Рассказывает Б. Заходер
(Дополнительная точка доступа – заголовок: Заходер, Б. В.) 4.2.3. Заголовок, содержащий имя лица, модифицировавшего произведение, выбирается в качестве основной точки доступа, если в результате переработки изменился жанр литературного произведения (инсценировка, пересказ стихотворного произведения в прозе и наоборот), музыкального произведения (парафраз, попурри, вариации, фантазии) и т. п. При этом существенно меняется характер и содержание первоначального произведения, что обычно отражается в оформлении главного источника информации, например, в качестве автора указано имя лица, создавшего модифицированное произведение, приведены уточняющие слова «по мотивам», «на основе» и т. п., либо дано новое название произведению. Имя автора оригинала (при необходимости – вместе с заглавием) используется как дополнительная точка доступа. Чуковский, К. И. Доктор Айболит [Текст]: по Гью Лофтингу: для дошк. и мл. шк. возраста / К. И. Чуковский (Дополнительная точка доступа – заголовок: Лофтинг, Г.) Аренский, А. С. Фантазия на темы Рябинина [Ноты] / А. С. Аренский (Дополнительная точка доступа – заголовок: Рябинин, И. Т.) Белозерцева, Н. Спасенная жизнь [Звукозапись]: по роману Б. Апица «В волчьей пасти» / Н. Белозерцева (Дополнительная точка доступа – заголовок и заглавие оригинала: Апиц, Б. В. В волчьей пасти) Цфасман, А. Н. Фантазия на темы оперетты И. Дунаевского «Вольный ветер» [Ноты] / А. Н. Цфасман (Дополнительная точка доступа – заголовок и заглавие оригинала: Дунаевский, И. О. Вольный ветер) В сомнительных случаях, когда трудно определить степень переработки, в качестве основной точки доступа выбирается заголовок с именем автора оригинального произведения. 4.3. Комментированные произведения 4.3.1. При решении вопроса об основной точке доступа для записи комментированного авторского произведения приходится делать выбор между автором оригинала и автором комментариев. 4.3.2. Если из оформления главного источника следует, что комментарии носят вспомогательный характер, основной точкой доступа становится заголовок с именем автора комментируемого произведения. Имя комментатора может стать дополнительной точкой доступа. Гоголь, Н. В. Тарас Бульба [Текст]: повесть / Н. В. Гоголь; коммент. А. Слонимского (Фамилия автора произведения помещена на главном источнике перед заглавием. Дополнительная точка доступа – заголовок: Слонимский, А., коммент.) 4.3.3. Заголовок с именем автора комментариев выбирается в качестве основной точки доступа, если из оформления документа ясно, что текст оригинала приведен в качестве иллюстрации к комментариям (исследованиям), представляющим собой главную цель публикации. Имя автора оригинальной работы (иногда вместе с ее заглавием) становится дополнительной точкой доступа. В случаях сомнения предпочтение оказывается автору оригинала. Кандиев, Б. И. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» [Текст]: комментарии / Б. И. Кандиев (Фамилия автора комментариев помещена на главном источнике перед заглавием. Дополнительная точка доступа – заголовок и заглавие комментируемого произведения: Толстой, Л. Н. Война и мир) 4.4. Иллюстрированные произведения 4.4.1. При решении вопроса об основной точке доступа для записи авторских произведений, содержащих значительное количество иллюстраций, выбор производится между автором текста и автором иллюстраций. 4.4.2. Для авторских произведений с большим количеством иллюстраций основной точкой доступа является заголовок с именем автора текста. Имя автора иллюстраций может быть дополнительной точкой доступа. Пушкин, А. С. Сказка о рыбаке и рыбке [Текст]: для дошк. возраста / А. С. Пушкин; рис. Б. Дехтерева (Дополнительная точка доступа – заголовок: Дехтерев, Б., ил.) 4.4.3. Для изданий, в которых в качестве автора на главном источнике указан автор текста, в качестве основной точки доступа выбирается имя автора текста. Имя художника может быть дополнительной точкой доступа. Зограф, Н. Ю. Николай Ге [Текст]: альбом / Н. Ю. Зограф (Дополнительная точка доступа – заголовок: Ге, Николай, о нем) 4.4.4. Заголовок, содержащий имя художника, выбирается в качестве основной точки доступа для альбома, состоящего из его иллюстраций, если оно помещено на главном источнике в качестве автора (авторское оформление см. п. 2.3 данной главы). Имя автора текста может быть использовано как дополнительная точка доступа. Питкянен, М. А. Финляндия в фотографиях [Изоматериал]: фотоальбом / М. А. Питкянен; текст Р. О. Койо (Дополнительная точка доступа – заголовок: Койо, Р. О.) Chagall, M. The Jerusalem windows [Изоматериал] / M. Chagall; text a. notes by Jean Leymarie (Дополнительная точка доступа – заголовок: Leymarie, Jean, текст) 4.4.5. Заголовок с именем лица, которое является одновременно и автором текста и автором иллюстраций, выбирается в качестве основной точки доступа, если сведения об этом имеются в документе. Юдин, Г. Н. Букваренок [Текст]: азбука в раскрасках, сказках и картинках: для дошк. возраста / написал и нарисовал Г. Юдин 4.5. Музыкально-литературные произведения 4.5.1. При выборе основной точки доступа для произведений, содержащих как нотный, так и литературный текст (опера, мюзикл, оратория, кантата, литературно-музыкальная композиция и т. п.) делается выбор между автором музыки и автором литературного текста. 4.5.2. Заголовок, содержащий имя композитора, выбирается для произведений, где литературный текст имеет вспомогательное значение, сопровождает нотный текст (либретто, текст оперетты, стихотворный песенный текст и т. п.). Имя автора литературного текста может быть дополнительной точкой доступа. Чайковский, П. И. Воевода [Ноты]: опера в 3 д. (4 карт.) / либретто А. Н. Островского и П. И. Чайковского по пьесе А. Н. Островского (Дополнительная точка доступа – заголовок: Островский, А. Н., текст) 4.5.3. При отсутствии нотного текста или при его наличии в качестве отрывков, иллюстрирующих литературный текст, основной точкой доступа становится заголовок с именем автора либретто, стихотворного или иного текста, лежащего в его основе. Имя композитора или иного лица вместе с заглавием произведения становится дополнительной точкой доступа. Висковатов, П. А. «Демон» А. Г. Рубинштейна [Текст]: [либретто оперы] в 3 д., 7 карт. / либретто П. А. Висковатова по одноим. пьесе М. Ю. Лермонтова (Дополнительные точки доступа – заголовки с заглавиями: 1. Рубинштейн, А. Г. Демон. 2. Лермонтов, М. Ю. Демон) Калинина Т. Сказки Андерсена [Текст]: либретто оперы для детей в 2 д. с прологом и эпилогом по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева» / Т. Калинина; муз. С. Баневича (Дополнительные точки доступа – заголовок: 1. Баневич, С., комп.; заголовок и заглавие: 2. Андерсен, Г. Х. Снежная королева) 4.6. Звукозаписи 4.6.1. При выборе основной точки доступа для звукозаписей делается выбор между автором музыки, автором текста и исполнителем. Если звукозапись содержит музыкальное произведение с указанием автора музыки, автора литературного текста и (или) исполнителя, основной точкой доступа становится имя автора музыки, а имя автора текста и (или) исполнителя – дополнительными. Хорощанский, В. Иосиф Кобзон поет песни В. Хорощанского на стихи А. Поперечного [Звукозапись] (Дополнительные точки доступа – заголовки: 1.Поперечный, А., текст. 2. Кобзон, И., исполн.) Ермакс, Р. Вселенная [Звукозапись]: поэма для хора и органа / муз. Р. Ермакса; сл. Ф. Хисни-Дагларджа (Дополнительная точка доступа – заголовок: Хисни-Даглардж, Ф., текст.) 4.6.2. Если звукозапись содержит сборник музыкальных или литературных произведений разных авторов, исполненных одним музыкантом, чтецом и т. п., в качестве основной точки доступа выбирается имя исполнителя. Соловьяненко, А. Украинские народные песни [Звукозапись] / поет А. Соловьяненко Бурцева, Мария. Думы о родном Алтае [Звукозапись] / поют Мария и Аким Бурцевы (Дополнительная точка доступа - заголовок: Бурцев, А.) Ибрагимов, Ренат. В краю магнолий [Звукозапись] / поет Ренат Ибрагимов; сопровожд. Инструм. анс. под упр. Р. Мазитова 4.7. Сборники произведений разных авторов 4.7.1. Если документ представляет собой сборник произведений разных авторов, расположенных на одном носителе информации, в качестве основной точки доступа выбирается: 4.7.1.1. Заголовок, содержащий имя первого автора или имя автора, выделенное полиграфическим способом, если у сборника есть общее заглавие и имеется авторское оформление главного источника информации (см. п. 2.3 данной главы), причем авторов не более трех. Багрицкий, Э. Г. Стихотворения и поэмы [Текст] / Э. Г. Багрицкий, М. Г. Светлов (Дополнительная точка доступа – заголовок: Светлов, М. Г.) Перселл, Г. Легкие старинные сонаты [Ноты]: для виолончели с фп. / Г. Перселл, Ж. Дюпор, Д. Экклс (Дополнительные точки доступа – заголовки: 1. Дюпор, Ж. 2. Экклс, Д.) 4.7.1.2. Заголовок, содержащий имя автора произведения, указанного на главном источнике первым, если у сборника нет общего заглавия (наличие или отсутствие авторского оформления на выбор не влияет). Балакирев, М. Тамара [Звукозапись]: симф. поэма по М. Лермонтову / М. Балакирев. Концерт для фортепьяно с оркестром / Е. Светланов; [оба произведения исполн. Гос. акад. симф. орк. СССР; дир. Е. Светланов] (Дополнительная точка доступа – заголовок и заглавие: Светланов, Е. Концерт для фортепьяно с оркестром) 4.7.2. Правила выбора основной точки доступа для других видов авторских сборников см. гл. 50 п. 2.10.
|