Студопедия — Девиантное поведение
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Девиантное поведение






Во всех обществах поведение человека порой выхо­дит за рамки, допустимые нормами. Нормы только ука­зывают, что человек должен делать, а что не должен; но они не являются отражением фактического поведения. Когда человек ведет себя в соответствии с ожиданиями общества и социальными нормами, такое поведение называют конформным, или конформностью. Термин «конформность» имеет только это значение, хотя иног­да его путают с однокоренным понятием «конформизм», означающим подчинение мнению общества или просто­го большинства. Обычно большинство людей ведет себя конформно. Однако поступки некоторых индивидов не­редко выходят за рамки того, что общество считает допустимым. Девиантным поведением называется по­веденческое отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудитель­ное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реак­цию. Таким образом, это оценочное определение, нала­гаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами.

Сравнение разных культур показывает, что одни и те же действия одобряются в одних обществах и недо­пустимы в других. Определение поведения как девиант -ного зависит от времени, места и группы людей. На­пример, если обычные люди взламывают склепы, их клеймят как осквернителей праха, но если это делают археологи, то о них говорят с одобрением, как об уче­ных, раздвигающих границы познания. Однако ведь в обоих случаях в места погребения вторгаются посто­ронние и выносят оттуда какие-то предметы. Еще один пример. Общительность, современная одежда и откры­тое лицо европейской женщины недопустимы во мно­гих традиционных мусульманских странах.

Эти примеры свидетельствуют о том, что отклоне­ния не могут быть объективной характеристикой чело­веческого поведения. Общество само решает, считать или не считать какое-то поведение девиантным. Это не означает, что такие явления, как убийство, воровство, половые извращения, психические отклонения, алкого­лизм, азартные игры и жестокое обращение с детьми и т.п., могли бы не иметь места, если бы им не были даны социальные определения. Просто решающее значение имеет то, как люди определяют поведение и каким кон­кретным образом реагируют на него.

Кто и почему считается нарушителем и что рассмат­ривается как отклонение от нормы, в значительной степе­ни зависит от субъекта, дающего определение поведению и обладающего достаточной властью, позволяющей такое определение закрепить. За последние годы такие стили поведения, как гомосексуализм, алкоголизм, употребле­ние наркотиков, традиционно считавшиеся в России девиантными, определявшиеся в терминах уголовного ко­декса, были подвергнуты пересмотру. Все большее рас­пространение получает мнение, что подобные стили пове­дения являются медицинскими проблемами, т.е. счита­ются болезнями наряду с физическими заболеваниями типа язвы, диабета, гипертонии. Страдающих от этих на­рушений людей (алкоголиков, наркоманов) помещают в лечебные учреждения, где их называют пациентами и где они получают лечение по назначениям врачей.

Некоторые социальные группы (гомосексуалисты, лесбиянки, инвалиды, матери-одиночки, живущие на со­циальное пособие, и т.п.) выходят на политическую арену и с успехом противостоят официальным определениям, представляющим их как источник социальных проблем.

Нормы можно себе представить не в виде фиксиро­ванной точки или прямой линии, а скорее как определен­ную зону. Даже у достаточно специфичных и строго кон­тролируемых норм есть зона допустимых вариаций, не говоря о практике, где существует целый диапазон до­пустимых стилей поведения, которые тем не менее мо­гут не отклоняться от буквы закона. Приведем пример.

Считается, что университетскому профессору по­ложено держаться со студентами официально. Но один профессор крупного университета имеет обыкновение во время лекции взбираться с ногами на кафедру или усаживаться на ее крышку. Несомненно, в русской культуре не принято считать кафедру подходящим местом для сидения. Поэтому неудивительно, что боль­шинство студентов на первой лекции профессора встре­чают его чудачества хихиканьем. Однако профессор, обладая талантом общения и будучи признанным авто­ритетом в своей области, вскоре завоевывает аудито­рию. Оценивая курс лекций, который читает профес­сор, студенты обычно говорят, что сначала их ошело­мили его непринужденные манеры, но вскоре они обнаружили, что стиль его поведения составляет часть эф­фективной методики преподавания.

Следовательно, общество обычно допускает и такой вариант поведения, который отличается от принятой нормы, но не выходит за рамки допустимого.

В целом ни один стиль поведения не является деви-антным сам по себе; девиантность составляет предмет социальных определений. Одно и то же поведение мо­жет рассматриваться одной группой как отклонение, а другой — как норма. Более того, многое зависит от соци­ального контекста, в котором наблюдается такое пове­дение. Например, появление в нетрезвом виде на работе вызывает недовольство окружающих, однако на ново­годней вечеринке именно такое поведение ее участников вполне естественно. Добрачные сексуальные отношения и разводы, всего одно поколение назад вызывавшие силь­ное осуждение в обществе, сейчас в целом считаются нормой. Большинство людей рассматривают девиантное поведение как плохое, как поведение, представляющее собой источник социальных проблем. Причина таких оценок — результат негативных или разрушительных последствий, которые влечет за собой большинство от­клонений от нормы. Однако девиантное поведение имеет также положительные или интеграционные последствия для социальной жизни. Несомненно, большинство об­ществ способно ассимилировать немалое число отклоне­ний от нормы без серьезных последствий для себя, одна­ко постоянные и широко распространенные девиации могут нарушить организованную жизнь общества или даже подорвать ее. Социальная организация общества складывается из скоординированных действий множе­ства людей. Если некоторые индивиды не в состоянии выполнять свои действия в надлежащее время и в соот­ветствии с социальными ожиданиями, институциональ­ной жизни может быть нанесен весомый урон.

Исследования социальных психологов показывают, что девиантное и нормативное поведение— две равноценные составляющие социально-ролевого поведения. Девиант­ное поведение представляет собой результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека. Девиации направлены на преодоле­ние фрустрации — препятствия, вставшего на пути дос­тижения цели, и проявляются через социально значимые действия. Антифрустрирующее действие всегда сопро­вождается определенной долей риска, но не обязательно носит разрушительный характер. Характер девиантного поведения, направленность энергетического потенциала человека зависят, во-первых, оттого, как ему свойствен­но отвечать на возникающие трудности: путем созида­тельных или разрушительных действий, во-вторых, — от того, насколько общество стимулирует социально-инно­вационные, созидательные действия личности.

По мнению О.С. Осиповой, необходимо проводить различие между двумя видами девиантного поведения: созидательным и разрушительным.

Девиантное поведение деструктивной направленно­сти — это совершение индивидом или группой соци­альных действий, отклоняющихся от доминирующих в обществе (отдельной социальной группе, страте) социо­культурных ожиданий и норм.

Созидательные девиации (социальные инновации, но­вовведения) — это социально значимые в действиях че­ловека отклонения от общепризнанных норм поведе­ния, определяющие наиболее прогрессивный вектор эво­люционного развития общества. Границы между пози­тивной и негативными формами девиантного поведе­ния подвижны во времени и социальном пространстве. Созидательная девиация должна рассматриваться как совершенно нормальное явление в жизни любого обще­ства, так как даже самый совершенный закон не в состоянии учесть всего многообразия житейских ситуаций. Степень совершенства закона относительна, поскольку общество изменчиво1.

Усиление девиантноапи: некоторые современные ис­следователи утверждают, что СМИ своими материала­ми способны искусственно активизировать масштабы де-виантного поведения. Обычно опубликованные матери­алы вызывают озабоченность широкой общественности, которая требует принятия адекватных ответных мер. В порядке реагирования государства и правоохранитель­ных органов начинается усиленная борьба с преступно­стью, задерживается большее, чем раньше, число пре­ступников. Освещая развитие событий, материалы СМИ создают впечатление, что явление, ставшее темой пер­вых публикаций, расширяется и нарастает. Поднятой шумихой индивиды, склонные к данному типу девиант-ного поведения, могут быть также вовлечены в орбиту реализации своих преступных наклонностей и привле­чены в районы, о которых идет речь в сообщениях, и в силу этого преступность там действительно принимает более широкие масштабы. Усиление девиантности мо­жет быть представлено в виде спирали2.

Почему люди нарушают социальные нормы? Поче­му определенные действия считаются девиантными? Почему поведение одних индивидов называют девиант -ным, когда они совершают по существу те же действия, что и другие индивиды, которым удается избежать на­казания, а иногда даже добиться признания? И почему число отклонений от нормы изменяется от группы к группе и от общества к обществу?

Рассмотрим четыре наиболее распространенных со­циологических подхода к проблеме девиации: теорию аномии, теорию культурного переноса, теорию конф­ликта и теорию стигматизации.

1 Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социологические исследования. 1998. №11. С. 107-108.

1 Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А — Я: Словарь-справочник. М., 2000. С. 516.

Теория аномии. Э. Дюркгейм утверждал, что деви-антное поведение играет функциональную роль в об­ществе, поскольку наказание девианта способствует осознанию границ того, что считается допустимым по­ведением, и выполняет роль факторов, побуждающих людей подтвердить свою приверженность моральному порядку общества. Дюркгейму принадлежит понятие «аномии» — общественного состояния, которое харак­теризуется разложением системы ценностей, обуслов­ленным кризисом всего общества, его социальных ин­ститутов, противоречием между провозглашенными це­лями и невозможностью их реализации для большин­ства. Когда общество находится в состоянии аномии, люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами. В периоды быст­рых общественных перемен люди перестают понимать, чего ждет от них общество, и испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими норма­ми. Прежние нормы уже не представляются подходя­щими, а новые, зарождающиеся нормы еще слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными и значимыми ориентирами в поведении. В такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиантного поведения.

Американский социолог Роберт К- Мертон попытал­ся применить дюркгеймовские понятия «аномии» и «со­циальной солидарности», анализируя социальную дей­ствительность США. Для большинства американцев жизненный успех, особенно выраженный в материаль­ных благах, превратился в культурно признанную цель. При-этом только определенные факторы, например, хо­рошее образование и высокооплачиваемая работа, — получают одобрение в качестве средств к достижению Успеха. Никакой проблемы не было бы, если бы все американские граждане имели одинаковый доступ к допустимым средствам достижения материального ус­пеха в жизни. Но на деле все обстоит иначе. Бедные люди и представители национальных меньшинств час­то ощущают себя загнанными в угол, поскольку им доступны лишь более низкие уровни образования и скуд­ные экономические ресурсы.

Если же они интернализовали в качестве цели ма­териальный успех — а это относится не ко всем инди­видам, — ограниченность в средствах может толкнуть их к неконформности и совершению асоциальных по­ступков, когда они поймут, что не в состоянии достиг­нуть культурно признанных целей культурно признан­ными средствами. Тогда одним из возможных решений станет снятие моральных ограничений — готовность до­биваться высокого статуса, социального и материаль­ного успеха любыми доступными средствами, включая порочные и преступные.

Однако «отсутствия возможностей» и неудержимо­го стремления к материальному благополучию недо­статочно для того, чтобы подтолкнуть человека в сто­рону девиации. Общество с жесткой классовой или кастовой структурой может не давать всем своим граж­данам равных шансов выдвинуться и в то же время высоко ценить богатство: примером такого общества может служить феодальная система средневековья. Лишь тогда, когда обществом провозглашаются общие символы успеха для всего населения, и при этом для множества людей ограничивается реальный доступ к социально признанным средствам достижения таких символов, создаются условия для антиобщественного поведения. Мертон выделил пять типовых реакций на дилемму цели — средства, четыре из которых пред­ставляют собой девиантные адаптации к условиям ано­мии (табл. 3).

Таблица 3
Типы адаптации Культурные цели Институционализирован­ные средства
Конформность + +
Инновация + -
Ритуализм - +
Ретритизм - -
Бунт +- +-

Примечание: + принятие; — отрицание; + — отрицание суще­ствующей системы ценностей и замена ее новой системой.

Конформность имеет место, когда члены общества принимают и цель — достижение материального успе­ха, и социально утвержденные средства для ее дости­жения. Подобное поведение составляет опору стабиль­ного общества.

Инновация наблюдается, когда индивиды твердо при­держиваются культурно установленных целей, но отвер­гают одобренные обществом средства к их достижению. Такие люди способны торговать наркотиками, подделы­вать чеки, мошенничать, присваивать чужое имущество, воровать, участвовать в кражах со взломом и в разбой­ных ограблениях или заниматься проституцией, вымога­тельством и покупать символы успеха.

Ритуализм имеет место, когда члены общества от­вергают культурные цели или принижают их значи­мость, но при этом механически используют одобрен­ные обществом средства достижения таких целей. На­пример, цели организации перестают быть важными для многих ревностных бюрократов, однако последние культивируют средства в качестве самоцели, фетиши­зируя инструкции и бумажную волокиту.

Ретритизм состоит в том, что индивиды отвергают как культурные цели, так и признанные средства их Достижения, ничего не предлагая взамен. Например, алкоголики, наркоманы, бродяги и опустившиеся люди становятся изгоями в собственном обществе; «они жи­вут в обществе, но не принадлежат к нему».

Бунт заключается в том, что бунтари отвергают и культурные цели общества, и средства их достижения, но при этом выдвигают на их место новые нормы. Та­кие индивиды порывают со своим социальным окруже­нием и включаются в новые группы с новыми идеоло­гиями, например, пополняют радикальные обществен­ные движения (см. табл. 3).

Типы индивидуальной адаптации Мертона характе­ризуют ролевое поведение, а не типы личности. Чело­век может изменять свою позицию и переходить от од­ного типа адаптации к другому.

Теория культурного переноса. Ряд социологов под­черкивает сходство между способом выработки деви-антного поведения и способом выработки любого дру­гого стиля поведения. Одним из первых к такому выво­ду пришел Габриэль Тард, еще в конце XIX века сфор­мулировавший теорию подражания для объяснения де-виантного поведения. Тард утверждал, что преступни­ки, как и «порядочные» люди, подражают поведению тех индивидов, с которыми они встречались в жизни, которых знали или о которых слышали. Но в отличие от законопослушных граждан они подражают поведению преступников.

Иначе говоря, молодые люди становятся правона­рушителями, потому что общаются и заводят дружбу с теми подростками, у которых криминальные модели по­ведения уже укоренились.

Эдвин Г Сазерленд разработал теорию дифферен­циальной ассоциации, которая базируется на идеях сим­волического интеракционизма и подчеркивает роль со­циального взаимодействия в процессе формирования взглядов и поступков людей. Согласно Сазерленду, индивиды становятся правонарушителями, потому что попадают в окружение, следующее девиантным моде­лям, мотивировкам и методам. Такие индивиды могут научиться употреблять и доставать запрещенные нар­котические средства или воровать, а потом сбывать кра­деное. Чем раньше начнутся контакты индивида с кри­миногенным окружением, чем чаще, интенсивнее и дли­тельнее будут эти контакты, тем выше вероятность того, что такой индивид тоже станет правонарушителем. Но в этом процессе задействовано не одно простое подража­ние. Девиантное поведение приобретается на основе не только подражания, но и научения; очень многое зависит от того, чему именно и от кого учатся индивиды.

Теория дифференциальной ассоциации подтвержда­ет правильность старинной поговорки: «Из хороших ком­паний выходят хорошие парни, а из дурных — плохие». Когда родители переезжают на новое место, чтобы увез­ти своего сына от дружков-хулиганов, они неосознанно пользуются принципом дифференциальной ассоциации. Этому же принципу следуют охранники в тюрьме, ста­рающиеся ограничить общение заключенных. Соглас­но этому же принципу, тюремное заключение может привести к явно отрицательным последствиям, если поместить юных правонарушителей в одну камеру с закоренелыми преступниками.

В плюралистических обществах, где сосуществует множество субкультур, у различных групп населения могут быть разные взгляды и мотивировки поведения. Социолог Вальтер Б. Миллер, основываясь на этом принципе, провел исследование девиантного поведения в среде молодежи из низших социальных слоев. Он оп­ределял их поведение как адаптацию к культурным образцам, приобретенным такими людьми в процессе их социализации в гетто и внутригородской среде. Куль­тура низших слоев, по Миллеру, придает огромное значение ряду таких «первостепенных» принципов, как нарушение общественного спокойствия (приветствуют­ся стычки с полицейскими, школьным начальством, со­циальными работниками и прочими официальными пред­ставителями власти); доказательство своей «крутизны» (наличие физической силы и умение побеждать в драке); наглость (способность перехитрить, надуть, оставить в дураках других людей); азарт (поиск острых ощущений, стремление к риску, игра с опасностью); судьба (вера в то, что большинство важнейших событий в жизни не поддается контролю, что миром правят случай и судь­ба); свободолюбие (желание освободиться от внешнего контроля и принуждения). Хотя все эти принципы не являются обязательно преступными, следование им со­здает ситуации, в которых высока вероятность исполь­зования моделей поведения, носящих противозаконный характер. Так, желание выглядеть «крутым» влечет за собой словесные оскорбления других и физическое наси­лие над ними, а стремление к острым ощущениям мо­жет привести индивида, например, к угону автомобиля. Итак, теория культурного переноса показывает, что социально порицаемое поведение может вызываться теми же процессами социализации, что и социально одобряемое. Эта теория позволяет понять, почему ко­личество случаев девиантного поведения изменяется от группы к группе и от общества к обществу. Однако с ее помощью нельзя объяснить некоторые формы деви­антного поведения, особенно у тех правонарушителей, которые не могли заимствовать у других ни способы, ни подходящие дефиниции и взгляды. Примерами это­го могут служить злостные нарушители финансовых соглашений; наивные изготовители фальшивых чеков; люди, случайно нарушившие закон; непрофессиональ­ные магазинные воришки; люди, совершающие преступ­ления «на почве любви». Индивиды могут попадать в одни и те же ситуации, но воспринимать их по-разному, с различными результатами.

Теория конфликта. Сторонники теории культурно­го переноса подчеркивают, что для индивидов, принад­лежащих к разным субкультурам, характерны несколь­ко различающиеся модели поведения, поскольку про­цесс их социализации базируется на различных тради­циях. Приверженцы теории конфликта согласны с этим положением, но пытаются ответить на вопрос: какая социальная группа сумеет выразить свои принципы в законах общества и заставить членов общества подчи­няться этим законам? Поскольку институциональный порядок вызывает столкновение интересов основных групп — классов, полов, расовых и этнических групп, организаций бизнеса, профсоюзов и т.п., — возникает еще один вопрос: кто получает львиную долю преиму­ществ от конкретной социальной системы? Или други­ми словами: почему структура общества дает преиму­щества одним социальным группам, а другие группы остаются в невыгодном положении и даже клеймятся как преступающие закон?

Хотя в последние десятилетия появилось множество новых направлений конфликтологического подхода к проблеме девиации, его происхождение восходит к марк­систской традиции. Согласно ортодоксальной марксис­тской теории, правящий класс капиталистов эксплуа­тирует и грабит народные массы и при этом ухитряет­ся избежать возмездия за свои преступления. Трудя­щиеся — жертвы капиталистического угнетения — в своей борьбе за выживание вынуждены совершать по­ступки, которые правящий класс клеймит как преступ­ные. Другие типы девиантного поведения — алкого­лизм, злоупотребление наркотиками, насилие в семье, сексуальная распущенность и проституция — являют­ся продуктами моральной деградации, основанной на беспринципной погоне за наживой и угнетении бедняков, женщин, представителей этнических меньшинств. Психологические и эмоциональные проблемы объясня­ются отчуждением людей от средств производства, с помощью которых они добывают себе средства к жиз­ни, т.е. от самого базиса своего существования.

Современный марксистский подход к проблеме де­виации сформулировал американский социолог Ричард Квинни. Согласно Квинни, правовая система США от­ражает интересы и идеологию правящего капиталис­тического класса. Закон объявляет нелегальными не­которые поступки, оскорбляющие мораль властей пре­держащих и представляющие угрозу для их привиле­гий и собственности: «Закон — это инструмент правя­щего класса. Криминальное право, в частности, пред­ставляет собой средство, созданное и используемое правящим классом для сохранения существующего порядка. В Соединенных Штатах государство и его пра­вовая система существуют для защиты и поддержания капиталистических интересов правящего класса».

Для того чтобы «понимать природу преступления, необходимо понимать развитие политической экономии в капиталистическом обществе». Но если государство служит интересам капиталистического класса, то и пре­ступление в конечном итоге представляет собой клас-сово-обусловленный политический акт, заложенный в структуре капиталистической социальной системы.

В целом, по Квинни, преступление присуще капи­талистической системе. Когда общество создает соци­альные проблемы и не может справиться с ними есте­ственным образом, оно придумывает и вводит полити­ку контроля за населением. Следовательно, преступле­ние и уголовное правосудие составляют неотъемлемую часть более крупных проблем исторического развития капитализма.

Теория конфликта побудила социологов к изучению влияния интересов правящего класса на составление и исполнение законов. Многие социологи отмечают, что преступление определяется в основном с точки зрения ущерба, нанесенного собственности (кража со взломом, грабеж, угон автомобилей, вандализм), в то время как корпоративные преступления как бы остаются в тени. Более того, наказание за преступления против собствен­ности — тюремное заключение, а наиболее общеприня­той формой наказания за правонарушения в сфере биз­неса является денежный штраф. Американский социо­лог Амитаи Етциони обнаружил, что в 1975—1984 годы 62% крупнейших корпораций США были замешаны в одной незаконной операции или более; 42% — в двух и более, а 15% — в пяти и более. Нарушения состояли в фиксации цен и назначении завышенных цен, подкупе местных и зарубежных должностных лиц, мошенниче­стве и обмане, нарушении патентных прав. Однако в отличие от воров и мошенников корпорации и их долж­ностные лица не несут уголовной или иной ответствен­ности. И если ФБР ведет дело по каждому факту убий­ства, изнасилования, оскорбления действием и угона автомобиля, зарегистрированному в США, то ни одно государственное агентство не ведет регистрацию пре­ступлений, совершенных корпорациями.

В теории конфликта многое справедливо. Совершен­но очевидно, что составляют законы и обеспечивают их исполнение облеченные властью индивиды и социальные группы. Вследствие этого законы не являются нейт­ральными, но служат интересам определенной соци­альной группы и выражают основные ее ценности.

Теория стигматизации. Сторонники теории стиг­матизации (от греч. 8т1^то — клеймо) взяли за основу главную идею конфликтологии, согласно которой инди­виды часто не могут поладить друг с другом, так как расходятся в своих интересах и взглядах на жизнь; при этом те, кто стоит у власти, имеют возможность выра­жать свои взгляды и принципы в нормах, управляющих институциональной жизнью, и с успехом навеши­вают отрицательные ярлыки на нарушителей этих норм. Их интересует процесс, в результате которого отдель­ные индивиды получают клеймо девиантов и начинают рассматривать свое поведение как девиантное.

Приверженцы теории стигматизации Эдвин Лемерт, Говард Бекер и Кай Эриксон утверждают, что, во-пер­вых, ни один поступок сам по себе не является крими­нальным или некриминальным. «Отрицательность» поступка обусловлена не его внутренним содержани­ем, а тем, как окружающие оценивают такой поступок и реагируют на него. Отклонение всегда есть предмет социального определения.

Во-вторых, всем людям свойственно девиантное по­ведение, связанное с нарушением каких-то норм. Сто­ронники данной теории отрицают популярную идею о том, что людей можно разделить на нормальных и име­ющих какие-то патологии. Например, некоторые пре­вышают скорость езды, совершают кражи в магази­нах, скрывают доходы от налоговой инспекции, напива­ются, участвуют в актах вандализма в честь победы любимой футбольной команды, нарушают права част­ной собственности или без спроса раскатывают в ма­шине своего приятеля. Сторонники теории стигматиза­ции называют такие действия первичной девиацией, определяя ее как поведение, нарушающее социальные нормы, но обычно ускользающее от внимания право­охранительных органов.

В-третьих, будут ли конкретные поступки людей рассматриваться как девиантные, зависит от того, что делают эти люди, и от того, как реагируют на это дру­гие люди, т.е. эта оценка зависит от того, каким прави­лам предпочтет строго следовать общество, в каких ситуациях и в отношении каких людей. Не всех, кто превысил скорость езды, совершил магазинную кражу, утаил доходы, нарушил права частной собственно­сти и т.п., осуждают.

В-четвертых, навешивание ярлыков на людей вле­чет для них определенные последствия. Оно создает ус­ловия, ведущие к вторичной девиации — девиантному поведению, вырабатывающемуся у индивида в ответ на санкции со стороны других. Приверженцы теории стиг­матизации утверждают, что такое новое отклонение от нормы инициируется враждебными реакциями со сто­роны законодательных органов и законопослушных граж­дан. Индивид получает публичное определение, которое возводится в стереотип, и объявляется правонарушите­лем, «чокнутым», фальшивомонетчиком, насильником, наркоманом, бездельником, извращенцем или преступ­ником. Ярлык способствует закреплению индивида в статусе аутсайдера («человека не нашего круга»). По­добный «главный» статус подавляет все прочие статусы индивида в формировании его социального опыта и в результате играет роль самореализующегося пророче­ства. Нарушители норм начинают воспринимать свой статус как конкретный тип девиантности и формировать на основе этого статуса собственную жизнь.

В-пятых, те, кто получил клеймо правонарушите­лей, обычно обнаруживают, что законопослушные граж­дане осуждают их и не хотят иметь с ними дела; от них могут отвернуться друзья и родные; в некоторых слу­чаях их могут заключить в тюрьму или поместить в больницу для душевнобольных. Всеобщее осуждение и изоляция подтолкнут стигматизованных индивидов к де-виантным группам, состоящим из людей, судьба кото­рых похожа на их собственную. Участие в девиантной субкультуре — это способ справиться с критической ситуацией, найти эмоциональную поддержку и окру­жение, где тебя принимают таким, какой ты есть. В свою очередь вступление в подобную девиантную группу Укрепляет у индивида представление о себе как о правонарушителе, способствует выработке девиантного жиз­ненного стиля и ослабляет связи с законопослушным окружением.

Итак, согласно теории стигматизации, девиация оп­ределяется не самим поведением, а реакцией общества на такое поведение. Когда поведение людей рассмат­ривается как отступающее от принятых норм, это дает толчок ряду социальных реакций. Другие определяют, оценивают поведение и навешивают на него опреде­ленный ярлык. Нарушитель норм начинает согласовы­вать свои дальнейшие поступки с такими ярлыками. Во многих случаях у индивида вырабатывается само­представление, совпадающее с этим ярлыком, в ре­зультате чего он способен вступить на путь девиации.

Теория стигматизации, не концентрируя внимания на причинах совершения девиантных поступков, помо­гает понять, почему один и тот же поступок может рас­сматриваться как девиантныи или нет в зависимости от ситуации и характеристик индивида, о котором идет речь. Многие сторонники теории стигматизации обратились к положениям теории конфликта, в первую очередь к су­ществующему в обществе неравенству, чтобы понять, что является основой структуры социальных институ­тов, как составляются и проводятся в жизнь законы.

Таким образом, ни одна социологическая теория не способна дать полного объяснения девиантному пове­дению. Каждая высвечивает какой-то один важный ис­точник отклонения поведения от нормы. А девиантное поведение может принимать множество форм. Поэто­му следует тщательно анализировать каждую форму девиации для определения задействованных в ней спе­цифических факторов.

Сам по себе термин «девиантность» охватывает самый широкий спектр поступков и способов поведе­ния. Его применение просто означает констатацию того факта, что данное индивидуальное поведение отклоняется от принятого обществом. Причем такое отклоне­ние может быть как негативным, так и позитивным. Поведение гения, например, тоже представляет собой девиацию. Для обозначения специфически деструктив­ных форм поведения, опасных для общества, применя­ются понятия «делинквентное поведение» и «криминаль­ное (преступное) поведение». Для того чтобы четко обо­значить границы употребления каждого термина, всю совокупность проявлений отклоняющегося (девиантно-го) поведения нужно разделить на три группы: девиан-тное в собственном смысле этого слова, делинквентное и криминальное поведение.

Собственно девиантное поведение — это такое по­ведение, которое не является нарушением уголовного законодательства, то есть не является противоправным, а просто не совпадает с принятыми в обществе стан­дартами. Например, гомосексуализм — это чисто де­виантное в узком смысле слова поведение. В недавнем прошлом гомосексуализм рассматривался как преступ­ное поведение и соответствующим образом наказывал­ся, однако в настоящее время общество стало терпи­мее к таким отклонениям.

Термином «делинквентное поведение» обозначается совокупность противоправных поступков, не подпада­ющих под уголовное наказание, но уже являющихся не-зна^ительным правонарушением. Если поведение, не одобряемое общественным мнением, называется деви-антным, то поведение, которое не одобряется законом, — Делинквентным. Грань между делинквентным и преступным поведением находится там, где кончается сфера административной ответственности и начинает­ся область уголовно наказуемых поступков. Например, если подросток стоит на учете в детской комнате мили­ции, не посещает школу, появляется в пьяной компа­нии в общественных местах,.его поведение является Делинквентным, но не преступным. Преступным оно станет тогда, когда он совершит деяние, расценивае­мое законом как уголовное преступление, и будет осуж­ден по закону как преступник.

Наиболее податливую к делинквенции группу насе­ления составляет молодежь, прежде всего вырастаю­щая и проходящая социализацию в преступной или де-виантной среде. Такую среду или семью в обыденной терминологии называют неблагополучной. Чаще всего склонность к делинквентному поведению возникает под влиянием пьющих родителей, нередко побывавших в местах лишения свободы.

Однако негативное влияние оказывает не только не­благополучная семья, но и более широкая социальная среда: друзья, компании, соседи. Особенно опасны в этом отношении районы с высокой плотностью делинк-вентного и криминального поведения. В таких районах число несовершеннолетних правонарушителей всегда выше среднего показателя. Такие районы называют криминогенными, а категории населения, обладающие повышенной склонностью к преступному или делинк­вентному поведению, — группами риска.

Среди возрастных групп наиболее склонны к делинк­вентному поведению подростки. Это объясняется их со­циальной незрелостью и повышенной подверженностью влияниям извне. Подростков влечет к новым острым ощу­щениям, они стремятся доказать родителям и обществу свою независимость и самостоятельность, но не всегда умеют предвидеть последствия своих поступков. Под­росток часто не соответствует социальным требованиям и ожиданиям. При этом он обычно считает, что это об­щество недостаточно совершенно и относится к нему не­справедливо. Складывается противоречие между соци­альной незрелостью подростков и требованиями обще­ства, которое становится реальным источником делинквентного поведения. По оценкам психологов, несовер­шеннолетних правонарушителей отличает самоуверенность, дерзость, обидчивость и плохо контролируемая агрессивность. Некоторым из них присуща заниженная самооценка. Другие поддерживают уровень самооцен­ки, игнорируя свои проблемы, отказываясь брать на себя ответственность за свои поступки и перекладывая с себя вину на других людей и внешние обстоятельства. Иног­да правонарушения служат проявлением глубоких не­врозов, страхов, тревог, фрустрации.

Вопросы и задания

1. Что такое социальная норма и девиация?

2. В чем, по-вашему, заключается причина девиантного поведения:

 

в несовершенстве человеческой природы?

в несовершенстве общества?

в ограниченности и относительности любой социальной нормы?

 

3. В чем состоит относительность девиации? Как меняются представления о норме и девиации в различных культурах?

4. Что такое социальный контроль? Какие элементы он включает и какие функции в обществе выполняет?

5. Как, по-вашему, возможна ли практическая реализация общества, в котором не было







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 778. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия