ДОСТОИНСТВА — НЕДОСТАТКИ
— Скажи мне искренне: ты хороший, добрый мальчик? Ответы: — Не знаю. — То хороший, то так себе. — Кажется, хороший. — Иногда и не устоишь. — Пожалуй, не очень. — Мне часто всякие сумасбродства лезут в голову. — Сам я не делаю ничего плохого, разве что ребята подговорят. Ясно, я спрашиваю не первого встречного и тогда только, когда уверен, что скажет правду. У каждого человека есть и достоинства, и недостатки, и у каждого они разные. У одного больше достоинств, у другого больше недостатков. Недостатки бывают более и менее досадные, явные или скрытые. Иногда недостаток особенно неприятен для окружающих, иногда для самого себя. С одними недостатками легко справиться, с другими трудно. А иногда неизвестно даже, недостаток это или достоинство. Поэтому-то и нелегко знать правила, как надо вести себя и как исправляться, поэтому на вопрос. «А ты хороший?» — трудно сразу ответить. Подвижность, живость — достоинства на уроке гимнастики и недостаток во время урока арифметики, недостаток в тесной городской квартире и достоинство в деревне. Бережливость — достоинство, скупость — недостаток, а ведь скупость — это только слишком большая бережливость. Скромность — достоинство, но чрезмерная застенчивость может походить на упрямство и скрытность, тут даже взрослые часто ошибаются. Иногда доброта просто легкомыслие и вместо пользы приносит вред. Надо уметь и умно отказать, когда просят. А сколько неприятностей у тех, кто одалживает кому-нибудь нужные ему самому вещи или даже не свои. — Зачем ты ему дал? — А он попросил. — А разве ты не знал, что он забывает, теряет, не отдает? — Знал. — Так зачем же ты дал ему чужую книжку? — А он попросил. Я думал, он вернет. Эгоист называет доброту глупостью и зло твердит, что не стоит быть добрым. Нет, стоит, и следует и помочь, и услужить, только надо наперед думать. Плохо, когда мало думают, но нехорошо и когда слишком долго думают, колеблются, не знают, как поступить. Доверчивость может быть и достоинством, и недостатком. Любопытство и пронырливость — недостатки, но нехорошо, когда кому-нибудь ни до чего нет дела и ничто не интересно. — Да ну, не стоит, а мне-то что?! Один переоценивает себя, другой недооценивает. Бывает хищное самолюбие и достойная гордость. Я долго мог бы перечислять и всего не сказал бы. Вот почему в этой путанице трудно разобраться. И должен добавить, иногда мешают понять сами взрослые. Один говорит: — Я хочу, чтобы мальчик был такой, как я. Во-первых, маленький не может быть таким, как взрослый. Во-вторых, и у меня, взрослого, есть свои недостатки, и я вот, например, совсем не хочу, чтобы у ребят были такие же недостатки, как у меня. Другой говорит: — Дети должны слушаться; мальчуган должен быть таким, каким я хочу и велю. Во-первых, уверен ли я, взрослый, что я всегда прав, а во-вторых, может ли мальчуган, хотя и хотел бы, быть таким, каким мне нравится? Всегда таким? Раньше меня больше всего огорчало и сердило, когда что-нибудь плохое делал не хулиган, а как раз хороший мальчик. И я говорил с упреком: — А я тебе доверял. Не ожидал! Понять не могу... Сам не знаю, что с тобой делать. Теперь я уже понимаю, что все не ангелы, и знаю, что надо сказать лишь: — Старайся больше так не поступать. Не надо ждать и требовать слишком многого, потому что это отбивает охоту и у хороших, и у плохих. Один говорит, полный горечи: — Мне уже никогда ничего нельзя. А другой: — Не стоит стараться, все равно все пропало. Каждый должен верить, что он может исправиться, что у него есть не только недостатки, но и достоинства. Я убедился — у ребенка потому лишь столько столкновений с окружающими и страданий, что он думает: «Я плохой». Ребенок не знает четко своих недостатков и, значит, не знает, в чем ему надо исправляться. Говорит: — Никогда уже больше не буду так делать. И думает, что это ему удастся сразу, совсем и раз и навсегда. А ведь это не всегда так бывает. И он ожесточается. — Ничего не поделаешь, я такой и таким и останусь. Или еще хуже: — Если я стараюсь и это не помогает, я назло буду еще хуже. Пускай что хотят, то и делают. Иногда он замечает, что он не такой уж плохой, и спрашивает себя: — И чего в самом деле они от меня хотят? Почему все только сердятся? Часто спокойным ребятам легко прикинуться хорошими, и это возбуждает гнев и зависть: «Размазня... Кукла... Маменькин сынок... Неженка... Тихоня... Рева...» И чувствительный ребенок страдает, а его товарищи-исподтишники орудуют безнаказанно. Постоянное же приставание портит и тех и других. Однажды — это было очень давно — привела ко мне мать сынка. — Сил моих нет. Неуч, бродяга, уличный мальчишка. Раньше хоть порка помогала, а теперь и это не помогает. Мальчика отправили за границу. Теперь он судья. Другой, с которым не могли сладить родители, преподает гимнастику. Третий моряк. И сами они натерпелись, и родители с ними исстрадались. Теперь все хорошо. Надо уметь найти общий язык, уметь мириться. И надо уметь прощать. А часто достаточно лишь переждать. Даже у самых хороших бывают черные дни и недели. Одно не удалось, а потом все из рук валится: и в школе, и дома, и человек сам не знает отчего. Я заметил, что мальчишки больше всего бесчинствуют в сентябре и в мае. В сентябре они еще помнят о каникулах, о свободе, а приходится сидеть в комнате. А весной, когда наступают первые теплые дни, ребятам уже невтерпеж, и они словно хмелеют. Даже в газетах тогда читаешь, что такой-то и такой-то убежал из дому. Действительно, временами трудно, но я говорю себе: — Что ж, бывает. Иногда кто-нибудь очень следит за собой; обещал исправиться — и удалось! Ничего не сделал плохого, никто на него не сердился. А ведь первые дни самые трудные. И он уже думает, что так и останется, что он, как все. Он уже устал от этого старания. Ведь когда пытаешься исправиться, стараешься не играть, больше сидишь над книжкой, избегаешь всего, только чтобы что-нибудь не вышло. И вдруг катастрофа: опять! Вот тогда-то и наступает эта самая плохая неделя. Я знал мальчика, который дрался иногда по два и по три раза в день. Никак не мог справиться с этим недостатком. Я посоветовал: — Дерись раз в день. Согласился. У него была сильная воля. Мы поспорили на две конфеты в неделю: — Если за неделю у тебя будет не больше семи драк, я даю тебе две конфеты, проиграешь — ты мне. Так прошло четыре месяца. Сначала мы спорили только насчет драк дома, а потом и дома и в школе. Сначала о семи драках, потом о шести, о пяти, о четырех, трех, двух и одной драке в неделю. Наконец о нуле — ни об одной. Потом начали спорить о ссорах. Помню его последнюю победу. Он стоял на лестнице. Другой мальчишка мчался по лестнице вниз, пихнул его, этот того. Но тот вспетушился и дал сдачи. А мой покраснел, насупил брови, закусил губы, сжал кулаки... Это длилось какое-то мгновение. И вдруг ринулся вниз прямо во двор. Там он долго стоял и ждал, когда успокоится. Когда пришел срок нашему пари, он сказал улыбаясь: — Чуть не проиграл, на волосок был от драки! Мальчик этот теперь уже взрослый и говорит, что благодаря пари он отучился драться. Таких записанных у меня в тетрадках пари, пожалуй, уже тысяч с пятьдесят. Я заключаю каждую неделю таких пари с разными мальчишками и девчушками по пятидесяти и более. Дело тут не в конфетках, а в победе. Спорят о том, что будут вставать сразу как проснутся, умываться как следует, не опаздывать к столу, читать по пятнадцати минут в день; что не будут выскакивать с ответами в школе, стоять в углу, забывать, терять, лезть, приставать, надоедать, давать прозвища, болтать; что будут переписывать старательно по пяти строчек в день и чистить зубы. Что будут или не будут что-либо делать. От вранья трудно отвыкнуть. Тот, кто часто врет, начинает с четырнадцати раз в неделю (по два раза в день). Да, но кто проверяет, что без обмана? Никто, ведь чтобы выиграть, можно оговорить любое число. — На прошлой неделе ты оставлял за собой право соврать четырнадцать раз, а на этой семь. Не мало ли? — Хватит. — А трудно тебе не врать? — Сначала было очень трудно. А вот мои проверенные на опыте правила: 1. «Если трудно, исправляйся не сразу, а постепенно». 2. «Выбирай для начала лишь один, самый легкий недостаток и прежде всего кончай с ним». 3. «Не падай духом, если долго нет улучшения или даже есть ухудшение». 4. «Не ставь слишком легких условий, но такие, чтобы ты мог выиграть». 5. «Не слишком радуйся, если сразу отучишься; избавляться от приобретенных недостатков легко, а от врожденных трудно». Делая то, что ты не любишь, и не делая того, к чему ты привык, ты закаляешь волю. А это самое главное. Стать хозяином своих рук, ног, языка, мыслей... Есть люди, которые относятся к себе слишком строго, и это нехорошо; есть и такие, которые слишком легко и слишком многое себе прощают, — это тоже плохо. А бывают люди, которые не знают своих достоинств и недостатков. Эти люди должны стремиться узнать их. — Гноти сеаутон, — сказал греческий мудрец: познай самого себя!
|