Студопедия — Исторические типы государства
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Исторические типы государства






Типология государства- это его специфическая классифика­ция, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

Врамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В соответствии с этим выделяют следующие типы государства: ра­бовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные признаки - культурные, религиозные, на­циональные, психологические и пр. В зависимости от них выделя­ют такие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, визан­тийскую, исламскую и т.п.

Государства каждого типа облекаются во множество форм - в рамках одного исторического типа встречаются различные формы государства. В частности, для рабовладельческого типа были харак­терны монархии (древневосточные деспотии - Египет, Вавилон, Ассирия, Китай) и республики (аристократическая, например Римская в период с VI по I в. до н.э., и демократические, напри­мер Афинское государство); для буржуазного типа -демократи­ческие республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) монархии.

Тип государства всегда исторически обусловлен многими факторами: историческими традициями, соотношением классовых сил в обществе, геополитиче­скими усилиями, влиянием политических фигур на исторический процесс и на форму государственного устройства.

В зависимости от форм социального контроля основных ценностей и норм выделяют­ся различные типы государства.

Инквизиторское государствонавязывает гражданам идеологи­ческое и религиозное единство и поддерживает его с помощью соци­альных институтов. В таком государстве правовая система объедине­на с идеологической. Церковь или политические партии слиты с го­сударством.

Тоталитарное государствоможет допускать различные идеоло­гии и направления, но в первую очередь поощряет тех, кто идентифи­цирует себя с господствующей идеологией.

Плюралистическое государство- принимает разнообразные идеологические и нормативные ориентации и виды деятельности. Такое государство терпимо относится к различиям во мнениях, пози­циях, признает право на существование всех религий, идеологиче­ских и этнических групп при условии добровольного принятия ими ограниченного числа общих правил и принципов.

Исходя из социально-экономической, классовой, формационной природы, выделяются государства рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические. Государства могут быть типологизированы и по выполняемым ими функциям, имеющим приоритетное значение в их деятельности. Так, можно выделить военное или полицейскоегосударство, характеризуемое гипертрофированным раз­витием и значительной ролью структур насилия - армии, военно-про­мышленного комплекса, органов охраны порядка и безопасности.

Противоположностью военному, полицейскому государству явля­ется правовое.

Государство как целостная система и её структурные элементы выполняют определенные функции, которые можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние функции:

- защита соответствующего способа производства;

- регулирование хозяйственной деятельности;

- охрана общественного порядка;

- поддержание дисциплины;

- регулирование социальных отношений;

- культурно-воспитательная;

- консолидация общества, социальный арбитраж;

- экологическая.

Внешние функции:

- обеспечение национальной независимости и безопасности;

- создание системы международной коллективной безопасности;

- обеспечение обороны страны;

- обеспечение невмешательства извне во внутренние дела страны;

- обеспечение участия страны в интеграционных процессах

международного сообщества;

- осуществление интеграции страны в мировую систему общественного

разделения труда;

- обеспечение участия экономики страны в мировых рыночных отношениях;

- обеспечение взаимовыгодного международного политического,

экономического, научно-технического и культурного сотрудничества;

- обеспечение должного международного уровня при решении

региональных и глобальных проблем и т.д.

Государство в социальном плане всегда представляло собой внутренне противоречивое единство. С одной стороны, оно действительно выражает интересы всех людей, с другой – нередко создает приоритетные условия для определенных социальных сил. Но в государственной самоподаче, в том социально-психологическом наряде, в котором оно стремится предстать перед всем обществом, преобладает стремление предстать перед всем обществом, преобладает стремление выдать себя за инструмент сохранения и укрепления интересов всего общества, представить себя институтом общественного согласия, олицетворением его единства. Соответственно такому устремлению у людей создается образ государственности как силы социального сплочения, единения.

Одним из направлений деятельности государства является его нацеленность на защиту прав и свобод человека. Следует подчеркнуть, что эта нацеленность представляет собой противоречивый процесс. Реально государство не только защищает права и свободы человека, но в определенных условиях и в определенной мере и ограничивает, подавляет их. Наиболее отчетливо эта антигуманная деятельность проявляется в тоталитарном государстве. В своей же духовно-идеологической подаче государство элементы антигуманизма обычно затушевывает, а гуманистическую направленность, защиту прав и свобод всячески подчеркивает, выпячивает. Складывается в итоге имидж абсолютно гуманного государства, гаранта защиты прав и свобод человека.

Такой прием форсированной гуманизации используется часто политическими силами, как находящимися у власти, так и борющимися за нее. Политики вообще очень любят изображать себя защитниками свобод людей и соответственно разоблачать антигуманизм своих противников. Цель этого гуманистического макияжа совершенно очевидна. Это желание привязать человека к государству, политической силе, возбудить в нем чувство признательности, укрепить сопричастность к существующей или возможной государственной власти. Достигнуть желаемого результата политикам зачастую удается как в случае реальной гуманистической направленности государства, так и при её отсутствии, применяя различные формы демагогического, психологического воздействия.

Необходимо отметить, что в такой широкой пропаганде гуманистических целей содержится и определенная социальная опасность, ибо раскрывшийся обман, невыполнение обещаний со стороны государства могут иметь для человека весьма тяжелые последствия. Чувство сопричастности может коренным образом менять свое содержание, уверенность в государстве как защитнике своих интересов может смениться представлением о нем как вообще о враждебной, чуждой человеку силе.

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 281. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия