Студопедия — Свобода и ответственность личности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Свобода и ответственность личности






 

Личность всегда активна, всегда деятельна. В связи с анализом такой деятельности в фи­лософии встает проблема свободы личности, получившая неоднозначные решения.

1. Фатализм (от слова «фатум» – рок) утверждает, что свободы не существует, личность полностью зависит от природных и социальных закономерностей. Это означает, что человек подчиняется природным законам – он рождается, взрослеет, стареет и умирает не по своей воле; он подчиняется и социальным законам, ибо живет в соответствии с нормами и правилами, устанавливаемыми обществом (Сенека, П. Гольбах).

2. Волюнтаризм считает, что человек абсолютно свободен в своих действиях, так он духовное, а не природное существо и не подчиняется объективным законам природы (Шопенгауэр, Штирнер, Ницше).

3. Широкое распространение получило и понимание свободы как «познанной необхо­димости». Свобода при таком подходе предстает как возможность познания объективных закономерностей действительности и действия в соответствии с ними (Б. Спиноза. Г. Гегель, Ф. Энгельс).

4. Характерным для философии XX века стало представление о том, человек полностью и абсолютно свободен, причем свобода эта – прежде всего внутренняя, духовная. Она выражается в возможности выбора любого решения (Ж.-П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев, Дж. Сантаяна).

5. Наиболее популярным в философии XX века стал следующий подход. Человек обладает свободой воли, но эта свобода относительна, а не абсолютна. Люди не вольны в выборе объективных условий их жизни, но свободны в постановке целей и определении средств их достижения. Мера свободы личности определяется:

– конкретной ситуацией, которая предоставляет человеку больший или меньший спектр возможностей выбора (он будет различен, например, при тоталитарных или же демократических режимах);

– особенностями самой личности, ее способностью осуществлять выбор, принимать решения и отвечать за них.

Свобода всегда связана с ответственностью перед собой и другими людьми. Ответственность – это понимание человеком требований, которые предъявляет общество по отношению к нему и стремление осуществить эти требования. Это способность и возможность человека выступать полноправным субъектом соб­ственного поведения – сознательно и добровольно выполнять нравственные и правовые требования и осуществлять стоящие пе­ред ним задачи. Быть ответственным за тот или иной поступок – значит признать себя его автором и принять на себя его последствия. Ответственность служит подтверждением того, что любое действие человекаоценивается, прежде всего самим человеком. Человек ответственен за мир, за самого себя и за своё бытие в этом мире. Он сам отвечает за поступок: 1) когда он совершен созна­тельно и именно им; 2) когда он совершен сознательно, но не обязательно им самим; 3) когда его совершил именно он, но, не желая того; 4) когда он его не желал и не совер­шал собственноручно, но при этом от него зависела воз­можность его избежать. В этом отношении различают раз­ные степени ответственности, в зависимости: от того идет ли речь о гражданской или об уголовной ответственности, или о моральной ответственности. Существуют три условия ответственности: наличие закона (общественного или морального), вменяемость (не­вменяемые не несут ответственности), свобода (мы не несем ответственности за поступок, совершенный по принуж­дению).

Поскольку же человек далеко не всегда может предвидеть последствия своего выбора, своих поступков, свобода всегда связана и с риском.

При анализе этого обстоятельства в русле особого течения в культуре XX века – философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен, Х. Плеснер и др.) – было обосновано положение о «рискованности существования» человека, о его «поставленности-на-самого-себя». (С кем бы мы ни советовались, как бы ни ссылались на независящие от нас обстоя­тельства, в конечном счете, мы осуществляем выбор сами и, если он неверен, нам не на кого переложить вину и ответственность за него). Сознание, дух, отличающие человека от животных, позволяют ему противопоставить себя реальности. Из этого делается вывод, что человек «открыт миру», «имеет мир», перед которым испытывает удивление (начало философии) и страх (начало религии).

Все это привносит тревогу в жизнь человека. Именно поэтому многие современные философы отмечают, что человек боится свободы, что в XX веке происходит «бегство от свободы», отказ от нее (Ж.-П. Сартр, Э. Фромм).

В своей жизни человек проходит через множество ситуаций, в которых он вынужден принимать решения и которые он обуславливает определенным смыслом. Такой смысл не задан изначально, его нельзя придумать. Именно способность к созданию смыслов нередко рас­сматривается как сущностная, важнейшая особенность и потребность человека (В. Франкл). Вместе с тем у каждой личности формируются меняющиеся под влиянием обстоятельств, представления о главном смысле – о смысле человеческой жизни.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 467. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия