Классификация чувств
Многогранность чувств, их проявление на различных уровнях отражения и деятельности, способность к слиянию и сочетанию, их приспособительный характер исключают возможность простой линейной их классификации. Чувства различаются по модальности, по интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выпол-няемым функциям, воздействию на организм, по формам и уровням своего развития, по психическим процессам, с которыми они связаны, по потребностям, по предметному содержанию. Существующие классификации различаются по своей теоретической и эмпирической обоснованности. Особую группу составляют высшие чувства, которые в зависимости от направленности делятся на следующие группы. Этические (нравственные) - к ним относят любовь, гуманизм, патриотизм, отзывчивость, справедливость, достоинство, стыд и т.д. Многообразие нравственных чувств отражает многообразие человеческих отношений. Нравственные чувства зависят от знания норм поведения, требований морали, принятой в данном обществе, выражают отношение человека к другим людям; это чувства товарищества, долга, раскаяния и т.п. В число этических чувств входят так называемые родительские чувства – любовь, нежность, ответственность. Высшей формой нравственных чувств является любовь к добру. Этические чувства регулируют поведение человека. Если он ведет себя в соответствии со сложившимися нормами поведения, он испытывает удовлетворение, уверенность в себе. Если же поведение человека не соответствует признаваемым им и общепринятым нормам, он переживает состояние неловкости, стыда. Стыд, по определению Г. Гегеля, «представляет собой зачаточный, не резко выраженный гнев человека на самого себя, ибо он содержит в себе реакцию на противоречие моего собственного явления с тем, что я должен и хочу быть, следовательно, защиту моего внутреннего существа против неподобающего проявления его во мне». В основе стыда лежит также неосознаваемое чувство вины, основой которой может быть не только гнев на себя, но и страх за нарушения принятых норм и предписаний. Высшим нравственным регулятором поведения человека является совесть.Известно, в каком состоянии находятся люди, совершившие неэтичный поступок. Эти переживания называют «муками совести», в основе которых лежит грех и болезнь отчуждения, отпадения человека от других, предательство своего достоинства как родового существа. А.Г. Маклаков отдельно выделяет так называемые морально-политические чувства. Эта группа чувств проявляется в эмоциональных отношениях к различным общественным учреждениям и организациям, а также к государству в целом. Одной из важнейших особенностей морально-политических чувств является их действенный характер. Они могут выступать как побудительные силы героических дел и поступков. Поэтому одной из задач любого государственного строя всегда было и остается формирование таких морально-политических чувств, как патриотизм, любовь к Родине и др. Интеллектуальные чувства – чувства, которые порождаются познавательными отношениями человека к миру. Предметом познавательных чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К интеллектуальным чувствам относят интерес, любознательность, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности в правильности доказательства, ощущение тайны, удивления. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, легкость или сложность умственной деятельности вызывают в человеке целую гамму переживаний. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность полученных знаний. Существование интеллектуальных чувств является ярким свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных процессов. При этом чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине,которое становится огромной движущей силой, способствующей глубокому проникновению в тайны бытия. Эстетические чувства – эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, Следует отметить, что рассмотренное деление чувств является достаточно условным. Обычно чувства, испытываемые человеком, так сложны и многогранны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории. Все чувства субъективны, но обусловлены положительным или отрицательным отношением к жизни, людям, деятельности. Они могут быть неопределенными, двойственными. Интеллектуальные и эстетические чувства возникают в единстве с нравственными чувствами и обогащаются в связи с ними. По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на конкретные (например, чувство к ребенку, произведению искусства); обобщенные (чувства к детям вообще, В психическом складе человека выделяются эмоции и чувства, ставшие устойчивой эмоциональной характеристикой личности. По степени яркости, глубине переживаний люди характеризуются как эмоциональные, сентиментальные, страстные и холодные. При очевидной важности феномена чувств похвастаться их основательной изученностью психология не может. Определенную путаницу в развитие психологии чувств вносят терминологические расхождения. Например, страх мы называем эмоцией, аффектом, чувством и даже ощущением. Мы объединяем под общим названием чувств такие различные явления, как боль и нежность, красоту и уверенность, прикосновение и справедливость. К высшим проявлениям чувств многие авторы относят страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Чувства исключительной силы стойкости, выражающиеся в направленности помыслов и сил на единую цель, называются страстью. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. С.Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели» (Рубинштейн С.Л. «Эмоции»).
|