Студопедия — П.Д. Корин. Реквием. Русь уходящая
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

П.Д. Корин. Реквием. Русь уходящая







Существенной стороной социокультурной миссии Владыки Пимена уже в качестве Патриарха Московского и всея Руси (1971) стало продолжение того направления, которое активно развивал Алексий I, а именно укрепление отношений между Православными Церквями разных стран. Осуществляя столь важную миссию, Патриарх Пимен подчеркивал: «Мы стремились, и, по нашему мнению, небезуспешно, посильно послужить развитию братских от­ношений Русской Православной Церкви с возлюбленными поместными Церквами. Единство в свидетельстве и служении великой православной все­ленской семье — вот та святая задача, которой мы себя посвящаем»
[13, с. 73]. В контексте осуществления этой высокой задачи Патриарх предпринял несколько зарубежных поездок, из которых особенно значимой может быть названа поездка на Святую Землю в мае 1972 года; в октябре того же года Святейший Патриарх совершил визиты в Грецию, Румынию и Югославию; впервые в истории Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Мо­сковский и всея Руси Пимен посетил Святую гору Афон. Из важных событий, предпринятых благодаря инициативе Патриарха в отношении развития отечественной церковной культуры, следует назвать официальное открытие Владыкой в сентябре 1980 года в поселке Софрино за­вода с современным оборудованием и технологиями по производству
пред­метов церковной утвари, необходимых для богослужений и
использова­ния мирянами в индивидуальной религиозной практике.
Важно отметить, что содействие Патриарха позволило в восьмидесятых годах значительно уве­личить объем деятельности Издательского отдела Московской Патриархии; начинался процесс постепенного возврата Церкви монастырей и храмов, пер­вым из которых, благодаря усилиям его Святейшества, в 1983 году был воз­вращен Свято-Данилов монастырь«первый монастырь на Москве» (1282). Просветительское, социально-культурное служение Русской Православной Церкви, руко­водимой Патриархом Пименом накануне и, в особенности после празднова­ния 1000-летия Крещения Руси, расширяло свои границы и усиливало духов­но-нравственные позиции многих представителей советского общества.
После юбилейных торжеств, всколыхнувших религиозное чувство зна­чительной части народа, Церковь получила большую возможность участия, в лице своих представителей, в жизни социума. Так, в 1989 году Святейший Патриарх Пимен был избран народным депутатом страны. В этом же году
со­стоялось празднование 400-летия установления в России Патриаршества, в честь которого Первоиерарху удалось посетить Успенский собор, где были совершены панихида над гробницей Всероссийских Патриархов и молебен Новопрославленным святым: Патриархам Московским и всея Руси
святите­лям Иову и Тихону. Выделяя индивидуальные черты личностной творческой деятельности Патриарха Пимена, отметим, что Святейший принадлежал более к созерца­тельному типу Русского монашества: ему близки были уединение, глубокая продолжительная молитва, немногословие,
усилившееся в последние годы жизни Патриарха, высокая духовная сосредоточенность, свойственная право­славным старцам Святой Руси.
Являясь преемником церковного и социально­го служения Святейших Патриархов Московских Тихона, Сергия и Алексия I, Святейший
Патриарх Пимен начал путь тех преобразований, которые осуще­ствил и умножил в предстоящую эпоху глубоких историко-культурных перемен Первоие­рарх Русской Православной Церкви Алексий II (1990–2008).
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (в миру Алексей
Михайло­вич Ридигер, 1929–2008) родился в Таллине в семье священника и с юности определил свой жизненный путь как служение Русской Православной Церкви. Монашеский постриг (1961) в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры он принял в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Человек глубокой сосредоточенности, сдержанности и цельности,
Вла­дыка проявил научно-исследовательский талант ученого-богослова, являясь автором ряда трудов по истории Церкви: за трехтомный труд «Очерки по ис­тории Православия в Эстонии» он был удостоен высшей ученой степени в Русской Церкви — звания доктора богословия (1984). После избрания митро­полита Алексия на Московский Патриарший Престол (1990) его главной зада­чей стало восстановление церковно-государственных отношений в духе пози­тивного сотрудничества и равноправия; благодаря усилиям Святейшего 30 мая 1991 года Русская Православная Церковь обрела право юридического ли­ца. Патриарх Алексий II четко определил позицию высокого авторитета Церкви в обществе, ее активного участия в жизни народа и независимости по отношению к правительственным структурам
В числе социокультурных инициатив Патриарха следует назвать, в частности, открытие им, совместно с ректором МГУ им. М.В. Ломоносова
В.А. Садовничим, первого учредительного съезда Союза православной молодежи.
Акцентируя внимание общественности и правительства на необходимо­сти религиозного просвещения в контексте достижений мировой и отече­ственной культуры, Святейший Патриарх Алесий II выразил убеждение, что воспитание юношества на христианских ценностях, усвоение молодыми людьми христианской нравственности позволит им «понимать великих поэтов и писателей, музыкантов и художников прошлого, таких, как Гете, Шекспир, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Бах, Моцарт, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Рафаэль, Микеланджело, Андрей Рублев, Суриков, Васнецов, Нестеров и многие другие деятели литературы и
искус­ства, сформировавшиеся в христианской традиции, взрастившей их таланты»[2, с. 227]. По благословению Его Святейшества открылись духовные семинарии, духовные училища, церковно-приходские школы и традиционные пра­вославные гимназии. Не осталось без попечения Святейшего Патриарха высшее богословское образование: в 1992 – начале 1993 года были открыты Свято-Тихоновский богословский институт (ныне — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет) и Российский Православный уни­верситет — учебные заведения нового для современной России типа, целью которых является подготовка не столько священнослужителей,
сколько высококвалифицированных специалистов гуманитарного
профиля с глубоким профессиональным зна­нием богословских дисциплин.
После многолетних гонений в эпоху тоталитаризма Церкви фактически была возвращена возможность миссионерской деятельности, благотвори­тельного служения (запрещенного в прежние советские годы); последнее де­сятилетие ХХ века и первое десятилетие XXI столетия – период возрожде­ния и расцвета — ознаменовались открытием тысячи храмов, сотни монасты­рей, Церковь получила возможность общественной проповеди; миллионы людей могут приобщаться ко многим возвращенным святыням, иконам и церковным ценностям. При Патриархе Алексии II произошло важнейшее событие в судьбе Рус­ской Православной Церкви новейшего времени — восстановление единства Русской Церкви.

Патриарх Алексий II


В праздник Вознесения Господня 17 мая 2007 года был под­писан Акт
о каноническом общении между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и Русской Православной Церковью Заграницей. Восстановление церковной целостности является одним из важнейших усло­вий единства и взаимодействия христиан России и Европы в деле сохранения и распространения принципов христианской этики. За свою плодотворную и многогранную духовную и социально-культурную деятельность Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II был награжден правительством орденами Трудового Красного Знамени, Почета, двумя орденами Дружбы народов, орденами «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней, орденом Святого апостола Андрея Первоз­ванного, орденом «Слава России», орденом Петра Первого Великого, золо­тым крестом «За служение обществу»;
отмечен многими церковными, в том числе международными наградами. Обобщая вышесказанное, можно заключить, что из среды русского духовенства ХIХ-начала ХХ столетия выдвигались авторитетные духовные лидеры, которые становились в авангарде научно-просветительской деятельности, церковного строительства, социально-культурного служения, направленного на нравственное оздоровление обще­ства, что, по словам Патриарх Алексия II, способствовало «возрождению и укреплению России», ибо «Церковь всегда помогала государству, и благодаря её духовной поддержке возвышалась Русская земля»[2, с. 5].. Показательно, что ду­ховная высота христианского подвига и патриотизм русских иерархов органически со­единяется с многогранностью их творческой одаренности, личностной
хариз­матичностью и высокой созидательной социальной инициативностью, опре­деляющей их благодатное культурно-нравственное и интеллектуальное влияние на социальное развитие российского общества[18].

Ученые-просветители Русской Православной Церкви(ХIХ-ХХI вв.)

Чигиринский Порфирий (Успенский) Святитель Иннокентий (Херсонский) Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) Митрополит Серафим (Чичагов)
Игумения Серафима (Черная-Чичагова) Профессор-хирург, Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер)

Использованные материалы:
1. Алексий, Патриарх. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. – М., 1948, 1954, 1958. Т. 1 – 3.
2. Алексий Второй, Патриарх Московский и Всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Том 3. Часть 1. Слова, речи, послания, обращения (2000 – 2004) – М.: Издательский Совет РПЦ, 2004. - С.227.
3. Александрова Т.Л., Суздальцева Т.В. Русь уходящая. – СПб., 2007 -. С. 345.
4. Александрова Т.Л., Суздальцева Т.В. Русь уходящая. – СПб., 2007. - С. 278.
5. Жития Святых. – М.: Ковчег, 2002 -.С. 20-21.
6. Жития Святых. – М.: Ковчег, 2002 -.С. 47.
7. Квитницкий – Рыжов Ю.М. Из истории популяризации медицинских знаний в России.
Л.М. Чичагов и его «Медицинские беседы»// Советское здравоохранение. 1984. №8. - С. 252.
8. Лопухин А., священник. Предисловие к книге свт. Иннокентия Херсонского «Последние дни земной жизни Иисуса Христа». – М.: Лествица, 2007. - С. 4.
9. Лука Крымский (Войно – Ясенецкий), святитель. «Я полюбил страдание…». Автобиография. – М., 2003. - С 151.
10. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий), святитель «Я полюбил страдание…». Автобиография. – М., 2003. - С. 87.
11. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий), святитель «Я полюбил страдание…». Автобиография. – М., 2003. - С. 170..
12. Медицинское наследие священномученика Серафима (Чичагова). История и современность. -М., 2007. - С.13-14.
13. Мысли русских патриархов от начала до наших дней. – М.: Ковчег, 2004. - С. 346.
14. Порфирий Успенский, епископ. Книга бытия моего. Т. 6. – СПб. 1900. - С.247-248.
15. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. – М.: Изд.-во «Республика», 1995. - С. 187.
16. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. – М.: Изд.-во «Республика», 1995. - С. 202.
17. Проповедь 10.08.1941. Патриарх Алексий (Симанский). Т.1. – М., 1948. – С.46.
18. Шафажинская Н.Е.Духовно – просветительские и социокультурные аспекты служения Русской Православной Церкви в новейшей истории. – // КЛИО, Журнал для ученых, № 4(76),
СП-б: Издательство «Полторак», 2013. - С. 100-105.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 544. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия