовых ощущений мы узнаем качества съеденных про­дуктов (соленое, кислое, сладкое).

Ощущения служат необходимой основой для восприятия.

Восприятие - это целостный чувственный образ предмета (явления), возникающий в результате непосредственного воздей­ствия объективного мира на органы чувств.

Восприятие, в отличие от ощущения, отражает целостный образ. Объективной основой восприятия выступает целостность самого объекта. Но образование восприятия зависит и от субъекта, и от его опыта. Говорить раздельно об ощущениях и восприятиях можно лишь условно. В действительности же ощущения и восприятия не существуют порознь, вне друг с другом. В основе единства восприятий и ощущений лежит взаимодействие органов активного материально – практического освоения мира. Например, запах цветка приводит к восприятию целостного образа благодаря наличию опыта, добытого в повседневной практике. Уже на этом примере отчетливо просматривается, что у человека под влиянием ощущений начинает функционировать аппарат абстрагирования. Именно поэтому человек способен не только связать ощущения в единый образ, но и воссоздать восприятие даже тогда, когда чувственный контакт с объектом полностью отсутствует.

Более сложной формой чувственного познания является представ­ление.

Представление - это образы предметов и явлений, которые в данное

время не воспринимаются нами.

Представление, как и восприятие, имеет чувственно – конкретный наглядный характер, но для его возникновения не требуется непосредственное влияние предмета на органы чувств. Оно представляет собой воспроизведение образа предмета, воздействовавшего на наши органы чувств в прошлом. В этом процессе огромную роль играет память. Она удерживает целостный образ предметов, и это дает возможность воспроизводить их независимо от непосредственного воздействия предметов на наши ощущения.

Представление может возникать и на основе чужих восприятий: по описаниям, наглядным, изображениям. По сравнению с восприятием, представление является более обо­бщенным образом действительности. Оно служит ступенькой, позволяющей перейти к рациональному познанию.

Говоря о значении чувственного познания, коротко можно сформулировать следующие положения:

- органы чувств связывают человека с внешним миром;

- без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению. Более того, потеря части органов чувств осложняет познание;

- второй этап познания (рациональное познание) не может состояться, если он не базируется на материале данных органов чувств;

- органы чувств дают необходимый минимум первичной информации, переработка и осмысление которой дает научное знание, научную теорию.

В основе рационального познания лежит мышление. Мышление позволяет человеку ответить на сложнейшие вопросы жиз­ни. Мышление представляет собой активный творческий процесс, направленный на решение теоретических и практических задач, на получение новых результатов.

Рациональное познание осуществляется на основе чувственного посредством высших форм мышления. Ощущения и восприятия доставляют мышлению необходимые данные, которые оно «перерабатывает» в более сложные формы познания, отражающие наиболее глубокие свойства и связи вещей. Исходя из того, что содержится в ощущениях и восприятиях, мышление проникает в то, что не дано и не может быть дано в чувственном познании.

Разобраться в проблемах экономического развития страны мы можем лишь опираясь на силу абстракции, на силу нашего разума. Посредством мышления осуществляется обобщенное отражение в соз­нании человека существенных свойств, причинных отношений, зако­номерных связей вещей и явлений.

Посредством мышления образуются понятия и суждения, на основе которых и развивается способность к умозаключению.

Рациональное познание осуществляется в формах: «понятие», «суждение», «умозаключение».

Понятие - это логический образ, отражающий общие, существенные, необходимые свойства предметов и явлений.

Понятия служат исходной формой рационального мышления. Понятие – это умственный концепт, отличающийся обобщенностью и отбором существенного. Это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Вмес­те с тем, понятия выступают и конечным результатом познания: вся теоретическая работа направлена на обогащение или уточнение определенных понятий.

Понятие – это такая форма абстрактного мышления, в которой отражаются существенные и общие признаки предметов. Любая наука оперирует определенными понятиями. В них концентрируются накапливаемые наукой знания.

Понятия не существуют изолированно друг от друга, они связаны между собой. Эта связь представляет собой не механическое фиксирование готовых понятий, а их постоянный переход друг в друга и в свою противоположность.

В процессе познания человек объединяет различные понятия в суждения.

Суждение - мысль, выраженная в форме повествовательного предло­жения, в которой нечто утверждается или отрицается об объекте.

С помощью суждений формулируются научные определения, утверждения, отрицания. Суждение – это форма мышления, в которой человек выражает вещь в её связях и отношениях. Например: в суждении "Человек - это звучит гордо" - выражена социальная сущность человека.

Суждение - это основная форма мышления. Оно выражает истинность или ложность наших высказываний о предмете. В логической форме суждений формируются законы науки. Более высокой формой мышления является умозаключение,

Умозаключение - это форма рассуждение, в ходе которого из одного или

нескольких суждений, выводится новое суждение.

Получаемое в результате умозаключения знание позволяет отразить объект глубже, полнее, вернее. Полученные в результате мыслительной деятельности человека знания, занимают основное место в нашей умственной работе. Эти знания могут характеризовать как прошлое, так и настоящее. Они служат особой формой предвидения будущего. С помощью понятий, суждений и умозаключений выдвигаются и доказываются гипотезы, формулируются законы, строятся научные теории, которые дают обобщенные знания об объективной действительности.

Пример: когда наблюдатель докладывает, что движется колонна танков в количестве 10 штук в направлении от леса к населенному пункту, то он осмысливает эти данные, делает вывод о количественной и качественной характеристике противника, о направлении его движения, о возможных последствиях.

СООТНОШЕНИЕ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ.

Качественные различия чувственного и рационального познания выдвигают вопрос об их взаимосвязи в познавательном процессе. Определение их роли и значения в процессе познания зависело от позиции того или иного философа. В истории философской мысли существует ряд подходов в пони­мании соотношения чувственной и рациональной сторон познания:

1. Сенсуализм

Сенсуализм (от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение) – направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой познания.

Сторонники эмпиризма признавали чувственное познание главным, а иногда единственным источником наших знаний. Все содержание познания выводится из деятельности органов чувств. Только чувства обеспечивают достоверное знание, разум же с его абстракциями вводит человека в заблуждение (Дж. Беркли, Д. Локк, Д. Дидро). Например, Т. Гоббс утверждал, что в разуме нет ничего, чего бы не было в чувствах. И эту мысль в еще более резкой форме повторял Д. Локк.

2. Рационализм

Рационализм (от лат ratio - разум) – философское учение, согласно которому разум является главной формой познания. Предпочтение отдавали разуму (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

Представители рационализма придавали решающее значение познанию разумом, при этом не отрицали значения чувственного познания в качестве механизма связи разума с материальным миром.

3. Интуитивизм

Отрицательно относились к показаниям чувств и к доводам ра­зума. Подлинные знания приносит интуиция, т.е. подсознательное (русские философы Н.О.Лосский, С.А.Франк, Е.Н. Трубецкой, французские неотомисты Э.А. Жильсон, Ж. Маритен, феноменологи Шелер, Н. Гартман). Однако следует учитывать, что интуиция – это не сверхъестественная и сверхразумная способность человека, а особая форма достижения истины путем непосредственного её постижения, исключающая определенную последовательность промежуточных рассуждений, обоснований и доказательств. Интуиция, по мнению А.Д. Иоселиани, строится на глубоких знаниях, богатом опыте и состоит из нескольких этапов:

а). Накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в памяти.

б). Неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций образов и правил.

в). Четкое осознание задачи.

г). Неожиданное для данного человека нахождение решения. Причем часто это решение приходит в самое неожиданное время.

4. Диалектический подход

Диалектика преодолела крайности сенсуализма и рационализма. Она исходит из органического единства и взаимообусловленности чувствен­ной и рациональной сторон познания: без чувственных данных познание умозрительно и бесплодно, без деятельности разума, без опоры на систему логических понятий и методов, чувственное познание будет хаотичным и примитивным.

Научное познание есть процесс, т.е. развивающаяся система знания, которая включает в себя два основных уровня: эмпирический и теоретический.

Вопрос о том, можно ли свести теоретический и эмпирический уровни познания к соотношению чувственного и рационального, тоже не решается однозначно положительно. И как бы такое сведение ни было заманчивым своей простотой и элементарностью, размышляющий читатель, скорее всего склонится в пользу «нельзя». Теоретический уровень нельзя свести только к рациональному способу миропостижения, точно так же, как нельзя свести эмпирический уровень только к чувственному, потому что на обоих уровнях познания присутствуют и мышление, и чувства. Взаимодействие, единство чувственного и рационального имеет место на обоих уровнях познания с различной мерой преобладания. Описание данных восприятия, фиксация результатов наблюдения, т. е. все то, что относится к эмпирическому уровню, нельзя представить как чисто чувственную дея­тельность. Оно нуждается в определенном теоретически нагруженном языке, в конкретных категориях, понятиях и принципах. Получение результатов на теоретическом уровне не есть прерогатива сугубо рациональной сферы. Восприятие чертежей, графиков, схем предполагает чувственную деятельность; особо значимыми оказываются процессы воображения. Поэтому подмена категорий теоретическое — мыслительное (рациональное), эмпирическое — чувственное (сенситивное) неправомерно.

В философии выделяют следующие виды познания:

1. Житейское познание

- основывается прежде всего на наблюдении, смекалке;

- носит эмпирический характер;

- оно сводится к констатации фактов.

2. Научное познание

- предполагает объяснение фактов;

- осмысление всей системы понятий науки;

- отвечает на вопрос не только как, но и почему протекает то
или иное событие;

- процесс научного познания носит творческий характер;

- его задача: познать сущность объекта, постижение истины, установление связей, отношений и закономерностей;

- его осуществляет ученый, член академического сообщества.

Структурными элементами научного познания выступают: фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта; первоначальное концептуальное обобщение фактического материала; проблема и научные предложения (гипотезы), основанные на эмпирическом материале; принципы, категории, законы, теории, картины мира, «строящиеся» на основе научных предложений (гипотез); философские основания; социокультурные ценностные и мировоззренческие основы; идеалы и нормы научного познания; стиль мышления и т.д.

3. Практическое познание

– в отличие от научного познания, его осуществляет инженер, промышленный управляющий;

– цель инженера - создание новой вещи (прибора, устройства) на основе известных научных данных.

4. Художественное познание

– суть его: целостное, а не расчлененное отражение мира, и особенно человека в этом мире;

– оно состоит и строится на образах, а не на понятиях;

– очень важен здесь жизненный опыт человека (познавательный, эмоциональный, этический).

Процесс познания физической культуры и спорта имеет свои особенности, вытекающие из её направленности на самого человека, занимающегося физическими упражнениями, в силу чего субъективные моменты (самочувствие, самооценка, самонаблюдение и т. п.) играет в ней большую роль, чем в других видах деятельности. Например, спорту присущи значительные психические и физические нагрузки, способные искажать восприятие действительности. Следует учитывать и такую особенность физической культуры и спорта, как быстрое протекание тех или иных процессов, из – за чего не только чувственное восприятие, но и мыслительная их обработка не поспевает за ними. Поэтому в спорте большую роль играют интуиция, интуитивное познание.

Особенностью познания физической культуры и спорта является их сложность. Здесь познаются биологические и психические процессы человека в ходе занятий физическими упражнениями, его личностные качества, формируемые как физической культурой и спортом, так и внешней средой. Как общественные явления физическая культура и спорт включены в социальные процессы. Вследствие этого они стали объектом исследования целого ряда наук, и одной из важнейших методологических проблем является согласование, координация научных знаний о них.

 

 

8.2. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ в философии.

Познание представляет собой процесс проникновения субъекта в объект, это – процесс обогащения человека новым знанием, а познавательной целью этого процесса является постижение истины.

Истории философии известны различные подходы к пониманию истины. Одни рассматривают истину как некий «идеальный объект», идею вещи и совершенный прообраз, которому может соответствовать или не соответствовать реальный предмет, явление. Такая истина якобы существует независимо от процесса познания, объективно, но её источником является потусторонний «мир идей», «абсолютный разум», Бог (Платон, Августин, Ф. Аквинский и др.). По Гегелю истина есть диалектический процесс развития абсолютной идеи в форме знания, это – система понятий, суждений, теорий, отражающих её изменение.

Другие говорят о правильности или ложности человеческого знания, но отрицают объективность его содержания. Это – либо наиболее простая взаимосогласованность ощущений (Э. Мах, Р. Авенариус), либо соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм, Б. Рассел). Неопозитивизм понимает истину как согласованность предложений науки с чувственным опытом (Р. Карнап, М. Шлик); прагматизм – как соответствие идей стремлениям личности к достижению успеха (Дж. Дьюи, Ч. Пирс); для экзистенциализма истина – это форма психологического состояния личности (А.Камю, Ж. П. Сартр); согласно конвенциализму дефиниция истины, её содержание носят условный характер, истина – это результат решения, соглашения между учеными (Ж. А. Пуанкаре). Общим для всех этих концепций истины является отрицание объективности её содержания (особенно общественно – исторического знания).

Диалектико – материалистическая теория познания утверждает, что в процессе отражения в сознании человека возникает идеальный образ. Соответствие, совпадение образа с познаваемым объектом есть истина, а несовпадение – заблуждение.

Учение об истине является ядром, стержнем теории познания. Целью познания является постижение истины. Гегель писал: " Истина - это великое слово и великий предмет". Ф. Бэкон отмечал в работе «Великое восстановление наук»: «Истина- дочь времени, а не авторитета».

К определению истины в истории философии существуют различные подходы:

1. Объективный идеализм

Истина - есть некий идеальный образ, идея вещи. Это прообраз, которому может соответствовать или не соответствовать реальный предмет. Эта истина существует объективно. Но её источником является потусторонний «мир идей», «абсолютный разум» (Гегель). Истина не в том, как мы познаем мир, а в том, согласен ли предмет своей идее (т.е. соответствие вещи идее, которую ей бог предопределил).
2. Субъективный идеализм.
Полностью отрицает объективность содержания знаний человека. Истина - есть наши ощущения. Это соответствие ощущений идеям о предметах и явлениях (махизм).
3. Диалектический материализм.

Истина характеризует содержание человеческого знания, его соответствие или несоответствие предмету познания.

Истина - есть правильное отражение действительности в сознании человека.

По своему характеру истина объективна.

Объективность истины означает, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества.

Объективность истины не следует понимать будто бы она как таковая ведет какое – то самостоятельное независимое существование от сознания человека. В объективном мире существуют не истины, а предметы, их свойства и отношения, которые отражаются в истинных, верных ощущениях, восприятиях, представлениях и понятиях. Независимость содержания наших знаний от человека и человечества означает объект







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 1615. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия