ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ.
Категории пространства и времени выступают как предельно общие абстракции, в которых схватывается структурная организация и изменчивость бытия. Э. Гидденс в работе «Устроение общества», рассматривая представления о пространстве и времени, справедливо утверждает, что до настоящего времени их понимание не является окончательным. Так, Э. Сепир указывает на отсутствие в языке племени утка понятия пространства; оно обозначается временем: «они шли до пятого дня». П. Бурдье описывает особое исчисление времени в Кабилии, где год начинается осенью и заканчивается летом. Ночь символизирует время смерти, сопровождающееся некоторыми табу (запрет на купание, соприкосновение с водой, использование зеркал, смазывание волос или прикосновение к пеплу). Утро - это не просто рассвет, но и победа в борьбе дня и ночи. Начало дня связывается с выходом на работу в поле. Пространство и время выступают в качестве всеобщих форм существования материи. История возникновения и развития представлений о пространстве и времени была ареной борьбы различных мнений, где более отчетливо выделялись два направления: материалистическое и идеалистическое. В истории философии существовали различные концепции пространства и времени. Первоначально и пространство, и время осознавались как некая реальность, не зависящая от природы и человека, как вместилища вещества природы, везде одинаковые и остающиеся неизменными. Под абсолютным пространством понималась пустота, в которой располагаются «вещи», т.е. предметы природы. Время понималось как абсолютная, не зависящая ни от каких явлений длительность, также везде одинаковая и протекающая равномерно. Начиная с античности, понятие времени описывается в категориях вечности и длительности. Переживание времени и его оценка древними может быть понята, исходя из греческой мифологии, которая представляет время в виде бога времени Кроноса, порождающего, а затем пожирающего своих детей. Традиционно, начиная с античности, пространство определяется как место, в котором физические события и вещи имеются, происходят, случаются. Так, атомисты ввели понятие «пустого пространства»: есть атомы и пустота, причем атомы можно убрать, а пустота останется. В понимании Аристотеля пространство есть совокупность мест тел, а время - есть «число движений», всегда равномерно текущих. Античные философы Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар рассматривали пространство и время как своеобразные вместилища вещей и событий. Пространство отождествлялось ими с однородной и бесконечной пустотой. Р. Декарт выдвинул идею тождества пространства и времени. Понятие времени, полагал он, есть лишь известный способ, каким мы длительность вечности, как атрибут Бога, мыслим. Время – это число движения: чтобы иметь меру для определения длительности вещи, мы пользуемся длительностью равномерных движений, т.е. движений небесных тел. У И. Ньютона пространство рассматривается как независимое от тел и существующее независимо от них и прежде них. Он ввел понятие абсолютного пространства и абсолютного времени, понимая под этим объективное бытие, существующее независимо от материи и друг от друга. И. Ньютон рассматривал пространство и время как нечто самостоятельно существующее наряду с материей, как ее пустые вместилища. Пространство – чистая протяженность. Время – однородная для всей Вселенной, чистая длительность. В пространство и время как бы «погружены», «помещены» материальные объекты. Пространство - есть пустота, «вместилище» тел, оно неподвижно, непрерывно, бесконечно, однородно во всех точках. Пространство абсолютно проницаемо для материи и не воздействует на нее. Время - есть чистая длительность, «пустое вместилище» событий, оно независимое от материи, равномерно текущее от прошлого к будущему. Это абсолютное, не связанное с материей, самостоятельное начало. Показательно, что Г. Лейбниц, современник И. Ньютона, не соглашался с подобной трактовкой пространства и утверждал, что пространство не существует само по себе, отдельно от тел, понятие пространства выражает лишь рядоположенность физических объектов и есть только отношение и порядок существования как действительных, так и возможных явлений и вещей. Субъективные идеалисты Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах и др. отрицают реальность существования пространства и времени, утверждая, что они являются плодами наших переживаний, сменой ощущений. У И. Канта пространство и время - это формы упорядочивания наших ощущений, они представляют собой априорные формы, которые существуют в нашем сознании до опыта. В «Пролегоменах» он писал: «… Пространство и время… суть только формы нашей чувствительности, предшествующие всякому эмпирическому созерцанию, т.е. восприятию действительных предметов». Объективные идеалисты пространство и время представляют как объективные формы идеалистически трактуемого ими бытия. У Г.В.Ф. Гегеля пространство и время – есть форма проявления абсолютной вечности, порождение «абсолютной идеи». Согласно диалектико-материалистической концепции, материя как объективная реальность существует только в движении, которое осуществляется в пространстве и во времени. Диалектический материализм утверждает объективный характер пространства и времени. Пространство и время – не особые субстанциональные сущности, а выступают наиболее общими формами существования материи. Пространство выражает сосуществование объектов. Время - последовательность их состояний. Ф. Энгельс, В.И. Ленин рассматривали время как форму бытия материи, выражающую длительность и последовательность изменений. Большинство представлений о времени можно свести к двум основным концепциям: субстанциональной и реляционной. Первая рассматривает время как длительность, вторая – как особого рода отношения между объектами и процессами. Пространство - это такая форма бытия материи, которая выражает ее протяженность и упорядоченность (отношения структурной координации: ближе - дальше, больше - меньше). Пространство - трехмерно, однородно (равноправие всех его точек), изотропно (равноправие всех его направлений). Современные представления пространства определяются теорией относительности А. Эйнштейна, где пространство нашей Вселенной четырехмерно, поскольку включает в себя время как мнимую пространственную координату. Его характеристики зависят от массы, определяющей кривизну пространства. Время - это форма бытия материи, характеризующая длительность существования объектов и последовательность смены состояний (отношения исторической координации: раньше - позже, быстрее - медленнее). Время - форма протекания всех механических, органических, психических и социальных процессов, условие возможности движения, изменения, развития. Это форма возникновения, становления, течения, разрушения в мире, а также самого времени вместе с тем, что к нему относится. В современной науке время характеризуется в категориях длительности, вечности, мгновения (квант времени). Длительность есть постоянный переход от одного мгновения к другому, она имеет начало и конец. Парадокс времени состоит в том, что его длительность состоит из мгновений, не имеющих длительности (подобно точке пространства). Вечность есть постоянное пребывание в настоящем. Время одномерно, однородно (равноправие всех моментов времени), однонаправлено, необратимо. Синергетика объясняет необратимость времени тем, что любое событие протекает под влиянием внутренних и внешних, т.е. случайных по отношению к нему, факторов. «Вернуться в прошлое» невозможно, поскольку такой возврат требует воспроизведения всех сопутствующих возникновению события бесчисленных случайностей. Общими свойствами пространства и времени выступают: 1. Объективность пространства и времени; 2. Противоречивость пространства и времени, их взаимосвязь и взаимообусловленность: пространство и время - абсолютны, т.к. абсолютна сама материя как носитель данного атрибута; пространство и время - относительны, т.к. их характеристика зависит от конкретных видов материи, конкретных форм ее движения. Итак, пространство и время - есть диалектическое единство прерывного и непрерывного, конечного и бесконечного. 3. Неразрывная взаимосвязь пространства и времени в единой системе существования материи. Сейчас говорят о пространственно-временной форме существования материи. Эта взаимосвязь подтверждается и открытиями в современной физике. В частности, в теории относительности А. Эйнштейна практически подтверждено, что длительность событий является не абсолютной, а относительной. Она зависит от скорости движения материальных объектов. То есть, специальная теория относительности отвергла утверждение о том, что пространство и время существуют как абсолютные, независимые от материи реальности. И. Ньютон считал пространство и время вместилищами, «футлярами» материальных тел и событий, а теория относительности доказала: если из такого футляра вынести материальные объекты, то исчезнет и сам «футляр», т.е. пространство и время как таковые.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ.
Три основные сферы материального мира – неживая природа, живая природа, общество - характеризуются специфическими пространственно-временными структурами. В неживой природе существуют особенности «пространства - времени» на уровне мега-, макро-, микромиров. В масштабах галактик и Метагалактики существенную роль играет кривизна «пространства - времени». Характер кривизны Метагалактики зависит от средней плотности в ней вещества и полей. Если эта плотность больше критической, то пространство будет замкнутым, а время будет иметь несколько особых точек, где Метагалактика будет сжиматься до сверхплотного состояния, когда ее размеры могут быть меньше элементарных частиц. Наличие нескольких таких точек говорит о том, что Метагалактика пульсирует. Если же плотность меньше критической, то Вселенная является незамкнутой, имеющей только одну особенную временную точку, в которой произошел большой взрыв, а затем пошло неограниченное расширение Вселенной. В 1929 г. Э. Хаббл открыл эффект разбегания галактик. Тем самым было получено экспериментальное подтверждение модели расширяющейся Вселенной А.А. Фридмана. Это послужило основанием утверждения положения о том, что для нашей Метагалактики характерны, скорее всего, разомкнутость и неограниченное расширение. СУБЪЕКТИВНОЕ И ОБЪЕКТИВНОЕ ВРЕМЯ. Живой природе присуще биологическое «пространство - время». Организм запускает реакции, обеспечивающие приспособление к будущим событиям, и как бы опережает время. Спрессовывая прошлое в своей внутренней пространственно-временной организации, он живет и настоящим и будущим одновременно. Существует объективное время, измеряемое отрезками пути небесных тел, и субъективное время, основанное на осознании времени. Субъективное время зависит от содержания переживаний и является главным образом возможностью жизнедеятельности человека - практической или духовной. Субъективное время предполагает осознание и переживание своей жизни как процесса, в который ввергнут человек, и ресурса, который он использует по собственному усмотрению. Данную особенность времени довольно точно характеризует А. Шпенглер, подчеркивая, что, кроме логики пространства, существует еще органическая необходимость судьбы - логика времени. Индивидуально-личностное переживание времени выражается в понятиях, показывающих наличие или отсутствие времени для той или иной деятельности. Модусы времени могут выражаться в понятиях: «завтра», «когда-нибудь», «теперь», «в данный момент», «еще рано», «уже поздно» и т.д., но это лишь одна сторона субъективного времени. Субъективное время имеет различную длительность, несопоставимую с физическим временем: например, ожидание чего-либо длится дольше, чем приятное времяпрепровождение в кругу друзей. Боль - нескончаемо долго длится, хотя объективно - измеряется минутами. С увеличением возраста человека появляющиеся возможности оставляют все меньше времени для действия, ибо человек даже привычные операции выполняет все медленнее, груз прошлых воспоминаний заслоняет от него значимость сегодняшнего времени, а перспектива будущего страшит. В переживаниях человека время не имеет модуса прошлого и будущего: он переживает свое прошлое как актуальное настоящее, радуется счастливым минутам, бывшим в его прошлом, оплакивает свои утраты. Мысленно рисуя картины будущей жизни, он также печалится или радуется по поводу событий будущего, как если бы они совершались сейчас, у него на глазах. Субъективно обусловленным является выбор модуса времени, в соответствии с которым индивид строит свою жизнь. Так, в молодости человек ориентирован на будущее, в старости он живет воспоминаниями о прошлом. Есть люди, которые живут настоящим, не задумываясь ни о будущем, ни о прошлом: они безвольно и неосмысленно плывут в потоке времени. Человек властен над своим будущим, и от него самого во многом зависит, какую жизнь он проживет. Существуют люди, ориентированные на будущее, как на то время, которое само, без их усилий принесет им удачу, они живут в пассивном ожидании «лучшего будущего» и проживают жизнь, так и не дождавшись его наступления. Избирательность в отношении модуса времени может быть и социально обусловлена. Например, несколько поколений советских людей должны были жертвовать свою жизнь во имя «светлого будущего всего человечества». А сегодня самые различные политики вновь актуализируют идею будущего, и в то же время апеллируют к истории нашей страны, к ее победам и достижениям как к доказательству ее величия, вытесняя мысль о необходимости улучшения настоящего времени, которое все мы сегодня проживаем. Каждый человек располагает собственным ресурсом времени, однако, отношение к использованию этого ресурса у разных индивидов неодинаковое. У одних - чрезвычайно плотный график времени, они успевают сделать очень многое в относительно короткий промежуток, другие - ищут способ как «убить время», откладывают неотложные дела «на потом», или вообще отказываются делать что-либо больше некоторого минимума. Следует подчеркнуть, что ресурс времени в значительной мере зависит от возраста человека. Так, психологи констатируют, что самый активный творческий возраст у мужчин - от 18 до 35-40, у женщин активный творческий возраст продолжается и даже активизируется и после 40-45 лет. Поэтому достойно сожаления, что молодые люди бездумно растрачивают огромный ресурс времени, не понимая, что «годы удачи жизнь озарят». Социологи определили, что специалист, получивший высшее образование и после окончания вуза не пополняющий свои знания, утрачивает их со скоростью 10% в год, а «троечник» потеряет свою профессию еще раньше. Время человеческой жизни протекает циклически, подчиняясь определенным биологическим ритмам. Социальное время постоянно «уплотняется», происходит гигантское ускорение жизни, не совпадающее с биологическими ритмами человека, он не «поспевает» за ускоряющимся ритмом жизни социума, что особенно ощутимо в пространстве больших городов. Например, москвичи тратят на поездку на работу и возвращение домой в среднем 3 часа в день, так что только на транспорт люди тратят 90 рабочих дней в году! Человек - существо телесное, существо живое и существо социальное, обладающее разумом и целым комплексом духовно-психических качеств. Время накладывает свою печать на его телесную организацию, постепенно, подобно древнему богу Кроносу, пожирает его жизнь, и человек осознает и переживает свою временность. Не случайно в современной философии уделяется значительное место характеристике психологического переживания человеком времени. Так, в экзистенциализме констатируется качественное различие физического, исторического и экзистенциального времени: Физическое время бесконечно, количественно и равнодушно к протекающим в нем процессам. Историческое время - ситуация, куда «заброшен» человек помимо его воли и которую он воспринимает как судьбу. Экзистенциальное время конечно и качественно. Это время бытия человека, оно неповторимо и переживается человеком как признак конечности и незащищенности своего «Я». У истоков современных трактовок социального времени стоит французский философ-идеалист, представитель интуитивизма и философии жизни Анри Бергсон (1859 - 1941). Время или длительность, по А. Бергсону, есть сущность жизни, атрибутами которой являются неделимость и непрерывность, творческое развитие и становление нового. Жизнь непостижима, как непостижимо и время, оно есть жизнь души, которая образует высший род бытия. Суть длительности - во взаимном проникновении фактов сознания. Реальное время-длительность противоположно условному времени, которое конструируется обыденным сознанием и наукой в практических целях. Немецкий философ, историк и литературовед В. Дильтей ( 1833 - 1911) интерпретирует время или временность как первое определение жизни. Он считает, что и жизнь, и время имеют общие признаки: одновременность, последовательность, временные интервалы, длительность, изменения. Он различает абстрактное время естественных наук (количественное, но не качественное) и историческое время гуманитарных наук. Только исторически живое время качественно. Подлинное время есть «неутомимое движение настоящего, в котором настоящее становится прошлым, а будущее - настоящим». Если настоящее наполнено переживанием, то в прошедшем и будущем доминируют воспоминания и надежды. Только настоящее реально, а течение времени меняет содержание переживаний, так что каждая частица времени имеет различный характер. «Изменчивость присуща как объектам, которые мы конструируем в познании природы, так и жизни, осознающей себя в собственных определениях. Но только в жизни настоящее охватывает представление о прошлом, присутствующее в воспоминании, и представление о будущем, данное в фантазии, которая осуществляет свои возможности, и в активности, которая ставит перед собой цели при этих возможностях. Итак, настоящее наполнено прошлым и несет в себе будущее». Немецкий философ, основатель феноменологии Э. Гуссерль (1859 - 1938) рассматривает временные отношения, связанные с длительностью, в качестве неотделимых от «схватывания, присущего внутреннему опыту времени». Он утверждает, что время может быть понято только из анализа сознания. Физическое или космическое время не есть изначальный феномен, оно производно от феноменологического времени как единой формы всех переживаний в одном потоке переживаний. Что же касается дат, то календарное время является внешним по отношению к событиям. Согласно Э. Гуссерлю, внутреннее сознание времени, будучи изначальным, имеет свои априорные формы, которые упорядочивают его схватывание. В рассмотрении времени как потока событий философы отдавали приоритет либо настоящему, либо будущему. Например, Аврелий Августин утверждал, что ни будущего, ни настоящего времени нет, существует только настоящее как переживание человека. Что же касается вечности времени, то вечность не является сотворенной, она, в отличие от времени, не сотворена Богом и является принадлежностью Бога. Противопоставляя время и вечность, А. Августин утверждает, что время существует лишь потому, что стремится исчезнуть. В вечном же господствует настоящее, вечность неизменна. Но время все же причастно вечности, поскольку оно имеет модус настоящего, а не только прошедшего и будущего. В своей «Исповеди» А. Августин пишет: «Все прошедшее наше было некогда будущим, все будущее зависит от прошедшего; но все прошедшее и все будущее творится из настоящего, вечно сущего, для которого нет ни прошедшего, ни будущего; и это-то мы и называем вечностью. Но кто в состоянии понять эту неизменно пребывающую в настоящем вечность, которая, не зная ни прошедшего, ни будущего, творит из своего «теперь» и прошедшее, и будущее?» В отличие от А. Августина, М. Хайдеггер отдает приоритет будущему. В работе «Бытие и Время» М. Хайдеггер выражает мысль о том, что бескрайняя целостность умения - быть - вступает в противоречие с конечностью горизонта смерти. Временность бытия может быть понята только через будущее, которое заслонено горизонтом смерти. М. Хайдеггер также убежден, что бытие есть время, т.е. он трактует время реалистически: времени нет ни в объекте, ни в субъекте, ни внутри, ни вовне, оно «есть» раньше любой субъективности и объективности, ибо оно есть условие всякой возможности. Однако он не согласен с представлением времени как бесконечного в обе стороны горизонта. Главная характеристика времени - конечность. Открытое по отношению к своей конечности человеческое существо, благодаря своей направленности к смерти, выходит за свои пределы, экзистирует. Временность как конечность человеческого существования составляет основу его историчности, в которой имеет свой базис фактическая, т.е. эмпирическая история. Современный философ-религиовед В.Б. Устьянцев характеризует дихотомию жизни и смерти как уровни ценностного бытия человека. Точкой отсчета является жизнь как абсолютная ценность. Но какая жизнь? Существенное место в ценностной структуре человека занимают модусы времени, раскрывающие подвижную диалектику бытия и существования, подлинной и не подлинной жизни. Прошлое, настоящее и будущее, раскрывающие подвижное отношение бытия и небытия, «открывают для человека темпоральные характеристики смысла жизни». Ценность человеческой жизни раскрывается в способности ее противостояния небытию и смерти. СОЦИАЛЬНОЕ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ.
Открытие исторического времени принадлежит христианству, которое рассматривает историю, развертывающуюся от сотворения мира и грехопадения Адама до воссоединения человека с Богом. В дальнейшем происходило постепенное «обмирщение» исторического времени. В современной философии происходит размежевание понятий индивидуально-личностного переживания времени и социального и культурно-исторического времени. Между историческим и субъективным временем есть существенные различия: историческое время занимает промежуточное положение между субъективным и объективным временем. Субъективное время исторически обусловлено, как обусловлены исторически и социально действия и переживания человека. При этом историческое время стремится к установлению временных интервалов, сопоставимых с физическим временем. Другое дело, что историку не всегда удается переживать историческое время, и ощущает его иначе, чем современники исторических событий прошедшего времени. К тому же историческое время рассеивается на множество времен, шкала которых соответствует шкале рассматриваемых сущностей, так что одни события по времени эквиваленты эпохе, другие - столетиям, третьи - годам, четвертые - часам и минутам. Социальное время циклично. Его цикличность обусловлена циклами хозяйственной деятельности, смены власти, повторяющимися праздниками и ритуалами, циклической сменой времен года и т. д. Ритм социального времени различен в различные периоды истории. В истории человечества существовали цивилизации традиционного типа, которые циклически воспроизводили свою жизнедеятельность, оставляя ее практически неизменной в течение тысячелетий. Традиционной цивилизацией принято называть общество, для которого характерна высокая степень зависимости от природных условий бытия, а также жесткая связь индивида со своей социальной группой. Так, например, аграрно-ремесленная цивилизация представляет собой эпоху в развитии общества, для которой характерны: полная зависимость человека от природы; преобладание традиционного типа общества; использование примитивной технологии; мифологическое и религиозное сознание; монополия церковной власти. Индивидуально неповторимой является последовательность временных изменений, поскольку единого времени для всех цивилизаций и народов не существует, а ритм социального времени в целом неравномерен, что позволяет говорить об ускорении социально-экономического и культурного развития человечества. Социальное время отмечено периодами, т.е. относительно законченными промежутками исторического времени, отмеченными социально значимыми событиями и особенностями (период застоя, период войны, послевоенный период и т.п.). Длительность как характеристика времени опирается на убеждение, что все имеет начало и конец. Французский философ П. Рикер (1913 - 2005) утверждает, что опыт присутствия во времени, опыт начала неопровержим: «Без него мы не поняли бы, что значит продолжаться, длиться, оставаться, прекращаться. Ведь всегда нечто начинается и прекращается». Итак, историческое время характеризуется длительностью и непрерывностью. Но ещеБ.Спиноза говорил о длительности существования индивида как о «продолжении существования». Длительность и непрерывность обусловливают «временность» времени, так как три временных момента смещаются к настоящему. Общеизвестно утверждение А. Августинао том, что из трех модусов времени - настоящего, прошедшего и будущего реально только настоящее, поскольку прошедшее - это память, т.е. настоящее прошедшего; будущее - ожидание, т.е. настоящее будущего; и настоящее настоящего - его непосредственное созерцание. Для Х.Г. Гадамера история есть смыслосозидающая и смыслополагающая реальность. История - это не временность сознания, ибо само бытие есть время, и историческое бытие может быть понято в контексте времени и временности. А оно ориентирует не на вечное, а на будущее, т.е. на то, чего нет. Онтологическая герменевтика рассматривает историческое состояние как непреодолимый способ бытия. Будущее включено в постижение исторического прошлого. Прошлое в природном процессе преодолено и мертво, но историческое событие продолжает жить в настоящем. Масштабы, уровни, шкалы времени: здесь речь идет об отношениях, измеряемых в веках - для большей длительности, в десятилетиях - для той или иной исторической ситуации, а для датированных событий счет идет на часы. Единая хронология размечает даты, указываемые по календарному времени. Масштаб исторического рассмотрения зависит от задачи исследователя: при макроисторическом исследовании масштабы исчисления периодов - наибольшие, а при микроисторическом - наименьшие. Однако соизмеримость масштабов в историческом исследовании отсутствует. Социальное пространство и время не сводятся ни к «пространству - времени» неживой природы, ни к биологическому пространству и времени. Общественное развитие имеет свою пространственную архитектонику (закономерности строения), которая также не сводится только к отношениям материальных вещей, а включает их отношение к человеку, его социальные связи и смыслы, фиксируемые в системе общественно значимых идей.
ПОНЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА В ГУМАНИТАРНОМ КОНТЕКСТЕ.
Проблемы социального пространства интересовали многих философов и социологов: Э. Дюркгейма, Р. Парка, Э. Богардуса, П. Бурдье, Д. Лански, Э. Гидденса и др., но основные идеи относительно социального пространства сформулированы П.А. Сорокиным в его работе «Социальная мобильность», опубликованной в 1927 году. Он подчеркивал несравнимость понятий «геометрическое пространство» и «социальное пространство». П.А. Сорокин в подтверждение данной идеи приводит такое наблюдение: человек низшего сословия может физически соприкоснуться со знатным человеком, но это нисколько не уменьшит существующую между ними социальную дистанцию. Таким образом, два человека, между которыми существуют существенные имущественные, родственные, должностные или иные социальные различия, не могут находиться в одном социальном пространстве, даже если они стоят обнявшись. Социальное пространство, как и пространство физической реальности, определяется структурой материального объекта. Соответственно, социальная структура общества и социальные взаимосвязи определяют характеристики социального пространства. Носителями социальности являются: человек и общество. Очевидно, что существуют структуры жизненного пространства человека и структуры жизненного пространства общества. Жизненное пространство человека детерминировано его телесной организацией, ценностно нагружено и институциализировано. Категории социального пространства: природная среда, институции, ранги, контакты, дистанции, социальная мобильность. Социальное пространство имеет и географическую составляющую: как известно компетенция власти ограничена территорией государства. Внутри государства существуют регионы, в зоне которых сохраняются традиционные общепринятые социальные практики. Пространственную составляющую имеют и контакты. Так, пространственные контакты могут отличаться наличием некоторой дистанции между взаимодействующими субъектами. Дистанция может определяться телесной организацией человека, поэтому в этикете, например, запрещается вторгаться в личное пространство индивида, т.е. приближаться к нему более чем на один метр. На уровне интуиции каждый человек более или менее правильно определяет дистанцию другого по отношению к себе и сам определяет свое представление о характере дистанции, отделяющей его от того или иного лица. Взаимодействие между людьми зависит от того, где находятся эти люди и сколько их. Пространственный контакт может быть предполагаемым, когда поведение человека изменяется в силу предположения о присутствии других индивидов в каком-либо месте. Пространственный контакт может быть визуальным, когда поведение субъекта изменяется под влиянием визуального наблюдения других людей. Публичный эффект, эффект присутствия - разновидности визуальных контактов, обусловленных пассивным поведением других людей. Активное поведение участников контакта определяет дистанцию между ними. Установлено: люди, обладающие близким или одинаковым статусом, имеют более тесные контакты друг с другом, они чувствуют себя вместе более комфортно, у них не возникает ощущения собственной неполноценности, либо превосходства. Они осваивают собственное социальное пространство, выделяя людей своего круга и придерживаясь общих для них культурных образцов и ценностей. Ранги. Благополучие человека в обществе, его связи с другими людьми, его привычки, верования, предрассудки, интересы во многом связаны с тем местом, которое человек занимает в социальном пространстве. Существуют номинальные и ранговые параметры, характеризующие структуру современного общества. К числу номинальных параметров относятся: пол, раса, этническая принадлежность, вероисповедание, место жительства, область деятельности, политические ориентации, язык. К числу ранговых параметров относятся: образование, интеллигентность, доход (зарплата), богатство (наследство или накопление), престиж, власть, происхождение, возраст. Социальное пространство многомерно. Это значит, что в одних общностях индивид может занимать более высокий социальный статус, чем в других (например, руководящий работник у себя в семье и на работе). Следовательно, каждая личность в обществе живет в нескольких социальных пространствах, связанных между собой таким образом, что изменение одного статуса меняет другие статусы или позиции, находящиеся в других социальных измерениях. Данные параметры могут быть отнесены как к индивиду, так и к социальной группе. Их совокупность определяет место индивида или социальной группы в социальной структуре. Социальная мобильность. Положение индивида в социальном пространстве меняется на протяжении всей его жизни, и в каждый момент жизни индивид имеет вполне определенный социальный статус. Современное общество характеризуется наличием групп, обладающих значительными ресурсами в области богатства и власти, а другие группы - значительно меньшими, либо вообще не имеют ни богатства, ни власти. Границы таких групп трудно определимы, текучи. Общество социально стратифицировано. Под социальной стратификацией понимается иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе и в определенный исторический отрезок времени. Верхний слой общества количественно значительно меньше, нижний слой - больше. Верхний слой находится в более привилегированном положении, чем нижний. П.А. Сорокин полагает, что стратификация в обществе может быть трех видов: политическая, экономическая и профессиональная. П.А. Сорокину принадлежит идея социальной мобильности: вертикальная и горизонтальная. В дореволюционной России дистанция между низшими и высшими классами была огромной, в современной России она еще больше выросла. Социальные отношения представлены в пространственных структурах, которые организуют и определяют взаимоотношения людей. Человек обозначает социальные цели пространственно как пункт назначения: мы говорим о движении вперед, социальные успехи - как движение наверх по социальной лестнице, неудача - как движение назад, или даже вниз по социальной лестнице. Различие социального места - социальное различие. Проявление почтительности диктуется положением человека в пространстве, мы сажаем человека на почетное место. Кабинет директора - пространственное обозначение его положения. Социальная дифференциация обозначена в физическом пространстве: жилище, учебное заведение, храм, город. Социальное пространство структурируется силами, влияющими на действия и поведение людей, этносов и социальных групп. В этом смысле можно говорить о пространстве власти, правовом пространстве, о пространстве культуры, традиций, информации, идеологии и т.д.
ХРОНОТОП КАК ЕДИНСТВО ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК.
Хронотоп - эстетическая категория, отражающая связь временных и пространственных отношений. М.М. Бахтин ввел это понятие в литературоведение, а затем и в социальное познание. Хронотоп раскрывает типологические или личностные формы объединения пространственных и временных координат, обусловливающих вхождение индивида в сферу культуры и определяющих рамки интенциональной направленности сознания индивида. Всякое вступление в область смыслов культуры осуществляется только через ворота хронотопа. Художественный хронотоп позволяет втягивать пространство через сюжетное развитие, в результате чего время уплотняется, и в каждом произведении образу соответствует своя система частных хронотопов, развязывающих сюжетные узлы, кроме того, в произведении есть и свой общий доминантный типологический хронотоп, обусловленный принадлежностью данного произведения к той или иной художественной традиции. Помимо этого существует внеположенный художественному тексту авторский и читательский хронотопы. Понятие хронотопа раскрывает не только эстетический смысл связи пространства и времени, но также и реальное единство пространственно-временных характеристик социальности. Культура и ее смыслы не могут быть упорядочены в какую-либо единую систему именно по причине того, что ни одна идея не может быть равной самой себе в различных хронотопах. Объективным основанием понятия хронотопа является единство пространственно-временных характеристик жизнедеятельности человека как индивида и жизнедеятельно
|