Промышленная (индустриальная).
В основании такой классификации лежит способ добывания средств суще__ ствования. Подобные типы культуры (в основании которых лежит хозяйственный уклад) получили в литерату. ре название хозяйственно-культурного типа. Хозяйственно-культурныйтип(ХКТ) - В конце XIX в. немецкие ученые (Л. Фробениус, Ф. Гребнер и др.), затем американские антропологи (К. Уисслер, А. Кребер) делили разнообразие культур на Земле на так называемые культурные круги и культурные ареалы. В отечественной этнографии эта научная традиция нашла свое отражение в разработке категории «хозяйственно-культурных типов», или «историко-культурных областей» (В.Г. Богораз, СП. Толстов, М.Г. Левин, Н.Н. Чебок-саров). Прообразом понятия «хозяйственно-культурный тип» служат «исто-рико-этнографическая область»55, «этнографические зоны» и «отдельные географические культуры», на базе которых сформировалось понятие этногеографии56. Еще СП. Толстовым (1932) были предложен термин «хозяйственно-культурные комплексы», а А.П. Окладников ввел термин «хозяйственно-культурная область» (1940). Один хозяйственно-культурный тип, например первобытных охотников и собирателей, подразделяется на ряд подтипов: культура охотников прилед-никовой полосы, тропических охотников и собирателей, собирателей приморских побережий. Кроме подтипов выделяют направления хозяйственно-культурного уклада: мотыжные земледельцы и лесные охотники, поливные земледельцы и скотоводы-полукочевники, полуоседлые морские зверобои и рыболовы и сезонно кочующие охотники на дикого оленя (а позднее 54 Морфология культуры. Структура и динамика: Учеб. пособие для вузов / Г.А. Аванесова, В.Г. Ба 55 Левин М.Г., Чебоксаров Н.Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические облас 56 Иванов К.П. Проблемы этнической географии. СПб.,1998; Гладких ММ. К вопросу о разграниче оленеводы), поливные земледельцы тропических долин и суходольные под-сечно-огневые земледельцы соседних нагорий и т.д.57 Точно так же и в земледелии количество известных систем ограничено: под-сечно-огневая, перелог, пашенная, многопольные системы севооборота. Но число их комбинаций может быть очень большим. Выбор населением конкретной комбинации зависит от рельефа местности, ландшафтных условий, гидросети и почвенных покровов, наконец, он определяется сложившимися традициями, менталитетом народа и его образом жизни. Вот почему под ХКТ Ю.Ю. Шевченко58 понимается характер применения систем земледелия, а не они сами по себе, — например, подсечно-огневое земледелие или перелог. Важнейшими компонентами ХКТ специалисты считают: 1) тип орудий труда59; 2) технику и технологию их применения; 3) тип поселений и жилища; 4) пищевой рацион; 5) характер ремесленных занятий60. Все элементы ХКТ органически связаны между собой. Так, отражением пищевого рациона в материальной культуре является керамика61. Керамический набор отражает состав пищевого рациона, способы приготовления пищи, а также способы хранения пищевой продукции (тарная керамика, сосуды-зерновики, пифосы). Он выступает индикатором набора возделываемых культур и разводимых домашних животных, составляющих пищу. Исследователями давно признана взаимосвязь утвари и пищи. Концепция о пищевых цепях, связывающих человеческие общности с экологическими нишами, сформулирована и разрабатывается как отечественными, так и зарубежными исследователями, в частности М. Джоунсом, Дж. Спетом и К. Спилменом. Конкретный хозяйственно-культурный тип, как и культура в целом, передается из поколения в поколение, служит базовым элементом социального развития этноса. Благодаря тому, что технический прогресс постоянно двигался вперед и соответственно ему развивались средства производства, классификация типов хозяйственной культуры (рис. 6) носит эволюционный характер. Рис. 6. Типы культуры в исторической преемственности Источник: Hess В.В. et a/. Sociology. N.Y.. 1991. Р. 53 57 Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. С. 71. 58 Шевченко Ю.Ю. Теория хозяйственно-культурных типов в этнологических дефинициях (http:// 59 Громов Г.Г. Сельхозтехника и этнические традиции // Советская этнография. 1976. № 3. С. 98— 113. 60 Азовская Л.В. Эволюция русской пищи // Славяно-русская этнография. Л., 1973. С. 2—16; Андриа 61 Пещерева Е.М. Гончарное производство Средней Азии. М.; Л., 1959. С. 48-77; Пошивайло О. Самый древний тип хозяйственной культуры — охота и собирательству Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (триб), п * времени оно было самым продолжительным — существовало сотни тысяч лет Ранний период называют периодом человеческого стада. Ему на смен пришли скотоводство (пастушество) и огородничество (простейшее фермеп ство). Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких живот ных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели — бр0 дячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него — земледелие. Таким образом, огородничество -^ переходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянному, а позже железному плугу. С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни.
|