СОВРЕМЕННАЯ НАУКА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И СВОЙСТВАХ МАТЕРИИ.
В центре внимания философии всегда находились две основные формы бытия: материальная и идеальная. Материальное бытие непосредственно связано с материей. Понятие «материя» в своем содержании предполагает единую основу, некий «первичный материал», из которого состоит вся Вселенная, весь мир в целом. Термин «материя» (от лат. materiа – материя, вещь, вещество) в философии понимается как вещественное начало (субстанция) мира в отличие от начала духовного (сознания). Субстанция в данном случае есть подлинный всеобщий материальный субстрат (основа) всех вещей и процессов в мире. В истории философии синонимами категории «материя» являлись понятия «первовещество», «материал, из которого сделаны все тела», «мельчайшая частица реальности», «неодушевленное вещество» и др. Как и все философские понятия, категория «материя» прошла длительный путь развития, в течение которого ее содержание углублялось и уточнялось, отражая на каждом этапе уровень достигнутых человечеством знаний о мире. Первый этап - этап наглядно-чувственного ее представления, на котором в основу мира полагались те или иные природные стихии. Исторически первым было определение материи как основы вещественности, телесности. В этом понимании материя еще не противопоставлялась сознанию. Душа (человека, животных, растений) также мыслилась как совокупность мельчайших материальных частиц. Отождествление материи с вещественной субстанцией уходит своими корнями в древнегреческую философию. После создания Платоном развернутого учения об идеальном мире понятие «материя» в философском знании стало противопоставляться понятию «сознание», дух. Материей в основном стали называть неодушевленное, мертвое, пассивное вещество, противоположное живому, активному, творческому духу. В Античной философии материю рассматривали как первооснову, конкретный, чувственный материал. Именно ионийские философы первыми начали искать естественное начало, не связанное с деятельностью богов. Они-то и ввели в обиход натурфилософские представления о первооснове всего сущего. Впервые термин «материя» появился в древнегреческой философии у Аристотеля, который рассматривал ее в качестве первоначала всего существующего. Для Фалеса Милетского такой первоосновой была вода, для Анаксимандра – апейрон, для Анаксимена - воздух, для Гераклита Эфесского - огонь. Наиболее адекватной гипотезой той исторической эпохи была концепция атомистического строения вещества, разработанная древнегреческими философами-атомистами Демокритом, Левкиппом, Эпикуром и Лукрецием. Согласно данной концепции, бытие представлялось как совокупность бесконечно большого числа неделимых материальных частиц (атомов). Атом представлялся в то время как неделимая, непроницаемая, совершенно плотная, не содержащая в себе пустоты, не воспринимаемая органами чувств самостоятельная частица вещества. В средневековье ставились вопросы о том, вечна ли материя, появилась ли она естественно или сотворена, является ли она субстанцией. Так, Фома Аквинский считал, что материя создана Богом и не имеет самостоятельного бытия, т.е. не является субстанцией. Второй этап - этап вещественно-субстрактного представления о материи. Здесь материя отождествляется с веществом, с комплексом свойств. Так, английские философы Ф. Бэкон и Т. Гоббс в основу мира положили протяженность, непроницаемость, тяжесть и другие свойства материи. Иногда понятие материи вообще отождествлялось с одним «первосвойством», например, с протяженностью или массой. Механицист Р. Декарт ищет основу материи в протяженности, а И. Ньютон - в массе материи. Уже на этом этапе появилась тенденция понимать под материей всю природу. Так, Б. Спиноза утверждает, что материя – это природа, выступающая как субстанция по отношению к любым отдельным ее частям. Б. Спиноза рассматривает материю наряду с духом как один из двух взаимно дополняемых аспектов мира. Материя наделяется им свойством протяженности, т.е. реального существования в пространстве. Третий этап – философско-гносеологическое представление о материи, позволившее ее определить через сопоставление с сознанием, с процессом познания. Особенно ярко это проявилось в работах французских материалистов XVIII в.: Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбах утверждают, что сущность материи связана со способностью материальных объектов вызывать ощущения, а сама материя - есть то, что воздействует на наши органы чувств. Русский ученый-энциклопедист, признанный основоположником материалистической традиции отечественной философии, М.В. Ломоносов пишет, что материя – есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Он первым пытается определить размеры атома. Русский писатель, публицист и социалист Н.Г. Чернышевский считает, что одинаковое в предметах и есть материя. Более глубокое и абстрактное философское понимание материи дано Ф. Энгельсом в работе «Диалектика природы». В ней он впервые четко определяет понятие материи, отделяет ее от естественно-научного понятия. Утверждая положение о том, что весь мир материален, Ф. Энгельс формулирует общее свойство материи - существовать независимо от сознания и выражаться в сознании человека. Развивая учение о материи французских материалистов и Ф. Энгельса, В.И. Ленин в известном философском труде «Материализм и эмпириокритицизм» уточняет и конкретизирует понимание категории «материя», рассматривает вопрос о материальности мира и его закономерностях. В данной работе он определяет материю так: материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. В.И. Ленин выделил два основных признака материи: материя существует независимо от сознания (т.е. признание первичности мира); материя копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями (т.е. признание возможности познания мира). Первая характеристика означает признание первичности материи по отношению к сознанию, вторая - признание принципиальной познаваемости материального мира. Таким образом, определение материи предстает как сжатая, свернутая формулировка материалистического решения основного вопроса философии, поэтому оно сразу позволяет провести разграничительные линии между материализмом с одной стороны, идеализмом и агностицизмом – с другой. Д.И. Грядовой в работе «Основы философских знаний» выделяет следующие обстоятельства, позволяющие считать ленинское определение материи классическим в марксистской философии. Во-первых, утверждение о том, что материя представляет собой реальность, отличает данное определение от представлений Платона, Аристотеля и других философов, которые рассматривали материю не как реальное бытие, а лишь как небытие. Тем самым они лишали материю реального существования и переводили ее в область возможного. Во-вторых, утверждение о том, что материя есть объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания, отличает ленинское определение материи от всех идеалистических представлений о ней. В-третьих, утверждение о том, что материя есть объективная реальность, вообще отличает ленинское определение от всех натурфилософских представлений, отождествлявших материю с конкретным веществом (водой, воздухом, огнем). В-четвертых, утверждение о том, что материя есть объективная реальность, данная человеку в его ощущениях, отличает ленинское определение материи от понимания материи агностицизмом, отрицающим познаваемость мира вещей (И. Кант). В-пятых, утверждение о том, что материя существует независимо от ощущений, отличает ленинское определение материи от субъективно-идеалистических воззрений, отождествляющих вещи с ощущениями. В-шестых, утверждение о том, что материя есть философская категория, отличает ленинское определение материи от понимания ее метафизическим материализмом, отождествляющим материю с веществом и массой. Ленинская дефиниция материи была наиболее удачной в марксистской философии, а потому была принята в качестве основного определения в диалектическом материализме. Учение о материи имеет важное методологическое значение для анализа процессов и явлений социальной действительности, военного дела, физической подготовки войск: - данное учение играет определяющую роль в формировании научного мировоззрения; - дает ключ к определению философского направления; - служит правильной постановке и решению мировоззренческих и методологических проблем частных наук; - открывает путь к выяснению общественно-исторической сущности сознания, пониманию человека как совокупности общественных отношений; - помогает анализировать общественные явления, видеть в них главное - материальную жизнь; - требует объективного подхода к явлениям военной теории и практики, физической подготовки и спорта: брать явления такими, какие они есть, знать действительное положение дел; - позволяет понять военное дело как часть социальной реальности, как единство материальных и духовных, объективных и субъективных сторон; Объективную сторону военного дела представляют: общественно-экономический строй, материально-техническая база страны, боевая техника и оружие, характер театра военных действий, сам человек (физически развитый, овладевший техникой) и т.д. Субъективная сторона военного дела обусловлена: состоянием и идейной направленностью сознания военнослужащих, их моральным духом, уровнем дисциплинированности и обученности личного состава, уровнем полководческого мастерства командиров, их способностью проявлять инициативу и творчество. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И СВОЙСТВА МАТЕРИИ.
Материя всегда обладает определенной организацией и существует в виде конкретных материальных систем. В самом общем плане сегодня можно выделить следующие основные типы материальных систем и соответствующие им структурные уровни (сферы) материи. Неживая материя - все объекты неорганической природы отмикрочастиц до космических систем (элементарные частицы, поля, макротела, галактики, метагалактики). Неорганическая природа, или неживая материя, существует в бесконечном многообразии вполне конкретных форм, каждая из которых имеет свою структуру, по-своему относится и взаимодействует с другими формами, входит в какую-то более общую систему и так до «бесконечности». Неживая материя существует в двух видах: вещество и поле. Вещество – совокупность частиц, макроскопических тел и других систем, обладающих определенной массой покоя. Все физические объекты образуют три качественно различающиеся сферы (три «мира»): микромир - сфера внутриатомных процессов (атомы, ядра, протоны, нейтроны, кварки); макромир - сфера движения и взаимодействия механических масс от молекул до звездной системы (молекулы, Земля, Солнце); мегамир - сфера движения и взаимодействия галактик, охватывающая всю доступную наблюдению Вселенную (солнечная система, галактика, наблюдаемая Вселенная). Реально существует антивещество, состоящее из античастиц (антипротонов, позитронов, антинейтронов и др.), которое иногда неправильно называется антиматерией. Античастицы отличаются от частиц обычного вещества по ряду признаков и, в частности, по знаку заряда. Атомы и молекулы из античастиц при отсутствии обычных форм вещества могут быть устойчивыми и образовывать макроскопические тела, и даже космические системы («антимир»). Существуют также невещественные виды материи - силовые поля. Поле - особая форма материи, связывающая частицы вещества, их комплексы и отвечающая за их взаимодействие. Известны ядерное поле, электромагнитное поле (слабое), гравитационное поле (охватывает очень большие площади), мезонное поле, нулевое поле (не голая пустота, оно взаимодействует с другими полями). Последующее развитие науки показало, что каждое силовое поле содержит энергию, а поэтому может рассматриваться как особая форма материи, т.е. к пониманию материи как вещества было добавлено понимание ее как поля, не исключаются и какие-либо неизвестные науке виды материи. Важно то, что материальная субстанция не может быть сведена к какому-либо конкретному виду материи, и что все совокупные виды материи образуют объективную реальность. Различие вещества и поля верно характеризует реальный мир в макроскопическом приближении. Это различие не является абсолютным, и при переходе к микрообъектам ярко обнаруживается его относительность. В микромире понятия «частицы» (вещество) и «волны» (поля) выступают как дополнительные характеристики, выражающие внутренне противоречивую сущность микрообъектов. Так, если частицы вещества обладают механической массой покоя и движутся в пустоте со скоростью от близкой к нулю до близкой к скорости света, то частицы электромагнитного поля – фотоны вовсе не обладают массой покоя и движутся в пустоте со скоростью света. Экспериментально доказано, что световые кванты или фотоны превращаются в пары противоположно заряженных частиц – электрон и позитрон, а эти последние, наоборот, порождают фотоны – частицы света без электрического заряда. Взаимопревращаемость вещества и света показывает, что в природе нет строго фиксированных, абсолютных граней, что виды материи не возникают из ничего и не переходят в ничто, а лишь превращаются друг в друга, являются качественно различными проявлениями неуничтожимой и неисчезающей материи. Живая материя - все многообразие объектов, обладающих способностью ксамоорганизации, самовоспроизводству и размножению (молекулы ДНК и РНК, функциональные системы, организм в целом, биоценозы, биосфера). В современной теоретической биологии на основе критерия масштабности выделяют пять основных уровней организации живой материи: молекулярно-генетический, клеточный, организменный (онтогенетический), популяционно-видовой, биогеоценотический (биосферный). Структурные уровни различаются по степени сложности и закономерностям функционирования. Иерархия структурных уровней предполагает, что каждый последующий уровень включает в себя все предыдущие. В живой материи выделяют следующие ступени развития: нуклеиновые кислоты; белковые тела; микроорганизмы, вирусы; клетка; многоклеточные организмы; клетки, способные получать, сохранять и воспроизводить информацию; нервные клетки, пояса и узелки; формирование мозга; развитие животного мира по близким видам (биологические виды и популяции); далее - обезьяна и человек; человек создает мир социальной материи. Общие свойства живых организмов: - сложная, упорядоченная структура; - способность к изменению и усложнению; - способность к самовоспроизведению на основе генетического кода; - высокая приспособляемость к внешней среде; - получение энергии из внешней среды и использование ее для поддержания собственной упорядоченности; - активная реакция на внешнюю среду; - способность сохранять и передавать информацию. Социально организованная материя. Материальный мир включает в себя не только природу, но и общество. Общество представляет собой высшую форму развивающегося мира. Общество так же, как и природа, является объективной реальностью. Но общество – это качественно особая форма материи. Специфика материальности общества состоит в следующем: - материальность общества выступает не только в виде физической реальности, как это имеет место в природе, но, прежде всего, в виде социальной реальности, в виде материальных общественных отношений; - в отличие от природы материальная жизнь общества складывается в процессе производственной деятельности обладающих сознанием людей; сложность материальных общественных отношений в том и состоит, что они возникают в процессе сознательной производственной деятельности людей и в то же время не зависят от их воли. Социально организованная материя - все общественные системы от человека до общества в целом: человек, индивид, личность, семья, коллектив (производственный, учебный, и др.), социальные группы и организации, партии, классы, нации, государство, общество и др. К числу социально-организованных форм материи относят: Вооруженные Силы, спортивные организации. Физическая культура как социальное явление - есть единство материального и духовного. Физическая культура - обусловленный конкретно-историческими условиями, знаниями и потребностями способ организации жизнедеятельности субъекта исторического процесса (личность - группа - общество) по оптимизации и развитию его физического состояния, достижению физического совершенства в целях эффективного выполнения им своих социальных ролей. Здесь отражена материальная сторона физической культуры: биологическая сторона природы человека, ее способность развиваться; жизнедеятельность субъекта, направленная на достижение физического совершенства личности. К материальной стороне физической культуры относится ее материально-техническая база и содержание деятельности, посредством которой осуществляется процесс физического развития личности и др. К духовной стороне физической культуры относятся: уровень развития сознания, осознание личностью своих физических возможностей, ценностные ориентации, идеалы физического совершенства, способы и средства его достижения. Материальные и духовные компоненты физической культуры овеществляются в предметной и личностной форме. Физическая культура личности - это достигнутый конкретным человеком уровень физического состояния, обусловленный соответствующими знаниями, убеждениями и способами организации его жизнедеятельности, способствующий выполнению личностью своего долга гражданина общества. Данный подход позволяет рассматривать физическую культуру человека как специфический способ организации его жизнедеятельности в целях оптимизации своего физического состояния. Это состояние характеризуется определенным моментом устойчивости в развитии форм двигательной деятельности, детерминируемой стихийным и сознательным воздействием социальной среды, а также духовно-практическим, деятельным отношением к преобразованию духовного мира личности (знаний, ценностных ориентаций, идеалов, норм и стандартов поведения), двигательных умений и навыков, физических качеств и функциональных возможностей организма, обеспечивающих достижение индивидом жизненных и профессиональных целей, выполнение им своих социальных функций (труд, защита Родины и т.п.). Содержание физической культуры личности включает в себя материальные и духовные компоненты. К материальным компонентам физической культуры личности относятся: 1) необходимый объем двигательных навыков и умений; 2) определенный уровень развития физических качеств и функциональных возможностей организма. Именно они составляют материальную основу жизненных сил каждого человека, фундамент его работоспособности, выступая в качестве обязательного средства выполнения своего долга. К духовным компонентам физической культуры личности относятся: 1) совокупность социальных знаний в области всестороннего 2) идеалы физического совершенства, спортивного мастерства, к которым стремиться конкретный человек, представления о способах их достижения; 3) знание особенностей того или другого вида физкультурно-спортивной деятельности, правил спортивных соревнований и т.д. Духовные компоненты обеспечивают окультуривание видов двигательной деятельности, удовлетворение многообразных потребностей человека в сфере физической культуры. Это обусловлено единством и взаимосвязью социального и биологического в человеке, гармонизацией материального и духовного в личности, ее вхождением в сложную систему социальных отношений как внутри армейского, спортивного коллектива, так и общества в целом. Духовность входит в физическую культуру вместе с обоснованием социально значимых целей, ради которых формируются физические качества личности, определяя характер, содержание, направленность, используемые свойства и методы физического воспитания для их достижения. Иными словами, духовные компоненты физической культуры личности выступают в данном случае как способ реализации социальной программы собственного физического развития, как способ практического активного выполнения двигательных приемов и действий. Материальные и духовные компоненты физической культуры личности Материя как объективная реальность обладает определенными свойствами, среди которых можно выделить следующие. Абсолютность - основное свойство материи, указывающее на отсутствие какой-либо объективной реальности, кроме объективного мира. Абсолютность материи состоит в том, что она ничем не обусловлена, кроме самой себя (есть причина самой себя – спинозовская «causa sul»). Неисчерпаемость - атрибутивное свойство материи, предполагающее, что каждый объект природы, как бы он мал или велик ни был, должен развиваться, переходить в новое качественное состояние материи, причем сама смена стадий развития должна быть бесконечным процессом, не ограниченным каким-либо отдельным избранным состоянием материи. Наши знания о структуре, видах материи, ее свойствах - относительны. Эти знания выражают степень нашего углубления в материю. Неисчерпаемость предполагает не количественную, а качественную бесконечность материи. Возникновение Вселенной – это не порождение из ничего, а особо фундаментальный скачок, связанный с переходом материи из одного состояния в другое. Неисчерпаемость определяется способностью материи к самоорганизации, которую изучает особая наука – синергетика. Субстанциональность материи. Субстанция в данном случае есть подлинный всеобщий материальный субстрат (основа) всех вещей и процессов в мире. Материя выступает носителем всех свойств и преобразований действительности. Она причина самой себя, несотворима и неуничтожима, выступает основой внутренних связей и единства мира. Активность материи проявляется в ее способности к самодвижению и развитию, ведущим к беспрерывным количественно-качественным изменениям мира, его обновлению. Способность к самоорганизации – неотъемлемое свойство материальных систем. Самоорганизация присуща как живой, так и неживой материи (т.е. физико-химическим системам неживой материи). Самоорганизация может происходить лишь в открытых неравновесных системах. Именно неравновесность является источником самоорганизации. Равновесие, покой, устойчивость никогда не приведут к появлению нового. Существование материи – это внутренне активный процесс образования, развития и взаимодействия ее многообразных видов и свойств. Самосохраняемость материи. Она не может возникнуть из ничего и бесследно исчезнуть, происходит превращение одних материальных форм в другие. Способность материи к отражению. Отражением называется способность одного материального объекта при взаимодействии с другими воспроизводить в своих изменениях особенности и свойства других объектов. Это свойство присуще всем уровням развития материи. Отражение бывает: физическим, химическим, механическим, биологическим и социальным. При этом каждый последующий вид отражения включает в себя предыдущие. Последний вид отражения наиболее сложен и подразумевает в своей основе многообразные физические, химические и биологические процессы.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО МИРА.
Основой единства мира выступает его материальность. Материальное единство мира проявляется: 1. в первичности материи по отношению к сознанию; 2. в абсолютности и вечности материи, в ее несотворимости и неуничтожимости; 3. в единстве атрибутивных свойств материи на всех уровнях ее развития; 4. в связи всех форм движения материи; 5. в подчинении всех явлений объективного мира всеобщим диалектическим закономерностям; 6. в бесконечном многообразии взаимных превращений явлений объективного мира; 7. в историческом развитии материи, возникновении живой и социально-организованной материи на основе менее сложных форм ее существования. Единство мира проявляется и в локальных масштабах. Признаками единства больших групп явлений выступают: аналогичность их физико-химического состава и свойств; аналогичность форм математических законов, описывающих различные процессы; историческая преемственность свойств материальных явлений в процессе их развития. Материальное единство мира выступает базисной характеристикой объективной действительности. Основой философского знания о данной действительности выступает признание ее целостности, единства, которое предстает перед нами как бытие.
|