Обыденная и специализированная культура
По степени специализации ученые выделяют два уровня культуры — обыденную и специализированную44. Из названия нам должно быть понятно, что обыденная культура представляет собой сниженный, профанный или даже любительский уровень высокой культуры, которую можно также именовать специализированной, профессиональной. Профессиональный актер или художник всю жизнь специализируется на одном виде творчества и благодаря тому добивается высоких результатов. А простые обыватели, занятые на производстве или в учреждении, в свободное время могут немного почи- 44 Морфология культуры. Структура и динамика: Учеб. пособие для вузов / Г.А. Аванесова, ВТ. Бабакова, Э.В. Быкова и др. М., 1994. С. 283. тать (а часто и пописать) стихи, порисовать, попеть с друзьями или в одиночку под караоки и т.д., т.е. заняться любительской деятельностью (самодеятельностью). Обыденная культура — это владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает. Процесс овладения обыденной культурой называется в науке общей социализацией и инкультурацией личности45. Проблему обыденной культуры и повседневной реальности ставили философы-прагматисты (У. Джемс), философы-неопозитивисты (Л. Витгенштейн), социологи М. Вебер и Дж. Мид, А. Щюц и Г. Гарфинкель. В отечественной культурологии эта проблема получила развитие в трудах М.М. Бахтина, Б.Ф. Поршнева, А.Я. Гуревича, Ю.М. Лотмана. Обыденная культура — это культура, не получившая институционального закрепления. Специализированная культура — это, напротив, культура, ставшая институциализиро- ванной. Обыденная культура — часть повседневной реальности, совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни. Она ограничена своим домом, районом, городом, своей территорией, межличностными отношениями. Такова сфера ближайшего окружения, первичных агентов социализации, первичных малых групп. Специализированные культуры охватывают дальнее окружение человека и связаны с формальными отношениями и институтами. Здесь люди проявляют себя как носители социальных ролей и представители больших групп, как агенты вторичной социализации. В первом случае человек поступает как дилетант, во втором — как эксперт. Его действия подчинены стандартным технологиям, методически обоснованы, экспериментально проверяемы46. Обыденная культура охватывает небольшой объем мира (микромир). Человек осваивает ее с первых дней жизни — в семье, общении с друзьями. Через тесные спонтанные контакты он овладевает теми навыками, знаниями и стереотипами поведения, которые в дальнейшем служат базой для приобщения к специализированной культуре. От них он никогда не откажется, а вот знания «большой» культуры, скажем, музыкальные, с возрастом могут утратиться. Многое из усвоенного в детстве не изменяется впоследствии. На них надстраивается новый жизненный опыт. Для того чтобы овладеть навыками специализированной культуры, одного общения в семье и с друзьями недостаточно. Необходима профессиональная подготовка. Сегодня папы и мамы, особенно в городах, стремятся запихнуть своих чад в музыкальные школы, изокружки, спортивные секции. Обыденная культура — сфера общепонятных знаний и общедоступных навыков, полученные благодаря трем источникам: 45 ФлиерА.Я. Массовая культура и ее социальные функции // Общественные науки и современность. 46 Морфология культуры. Структура и динамика: Учеб. пособие для вузов / Г.А. Аванесова, В.Г. Ба ♦ общению в малой группе (семья, ровесники, родня); ♦ обучению в школе и получению общего образования; ♦ средствам массовой информации. Нравы, обычаи, традиции, правила повседневного поведения осваиваются—в разной мере — через все три источника (семья, школа, СМИ). И родители, и учителя, и журналисты учат детей (да и взрослых) основам этикета. Тому, как мужчина должен обращаться с женщиной, молодой — со старшим и т.п. На телевидении помимо коммерческой рекламы существует так называемая социальная реклама, например, «Позвоните родителям», «Берегите любимых» и т.п. Еще одним каналом усвоения повседневной культуры служит церковь. Такую же роль играет армия. Составные части специализированной культуры — наука, искусство, философия, право, религия. У обыденной культуры — обыденный язык, у специализированной культуры — профессиональные языки. Обыденная культура — сфера эмоциональной привязанности, чувства взаимной симпатии, чувства долга по отношению к детям, пожилым, слабым. Специализированная культура — сфера общественного разделения труда, социальных статусов. Объектами специализированной культуры выступают: художественная литература, оперная и симфоническая музыка, балет, скульптура, изобразительное искусство и т.п. Социальным пространством для проявления обыденной культуры становятся: ♦ приватное пространство (квартира); ♦ публичные места (студенческое общежитие, завод, транспорт, театр, музей, химчистка, очередь, улица, подъезд, школа и т.п.). В обыденной культуре также есть институциональные формы взаимодействия, например, кружки художественной самодеятельности, клубы коллекционеров, кружки юных техников и т.п. Но здесь люди занимаются спортом, наукой, изобретательством, искусством на любительском, а не профессиональном уровне. Научный съезд, симпозиум, куда съезжаются знакомые и незнакомые, — вариант публичного места. Здесь разворачиваются: 1) неформальное общение и обыденная культура — среди знакомых; 2) специализированная культура среди незнакомых — обсуждение, диспут, выступление с трибуны и т.п. Улицы и городской транспорт — места постоянного скопления случайно сталкивающихся людей. Культурное взаимодействие здесь протекает по особым правилам, которые облегчают контакты незнакомым или малознакомым людям. Такие правила достаточно просты, однозначны и обязательны47. Улица, транспорт, кафе, ресторан, кинотеатр, театр, музей, выставка, вокзал, симпозиум, парк — места кратковременного пребывания случайных и незнакомых людей. На этот короткий срок поддерживаются простые структуры отношений, при которых люди стараются не мешать друг другу. Подобные структуры включают простые обмены типа «Не одолжите ли мне Вашу солонку?», разговоры на общие темы «Не правда ли, сегодня прекрасная погода?». Сдержанное поведение призвано продемонстрировать причастность к общепринятым нормам вежливости и ничего более. 47 Морфология культуры. Структура и динамика: Учеб. пособие для вузов/ Г.А. Аванесова, В.Г. Бабакова, Э.В. Быкова и др. М., 1994. С. 293. Взаимодействие в домашней среде обычно протекает менее вежливо, люди чаще ссорятся, небрежно одеваются, неприлично выражаются и вообще проявляют такие манеры, которые они постеснялись бы показать «на людях». Приватное пространство воспринимается как место, где можно отдохнуть от правил поведения и условностей публичного пространства. Место работы занимает промежуточное место между домашней средой (приватным пространством), где человек максимально освобождается от культурных условностей, и театром (рестораном, парком, музеем), т.е. публичным пространством, где человек в максимальной степени следует культурным условностям и стремится выглядеть лучше, чем он есть. Не только рабочее место, но и некоторые другие места попадают в промежуточную зону (рис. 3). Рис. 3. Типология культурного пространства в зависимости от соблюдения культурных условностей Промежуточное пространство соединяет в себе черты публичного и приватного пространств. Как и в приватном, на рабочем месте существуют неформальные — дружеские, доверительно-личные — отношения. Как и в театре, на рабочем месте существуют формальные — служебные, безличные — отношения. Место работы — это одновременно область долго- и кратковременных отношений, пересечения больших и малых социальных групп, незнакомых и знакомых людей. Обыденный и специализированный уровни культуры присутствуют почти везде. Так, например, в религии профессиональный, или специализированный уровень представлен совокупностью ритуалов и церемоний, в технологию которых люди с улицы не посвящены. Богословское знание, которым овладевают многими годами упорного обучения, также относится к профессиональному уровню религиозной культуры, которой владеют особые люди — служители церкви. А простым людям доступен профанный уровень религиозной культуры — различного рода верования (знания, принятые без доказательства), осведомленность о распространенных праздниках и святых, некоторых молитвах и обрядах. Но сведения эти самые поверхностные, очень неточные. Итак, обыденная культура — это профанный уровень участия людей в профессиональной культуре, т.е. дилетантский, малоосведомленный, некомпетентный.
|