Студопедия — Высокая культура
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Высокая культура






Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура например, живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уро­вень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и са­лонную музыку. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства».

Видный испанский культуролог XX в. X. Ортега-и-Гассет (1883—1955) разработал концепцию элитарной и массовой культур. Еще в средние века, полагал он, когда общество было разделено на два социальных слоя — знат­ных и плебеев, — существовало благородное искусство, которое было услов­ным, идеалистическим, т.е. художественным, и народное — реалистическое и сатирическое, а новое искусство разделяет публику на два класса — тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его, т.е. на художников и тех, которые ху­дожниками не являются.

Народная и высокая культура носят ярко выраженный некоммерческий характер, поскольку их продукция создается авторами не ради того, чтобы принести им экономическую выгоду. Тем не менее отличие высокой куль­туры от народной заключается как раз в том, что ее создатели не дилетанты и любители, а высококвалифицированные профессионалы, получающие вознаграждение за свой труд. Вот почему первой отличительной чертой та­кой культуры следует признать профессионализм, хотя этот критерий, взя­тый в качестве различительной черты, не столь очевиден, как может пока­заться. К примеру, сочинитель шлягеров тоже пишет за деньги, но его про­дукцию нельзя относить к сфере высокой культуры. С другой стороны, Веласкес и Рубенс писали портреты выдающихся или просто знатных лю­дей за предварительноевознаграждение, и немалое. Тем не менее их шедев­ры мы относим к высокой, а не к массовой культуре. В результате мы долж-

ны ввести еще один критерий — эстетическое или художественное совер­шенство произведения. Народная и высокая культура ему соответствуют, а массовая нет. Хотя некоторые продукты массовой культуры, по прошествии некоторого времени, зачисляются экспертами в разряд высокой либо эли­тарной (в данном случае надо разводить два понятия) культуры. Так случи-лосьс песнями Биттлз и произведениями Энди Уорхола (1928—1987) — аме­риканского художника, признанного королем поп-арта, знаковой фигуры мировой культуры XX в.

Первобытные художники — создатели наскальных шедевров — являлись дилетантами, поскольку не прошли профессионального ученичества, не со­стояли ни в каких ассоциациях, цехах или гильдиях, не имели сертификатов, лицензий, дипломов. Они трудились на досуге, художественное творчество не было их единственным средством про­питания и они не жили на продаже сво­их полотен. То же самое можно отнес­ти к большинству творцов народной культуры, хотя авторы произведений в области народных промыслов являются профессионалами, зарабатывающими деньги таким путем. Стало быть, высокая культура начинается только тогда, ког­да есть работа за деньги (художники живут только за счет своих полотен), а также художественное совершенство, выражающее идеалы, ценности и духовность.

Хотя в начале параграфа высокую культуру мы употребили как синоним элитарной, между двумя понятиями существует разница, правда, не всегда указываемая в литературе. Очевидно, что культура, репродуцируемая, прак­тикуемая или исповедуемая элитой общества, вовсе не обязательно высоко­нравственная или высокохудожественная. Бизнес-элита или политическая элита в своих эстетических пристрастиях часто не выходит за рамки массо­вой культуры, легкой эстрады и детективных романов. Точно так же тех, кого принято относить к художественной богеме, не всегда можно встретить сре­ди завсегдатаев художественных галерей и музеев. Если высокую культуру мы оцениваем прежде всего по эстетической ценности произведений, то элитарную культуру нужно выделять по социальному статусу и рангу ее но­сителей.

Сегодня уже трудно говорить о высокой культуре как искусстве для эли­ты. Во всяком случае не для всех стран поголовно. К примеру, по данным американской Ассоциации индустрии путешествий (Travel Industry Associa­tion of America), в 1996 г. посетило музеи, выставки, галереи или отправля­лось в культурный туризм 65 млн американцев, т.е. каждый четвертый жи­тель США48. Явно, что элита — узкий круг избранных людей — таких раз­меров быть не может. Во многом благодаря культурному туризму (число туристов во всем мире стремительно приближается к 1 млрд человек) —

48 Miller J. Cultural Tourism Worthy of Note // Hotel and Motel Management. 1997. Vol. 212. P. 7.

посещению исторических памятников, культурных и этнографических до­стопримечательностей, находящихся в различных уголках планеты, — про­исходит сближение высокой и массовой культуры.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 816. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия