Применение высших жирных спиртов для производства поверхностно-активных веществ
в России и за рубежом» Принята на IV Всемирном конгрессе казаков
Круглый стол «Взаимодействие Русской Православной Церкви и казачества в России и за рубежом» состоялся 29 сентября 2012 года в рамках IV Всемирного Конгресса казаков. Работу круглого стола возглавил председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. В работе Круглого стола приняли участие священнослужители, представители казачьих обществ, деятели науки, культуры и образования России и зарубежья. Главная цель состоявшегося мероприятия заключалась в обсуждении возможности дальнейшего содействия в возрождении исторических традиций взаимодействия Русской Православной Церкви и казачества в России и за рубежом, развития духовно-нравственных основ казачества, выработке общей позиции во взглядах и подходов к решению обсуждаемых вопросов, а также планов международного сотрудничества в деле возрождения, единения и духовного просвещения казачества. В ходе заседания были обсуждены многие важные проблемы казачества. Участники Круглого стола единодушно заявили: «Православие было и есть духовно-нравственный стержень казачьего мировоззрения». Казачество является составной частью гражданского общества, сохраняющей духовно-историческую связь с Русской Православной Церковью. Воцерковление казаков, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения зависит от повседневного соработничества священника, атамана, казака и членов его семьи. От каждого казака зависит создание православной духовно-нравственной обстановки в семье. Необходимо изучение как отечественного, так иопыта зарубежных казачьих организаций по сохранению культурно-исторических традиций казачества, воспитания детей и жизни казачьих семей в лоне Русской Православной Церкви. Выступающие отметили многообразие и эффективность форм соработничества казачьих организаций и Русской Православной Церкви в сфере православного образования и духовно-нравственного воспитания казачьей молодёжи в России и за рубежом. С большой тревогой говорили о необходимости срочных мер по предотвращению падения моральных и духовных ценностей среди казаков. О возрастающей роли казачества в защите православных святынь в связи с участившимися случаями кощунства и вандализма во всем мире. В докладах и выступлениях участники конференции поднимали вопросы правового регулирования, методологии, теории, экономики, организации и обеспечения многоплановой работы по расширению процессов взаимодействия казачьих обществ с Русской Православной Церковью в России и за рубежом. Был сделан упор на необходимость развития у казачьей молодежи интереса к знанию истории казачества, его семейных традиций, возрождение Православных духовно-нравственных ценностей. Основываясь на принципах Православия, как идеологической основы возрождения казачества, признания особой роли Русской Православной Церкви в формировании духовно-нравственного облика современного казачества, опираясь на возрастающее значение исторического, традиционно-культурного наследия православного казачества в условиях глобальных вызовов современной эпохи участники Круглого стола решили: 1. Обратиться к епархиальным архиереям и атаманам казачьих обществ с предложениями: а) заключения договоров о сотрудничестве между казачьими обществами, и приходами РПЦ (МП) и РПЦЗ, разработки и целенаправленной реализации планов совместной работы по вопросам воцерковления и духовно-нравственного окормления казачества в России и за рубежом; б) проведения постоянного мониторинга участия членов казачьих обществ, включая их семьи, в религиозной жизни соответствующих приходов Русской Православной Церкви в России и за рубежом в целях выработки соответствующих предложений по оптимизации процессов духовного окормления казачества; в) содействия активизации международного сотрудничества православной казачьей молодежи в проведении совместных мероприятий, направленных на объединение казачества вокруг Русской Православной Церкви в России и за рубежом, совместного участия молодых людей в богослужениях, паломнических поездках к святыням России и других православных стран, ознакомления с духовными и культурными традициями православных народов; г) развития традиций перенесения казачьих православных святынь из русского зарубежья в Россию, а из России в места проживания казаков за рубежом. 2. Призвать атаманов казачьих обществ: а) хранить, развивать и приумножать отечественные духовно-нравственные, патриотические и культурно-исторические традиции казачества; давать решительный отпор любым попыткам раскола среди казачества и посягательств на Православную Веру, ибо вне Матери Церкви не может быть благочестивого казачества; б) твердо защищать православные святыни от вандализма и кощунственного осквернения; в) считать важным направлением в жизни казачьего общества формирование традиции воинского братства, воспитания воинов Христовых, верных защитников православных устоев жизни общества; г) способствовать реализации в казачьем сообществе основополагающего принципа жизни казака: «казак без Веры – не казак» через практику воцерковления членов казачьего общества и членов их семей; д) способствовать активному включению членов казачьих обществ в жизнь православных приходов РПЦ (МП) И РПЦЗ через регулярное посещение богослужений, участие в Церковных Таинствах; е) рассмотреть на казачьих кругах вопросы катехизации казачьего сообщества и определения статуса войскового духовника. ж) продолжить работу по формированию молодёжных православных казачьих организаций в России и за рубежом; з) активно использовать имеющиеся и создавать новые казачьи средства массовой информации для решения вышеперечисленных задач; предусмотреть в договорах о сотрудничестве с приходами РПЦ совместную работу в информационном пространстве. 3.Предложить Синодальному комитету Русской Православной Церкви: а) активизировать работу по оказанию консультативной и научно-методической помощи Синодальным структурам РПЦЗ по вопросам духовно-просветительской работы среди казачества; б) продолжить работу по проведению международных научно-практических конференций, семинаров, чтений, посвященных вопросам духовно-нравственного просвещения казачества, проведения совместно с РПЦЗ мемориальных мероприятий, богослужений, паломнических поездок к святыням России и зарубежья. 4.Считать необходимым формирование международной системы информационного обеспечения духовно-нравственного просвещения казачества. 5. В связи с участившимися случаями поругания православных святынь обратится к участникам Конгресса усилить охрану храмов, поклонных крестов и других православных святынь. 6. Поддержать развитие и охрану целостного православно-христианского патриотического мировоззрения как исторического традиционного духовного наследия казаков России в качестве приоритетов государственной политики в сфере культуры и образования, закрепление его правового статуса в уставах субъектов федерации и федеральных нормативно-правовых актах. 7.Внести предложения, принятые участниками Круглого стола в итоговый документ IV Всемирного конгресса казаков. [1] Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. Указ. соч. С. 12. [2] Синицына Н.В. Русское монашество и монастыри. Х-XVII вв. Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. ЦНЦ «Православная энциклопедия». М., 2000. С. 305-324. [3] Знаменский П.В. Руководство к русской церковной истории. Указ. соч. С. 100-101. [4] Там же. С. 101. [5] Житие преподобного Сергия, игумена Радонежского Чудотворца. Литературный источник: «Житие Сергия Радонежского», написанное Епифанием Премудрым. Изд-во «Интербук-бизнес», 2000. С. 15.; Клосс Б.М. Жития Сергия и Никона Радонежских в русской письменности XV-XVII вв. // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописных книг. М., 1990. Вып. 3.4.2. С. 271-296; Клосс Б.М. Быть святым на Руси // Наука в России. 1993. №1. С. 95-101; Клосс Б.М. К изучению традиций книгонаписания в Троице-Сергиевом монастыре // История и палеография. М., 1993. С. 17-33. [6] Житие преподобного Сергия, игумена Радонежского. Указ. соч. С. 13. [7] Клосс Б.М. Монашество в эпоху образования централизованного государства. В кн.: Монашество и монастыри в России XI-XX века. Указ. соч. С. 58. [8] Цит. по: Клосс Б.М. Избранные труды. М., 1998. Т. 1. С. 321. [9] Там же. С. 320. [10] Знаменский П.В. Указ. соч. С. 101-102. [11] Клосс Б.М. Монашество в эпоху образования централизованного государства. Указ. соч. С. 60. [12] Знаменский П.В. Указ. соч. С. 102. [13] Клосс Б.М. Избранные труды. М., 1998. С. Т. 1. С. 333. [14] Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. Т. 2. Курс русской истории. Ч. 2. М.: Мысль, 1987. С. 234. [15] Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. Т. 2. Курс русской истории. Ч. 2. М.: Мысль, 1987. С. 235. [16] Клосс Б.М. Монашество в эпоху образования централизованного государства. Указ. соч. С. 59. [17] Там же. [18] Клосс Б.М. Монашество в эпоху образования централизованного государства. Указ. соч. С. 60. [19] Яшина О.Н., Доценко И.И. Саввино-Сторожевский монастырь: История. Издательский отдел Саввино-Сторожевского Ставропигиального мужского монастыря, 2006. С. 13. [20] Аронов А.А. Русское Предвозрождение: монография. М.: Экон-Информ, 2009. С. 96-99. [21] Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. Т. 2. Указ. соч. С. 235-236. [22] Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Правда, 1990. С. 72-74. [23] Там же. [24] Знаменский П.В. Указ. соч. С. 102-103. [25] Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Православной Церкви. СПб., 1898. Т. 2. С. 187. [26] Муравьев А.Н. Русская Фиваида на Севере. СПб., 1855. С. 7-8. [27] Яшина О.Н. История Русской Православной Церкви. Элективный курс. М., 2007. С. 73. [28] Знаменский П.В. Указ. соч. С. 103. [29] Клосс Б.М. Монашество в эпоху образования централизованного государства. Указ. соч. С. 70. [30] Аронов А.А. Русское Предвозрождение. Указ. соч. С. 103. [31] Свящ. Иоанн Бухарев. Жития святых Православной Церкви. Указ. соч. С. 280. [32] Там же. С. 127. [33] Рожнова П.К. Сказ о Кирилле Белозерском. Московский Свято-Данилов монастырь, 1997. С. 109-111. [34] Свящ. Иоанн Бухарев. Жития святых Православной Церкви. Указ. соч. С. 32. [35] Жития и подвиги преподобных отцов наших Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. ГИМ. ОР. Вахр., №71. [36] Цит. по: Яшина О.Н., Доценко И.И. Саввино-Сторожевский монастырь: История. Указ. соч. С. 23. [37] Клосс Б.М. Жития Сергия и Никона Радонежских в русской письменности XV-XVII вв. // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописных книг. М., 1990. Вып. 3, ч. 2. С. 271-296; Памятники литературы Древней Руси. М., 1978-1985; Житие преподобного Сергия, игумена Радонежского Чудотворца. Изд-во «Интербук-бизнес», 2000. [38] Лазарев В.Н. Андрей Рублев: краткие биографические сведения // Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 1983, 1944, 1996, 2000 – ISBN 5-210-01342-0; Алпатов М.В. Андрей Рублев. М.: Искусство, 1959. — 40 с. [39] Цит. по Давыдова Н.В. Мастера: Книги для чтения по истории православной культуры. М.: Издательский дом «Покров», 2004. С. 284. [40] Ульянов О.Г. Влияние Святой горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане (к 600-летию представления святителя) // Человек верующий в культуре Древней Руси. Материалы международной конференции 5-6 декабря 2005 года / Отв. Ред. Т.В. Чумакова. СПб.: Издательство «Лемма», 2005. 252 с. ISBN 5-98709-013X [41] Древнерусское искусство: Художественные памятники русского Севера. М., 1989. С. 30-112. [42] Плешакова И.И. Работы крилловских резчиков в собрании Государственного Русского музея // Древнерусское искусство: Художественные памятники русского Севера. М., 1989. С. 232-242. [43] Колычева Е.И. Православные монастыри второй половины XV-XVI века // Монастыри и монашество в России XI-XX века: Исторические очерки. Указ. соч. С. 110. ISBN 5-02-008779-3 [44] Розов Н.Н. Заметки о рукописных книгах из библиотеки Псково-Печерского монастыря // АЕ за 1972 год. М., 1973; Кукушкина М.В. Монастырские библиотеки Русского Севера. М., 1977. [45] Каган М.Д. История библиотеки Ферапонтова монастыря // Книжные центры Древней Руси XI-XVII вв.: Разные аспекты исследования. СПб., 1991. С. 136-162; Православная энциклопедия: Русская Православная Церковь. М., 2000. [46] Клосс Б.М. Монашество в эпоху образования централизованного государства. Указ. соч. С. 75. [47] Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Правда, 1990. С. 74-75. [48] Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. С. 635. [49] Там же. С. 621-622. [50] Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима. (Текст сост. Александрова Т.Л., Суздальцева Т.В.) Спб., 2007. С. 33, 35. [51] Протоиерей Владислав Цыпин. Указ. соч. С. 704. [52] Там же. С. 705. [53] Там же. [54] Московский Данилов монастырь. Издание второе. М.: Даниловский Благовестник, 2002. С. 50. [55] Саввино-Сторожевский монастырь. История (Авторы текста: Яшина О.Н., Доценко И.И.). Издательский отдел Саввино-Сторожевского Ставропигиального мужского монастыря, 2006. С. 256. [56] Скит преподобного Саввы. Издательский отдел Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря, 2007. С. 59. [57] Перевезенцев С.В. Свято-Никольский Угрешский Ставропигиальный мужской монастырь. М.: АНО РИД «Роман-газета XXI век», 2006. С. 5. [58] Митрополит Санкт-Петребургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Священномученик Иларион, архиепископ Верейский. Житие и свидетельства. М.: Издание Сретенского монастыря, 2001. С. 10, 48. [59] www.valaam.ru [60] «Хотим или нет, но величит нас Бог...» Дневники, духовные беседы, стихи иеромонаха Василия (Рослякова). М.: Параклит, 2002. С. 24. [61] Жизнеописание Оптинских новомучеников иеромонаха Василия, инока Ферапонта, инока Трофима. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2003. С.125. [62] Там же. С. 175. [63] Шафажинская Н.Е. Русское женское монашество: История и традиции. М., 2009. С. 255. [64] Монастыри и храмы Москвы. М., 2006. С. 33-34. [65] Кириченко О.В. Дворянское благочестие ХVIIIвека. М, 2006. С. 339. [66] Кучумов В.А. Русское старчество // Монашество и монастыри в России. XI-XX века: Исторические очерки. Указ. соч. С. 227. [67] Житие и поучения преподобного отца нашего Феодора Санаксарского. Издание Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря, 2000. С. 5-7. [68] Поселянин Е.Н. Указ. соч. С. 76. [69] Знаменский П.В. Указ. соч. С. 444. [70] Санаксарский монастырь. Второе издание, исправл. и дополн. Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, Саранск: Типография «Красный Октябрь», 2000. С. 41-42. [71] Там же. С. 44. [72] Жизнеописание Феодора (Ушакова), восстановителя и настоятеля Санаксарского монастыря. Темников, 1992. С. 8. [73] Кириченко О.В. Дворянское благочестие. М.: Паломник, 2002. С. 368. [74] Преподобный Феодор Санаксаркский. Наставления духовным чадам. Указ. соч. С. 79. [75] Санаксарский монастырь. Указ. соч. С. 78. [76] Святой праведный воин Феодор Ушаков, адмирал флота Российского, непобедимый. Житие и служба. Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь, 2001. С. 34. [77] Санаксарский монастырь. Указ. соч. С. 15. Содержание [убрать] · 1 Строение ПАВ · 2 Классификация ПАВ · 3 Производство ПАВ из высших жирных спиртов · 4 Влияние ПАВ на компоненты окружающей среды · 5 Области применения · 6 Комментарии · 7 Примечания · 8 Библиография · 9 См. также Строение ПАВ[править | править вики-текст] Как правило, ПАВ — органические соединения, имеющие амфифильное строение, то есть их молекулы имеют в своём составе полярную часть, гидрофильный компонент(функциональные группы -ОН, -СООН, -SOOOH, -O- и т. п., или, чаще, их соли -ОNa, -СООNa, -SOOONa и т. п.) и