Студопедия — ИСТОРИЯ И ЭТИМОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИСТОРИЯ И ЭТИМОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ






Самым крупным культурным комплексом выступает цивилизация, ко­торую часто отождествляют с культурой. В каких-то случаях так оно и есть, но не всегда они выступают синонимами. Цивилизация понимается учены­ми в двух значениях.

В первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену «варварству», иначе говоря, знаменует высший этап развития че­ловечества.

Во втором случае цивилизацию связывают с географическим местом, под­разумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например, восточную и западную цивилизации. Они различаются экономическим укла­дом и культурой (совокупностью норм, обычаев, традиций, символов), куда входит специфическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга. Так, восточная и западная цивилизации различаются именно этими принципиальными чертами. Они покоятся на специфических ценностях, философии, принципах жизни и образе мира. А в рамках таких глобальных понятий формируются конкретные различия людей в поведе­нии, манере одеваться, типах жилища.

Оба слова — культура и цивилизация — относительно недавнего проис. хождения. В широкий научный оборот они вошли в XIX в. усилиям и антро. пологов, историков и деятелей литературы. С тех пор они употре<5ляютс< практически как синонимы, обозначающие одни и те же вещи, но отрава ющие их с разных сторон.

Оба термина имеют латинские корни. Слово «цивилизация» происходи от латинского «civis», обозначающего «жителей города», или «гор>о;жан.. В средневековье оно носило юридический смысл и относилось к сулебнои практике. Затем его значение расширилось. «Цивильным» стали называть человека, умеющего хорошо себя вести, а «цивилизовать» — означало делать благовоспитанным и вежливым, общительным и любезным. Цивилизовать можно было варварские племена или низшие сословия, к примеру кресть­ян. В светском обществе «цивильность» означала учтивость.

Первым употребил слово «цивилизация», по мнению Л. Февра, барон Гольбах в 1766 г. Руссо еще не пользовался им или не знал его. Хотя оно его могло бы здорово выручить. Ведь критиковал он на самом деле не культуру, а именно цивилизацию. Но за неимением подходящего слова, досталось культуре. Однако слово «цивилизация» появилось при жизни Руссо и в са­мое нужное время — когда завершилось издание «Энциклопедии». Просве­тители связывали цивилизацию с разумом, а культуру — с духом. Немецкое слово «Geist» с самого рождения вошло в новое понятие и долго сопутство­вало ему. «Понятие "культура" вырабатывалось именно с целью разбить идею единой для всех цивилизаций, чтобы сделать возможным употребле­ние слова во множественном числе, уравнивая его с точки зрения духовно­сти — Geist. Так что не случайно именно в Германии последовательность цивилизации и культуры будет увидена совсем иначе, чем она по сей день видится во Франции»1.

Слово «культура» происходит от латинского «colere» и переводится как возделывать почву, обрабатывать, пахать землю. Не случайно в древности cultus ассоциировался с культивированием {cultivate). Но помимо того «colere» имеет и множество других значений. Как и слово «civis», этот термин может обозначать жителей города или деревни. Тем не менее большинство смыс­лов данного слова связано с вполне определенными процессами, а именно развитием, началом какого-либо мероприятия и его продолжением. Так, можно заниматься культивацией (обихоживанием, приведением в порядок и обработкой) сада. Можно также культивировать какие-либо занятия, виды деятельности, хобби, интересы, в том числе культивировать прекрасное и разумное (отсюда связь этого термина с воспитанием человека). В современ­ном языке слово «культура» подразумевает исключительно или преимуще­ственно позитивные процессы и достижения человечества, связанные с гу­манизмом. Именно благодаря этому оно отличается от животного мира. В итоге культура выражает проявление творческого начала в человеке и че­ловечестве, связанное с рождением каких-либо уникальных вещей2.

В определенном смысле Францию можно считать родиной цивилизации, как Германию следует называть духовной родиной культуры. По своему со-

1 Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специ­
альностей / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М., 1995. С. 9, 26, 140.

2 An Overview of Civilization (http://ragz-international.com).

держанию «цивилизация» в одной стране обозначала то же самое, что «куль­тура» в другой. Во Франции новому термину пришлось конкурировать с близ­кими по смыслу словами, в частности, police — учреждение по поддержанию правопорядка и нравов, и civilite, означавшим способность открыто, мягко и вежливо держать себя, вести беседу. Свободной ниши для нового слова не было подготовлено. Однако оно успешно выдержало соперничество и утвер­дилось в языке во многом благодаря тому, что несло в себе несколько иной оттенок, новое, более широкое значение. В слове civilisation, которое поначалу было обычным неологизмом, содержались такие значения, как ученость, ис­кусственность, насильственность. В но­вом слове слышался принудительный и единый для всех идеал, так радовавший просветителей, как универсальная, об­щечеловеческая цель победы грамот­ности над невежеством французское слово «цивилизация» на протяжении нескольких десятилетий не знало мно­жественного числа. «Как считает фран­ цузский лингвист Э. Бенвенист, слово "цивилизация" берет свое начало от Zivilisation (благовоспитанность) и буквально означает воспитанное, развитое, облагороженное общество (в противоположность варварству)»3.

По мнению крупнейшего специалиста в области социальной истории европейской культуры Л. Февра, слово «цивилизация» родилось во француз­ском языке и, пожалуй, нигде больше оно и не могло родиться. В глазах со­седних народов это понятие соединилось как раз с тем культурным типом, который сложился именно во Франции. Л. Февр приводит мнение Ф. Ниц­ше, высказанное в письме к А. Стриндбергу: «Нет никакой цивилизации, кроме французской»4.

Цивилизация ассоциировалось в Европе XVIII—XIX вв. с социальными установлениями, правами и свободами, а также мягкостью нравов и вежли­востью в обращении. Вряд ли так понимаемая цивилизация затрагивала духовный мир. Скорее она обозначала комфортность и удобство материаль­ных условий обитания человека.

Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли. Первым раз­граничил два понятия немецкий философ Иммануил Кант, а в начале XX в. другой немецкий философ Освальд Шпенглер в своем знаменитом труде «Закат Европы» и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит ее окончательный упа­док. «Культура — это цивилизация, которая не достигла своей зрелости, своего социального оптимума и не обеспечила своего роста», — писал изве­стный французский историк культуры Ф. Бродель, как бы соглашаясь с высказыванием О. Шпенглера5.

Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специ­альностей / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М., 1995. С. 50.

4 Февр Л. Бои за историю. М., 1991. С. 241.

5 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т. 1. Структуры
повседневности: возможное и невозможное. М., 1986. С. 116.

1 Юстепенно в европейском сознании утвердилось представление о циви­лизации как вершине технических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий и невиданных источников энергии. С цивилизацией ассоциируются материальные успе­хи, а с культурой — духовный мир человека. Второе значение термина «ци­вилизация» восходит к его латинскому корню: civis — не только гражданин, но и горожанин. Поэтому цивилизация означает городскую культуру. В этом смысле все примитивные народы, не знавшие городов, не являются циви­лизованными, хотя понятие «культура» распространяется и на них.

В культурологии так и не сложилось единого понимания цивилизации. В частности, она понимается как сте­пень культурного развития, которой достигли далеко не все страны. Суще­ствует множество показателей цивили­зованности: уровень смертности (осо­бенно детской), санитарное состояние городов, экология и т.п. Самым важ­ным показателем считается наличие письменности: хотя во всех культурах используется язык, не все они обладают письменностью. В одном из самых авторитетных изданий по культурологии, а именно в книге Р. Уильямса «Ключевые слова: словарь по культуре и обществу», сказано, что культура явилась некоей альтернативой «цивилизации», которая тесно ассоциирова­лась с социальным прогрессом. В понятии «культура» воплотилась идея национальных и традиционных культур, всего комплекса явлений, обычно связываемых у нас с народной культурой6.

Российские этнографы, в частности Ю.И. Семенов, считают, что призна­ками перехода к цивилизации являются: в области материальной культуры — появление монументальных каменных или кирпичных строений (дворцов, храмов и т.п.), в области духовной культуры — возникновение письменно­сти. И монументальное зодчество, и письменность представляют собой яр­кое проявление культуры «верхов», или элитарной культуры7.

По мнению американского социолога А. Грина, культура становится цивилизацией только тогда, когда у нее появляются письменный язык, на­ука, философия, высоко специализированное разделение труда, сложная технология и политическая система. Дописьменные культуры не обладают этими чертами. Но главный их недостаток — отсутствие письменности. Важ­ность данного фактора следует из самого названия культур, которые не яв­ляются цивилизациями, — дописьменные. Дописьменные общества явля­ются также донаучными, доиндустриальными и доиндивидуальными. У них нет истории, но есть только легенды. Время и пространство ограничены. Они крайне плохо осведомлены о других народах. В строгом смысле они не име­ют теологии и космологии. Они не могут создать науку, ибо она предпола­гает продвижение, постепенное накопление верифицированных знаний, что

6 Williams R. Keywords: A Vocabulary of Culture and Society. Fontana, 1976. P. 79.

7 Семенов Ю.И. Предмет этнографии (этнологии) и проблема его соотношения с предметом соци­
альной антропологии // Наука о культуре и социальная практика: антропологическая перспекти­
ва. Сб. науч. чтений / Под общей ред. ЮМ. Резника. М., 1998. С. 7-39.

в свою очередь требует записи результатов наблюдений и опытов». Благо­даря этому последующие поколения создают систематическое знание на прочном экспериментальном фундаменте. Культура здесь развивается мед­ленно, она не знает прогресса8.

Иерогпифика египетского алфавитасвидетельство высокой культуры и развитой цивилизации

Итак, цивилизация началась в эпоху письменности и земледелия. Она явилась вершиной социального прогресса человечества. Возникновение земледелия 10—12 тыс. лет назад отмечено крупными изменениями в соци­альном и культурном развитии. Обработка земли стала более систематичной и тщательной. Резко повысились производительность труда и размеры при­бавочного продукта. Увеличение размеров прибавочного продукта дало ска­чок развитию института торговли — из случайного и нерегулярного обмена между локальными группами торговля превратилась в систематическое про­фессиональное занятие большой группы людей, вскоре подчинившей себе всю структуру экономической жизни общества. Именно с возникновением земледелия фигура торговца стала главным экономическим и культурным агентом человеческого общества. Бизнес превратился в важнейшего творца современной цивилизации, если таковую понимать как совокупность не только духовных, но и материальных, научно-технических достижений че­ловечества. Благодаря ему стали возможными наемные армии и возведение пирамид, дворцов и храмов, создание городов и развитие системы управле­ния. Торговец, купец и промышленник на протяжении всей человеческой

s Green A. W. Sociology. An Analysis of Life in Modern Society. N.Y., 1968. P. 89.

истории выступали постоянными меценатами, жертвователями, спонсора­ми культуры.

Считается, что бизнесу мы обязаны возникновением письменного язы­ка. Действительно, необходимость записи собранных и хранящихся продук­тов труда, регистрирования тех, кто привез зерно, когда он это сделал, в каком объеме, кто чем владеет, ведение деловой документации и управле­ние государством в конечном итоге привели к возникновению письменно­сти, а позже и книгопечатания.

Именное земледелием связывают зарождение государства, городов, клас­сов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Среди таких признаков следует назвать и зарождение религии, но не как случайного и непрофессионального занятия, связанного с преклонением перед сверхъе­стественными силами природы, а как мощного социального института, ко­торый покоится на систематических ритуалах и церемониях, развернутой доктрине сакральных культов, деятельности и влиянии мощной профессио­нальной группы жрецов.

Сегодня ученые согласились, что первый и второй подходы, о которых говорилось в самом начале параграфа, применимы только к обществам, сто­ящим на достаточно высокой ступени развития, где бы географически они ни размещались. В таком случае вне цивилизации оказываются, в частно­сти, примитивные общества Полинезии и Океании, где до сих пор существу­ет первобытный образ жизни, нет письменности, городов и государства. Получается своеобразный парадокс: культура у них есть, цивилизации нет.

Таким образом, общество и культура возникли раньше, а цивилизация позже. За всю историю существования в условиях цивилизации человече­ство жило не более 2% времени.

Соединение места и времени дает поразительно богатую палитру циви­лизаций. Исторически известны, в частности, евразийская, восточная, ев­ропейская, западная, мусульманская, христианская, античная, средневеко­вая, современная, древнеегипетская, китайская, восточнославянская и дру­гие цивилизации.

Итак, цивилизация — глобальное понятие, обозначающее степень и свое­образие культурного развития общества или обществ. Ее понимают в двух смыслах: как историческое (время) и географическое (место) образование.

Но это лишь один из возможных вариантов понимания такого сложного явления, как цивилизация. Ученые не пришли к единому мнению о том, что есть цивилизация. Одни относят это понятие к историческим эпохам и го­ворят об античной, средневековой и современной цивилизациях, другие связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональ­ные и глобальную цивилизации. Третьи опираются на религиозные и социо­культурные критерии и анализируют евразийскую, мусульманскую, христи­анскую, восточную, европейскую, западную и т.д. цивилизации.

Иногда культуру понимают не как синоним цивилизации, т.е. нечто рав­ное ей, а как ее аспект, часть, сторону. Поэтому говорят о культуре как о символическом коде цивилизации, неважно, материализованном (в книгах, памятниках и т.д.) или нематериализованном (нормы, этикет, знания).

Древний Китай, Древняя Греция, Древний Египет, Вавилония, средне­вековая Европа и Россия принадлежат к одному и тому же историческому типу общества, а именно традиционному. Несомненно, каждая страна об-

ладала собственной, непохожей на другие, культурой. А цивилизация? В рамках традиционного общества мы встречаем многообразие цивилиза­ций: античную, средневековую, христианскую, восточную, древнеегипет­скую, евразийскую.

Когда мы говорим об обществе, то вспоминаем социальную структуру, социальные институты, социальную стратификацию. А под культурой под­разумевают среду общества — нормы, законы, манеры, этикет, обычаи, тра­диции и т.д. Восточную цивилизацию отличает от западной понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, места труда и досуга и т.д. Обе ци­вилизации основываются на различ­ных системах социальных ценностей, определенной философии, образе жиз­ни и принципах, отношении к приро­де. Это первично, а их воплощение — в типах жилища, образе жизни, спосо­бах общения — вторично. В понима­ние цивилизации следует, видимо, включить отношение к прогрессу, ра­циональной науке и технике, трактов­ку природы человека. Ученые приме­няют одно и то же понятие к противо­положным явлениям. В частности, социологи уверены, что народы, стоящие на дописьменной стадии развития, нельзя считать цивилизованными. А ис­торики говорят о своеобразии цивилизации скифов, не имевших собствен­ной письменности.

Делая исключения для некоторых письменных цивилизаций, ученые тем не менее согласны в одном: первобытное общество, где не было не только письменности, но и классов, городов и государств, относить к цивилизации нельзя. Речь может идти только о доцивилизационном состоянии человече­ства. Отсюда следует, во-первых, что общество возникло раньше, а цивили­зация позже, во-вторых, что понятия «цивилизация» и «культура», вопреки распространенному мнению, не синонимы. Антропологи начала XX в., введ­шие в социологический оборот понятие «культура», изучали именно такие общества.

Знания, мифы, культ, церемонии, верования и т.п. — несомненные эле­менты культуры. Они универсальны. Но их содержание и роль в обществе, характер передачи и исполнения, удельный вес — скорее признаки цивили­зации. В результате не только культура — аспект цивилизации, но и циви­лизация — сторона, срез культуры. Оба подхода одинаково правильны.

В самом общем смысле цивилизация обозначает способность и умение лю­дей уживаться вместе в пределах городской общности. При таком понимании сути дела цивилизованными следует назвать способ жизнедеятельности обще­ственных животных, в частности муравьев и пчел. Они существуют и добыва­ют средства к жизни в социальных группировках, называемых семьями, коло­нами и роем. То же самое относится к колониям многих микроорганизмов9.

Пожалуй, наиболее ярко близость цивилизации и культуры проявляется в способности изготовлять орудия труда. Именно с их помощью созданы тех-

4 An Overview of Civilization (http://ragz-international.com).

ника и технология, позволившие человечеству вырваться и з пут животного царства и достичь невиданного прогресса. Оно прошло гиг~антский путь от изобретения первого колеса до новейших марок автомобилей, компьютеров и мобильных телефонов благодаря прежде всего цивилизации и культуре.

В изготовлении орудий труда раньше, чем в возделывании почвы и земле­делии, человек проявил свои цивилизованные и культурные: навыки. Неда­ром человека называют изготовителем орудий — too/maker. О безьяна способ­на применять только подручные средства, например для того чтобы достать с дерева банан, не прибегая к их изменению, творческому преобразованию. Животные, не способные стать тулмейкерами, никогда не будут обладать раз­витой речью, письменностью, никогда не смогут сочинять музыку, строить города, прокладывать акведуки или рисовать автопортретьж. Как и многие животные, человек начинал свое существование со строительства примитив­ных гнезд, шалашей и захвата пещер, отбивая их у диких животных или вре­менно пользуясь оставленными жилищами. Но в отличие от них человек не остановился надостигнутым и смог шагнуть далеко вперед, создавая сложные орбитальные станции в космосе.

Таким образом, цивилизация воплощает не просто местопребывание в пределах города, как это может показаться, исходя из ее этимологии. Она символизирует определенный образ жизни и достижение общественного развития — городскую цивилизацию со всеми ее техническими достижени­ями, преимуществами в комфорте и материальных благах. Цивилизация как высшая стадия в эволюции человека связана также с развитием религии и искусств, технологии, науки и политики. Каждая из них отражает ту или иную сторону цивилизации. А поскольку цивилизация {civilization) на заре человеческой истории концентрировалась в определенных местах, а не была распространена, как ныне, по всему земному шару, ее связь — историчес­кая, социологическая и этимологическая — с термином «город» (city) уже не должна вызывать удивления. Города поистине возникали как очаги циви­лизации в бескрайнем мире дикости и некультуры. Да и современную запад­ную культуру следует считать порождением античной городской культуры и античной же цивилизации. Разумеется, при этом не следует забывать о существовании других, вовсе не западных, городских цивилизаций, напри­мер, в Иерусалиме, Александрии или Константинополе. Более поздние го­родские цивилизации Флоренции, Милана, Венеции, Парижа, Лондона, Вены, Амстердама и Бостона обязаны влиянию не только Афин и Рима, но и этих, преимущественно восточных, городских цивилизаций.

Для большинства антропологов цивилизация — всего лишь тип — слож­ный или высший — культуры. А если мы последуем за этимологией, то ока­жется, что цивилизация — это культура людей, живущих в городах. Горожа­нам присущи сложный образ жизни и письменный язык. Иного различия между культурой и цивилизацией антропологи, в отличие от социологов, не проводили. «Цивилизация» —совокупность созданных человеком «средств», а «культура» — совокупность всех человеческих «целей»10.

Огромную роль в зарождении человеческой цивилизации сыграли эко­номика, хозяйство и производство. Стремясь добыть себе пропитание, ук­рыться от непогоды, согреть свое тело, Homo sapiens начал изготовлять ору-

10 Kluckhohn С. Culture and Behavior. N.Y., 1962. P. 19-73.

дия труда, добывать пищу, шить одежду и строить жилиша. Удовлетворение базовых потребностей, которые в иерархии потребностей современного американского психолога и социолога А. Маслоу занимают два нижних эта­жа (потребность в существовании и потребность в безопасности), послужили стимулом к развитию как цивилизации, так и культуры.

Уже на первых порах человек принялся заботиться не только о надежно­сти, но и красоте своего жилища. В теплых странах он раньше надел укра­шение, нежели прикрыл от холода свое тело. Украшение оружия и орудий труда также началось издревле.

Таким образом, цивилизация как забота о своем материальном комфор­те и культура как проявление высокоразвитого эстетического вкуса с самых первых пор шли рука об руку.

Удовлетворив свои базисные или, как их называл А. Маслоу, первичные потребности, человек задумался о способах, формах и месте удовлетворения вторичных потребностей — в социальном общении, карьерном росте и ду­ховном самовыражении. Автор иерархической теории потребностей так и говорил: первичные потребности биологичны, ибо предзаданы человеку самой природой, а вторичные — социальны, поскольку порождены самим человеком и способом его коллективного бытия.

За 6—7 млн лет человеческого существования, с тех пор как предлюди выделились из мира приматов, способы, формы и место удовлетворения первичных потребностей по существу не изменились. Человек все так же нуждается в пище, пусть и более разнообразной или калорийной, в одежде, хотя и более экстравагантной, жилище, пусть даже более многоэтажном, архитектурно совершенном и уютном. С течением веков и тысячелетий со­держание механизма удовлетворения базовых потребностей не изменилось: нам надо что-то выращивать, пахать, рубить или кого-то убивать, чтобы это использовать в пищу, для изготовления одежды или строительства жилья. Преобразилась лишь форма, т.е. культурное оформление.


Рис. 7. Чем выше культурный уровень общества, тем выше человек ценится как личность

Вместе с тем значительную эволюцию претерпели вторичные потребно­сти. Потребность в социальном общении уже не ограничивается танцами у костра, отправлением коллективных ритуалов, подчинением первобытной группе. Сегодня общество нацелено на защиту индивида, а не наоборот. Широкий круг прав и свобод человека, защищаемых всей мощью современ­ной демократии (разумеется, там где она есть), превратили индивида в выс­шую ценность, обслуживать и служить которому призваны и общество, и государство (рис. 7).

Социальное взаимодействие, коммуникация и формы общения, равно как и отношения между обществом и индивидом, сегодня стали качествен­но иными, чем в далекие времена. Еще более революционные изменения ожидали высшую, в иерархии А. Маслоу, пятую потребность — в духовном самовыражении. Сегодня уже трудно представить, какие материалы, фор­мы или какие места не подошли бы человеку, стремящемуся к творческому самовыражению, — от свадьбы под водой и экстремальных видов отдыха до аудиовидеомобильной скульптуры и лазерной голографии.

А. Маслоу (1908—1970) расположил потребности в восходящем порядке от низших биологических до высших духовных:

1. Физиологические потребности в воспроизводстве людей, пище, ды­хании, физических движениях, жилище, отдыхе, предохранении себя от неблагоприятных воздействий климата (жары, холода и т.д.). Их еще назы­вают витальными, т.е. ответственными за сохранение жизни человека.

2. Потребности в безопасности выражают стремление сохранить и защи­тить свою жизнь, обезопасить себя, родных и свое жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта. Физическая безопасность — потребность в хорошем здоровье, отсутствии насилия над личностью и жизнью челове­ка. Речь идет об уверенности в завтрашнем дне, стабильности условий жиз­недеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности окружающего социума, например, в безопасности на улицах, отсутствии войн и конфликтов, а также о стремлении избежать несправедливого обра­щения. Экономическая безопасность — потребность в гарантированной за­нятости, страховании от несчастных случаев, желание иметь постоянные средства существования (заработок).

3. Социальные потребности свидетельствуют о том, что человек — суще­ство социальное, коллективное и вне группы жить не может. Мы жаждем дружбы, привязанности, любви, принадлежности к сообществу, общения, участия в организациях, заботы о другом и помощи близких. Социальные потребности указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть равным другим.

4. Престижные потребности,напротив, показывают, что человеку вмес­те с тем присуще свойство выделяться чем-либо, обгонять других, быть не равным им, обращать на себя особое внимание и искать преимуществ. Стремление выделиться движет служебным ростом, желанием сделать ка­рьеру, получить более высокие статус, престиж, признание, оценку. Их на­зывают еще эгоистическими, или потребностями в оценке, ибо они ориенти­рованы на самого себя. Стремление, мотивация к успеху, достижениям, соперничеству относятся именно сюда.

5. Духовные потребности — это стремление к самореализации, выразить через творческую активность все, на что способен человек, осуществить себя. Однако духовные потребности многообразны и чрезвычайно важны в жиз­ни человека. А. Маслоу называл их основными, или базисными потребно­стями, а за их роль в стимулировании человеческой деятельности — мот-ивационными переменными (но не мотивами в строгом смысле слова).

Первые два типа потребностей названы первичными (врожденными), три других — вторичными (приобретенными). Взрослея, человек все большее значение придает вторым. Таким образом, процесс духовного взросления — это процесс возвышения потребностей, т.е. замещения первичных вторичными.


Для прояснения нашей темы обратимся к схематическому отображению иерархической теории потребностей А. Маслоу и спроецируем на нее два понятия — цивилизации и культура (рис. 8).

Рис. 8. Цивилизация и культура на шкале потребностей А. Маслоу

На рис. 8 мы видим, что два нижних этажа, занимаемых первичными (они же — биологически прирожденные) потребностями, отнесены нами к цивилизации. Напротив, три верхних этажа, где расположены вторичные потребности, причислены к культуре.

Попробуем обосновать, почему так произошло. Потребность — состоя­ние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования. Когда нам чего-то не хватает, мы испытываем нужду, а вместе с тем выражаем зависимость от этого чего-то. Престарелые и одинокие нуждаются в опеке, помощи, сочувствии. Голодный человек нуждается в пище. Испытывая острую нужду в голоде, мы добываем пищу, ощущая холод, укрываемся сами и укрываем своих домочадцев. Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудов­летворенности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что-то предпринимать, чтобы снять напряжение. Поев, мы удовлетворяем чувство голода и приводим организм в состояние баланса и комфорта.

Цивилизация рождалась из человеческой неудовлетворенности и нужды. Ее развитие привело к резкому повышению чувства и состояния комфорта — материального, социального, психологического. Строительство жилища, а затем поселков обернулось в конечном счете возведением многоэтажек и созданием мегаполисов. Мы живем в комфортных квартирах, пользуемся личным и общественным транспортом, включаем холодную и горячую воду, не выходя из кухни, набираем нужный номер и снимаем трубку телефона для того, чтобы связаться с родным человеком, находящимся от нас за 3 тыс. км. И все это называем благами цивилизации. Но когда мы идем в музей, чита­ем познавательную книгу или отправляемся в театр, то говорим, что мы приобщаемся к культуре. Стало быть, цивилизация и культура выражают разные стороны одного и того же. Но не только разные стороны. Они выра­жают или удовлетворяют разные уровни, типы человеческих потребностей.

Цивилизация — это средство удовлетворения первичных, базовых, низ­ших, биологических потребностей на все более высоком уровне комфорта.

Культура — это способ удовлетворение вторичных, надстроечных, выс­ших, социальных потребностей в наиболее совершенной форме.

Поскольку выше мы упомянули о том, что цивилизация и культура час­то употребляются почти как синонимы, у двух терминов, различающихся в деталях, должна быть общая зона пересечения, которая свидетельствовала бы о том, что между ними очень много сходства. Так оно и есть. Начиная со второго уровня можно говорить о том, что в недрах потребностей, удовлет­воряемых цивилизацией, постепенно нарастает присутствие культуры. Тре­тий и четвертый уровни иерархии Маслоу, по всей видимости, являются территорией совместного пользования. Таким образом, в чистом виде ци­вилизация и культура отражены лишь двумя крайними ступенями пирами­ды — самым низшим и самым высшим. На остальных этажах они царству­ют вместе. К примеру, третий уровень, отражающий социальные потребно­сти, одновременно означает развитие коллективных обычаев, традиций, ритуалов и культурных норм. В то же время без него невозможно существо­вание никакой цивилизации, которая, как было сказано выше, рождается в социальных группах и городских общностях.

Улучшенная планировка домов, более совершенное медицинское обслу­живание и социальное обеспечение, здоровая и питательная еда, модная одежда и дорогие украшения, как и многое другое, что составляет неотъемле­мые черты современного образа жизни, возникли на пересечении, а также гармоничном сочетании культуры и цивилизации.

Правда, все это характеризует развитые страны, такие как США, Кана­да, Германия, Голландия, Франция, Япония и некоторые другие, население которых составляет то, что принято называть золотым миллиардом. Напро­тив, страны Третьего мира, особенно Африки, еще не достигли всех благ современной цивилизации. Хотя это вовсе не означает, что у них нет куль­туры. Совершенные техника и технология, рыночная экономика позволя­ют производить в огромных объемах товары широкого потребления, обла­дающих высокими потребительскими качествами, удобных и практичных. Стало быть, развитые индустриальные державы способны удовлетворять гораздо более широкий круг потребностей людей, нежели страны, отстаю­щие в техническом развитии. На одном полюсе земного шара автомобиль является роскошью, на другом — привычным и весьма доступным средством передвижения. Если в одних странах автомобиль доступен меньшинству населения, то в других он недоступен такому же меньшинству людей. И чем больше населения пользуется автомобилем, тем шире развивается в этой стране транспортная система и сервисные отрасли, составляющие ныне необходимую базу цивилизации.

Генри Форд, построивший первую в мире автомобильную индустрию, намеревался поднять культурный уровень американской нации. В действи­тельности же он поднял на более высокий уровень развития нечто иное, а именно цивилизацию. Но как раз автомобиль сделал американцев самой мобильной нацией в мире, позволив быстро передвигаться в другие города и регионы страны, работать там, где нравится человеку, много путешество­вать, приобщаться к культурным достопримечательностям, перемещать материальные и духовные ценности, делая их более доступными широким слоям населения, в любую часть страны и мира. Без автомобиля США были бы совершенно другой страной и другим обществом.

Разумеется, между цивилизацией и культурой существует не только об­ласть гармоничного сотрудничества, но и зона противоборства и конфлик-

та. При этом отдельные составляющие самой цивилизации также вступают между собой в противоречие. Создание индустрии быстрого приготовления пищи и искусственное выращивание овощей погубили не только желудки нации, но и культурные традиции. Американская кухня, атрибут бытовой культуры, считается одной из самых худших в мире. Макдонализация, ох­ватившая ныне весь земной шар, воспринимается в негативном свете. Ожи­рением и гиподинамией страдает более половины американского населения, а культ вещей вытеснил из сознания людей мир духовных ценностей. Аме­риканцы, а вслед за ними и европейцы, больше смотрят вестерны, чем чи­тают художественную литературу.

Как видим, цивилизация отражает уровень технического и бытового раз­вития общества. Она выше в развитых странах и ниже в отстающих. Но того же самого нельзя сказать о культуре. Многие специалисты полагают, что к ней вообще неприложим уровневый подход. Не бывает культурно более и менее развитых обществ. У каждой страны своя самобытная культура, и сравнивать их между собой практиче­ски невозможно. Они неповторимы. Африканские страны считаются эко­номически наименее развитыми, но в культурном плане они ничуть не от­стают от индустриально продвинутых США и Западной Европы.

И все потому, что при определении цивилизации применим критерий стандартизации. Массовое производство, положившее начало экономичес­кому процветанию Америки, поднявшее жизненный уровень и потребление миллионов людей, создавшее, наконец, феномен среднего класса, лежит у основания современной цивилизации. Но массовое производство — это прежде всего стандартизация деталей и методов производства на сборочном конвейере. Только она удешевляет товары и делает доступным широким слоям населения то, чем раньше пользовалось богатое меньшинство.

Если культура не имеет уровней, если каждая культура самобытна и не­повторима, то по отношению к ней применимо слово дискретность. В свою очередь цивилизация, в который возможны множество уровней техничес­кого развития, представляет собой некий континуум, который заполняет множество переходных форм и градаций. Иначе говоря, общество может находиться на низком, среднем или высоком уров







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 796. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия