Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философские модели исследования человека





В зависимости от того, какие качества как сущностные в человеке, рассматривали философские направления, различают следующие модели. В основе каждой модели объяснения человека лежит определённое доминирующее качество человека, которое рассматривается как его сущностная основа. При этом многообразие человеческого бытия сводится к одной основе – к тему, духу, социуму, культуре и т.д.

1. Теологическая. В рамках этой модели человек рассматривается как внеприродное, сотворённое богом существо. Бог создал человека по своему образу и подобию. На шестой день творения. В Библии говорится: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душою живою». Человек – высшее творение Бога. Он принадлежит к двум мирам – земному, материальному, физическому и духовному, идеальному, све-рхъестественному. По Библии, человек – это единство тела (биологического, природного вещества – «праха земного»), которое подчиняется законам природы, и души (трансцендентного, потустороннего мира), который подчиняется божественному духу. Апостол Павел выдвигает трехмерное представление о человеческом существе, которое имеет тело, душу и дух, где высшее начало и сущность человека заключается в духе, который одухотворяет тело и душу. Отсюда духовность рассматривалась как устремлённость человека к Богу. Эта модель человека является методологией христианской догматики.

2. Биологизаторская. Здесь человек рассматривается как животное, природное существо, достигшее высокого уровня развития приспособительных рефлексов (Гоббс, Фейербах). Все психические и духовные качества человека – это проявление природных инстинктов и влечений человека. Такой подход в своих истоках можно найти в идеях Демокрита, определяющего человека как «животное, от природы способное ко всякому учению и имеющее помощником во всём руки, рассудок и умственную гибкость. Такая установка определяет несколько возможных интерпретаций человека, в том числе:

– человек – это эволюционно возникшие животные, в результате чего в человеческом обществе действуют законы биологической эволюции; человек является существом биологически неспециализированным, недостаточным, ущербным. Поэтому формирование культуры следует рассматривать как биологическое приспособление, позволившее людям выжить (философская антропология – А. Гелен);

– генетические особенности человека оказывают определяющее влияние на формирование его нравственных качеств, например, способности к альтруистическому поведению. Более того, именно гены, в конечном счете, определяют, какие именно нравственные, религиозные, эстетические принципы будут освоены большинством населения, утвердятся в культуре (социобиология – Э.О. Уилсон, Ч. Ламсден).

Проблема сущности человека в рамках этой модели сводится к поискам инвариантного набора характеристик и врождённых качеств человека.

3. Рационалистическая. В рамках этой модели человек предстаёт как разумное животное. Эта модель зародилась в философских учениях Платона и Аристотеля, утверждающих, что человеческое тело смертно и приходящее, а душа (у Аристотеля – разумная душа) существует вечно. Сущностью человека является сознание (душа), наличием которого человек отличается от животного. Основной акцент этой модели человека сделан на понятие «духовность» (духовное в человеке зависит не от социальных, внешних влияний, а идёт изнутри). В рамках этой модели можно выделить двоякое понимание сущности духовности: а) рационалистическое – человек как духовная сущность отождествляется с разумом и мышлением (Декарт, Гегель – сущность человека равна его сознанию: «Я мыслю, следовательно, Я существую»). Здесь провозглашается тождество мышления (сущности человека) и его бытия (существования человека); б) рефлексивное – человек как духовная сущность отождествляется с его самосознанием и рефлексией, которая отделяет его от мира природы (Тейяр де Шарден: «Рефлексия – это приобретённая сознанием способность сосредотачиваться на себе и овладевать самим собой как предметом, … способность не просто познавать, а познавать самого себя»). Здесь акцент делается на способность человеческого духа разделять свою сущность и существование: он не может выделить себя из природы, не противопоставив себя ей, и в то же время самого себя рассматривает как обособившуюся часть природы.

4. Социологизаторская. В рамках этой модели человек по сущности своей является социальным существом, продуктом общества, сущностью которого является его способность жить в обществе, аккумулируя его нормы и ценности. Истоки этой трактовки мы находим в учении Аристотеля, который определял человека как политическое животное, обосновывая мысль о том, что жизнь человека в обществе также естественна, как и в семье. Человек – это то, что делает из него общество. Биолого-генетические задатки не оказывают сколько-нибудь важного влияния на его жизнь, индивидуальные особенности не имеют существенного значения. Общество формирует человека в соответствии со своими потреб­ностями, подчиняя его себе и превращая в элемент социального целого.