неполярную (углеводородную) часть, гидрофобныйкомпонент. Примером ПАВ могут служить обычное мыло (смесь натриевых солей жирных карбоновых кислот —олеата, стеарата натрия и т. п.) и СМС (синтетические моющие средства), а также спирты, карбоновые кислоты,амины и т. п. Классификация ПАВ[править | править вики-текст] · Ионогенные ПАВ · Катионные ПАВ · Анионные ПАВ · Амфотерные ПАВ · Неионогенные ПАВ · Алкилполиглюкозиды · Алкилполиэтоксилаты Производство ПАВ из высших жирных спиртов[править | править вики-текст] Важнейшим сырьём в производстве современных поверхностно-активных веществ для синтетических моющих средств являются высшие жирные спирты, которые в зависимости от реагента дают неионогенные или анионные ПАВ, что иллюстрирует приведённая ниже схема[1]:[стр. 5]. Мировой объём использования высших жирных спиртов в производстве ПАВ в 2000 году составил 1,68 млн тонн [1]:[стр. 6]. В 2003 году около 2,5 млн тонн ПАВ было произведено на основе высших жирных спиртов[2]. Применение высших жирных спиртов для производства поверхностно-активных веществ
Также в производстве ПАВ используются и некоторые другие спирты: глицерин (сложные эфиры с жирными кислотами — эмульгаторы), сорбитол (сорбитаны), моноэтаноламин и диэтаноламин (алканоламиды). Влияние ПАВ на компоненты окружающей среды[править | править вики-текст] ПАВ делятся на те, которые быстро разрушаются в окружающей среде и те, которые не разрушаются и могут накапливаться в организмах в недопустимых концентрациях. Один из основных негативных эффектов ПАВ в окружающей среде — понижение поверхностного натяжения. Например в океане изменение поверхностного натяжения приводит к снижению показателя удерживания CO2 и кислорода в массе воды. Только немногие ПАВ считаются безопасными (алкилполиглюкозиды), так как продуктами их деградации являются углеводы. Однако приадсорбировании ПАВ на поверхности частичек земли/песка степень/скорость их деградации снижаются многократно. Так как почти все ПАВ, используемых в промышленности и домашнем хозяйстве, имеют положительную адсорбцию на частичках земли, песка, глины, при нормальных условиях они могут высвобождать (десорбировать) ионы тяжёлых металлов, удерживаемые этими частичками, и тем самым повышать риск попадания данных веществ в организм человека. Области применения[править | править вики-текст] · Моющие средства. Основное применение ПАВ — в качестве активного компонента моющих и чистящих средств (в том числе, применяемых для дезактивации), мыла, для ухода за помещениями, посудой, одеждой, вещами, автомобилями и пр. В 2007 году в России было произведено более 1 млн тонн синтетических моющих средств, главным образом — стиральных порошков. В настоящее время самым распространенным ПАВ в синтетических моющих средствах является алкилбензосульфонат. К группе анионных ПАВ также принадлежат алкансульфонат(SAS), алкилсульфат (FAS) и летучий алкилсульфат (FAES). FAS может быть получен из растительного сырья, например рапсового масла, или масла кокоса. В катионных ПАВ гидрофильная группа представлена положительно заряженной, азотосодержащей группой. В качестве отрицательно заряженного противовеса выступает ион хлора, или метилсульфат. Эти ПАВ особенно активно используются в синетических средствах для "щадящей" стирки, так как играют роль смазки. Неионогенные ПАВ не создают ионы в водных растворах и, следовательно, обладают важными преимуществами: они абсолютно невосприимчивы к жесткости воды, демонстрируют высокую эффективность даже при низких концентрациях и низких температурах стирки, не образуют много пены и препятствуют потемнению белья. Сапонин, полученный из мыльнянки или стиральных орешков (Waschnussen) принадлежит к неионогенным ПАВ. Другим примером неионогенного ПАВ являетсясахарный алкилполиглюкозид (APG), добываемый из возобновляемого сырья: кукурузы, сахарного тростника и кокосового ореха. APG является биологически разлагаемым и имеет отличную совместимость с кожей. Именно эти ПАВ используются в натуральных стиральных порошках · Косметика. Основное использование ПАВ в косметике — шампуни, где содержание ПАВ может достигать десятков процентов от общего объёма. Также ПАВ используются в небольших количествах в зубной пасте, лосьонах, тониках и других продуктах. · Текстильная промышленность. ПАВ используются в основном для снятия статического электричества на волокнах синтетической ткани. · Кожевенная промышленность. Защита кожаных изделий от лёгких повреждений и слипания. · Лакокрасочная промышленность. ПАВ используются для снижения поверхностного натяжения, что обеспечивает лёгкое проникновение красочного материала в маленькие углубления на обрабатываемой поверхности и их заполнение с вытеснением при этом оттуда другого вещества (например, воды). · Бумажная промышленность. ПАВ используются для разделения чернил и варёной целлюлозы при переработке использованной бумаги. Молекулы ПАВ адсорбируются на пигменте чернил. Пигмент становится гидрофобным. Далее воздух пропускается через раствор пигмента и целлюлозы. Пузырьки воздуха адсорбируются на гидрофобной части ПАВ и частички пигмента чернил всплывают на поверхность. См. флотация. · Металлургия. Эмульсии ПАВ используются для смазки прокатных станов. Снижают трение. Выдерживают высокие температуры, при которых сгорает масло. · Защита растений. ПАВ широко используются в агрономии и сельском хозяйстве для образования эмульсий. Используются для повышения эффективности транспортировки питательных компонентов к растениям через мембранные стенки. · Пищевая промышленность. ПАВ в виде эмульгаторов (например лецитина[ источник не указан 939 дней ]) добавляют для улучшения вкусовых качеств мороженого, шоколада, взбитых сливок, соусов для салатов и других блюд. · Нефтедобыча. ПАВ применяются для гидрофобизации призабойной зоны пласта (ПЗП) с целью увеличениянефтеотдачи. · Строительство. ПАВ[ источник не указан 939 дней ], называемые пластификаторами, добавляют к цементно-песчаным смесям и бетонам для уменьшения их водопотребности при сохранении подвижности. Это увеличивает конечную прочность (марку) затвердевшего материала, его плотность, морозостойкость, водонепроницаемость. · Медицина. Катионные и анионные ПАВ применяют в хирургии в качестве антисептиков. Например, четвертичные аммониевые соединения приблизительно в 300 раз эффективнее фенола по губительному действию в отношении микроорганизмов. Антимикробное действие ПАВ связывают с их влиянием на проницаемость клеточных мембран, а также ингибирующим действием на ферментативные системы микроорганизмов. Неионогенные ПАВ практически не обладают противомикробным действием. Пове́рхностное натяже́ние — термодинамическая характеристика поверхности раздела двух находящихся в равновесии фаз, определяемая работой обратимого изотермокинетического образования единицы площади этой поверхности раздела при условии, что температура, объём системы и химические потенциалы всех компонентов в обеих фазах остаются постоянными. Поверхностное натяжение имеет двойной физический смысл — энергетический (термодинамический) и силовой (механический). Энергетическое (термодинамическое) определение: поверхностное натяжение — это удельная работа увеличения поверхности при её растяжении при условии постоянства температуры. Силовое (механическое) определение: поверхностное натяжение — это сила, действующая на единицу длины линии, которая ограничивает поверхность жидкости[1]. Сила поверхностного натяжения направлена по касательной к поверхности жидкости, перпендикулярно к участку контура, на который она действует и пропорциональна длине этого участка. Коэффициент пропорциональности — сила, приходящаяся на единицу длины контура — называется коэффициентом поверхностного натяжения. Он измеряется в ньютонах на метр. Но более правильно дать определение поверхностному натяжению, как энергии (Дж) на разрыв единицы поверхности (м²). В этом случае появляется ясный физический смысл понятия поверхностного натяжения. В 1983 году было доказано теоретически и подтверждено данными из справочников(посмотреть статью: Журнал физической химии. 1983, № 10, с. 2528—2530), что понятие поверхностного натяжения жидкости однозначно является частью понятиявнутренней энергии (хотя и специфической: для симметричных молекул близких по форме к шарообразным). Приведенные в этой журнальной статье формулы позволяют для некоторых веществ теоретически рассчитывать значения поверхностного натяжения жидкости по другим физико-химическим свойствам, например, по теплоте парообразования или по внутренней энергии (подробнее о физической природе поверхностного натяжения жидкости см.соотв. статью на викиучебнике или [2], [3]) В 1985 году аналогичный взгляд на физическую природу поверхностного натяжения, как части внутренней энергии, при решении другой физической задачи был опубликован В. Вайскопфом (Victor Frederick Weisskopf) в США (V.F.Weisskopf, American Journal of Physics 53 (1985) 19-20.; V.F.Weisskopf, American Journal of Physics 53 (1985) 618—619.). Поверхностное натяжение может быть на границе газообразных, жидких и твёрдых тел. Обычно имеется в виду поверхностное натяжение жидких тел на границе «жидкость — газ». В случае жидкой поверхности раздела поверхностное натяжение правомерно также рассматривать как силу, действующую на единицу длины контура поверхности и стремящуюся сократить поверхность до минимума при заданных объёмах фаз. В общем случае прибор для измерения поверхностного натяжения называется тензиометр. Содержание [убрать] · 1 Проявления · 2 Математическая теория o 2.1 Площадь поверхности o 2.2 Формула Лапласа · 3 Зависимость от температуры · 4 Способы определения · 5 Методы o 5.1 Метод вращающейся капли o 5.2 Метод Дю Нуи (метод отрыва кольца) o 5.3 Метод бегущих волн · 6 Поверхностное натяжение жидкостей на границе с воздухом · 7 Проявления · 8 Примечания · 9 См. также · 10 Ссылки · 11 Библиография Проявления[править | править вики-текст] Водомерка на поверхности воды.
Так как появление поверхности жидкости требует совершения работы, каждая среда «стремится» уменьшить площадь своей поверхности: · в невесомости капля принимает сферическую форму (сфера имеет наименьшую площадь поверхности среди всех тел одинакового объёма). · струя воды «слипается» в цилиндр. · маленькие объекты с плотностью, большей плотности жидкости, способны «плавать» на поверхности жидкости, так как сила тяготенияоказывается уравновешенной силой поверхностного натяжения. · некоторые насекомые (например, водомерки) способны передвигаться по воде, удерживаясь на её поверхности за счёт сил поверхностного натяжения. · На многих поверхностях, именуемых несмачиваемыми, вода (или другая жидкость) собирается в капли. Математическая теория[править | править вики-текст] Площадь поверхности[править | править вики-текст] С поверхностью жидкости связана свободная энергия где — коэффициент поверхностного натяжения, — полная площадь поверхности жидкости[4]. Так как свободная энергия изолированной системы стремится к минимуму, то жидкость (в отсутствие внешних полей) стремится принять форму, имеющую минимальную площадь поверхности. Таким образом задача о форме жидкости сводится кизопериметрической задаче при заданных дополнительных условиях (начальное распределение, объём и т. п.). Свободная капля принимает форму шара, однако при более сложных условиях задача о форме поверхности жидкости становится исключительно сложной. Формула Лапласа[править | править вики-текст] Рассмотрим тонкую жидкую плёнку, толщиной которой можно пренебречь. Стремясь минимизировать свою свободную энергию, плёнка создаёт разность давления с разных сторон. Этим объясняется существование мыльных пузырей: плёнка сжимается до тех пор, пока давление внутри пузыря не будет превышать атмосферное на величину добавочного давления плёнки. Добавочное давление в точке поверхности зависит от средней кривизны в этой точке и задаётся формулой Лапласа: Здесь — радиусы главных кривизн в точке. Они имеют одинаковый знак, если соответствующие центры кривизны лежат по одну сторону от касательной плоскости в точке, и разный знак — если по разную сторону. Например, для сферы центры кривизны в любой точке поверхности совпадают с центром сферы, поэтому Для случая поверхности кругового цилиндра радиуса имеем Обратите внимание, что должно быть непрерывной функцией на поверхности плёнки, так что выбор «положительной» стороны плёнки в одной точке локально однозначно задаёт положительную сторону поверхности в достаточно близких её точках. Из формулы Лапласа следует, что свободная мыльная плёнка, натянутая на рамку произвольной формы и не образующая пузырей, будет иметь среднюю кривизну, равную 0. Зависимость от температуры[править | править вики-текст] С увеличением температуры величина поверхностного натяжения уменьшается и равна нулю при критической температуре. Наиболее известная эмпирическая зависимость поверхностного натяжения от температуры была предложена Лорандом Этвёшом, так называемое правило Этвёша (англ.). В настоящее время получен вывод теоретической зависимости поверхностного натяжения от температуры в области до критических температур, подтверждающей правило Этвёша (журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета», 2012, вып. 1, с. 24-28). Способы определения[править | править вики-текст] Способы определения поверхностного натяжения делятся на статические и динамические. В статических методах поверхностное натяжение определяется у сформировавшейся поверхности, находящейся в равновесии. Динамические методы связаны с разрушением поверхностного слоя. В случае измерения поверхностного натяжения растворов (особенно полимеров или ПАВ) следует пользоваться статическими методами. В ряде случаев равновесие на поверхности может наступать в течение нескольких часов (например, в случае концентрированных растворов полимеров с высокой вязкостью). Динамические методы могут быть применены для определения равновесного поверхностного натяжения и динамического поверхностного натяжения. Например, для раствора мыла после перемешивания поверхностное натяжение 58 мДж/м², а после отстаивания — 35 мДж/м². То есть поверхностное натяжение меняется. До установления равновесного оно будет динамическое. Статические методы: 1. Метод поднятия в капилляре 2. Метод Вильгельми 3. Метод лежачей капли 4. Метод определения по форме висячей капли. 5. Метод вращающейся капли Динамические методы: 1. Метод дю Нуи (метод отрыва кольца). 2. Сталагмометрический, или метод счета капель. 3. Метод максимального давления пузырька. 4. Метод осциллирующей струи 5. Метод стоячих волн 6. Метод бегущих волн Методы[править | править вики-текст] Полностью стандартизованные методы измерений описываются в соответствующих ASTM, ГОСТ и т. д. Метод вращающейся капли[править | править вики-текст] Сущностью метода является измерение диаметра капли жидкости, вращающейся в более тяжелой жидкости. Этот способ измерения годится для измерения низких или сверхнизких значений межфазного натяжения. Он широко применяется для микроэмульсий, измерения эффективности ПАВ в нефтедобыче, а также для определенияадсорбционных свойств. Метод Дю Нуи (метод отрыва кольца)[править | править вики-текст] Метод является классическим. Сущность метода вытекает из названия. Платиновое кольцо поднимают из жидкости, смачивающей его, усилие отрыва и есть сила поверхностного натяжения и может быть пересчитано в поверхностную энергию. Метод подходит для измерения ПАВ, трансформаторных масел и т. д. Метод бегущих волн[править | править вики-текст] При возмущении жидкости пластиной «лежащей» на её поверхности, по ней начинает распространяться круг волн. Если просветить кювету с жидкостью импульсным источником света с частотой равной частоте возмущения, то на экран спроецируется «стоячая» волнов
|