Студопедия — Многочисленные национальные меньшинства
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Многочисленные национальные меньшинства






Самыми многочисленными представителями национальностей, проживающих в Беларуси являются – белорусы, русские, поляки, украинцы и евреи.

 

Русские. Между белоруса­ми и русскими существуют давние культурные и экономические связи. Истори­ки утверждают, что первые группы рус­ских мигрантов на Беларуси появились в XV - XVI вв.

В XVII - XVIII вв., после церковного раскола, на территорию Беларуси стали переселяться старообрядцы, вынужден­ные бежать от преследований у себя на родине со стороны государственных вла­стей и официальной церкви. Бежавшие старообрядцы основали в 1685 г. на зе­млях магната Халецкого город Ветку.

После разделов Речи Посполитой в Беларуси появились российские чинов­ники и помещики, которым щедро разда­вались белорусские земли. После восста­ния 1830 - 1831 гг. здесь появились и крестьяне.

С введением в 1889 г. должностей земских начальников, которые имели право занимать только русские, ко­личество русских начало увеличиваться. Тогда в Беларусь из России переехали десятки тысяч жителей ‒ чиновники, духовен­ство, учителя, военные и крестьяне.

После Октябрьской революции 1917 г. в Беларусь переехало много русских; среди них были рабочие, специалисты в различных областях, преподаватели ву­зов, ученые. Особенно увеличилось ко­личество русского населения в послево­енный период. Тогда советское прави­тельство направило их на подъем постра­давшей за годы воины экономики, в том числе и сельского хозяйства.

Русский язык наравне с белорусским является государственным. В республику поступает российская пресса, вы­ходят местные русскоязычные периодиче­ские издания, книги, существуют русско­язычные театры, на русском языке ведутся передачи радио и телевидения, осущест­вляется обучение в школах и вузах.

В 1994 г. было зарегистрировано республиканское общественное объеди­нение «Русское общество». В настоящее время оно имеет отделения во всех областных центрах. В Беларуси также за­регистрированы Витебская городская об­щественная организация «Русский куль­турный центр «Русь», Витебское обще­ственное объединение «Русская общи­на», Белорусское общественное объеди­нение «Русь», Минское общество русской культуры «Русь» и Общественное объеди­нение «Бобруйское общество русской культуры «Русь».

Создан литературно-философский клуб «Слово», деятельность которого на­правлена на активизацию чтения, формирование читательской культуры и любви к книге. При клубе организован Центр русской книги и чтения.

В 1997 г. создан русский-хор им. А.П. Никитиной; в Бресте и Гродно при общественных организациях работа­ют вокальные коллективы. [17, с. 57-58]
Поляки. Историки утвер­ждают, что польская народность начала складываться в период формирования раннефеодального польского государ­ства в IX-XI вв. Этноним «поляки» по­явился в XI в.

Отражением польского культурного влияния на белорусских землях во второй половине XI века считается каменный храм на минском замчище, который не имеет аналогов среди известных каменных культовых строений XI-XIII вв. на территории Восточной Европы.
В письменных источниках важное свидетельство о контактах между западными и восточными славянами к началу XII в.

Этнокультурные связи польского и белорусского народов имеют давние традиции. Группы этнических поляков на белорусских землях существовали уже в XII в. Усиление польского этнокультур­ного влияния в Беларуси приходится на период после заключения в 1569 г. Лю­блинской унии, когда белорусские земли вместе с другими землями Великого кня­жества Литовского вошли в состав феде­ративного государства Речь Посполитая. Именно в это время часть белорусского населения, особенно представители высших сословий и шляхты, начала при­нимать католическую веру или униатство и вместе с переменой веры меняла свое этническое самосознание.

Переселение поляков с польских земель на этнические белорусские в это время было незначительным.

Сейчас поляки составляют третью по численности (после белорусов и рус­ских) этническую группу Беларуси. Характер поселения дисперсный, большая часть поляков живет в западных областях.

Первое польское общественное объединение появилось в 1987 г. в Лиде. Осенью 1988 г. в Гродно было создано общественное объединение им. А. Мицкевича; на следующий год поль­ское общественное объединение возни­кло в Барановичах. 20 февраля 1990 г. в Минске было основано общество «Полония»; в этом же году обществен­ное объединение создано в Бресте.

В июне 1990 г. на съезде поляков обще­ства объединились в организацию Союз поляков на Беларуси, который был заре­гистрирован в феврале 1991 г. Основная цель союза ‒ возрождение польского языка, культуры, традиций и ментально­сти среди польского населения Белару­си. Сейчас зарегистри­ровано 82 областных, городских, районных и сельских отделения Союза поляков, кото­рые объединяют около 15 тыс. человек.

Кроме обществ, ко­торые входят в Союз по­ляков на Беларуси, зарегистрированы другие польские общества, в том числе общественное объединение «Polska Маcierz szkolna па Bialorusi» («Польская школа Отечества на Беларуси»), «Польское научное об­щество», Общество польской культуры на Лидчине», «Харцерство».

Польские общественные объедине­ния имеют свои издания - газеты «Gtos znad Niemna» (тираж 3 тыс. экз.), «Stowo zycia» (тираж 8-12 тыс. экз.), «Stowo ojczyste», «Ziemia Lidska», «Misericordia», а также журнал «Magazin Polski» (тираж 2 тыс. экз.)

В Беларуси работают 2 школы с поль­ским языком обучения в Гродно и Волко- выске, классы с польским языком обучения в Минске (СШ № 1), Бресте (СШ № 9), Гродненской области. Польский язык и культуру изучают также более чем в 20 школах выходного дня. Курсы поль­ского языка созданы при отделениях Со­юза поляков в Лиде, Гродно и Минске.

Как общественное объединение за­регистрирован танцевально-вокальный коллектив «Лехити». Всего создано бо­лее 80 польских коллективов художе­ственной самодеятельности, лучшим из них присвоены почетные звания «образцовый» и «народный».

В Рубежевичах 10 лет назад создан любительский «Театр молодого актера», спектакли которого идут на польском языке. Театр много гастролирует, высту­пал в Минске и Гродно, а также в Польше и других странах мира.

В Беларуси, особенно в ее западной части, много мест, связан­ных с польской историей и культурой.

Так, например, неподалеку от Гродно есть две деревни ‒ Индура и Гожа. Когда-то в шутку говорили, что Польша будет от моря до моря, а столица будет в Индуре или Гоже. В Индуре есть действующий костел, в котором венчался Пилсудский.

Сегодня в небольшой деревне Волчин Ивановского района Брестской области когда-то родился последний король Речи Посполитой Август Понятовский. Там же сейчас сохранилась его усыпаль­ница (останки короля в 1938 г. были перевезены в Варшаву).

Нужно отметить, что жизнь многих славных людей прошлого связана как с Беларусью, так и с Поль­шей. Они принадлежат культурам двух народов. В качестве примера мож­но привести Станислава Монюшко - создателя первой белорусской оперы «Идиллия», написанной на либретто В. Дунина-Марцинкевича. Премьера «Идиллии» состоялась 8 февраля 1852 г. на сцене Минского городского театра.

Родился С.Монюшко в Беларуси, в местечке, которое находилось неподалеку от Червеня (в то время - Игумена), учился в гимназии, здание которой сохранилось и сегодня (Интернацио­нальная, 19). Сохранился также дом в Минске, в котором он жил в то время (Интернациональная, 21). Именно в Беларуси, в поселке Озерный, находится единственный в мире музей Станислава Монюшко.

С Беларусью и Польшей связана жизнь знаменитых на весь мир персон: М.К. Огинского, Н.Орды, В.Врублевского, А.Мицкевича, Я.Борщевского, Я.Чечота, Т.Зана, Э.Ожешко, Т.Костюшко, Р.Траугутта и многих других.

Украинцы. На протяже­нии столетий украинцы и белорусы жили в одном государстве. Сначала это была Киевская Русь, потом ‒ Речь Посполитая, Российская империя, СССР. Поэтому ничего удивительного нет в том, что миграционные процессы с большей или меньшей интенсивностью проходили столетиями и что в Беларуси живет много украинцев, а в Украине ‒ много белорусов.

Согласно переписи 1999 г. в Белару­си насчитывалось около 237 тыс. укра­инцев. В январе 1990 г. при Белорусском фонде культуры было создано украин­ское культурно-просветительское обще­ство «Заповит». 16 января 1991 г. заре­гистрирована республиканская органи­зация Белорусское общественное объе­динение украинцев «Ватра». В настоя­щее время «Ватра» имеет отделения в Минске («Заповит»), Колодищах («Обрий»), Молодечно («Краяны»), Витебске («Родислав»), Гомеле («Верховина»), Могилеве («Днипро»), Бобруйске («Славутич»).

В Бресте в 1997 г. создано общест­венное объединение «Украинский научно-педагогический союз «Берегиня».

В Гродно создано культурно-просвети­тельское общественное объединение украинцев «Барвинок», в Минске - общественное объединение «Центр укра­инской культуры «Сiч»; 2 ноября 2006 г в Минске зарегистрировано Молодежное общественное объединение «Украинское музыкальное общество «Криниця».

В 1995 г. при минской билиотеке № 20 создан отдел украинской литературы, который сейчас насчитывает 3000 экземпляров изданий. Также создан уголок украинский литературы в минской библиотеке № 39.

Украинский язык изучают в Белорус­ском государственном университете, в Брестском государственном универси­тете, СШ № 14,18, 29 г. Бреста, Бело­русско-славянской гимназии № 36 им. И. Мележа в Гомеле, СШ № 2 Гомеля, шко­ле выходного дня объединения украин­цев «Родислав» п. Руба Витебского райо­на, в школе выходного дня в Минском Дворце детей и молодежи, в Витебске - в школе выходного дня «Матчина школа», в которой занимается свыше 100 человек.

В Витебске при обществе «Родислав» для детей создан кружок украинской на­родной вышивки «Берегиня». При объе­динении «Ватра» в Минске работают фольклорный ансамбль «Ватра» и хор ук­раинской песни.

С 2001 г. раз в квартал выходит газе­та «Украiнець в Беларусi» на украинском языке.

Памятные места. Для украинцев Белару­си памятные места связаны с именами их соотвечественников, которые здесь ро­дились или жили, в честь которых в раз­ных городах нашей страны установлены памятники и мемориальные доски.

В Беларуси есть несколько памятни­ков великому украинскому поэту Тарасу Шевченко. Два из них установлены в Минске - на бульваре им. Т. Шевченко и около здания Посольства Украины в Республике Беларусь, по одному - в Бресте, Могилеве, Гомеле и Слуцке.

В имении Жаробычи, которое нахо­дилось на северо-западе от Витебска и в настоящее время не сохранилось, около 1600 г родился Сильвестр Косов, бывший киевским митрополитомв 1647-1657 гг.

В Минске в начале XX в. жила и ра­ботала известная украинская поэтесса, переводчик, драматург Леся Украинка 25.01.1871-1.08.1913). На доме № 10 по ул. Куйбышева, построенном на месте дома, в котором она жила, установлена мемориальная доска.

Праздники. Украинцы, которые живут в Беларуси, кроме религиозных и граж­данских праздников, общих с белорус­скими, каждый год отмечают День неза­висимости Украины - 24 августа, день рождения Тараса Шевченко, День осво­бождения Украины, День матери, день рождения Леси Украинки. Наиболее широко из этих праздников отмечается день рождения Т. Шевченко, который для каждого украинца значит больше, чем просто писатель. Имя писателя дав­но стало своеобразным символом на­циональной культуры.[17, с. 69-70]

Евреи. Евреи - древней­ший народ. Этнос сформировался на тер­ритории Палестины в конце II тысячеле­тия до н. э. В I в. н. э., после захвата Израильского и Иудейского царств Ассирией, Вавилонией и Римом, большая часть евреев была выселена со своей этнической территории. Расселились евреи сначала по территории Римской империи, а потом и по другим странам мира. Тогда и образовалась еврейская диаспора.

История поселения евреев в Белару­си насчитывает более 600 лет. Первые общины евреев появились в конце XIV в. в Бресте и Гродно. Во второй половине XVI в. количество еврейских общин в Бе­ларуси увеличилось в связи с миграцией из Польши и Германии. С конца XVIII в. белорусские губернии входили в так на­зываемую черту оседлости евреев, что содействовало увеличению в Беларуси еврейского населения.

На протяжении многих столетий рас­сеяния евреев по миру «заселение» их на новой территории всегда происходило одинаково.

Сначала создавалось кладбище, пото­му что прежде чем заботиться о хлебенасущном, надо подумать о том месте, ку­да человек уходит. По иудейским обыча­ям запрещалось хоронить предков с представителями других народов. Прави­ла, по которым создавались кладбища, не менялись тысячелетиями. Одно из основ­ных - все камни должны быть повернуты в сторону Иерусалима.

После оборудования кладбища стро­илась синагога, потом миква ‒ ритуаль­ный бассейн, и шхита ‒ специальное ме­сто, где убивали животных на мясо. По­том открывались Талмуд-тора и хедер.

И только после этого можно было сказать, что община обосновалась. Строилось все на общинные деньги. Существовал обы­чай - 10% дневного заработка необходи­мо было отдавать на общинные нужды.

Распоряжался всем выборный об­щинный совет, который руководил граж­данскими делами. Духовными делами за­нималась коллегия раввинов и дайянов (судей).

По заведенному обычаю евреи жили столетия. Первые изменения стали про­исходить во второй половине XIX в., ког­да начали распадаться еврейские общи­ны. Еще более значительные изменения произошли после Октябрьской револю­ции. В Беларуси у евреев была нацио­нально-культурная автономия (ликвиди­рована в конце 30-х гг.), на еврейском языке (идиш) выходили газеты и журна­лы, работали театральные труппы,
дей­ствовали еврейские школы.По переписи 1999 г. в Беларуси насчитывалось 27 798 граждан еврейской национальности. Первые еврейские об­щества созданы в Минске и Бобруйске в 1988 г. Сейчас в стране действуют 47 общественных еврейских объединений, большинство из которых входят с Союз белорусских еврейских общественных объединений и общин.

В Беларуси выходят газеты «Авив» и «Берега» (Минск), «Гешер» и «Мишпоха» (Бобруйск), «Карлин» (Пинск), журнал «Мишпоха» (Витебск).

Еврейский язык (иврит), культура и традиции изучаются в СШ №132 Минска, государственных детских садах № 68 («Атиква») Гомеля и № 90 Витебска, в двух группах детского сада № 151 в Минске, в Пинской негосударствен­ной школе-интернате «Бейс-Арагон», а также в 17 школах выходного дня.

При каждой общине есть библиотека, из них наиболее крупные в Минске (2 библиотеки), Бобруйске, Витебске, Гомеле, Могилеве, Лиде, Гродно, Бресте, Полоцке, Пинске.

В 2003 г. в Минском еврейском об­щинном доме создан Музей истории и культуры евреев Беларуси.

Община активно ведет издательскую деятельность. Только за последние годы при содействии Союза еврейских органи­заций и общин Беларуси вышло более 20 изданий по еврейской тематике.

Памятные места. С духовной точки зре­ния не просто памятными - священными местами для евреев Беларуси являются учебные учреждения. Среди них были та­кие известные на весь мир иешивы, как Воложинская, Мирская, Радуньская. Не­которые здания, в которых они находи­лись, сохранились до нашего времени.

Воложинскую иешиву называют ма­терью иешив. Здание первой, основанной Хаимом Воложинером в 1803 г. иешивы, не сохранилось, она сгорела. На этом же месте, благодаря усилиям Нафтали
Берли­на, бывшего в то время ее руководителем, в 1866-1867 гг. была построена новая иешива. Это здание сохранилось и теперь внесено в Государственный список исто­рико-культурных ценностей.

Мирская иешива была основана в 1815 г. и существовала до 1939 г. Это здание также сохранилось, там сей­час находится почта, часть здания отве­дена под жилой фонд.

Также для евреев всего мира священ­ными местами всегда были и остаются кладбища и синагоги. Старейшая из си­нагог Беларуси была построена в Слониме в 1642 г. Во время нашествия Напо­леона здание было разрушено, восстано­влено в середине XIX в. и сохранилось до нашего времени.

Особое место в памяти людей зани­мает Великая Отечественная война. При еврейской общине создана Комиссия по увековечению мест массового уничтоже­ния евреев Беларуси. За последние три года установлено более десяти мемори­альных знаков на таких местах; один из последних открыт в 2004 г. в г.п. Городея, где в один день было расстреляно 1137 евреев. Крупнейший и центральный памятник в Беларуси, увековечивающий память жертв геноцида, ‒ мемориальный комплеск «Яма» в Минске.

Достоянием мировой культуры ста­ло имя уроженца Беларуси, художника Марка Шагала. В Витебске открыт Музей Марка Шагала, в который входят Арт-центр и Дом-музей.

Это только небольшой перечень мест, памятных и дорогих не только евреям, но и всем жителям Беларуси.[17, с. 85-86]

Также в Беларуси живут и другие представители национальностей: татары, цыгане, литовцы, армяне, азербайжданцы, казахи и др. все они сохраняют свою самобытность, сохраняют свою культуру и вносят свою лепту в национальную культуру Беларуси.[Табл. 1]

 

Таблица 1

Национальный состав населения (2009 г.)

Национальность Всего 83,73 %
Белорусы   8,26 %
Русские   3,10 %
Поляки   1,67 %
Украинцы   0,14 %
Евреи   0,09 %
Армяне   0,08 %
Татары   0,07 %
Цыгане   0,06 %
Азербайджанцы   0,05 %
Литовцы   0,04 %
Молдаване   0,03 %
Туркмены   0,03 %
Немцы   0,03 %
Грузины   0,02 %
Китайцы   0,02 %
Узбеки   0,02 %
Латыши   0,02 %
Казахи   0,01 %
Арабы   0,01 %
Чуваши   0,01 %
Мордва   0,01 %
Башкиры   0,01 %

 

 

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 881. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия