Сущность движения, пространства и времени как характеристик бытия; их качественная специфика и взаимосвязь.
Материя существует в двух формах: 1. Пространство – это форма существования материи характеризующаяся протяженностью и объёмом. 2. Время – это форма существования материи, характеризующаяся последовательностью и длительностью. Пространство и время становится единым четырехмерным континиумом благодаря движению – это разработал Эйнштейн. Пространство и время рассматриваются как основные формы существования материи: материя не существует вне времени и пространства, и наоборот. Движение – это способность материи изменяться, переходить из одного состояния в другое. Всеобщими свойствами пространства и времени считают их безграничность, относительность, единство прерывности с непрерывностью или конечности с бесконечностью, размерность (измеримость в эталонных единицах), изотропность (соразмерность ‑ каждый метр или час равен любому другому метру или часу). Отличительное свойство времени – необратимость («стрела времени»). Пространство трехмерно, а время одномерно. Однако некоторые современные ученые допускает десяти- и даже одиннадцати- мерные пространства и обратимые во времени процессы. Основные концепции пространства и времени: 1) субстанциональная: пространство и время независимы между собой, пространство как бы пустое вместилище, время – неудержимый поток событий (Демокрит, Ньютон). 2) реляционная: пространство и время взаимозависимы (якобы Аристотель, якобы Лейбниц и Эйнштейн). Эта концепция характерна для неклассической физики, где увеличение скорости сокращает пространственные величины и замедляет время; пространство-время – четырехмерный континуум (длина - ширина - высота - продолжительность); большая масса искривляет пространство и замедляет время вблизи себя. Кроме того: одни философы говорят, что время движется по огромному кругу абсолютно точных повторений, а другие – «ничто не повторяется в точности», третьи ‑ «кое-что частично повторяется». 34.Диалектика – философское учение о развитии и универсальных связях бытия. Исторические формы диалектики и ее альтернативы. Диалектика в современной философии – наиболее полное и всестороннее учение о развитии бытия (объективная диалектика) и метод развивающегося познания (субъективная диалектика). В обоих случаях диалектика основана на противоборстве двух противоположных тенденций или мнений. Принципы: 1)всеобщей связи(1.категории:причины следствия,содержание формы,необходимость случайность,возможность действенность,часть целое,сущность явление.2.виды связи:внешний-внутр., непосредственные – опосредованные,генетические – функциональные,случайные – закономерные). 2)историзма(развитие):законы:1.закон перехода количественных изменений в качественное и наоборот 2.закон единства и борьбы противоположностей: сущность – явление; содержание – форма; общее – единичное. 3.отрицания-отрицания Исторические формы диалектики: - искусство беседы и поиска истины, опровержения неполных или внутренне противоречивых высказываний (Сократ); - метод правильного мышления и словопрения (эллинизм); - метод обоснований и ведения богословских диспутов (Средневековье – вершина якобы труды П. Абеляра); - универсальный метод развития и познания бытия (якобы Гегель); - учение об основных законах развития материи, общества и сознания (марксизм); - учение о противоречивом единстве всеобщего (трансцендентного) с единичным – сугубо личным (экзистенциализм); - метод разрешения противоречий между объектом и субъектом (критическая диалектика); - признание неразрешимости жизненных неурядиц (трагическая диалектика); - идеология неприятия существующей реальности, тотальный нигилизм (негативная диалектика). Концепция (принцип) глобального (универсального) эволюционизма якобы занимает одно из центральных мест в научной картине мира. Это теория, сводящая воедино все виды развития в Едином Мироздании на принципах: самоорганизации (синергетики) и эволюции (космической, химической, биологической, социальной). Согласно данной концепции все стремится к единству (кооперированию). А объединившиеся системы неуклонно самоусложняются: растет их разнообразие, а стабильность снижается. Целое не равно сумме его частей, ибо у него дополнительные свойства. В изменениях многое случайно, но есть и «наследственность» (причинность, преемственность), не определяющая, однако, всего. Развитие идет путем отбора наиболее уместного (оптимального) варианта из множества возможных.
|