Татуировка
Татуировку мы причислили к элементам физической культуры. Было бы ошибочным считать ее явлением новым. Татуировка — нанесение на тело или лицо человека графического рисунка — служило древнейшей формой фиксации принадлежности к роду. Она возникла в эпоху среднего палеолита. Специалисты полагают, что первым носителем татуировки, амулета, браслета, бус и т.п. являлась женщина. Археологам более известны украшения графическим рисунком глиняной посуды. Она дошла до нас из древних курганов. Оказывается, орнаментальное изображение на предмете — лишь частный случай изображения на человеческом лице. Для древнего человека важнее был не сам предмет или тело человека, а изображение. Ваза, коробка, стена не являются независимыми и ранее существовавшими предметами, которые следовало уже позднее украсить. Они приобретали свое окончательное право на существование только после нанесения орнамента и при практическом их использовании. Иначе говоря, культурный символ обладал явным приоритетом над материальным предметом. Он являлся содержанием, а материал — всего лишь его носителем, временной и бренной формой. Если это так, то первобытные люди, во всяком случае близкой к нам эпохи неандертальцев, были людьми культуры в большем смысле, чем принято думать. А может быть, даже в большей степени, чем некоторые современники, склонные не почитать могилы предков, варварски уничтожать культурное достояние, издеваться над святынями и символами нации. По мнению К. Леви-Стросса, человек без тотеми-ческого узора на лице или теле — в восприятии первобытных людей — вроде как еще и не человек вовсе. Лишь благодаря ему и только через его посредство он приобретает свое социальное достоинство и мистическое значение. Узор задуман для лица, но само «лицо» существует только бла- годаря узору. Почему для наших предков символический узор на лице (артефакт) был важнее самого лица (естественного объекта)? Для древних людей смысл любого узора, орнамента, татуировки или амулета состоял в том, что они представляли собой графическое выражение родства, принадлежности индивида к палеолитическому коллективу, племени. А если у тебя нет «социальной прописки», то ты вроде как еще и не существуешь. Адаптировано по: Зеленое Л.А. и др. Культурология: Учеб. пособие. Нижний Новгород, 1993. С. 50; Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985. С. 135, 234, 236 Подведем итоги. Мы рассмотрели основные отрасли, формы, типы, виды культуры и установили, что в каждом существует высокий и низкий уровень достижений. Их можно назвать аспектами культуры. Высокий уровень характеризует в одних случаях позитивные ценности (собственно культуру), а в других — искусство (профессиональное занятие данным видом деятельности). Напротив, низкий уровень характеризует в одних случаях негативные ценности (например, экономическая преступность), в других — любительские занятия, невысокую степень компетентности. Рис. 5. Взаимосвязь любительских и профессиональных занятий в физической культуре
|