Переработку данной модели человека осуществляет К. Маркс в своём социально-антропологическом учении, утверждая, что сущностью человека является вся совокупность общественных отношений., то есть выявить сущность человека можно только в системе социальных отношений, где он живёт и сформировался. Биологические характеристики человека – второстепенны. Биологическое в человеке – основа социального, но подчинена ему: социальные факторы могут препятствовать или способствовать проявлению природных способностей человека. Таким образом, человек – биосоциальное существо, но, будучи частью природного мира, человек может стать человеком только в общении с другими людьми.

Решение проблемы сущности человека в марксистской философии. Другую, наиболее развитую и внутренне непротиворечивую концепцию развивает марксистская философия. Марксистская философия предлагает раскрыть сущность человека не только как природно-биологического существа, но и на основе концепции общественно-практической, деятельной сущности человека. Она исходит из предпосылки об уникальности человеческого бытия.Обоснованию этого положения служит учение о сочетании биологической и социальной сущности человека.

Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Используя это понятие, марксистская философия стремится подчеркнуть, что существует особая исторически развивающаяся общность – человеческий род, человечество – которая отличается от всех иных материальных систем только ей присущим способом жизнедеятельности.

Но каковы особенности человеческого бытия? Что обусловливает его уникальное положение в мире? Начинать искать ответ на эти вопросы, с точки зрения марксистской философии, следует, прежде всего, с уяснения взаимоотношения человека и природы. Человек – это часть природы, живое телесное существо. С этой точки зрения, его можно охарактеризовать определенной совокупностью родовидовых признаков. Природно-биологическими факторами обусловлено: рождение, внутриутробное развитие, продолжительность жизни, способность усваивать определенные виды пищи, передача по наследству определенных задатков и возможностей, пол и другие качества человека. Подобно другим биологическим видам человечество (homo sapiens) имеет устойчивые вариации – разновидности. Наиболее крупные из них – расы. Раса – это набор определенного генотипа, приспособленного к конкретным условиям среды его обитания, который выражается в специфических анатомических и физиологических признаках.

Каково же влияние природно-биологической организации на жизнь людей? Большую часть времени, всех своих сил человек должен был использовать для удовлетворения биологических потребностей в пище, воде, жилище, одежде и т.д. Из потребности жизнеобеспечения выросла и на ее удовлетворение была направлена вся социальная организация жизнедеятельности людей: род, племя, семья, государство, моральные и правовые нормы и т.д.

Человек обладает и природными, и социальными качествами, которые взаимодействуют и влияют друг на друга при определяющем значении последних. Человек – результат эволюции природы, он испытывает воздействие со стороны космических и планетарных факторов (излучений, электромагнитных волн, климатических колебаний и т.п.).

Данный подход позволяет также рассматривать индивидуального человека как единство трех составляющих: биологической (генетические, анатомические, физиологические особенности), психологической (особенности характера, воображения, эмоций) и социальной (особенности мировоззрения, знаний, ценностных установок).

Один из самых значительных социальных институтов человечества – это семья.Главное назначение семьи всегда определялось такими задачами, как: воспроизводство человеческого рода, рождение и воспитание потомства, организация жизнедеятельности всех членов семьи. Духовные стимулы в формировании семьи возникли гораздо позже (мораль, религия, искусство), но были также направлены на удовлетворение биологических потребностей человека.

С точки зрения этой концепции, человек выделился из мира животных благодаря труду. Началом такого выделения марксистская антропология определяет начало изготовления человеком орудий труда. Однако такая точка зрения нуждается в уточнении. Дело в том, что у животных уже наблюдаются элементы трудовой деятельности и имеют место начальные формы изготовления примитивных орудий труда. Но они используются для обеспечения и в качестве вспомогательного средства животного способа жизнедеятельности. В сущности, этот способ, основанный на системе условных и безусловных рефлексов и на инстинктах, можно считать предпосылкой для осуществления перехода от животного к человеку, но их еще нельзя рассматривать в качестве человеческого начала.

Действительным человеческим началом следует считать такой уровень развития живого, когда производство орудий труда превращается в особую потребность, без которой становится невозможной сама жизнь, когда оно становится средством обеспечения коллективной жизнедеятельности.

Труд становится главным условием бытия человека. Под влиянием нового способа жизнедеятельности налаживается материальное производство, в процессе которого устанавливаются общественные отношения, в которые входят: производственные отношения, отношения между историческими общностями людей (род, племя, народность, нация), брачно-семейные отношения, бытовые, межличностные, между обществом и личностью. Поэтому жизнедеятельность человека предстает как сложный процесс не только удовлетворения потребностей, но и воспроизводства системы общественных отношений. Взаимосвязь между людьми осуществляется через определенные интересы, которые обеспечивают возможности отыскания объекта и определяют способ удовлетворения потребностей. Осознание людьми отношения к природным и социальным условиям жизни через призму интересов находит свое отражение в целях, которые становятся идеальными побудительными импульсами к активной и относительно самостоятельной жизнедеятельности человека.

Таким образом, можно сформулировать синтетическую характеристику человека. Человек – это животное, телесное существо, жизнедеятельность которого основана на материальном производстве, осуществляющемся в системе общественных отношений, процессе сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития.

5. Символическая. Данная модель рассматривает человека как представителя особого мира – мира символов, который возвышает его над природным миром (Кассирер, Леви-Стросс, Фуко). Человек – это своего рода посредник физического мира, помогающий познать его, овладеть им и преобразовать его. Сущность человека выражается в его языке, религии, эмоциональном восприятии мира, в художественных формах его постижения. Человек отличается от других живых существ тем, что нашёл свой способ включения в окружающий мир – Он не просто живёт в природной среде – он преобразует её в свою особую природу, которая существует в другом измерении – в символическом мире.

6. Негативистская (пессимистическая). Данный подход берёт своё начало в учении Руссо, который утверждал, что человек обладает способностью к самосовершенствованию и культуре, которая является «источником почти всех несчастий,… способствуя… расцвету его знаний и заблуждений, пороков и добродетелей, заставляя его сделаться тираном над самим собой и природой». Продолжают эту идею Шопенгауэр, Ницше и Фрейд: Человек испорчен культурой. Человек как биологический вид разрушается под напором цивилизации. Человек потерял свою природную сущность. Напротив, А. Гелен утверждает, что человек биологически ущербен, не приспособлен к природе и это заставляет его быть активным по отношению к ней. Покоряя природу, человек создаёт культуру как искусственную природу, которая, в свою очередь, разрушает его.

7. Экзистенциальная (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.). В рамках этой модели бытие человек рассматривается как тождественное его психическим переживаниям. Сущность человека, как утверждает Хайдеггер, покоится в его экзистенции, которая появляется в его поступках и выборе ситуации. В данной модели сущность человека и его существование (бытие) неразрывно взаимосвязаны. А бытие человека в единстве с его сущностью отражает категория «экзистенция» как специфически человеческий способ бытия, основанный на переживании человеком жизненных ситуаций.

Существенное внимание в экзистенциализме уделяется вопросу о специфике человеческого бытия. Согласно М. Хайдеггеру, например, оно может быть подлинным или неподлинным. В условиях неподлинного бытия вещи господствуют над людьми (они важнее людей), сам человек рассматривается как вещь, он обезличивается, стандартизуется, а потому оказывается, что любую личность можно заменить другой. Человек – всегда в общении, в коммуникации с другими, но при неподлинном бытии это лишь усиливает одиночество. Переход к подлинному бытию возможен только через осознание конечности, а значит, уникальности и ценности каждого человека.

Другой представитель философского экзистенциализма – Ж.-П. Сартр, характеризуя че­ловеческое существование в целом, утверждает, что неизбежным для всех людей является: быть в мире, быть в нем среди других, быть в нем за работой и быть в нем смертным. В любом своем проявлении бытие вызывает у человека специфические переживания:

– ощущение заброшенности – мне не на что и не на кого опереться ни в себе, ни вне себя;

– тревогу, обусловленную пониманием ответственности за свои решения; отчаяние: человек принимает во внимание лишь то, что зависит от его воли, некоторые вероятные возможности. Однако случайные обстоятельства могут изменять ход событий, а потому человек никогда не может быть уверен в своем будущем.

Сартр различает сущность и существование человека. От рождения человек обладает су­ществованием (он уже живет), но не сущностью – главное в себе он формирует в ходе жизни, ему еще только предстоит стать собой. Исходя из этого, Сартр утверждает, что человек всегда создает себя сам, является «проектом самого себя». Нет никакой особой «природы человека», и никто не вправе навязать нам какой-либо идеальный образ. Но именно поэтому человек несет ответственность за то, каким является. В ходе всей своей жизни мы меняем и себя, и мир, а тем самым постоянно выходим за собственные пределы.

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 610. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия