Студопедия — Славянофилы и западники. Оригинальным русским социально-философским учением было славянофильство, представленное А.С.Хомяковым (1804-60)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Славянофилы и западники. Оригинальным русским социально-философским учением было славянофильство, представленное А.С.Хомяковым (1804-60)






 

Оригинальным русским социально-философским учением было славянофильство, представленное А.С.Хомяковым (1804-60), И.В.Киреевским (1806-56), К.С.Аксаковым (1817-60), Ю.Ф.Самариным (1819-76). В его основе лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и даже исключительности. Проблема России, её прошлого и будущего, смысла её истории была центральной темой учения славянофилов. Приведём основные положения этого учения.

Решающую роль в развитии всей цивилизации играет православие. Именно оно сформировало те исконно русские начала, тот русский дух, который создал русскую землю в её бесконечном объеме и обеспечит России мировое первенство. Истинной религией является лишь православие. Какое же качество даёт ему преимущество перед другими религиями? Таким качеством служит гармония свободы и необходимости. В католицизме отсутствует церковная свобода из-за догмата о непогрешимости папы римского, в протестантизме же, наоборот, излишняя свобода разрушает церковность. Только православие гармонично сочетает свободу и необходимость, индивидуальную религиозность с церковной организацией.

Указанная гармония служит основой соборности – результата взаимодействия свободного человеческого начала (свободы воли человека) и божественного начала (благодати). Соборность означает единство во множественности верующих, свободное единение людей, основанное на христианской любви и направленное на поиски совместного, коллективного пути к спасению, это церковный коллективизм, общинность. Соборность может быть понята и усвоена только тем, кто живёт в православной «церковной ограде» и участвует в культовых действиях, которые воспитывают наиболее важные «чувства сердца». Культ не может быть заменён теоретическим изучением веры. Богослужение обеспечивает реализацию принципа «единства во множественности». Приобщаясь к Богу через таинства крещения, причащения, миропомазания, исповеди и брака, верующий осознаёт, что только в церкви он может в полной мере вступить в общение с Богом и получить спасение. Отсюда вытекает стремление к живому общению с другими членами общины, тяга к единству с ними. Наряду с этим каждый член церкви, находясь в её «ограде», может по-своему переживать религиозные действия, в силу чего имеет место и «множественность» и «индивидуальность» верующих.

Вторым после православия признаком русского народа, по мнению славянофилов, служит общинность. На Западе основа личных прав – частная собственность на землю, она ведёт к разобщению людей, вызывает разрыв семейных связей, порождает жажду личного обогащения и безразличия к окружающим людям. Русь же, по представлениям славянофилов, не знала и не будет знать частной собственности на землю. Здесь основа основ – общинная собственность (земля принадлежит всей деревне, а каждой семье выделяется пай в соответствии с количеством членов семьи). Экономическая деятельность общины, где её члены выступают как товарищи и пайщики, оптимально сочетает личные и общественные интересы, но главное достоинство общины состоит в том, что она воспитывает у своих членов высокие духовно-нравственные принципы: готовность постоять за общее дело, честность, справедливость, патриотизм и др. Для усовершенствования общины необходимо отменить крепостное право, а общинный принцип распространить и на городскую жизнь.

Западные народы, извратив символ веры, предали забвению соборное начало, что привело к распаду их обществ на эгоистических индивидов, преследующих свои меркантильные цели. Россия же, опираясь на православную духовную основу, идёт своим особым путём, который должен привести её к мировому лидерству. Славянофилы верили, что по мере распространения общинного принципа будет всё более укрепляться дух соборности. Главным принципом социальных отношений станет «самоотречение каждого в пользу всех». В результате этого будет выполнена задача российской истории – просветление народного общинного начала началом религиозно-церковным. Для укрепления антизападных начал славянофилы предлагали перенести столицу Российской империи из бюрократически-немецкого Петербурга, этого «окна в Европу», в Москву – исконную русскую столицу.

Хотя прогноз славянофилов оказался утопическим, но их вера в большое будущее России, убеждённость в значении народной духовности для прогресса страны оказали большое влияние на развитие отечественной философии. Более того, после распада СССР актуальность их идей возрастает в связи с проблемой самоопределения России.

Другим течением в России XIX века было так называемое западничество. К представителям этого течения относятся Н.В.Станкевич (1813-1840), А.И.Герцен (1812-1870), Н.Н.Огарёв (1813-1877), П.А.Анненков (1812-1887). Западнические идеи – понимание различий Европы и России и стремление к совершенствованию русского быта, культуры, законов на основе использования западноевропейского опыта – восходят ещё к XVI веку. Пионером здесь был князь Андрей Курбский с его стремлением усовершенствовать и русское государство, и нравы, и образованность путём обращения к опыту Европы, к её культурным богатствам. Западники XIX века использовали и перерабатывали применительно к русским условиям передовую мысль Западной Европы, начиная с эпохи Возрождения – идеи итальянских гуманистов, французских просветителей XVIII века.

В отличие от славянофилов, идеалом которых был человек, охваченный «хоровым чувством», один из общинников, слившийся в единой вере и с ощущением соборности с другими верующими, идеал личности у западников был иным. Это – независимый человек, свободный от принижающей его нерассуждающей преданности кому бы то ни было, индивидуалист. Но не вульгарный эгоист-себялюбец, а эгоист разумный, соразмеряющий свои потребности с интересами таких же независимых личностей. Главное в человеке – его цивилизованность, противостояние всему дикому, хаотичному. Такое противостояние предполагает рациональный подход ко всему, преобладание размышлений, взвешенных решений над всплеском эмоций. Личность такого типа может сложиться и существовать лишь в определённых условиях – в условиях отсутствия внешнего гнёта, всего, что стесняет личность (7,с.105-106). Таким образом, западничество, идя от интересов и идеала личности, приходило к выводу о необходимости правового государства, проведения социальных реформ в духе либерализма. В условиях России – это отмена или смягчение крепостного права, реформа государственного аппарата с целью ослабления всевластия чиновников с их взяточничеством, казнокрадством и неуважением к людям. Также западники были сторонниками разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), терпимости к инакомыслию и инаковерию. Можно сказать, что западники духовно подготовили существенные изменения 1860-х гг. – отмену крепостного права, судебную, военную и городские реформы.

Итак, и славянофилы, и западники были искренне озабочены проблемой развития России. Влияние споров между ними нашло отражение в публицистике и в художественной литературе, в частности в романах Достоевского. И в настоящее время в России идеи самобытности нередко противопоставляются идеям общего цивилизационного развития. Методологическим основанием синтеза идей славянофилов и западников может служить положение о единстве общего и особенного в историческом процессе. Все страны подчиняются общим законам развития общества, но каждая из них имеет свои особенности.

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 348. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.078 сек.) русская версия | украинская версия