Семинар 1. Учение Платона о государстве и праве
1. Философский метод Платона. Связь его учения с политической ситуацией в Афинах. 2. Диалог Платона «Государство». а) учение о справедливости и основах человеческой души; б) идеальное государство Платона. Характеристика сословий; вопрос о собственности: в) учение о формах государства, 3. Смешанное государство в диалоге «Законы»: а) характеристика идеального государства (сословия, собственность, организация власти); б) учение о законах. Литература Виндельбанд В. Платон. Киев, 1993. Гусейнов А.А. Античная этика. М., 2011 Исаев И. А. Метафизика власти и закона. М., 1998. Кривущин Л. Г. Проблема государства и общества в домарксистской мысли. Л.,1978. Лосев А. Ф. История античной философии. М., 1989. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М., 1989. Нерсесянц В. С Платон. М., 1989 Платон и его эпоха. М., 1979. Платон. Государство. Законы. Политик. М., 1998. Платон. Сочинения, Т. 3. Часть I. М„ 1971. Хрестоматия по истории политических и правовых учений, Ч. 1. Сост. Волосникова. Л. М. Тюмень, 1996, С. 4-32. Семинар 2 АРИСТОТЕЛЬ И ЕГО «ПОЛИТИКА» 1. Метод изучения общества и государства у Аристотеля. 2. Происхождение государства. Государство и семья. 3. Определение, задачи государства. 4. Части государства 5. Критика Платона. Вопрос о собственности. 6. Учение о формах государства. 7. Проблема идеального государства. 8. 8 Учение о справедливости, праве, законе. Литература Аристотель. Политика // Аристотель. Соч. М., 1984. Т. 4. Аристотель. Политика. Афинская политика. М., 1997 Бергер А, К. Политическая мысль древнегреческой демократии. М., Наука, 1966. Гусейнов А.А. Античная этика. М., 2011. История политических и правовых учений: Древний мир. Под ред В. С Нерсесянца. М., Наука. 1985. Нерсесянц В. С. Политические учения древней Греции М, Наука. 1989. Разумович Н. Н. Политическая и правовая культура, М.., Наука, 1988. Хрестоматия по истории политических и правовых учений. Ч. I. Сост. Волосникова Л. М. Тюмень, 1996, С, 32-63.
Семинар 3 Политико-правовая культура в древнем Риме. 1. Учение Цицерона о государстве и праве. Учение о формах правления. Политика и мораль. 2. Политико-правовые воззрения стоиков 3. Политические идеи Нового Завета. Отношение к государству. Учение о божественном законе. 4. Политико-правовые взгляды Августина. Соотношение церкви и государства. Литература Блаженный Августин. О граде Божием. М., 1994. Т. 4. Гусейнов А.А. Античная этика. М., 2011. История политических и правовых учений: Древний мир. Под ред В. С Нерсесянца. М., Наука. 1985. Новый Завет// www.wco.ru/biblio/books/newtest/main.htm. Римские стоики. М., 1995. Утченко С. Л Политические учения Древнего Рима –М., 1977. Хрестоматия по истории политических и правовых учений. Ч. 1. Coсt, Волосникова Л. М. Тюмень. 1996. С. 89-120. Цицерон Диалоги О государстве О законах.М.,1966.
Семинар 4. Политико-правовая мысль в странах Древнего Востока. 1. Особенности политико-правовой культуры Древнего Китая. 2. Политические идеи Конфуция и его последователей. 3. Политико-правовая концепция даосов. 4. Легизм. 5. Политико-правовая концепция Мо-цзы. 6. Политико-правовые учения в древней Индии. Специфика политических традиций буддизма и брахманизма (индуизма). Взгляды Каутильи. Литература Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). М., 1969. Васильев Л.С. Культы, религии и традиции в Китае. М.,1970. Дао дэ цзин. СПб., 1999. Древнекитайская философия. М., 1972. Конфуций. Изречения. М., 2000. Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. М., 1982. Лукьянов А.Е. Лао Цзы: (Философия раннего даосизма). М., 1991. Малявин В.В. Конфуций. М., 1995. Швачкина Л.Ю. Гуманность в контексте культурных традиций Востока и Запада. Автореферат диссертации на соискание учёной степени д.ф.н..М.,2011 Чжуан-цзы. Ле-цзы. Главы о прозрении истины. М., 1995. Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.
Семинар 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. 1. Особенности политического и правового сознания средних 2. Политико-правовая концепция Фомы Аквинского: обоснование необходимости государственной власти, учение о формах государства; монархия как самая приемлемая форма государства; соотношение светской, и церковной властей; о законе. 3. Политико-правовая концепция Марсилия Падуанского. 4. Политико-правовая мысль Арабского Востока.
Литература
Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1989. Игнатенко. АА Ибн-Хальдун.М, 1980. История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение. М., 1986. Коран. Перевод И Ю Крачковского.М., 1990 Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1994. Марсилий Защитник мира // Антология мировой правовой мысли. Т. 2. –М., 1999. Реале Д, Антисер Д. Западная философия от истоков до наших дней. Спб., 1994. Т. 2. Свежавски С Фома Аквинский, прочитанный заново. Сретенск, 2000 Сюкиайнен Л Р Мусульманское право Вопросы теории и практики.М., 1986 Фома Аквинский О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе XI-XVTI вв –Л., 1990 Хрестоматия по истории политических и правовых учений. Ч. 1. 1996. С. 89-120. Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания. М., 2011.
|