Субкультура и контркультура
Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами. У одного языка — несколько диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах, — субкультуры, группы, говорящие на разных языках, — различные культуры. Когда люди из двух групп, несмотря на несходство деталей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры — всего лишь варианты одной, господствующей культуры. Романские языки произошли от латинского благодаря изменению количества и гласных, и согласных. Они являются новыми языками, но не диалектами. Их носители выражают разные культуры, а не субкультуры. Субкультура— часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. 36 Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специ 37 Там же. Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от последней языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые, характерные только для нее. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются своим поведением от детей низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир. Малолетние детишки, постоянно общающиеся во дворе, создают своеобразную субкультуру, понятную только им. Но шимпанзе и гориллы, сколько бы они ни взаимодействовали в группах, не способны породить даже зачатков культуры. Причина в отсутствии языка — этой праматерии культуры. Контркультура — обозначение разнородных по идейно-политической ориентации ценностей определенных групп молодежи («новые левые», хиппи, битники, контркультурное движение негров, движения против расизма, гражданское неповиновение и др.), противопоставляемых официальным ценностям. Этот протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских; общедемократические цели нередко сочетаются с анархизмом, «левацким» радикализмом; «неприобретательский» образ жизни проникнут культурным нигилизмом, технофобией, религиозными поисками. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 1960-е гг. отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм. Преступная субкультура, произрастающая в коллективных тюрьмах, которые называют «фабриками насилия», отличается специфическим поведением, правилами и даже языком. Здесь своя система иерархии и привилегий. «Особо привилегированные» (босс, бугор, рог зоны) — неформальные лидеры, имеют лучшее спальное место, лучшую пищу, эксплуатируют других. «Просто привилегированные» (борзый, отрицал) — сподручные и советники босса. Они — исполнители его воли и толкователи норм. Ниже по лестнице стоят «нейтральные» (пацаны) — основная масса осужденных. Им запрещается контактировать и оказывать помощь «непривилегированным» (шестерки, чушки, шныри), которые используются для грязной работы и служат орудием издевательств над «лишенными привилегий» (опущенные, обиженные). Для поддержания внутригрупповой стратификации (структуры) используется особый механизм «прописка». Она проводится в форме игры, загадок и других процедур испытания. Борьба за сохранение или по- вышение статуса носит, как правило, острый конфликтный характер и 0т личается особой агрессивностью, жестокостью и культом насилия. Кон* ликт с лидером чреват трагическими последствиями, которые нередко при нимают форму самоубийства или членовредительства. Культура богемы и хиппи — это субкультура большой социальной группы и контркультура, противопоставляющая себя официальным ценностям Примером контркультуры, по мнению известного американского социолога Н. Смелзера, служит культура богемы и хиппи. «Среди других ценностей богемы выделяются стремление к самовыражению, желание жить сегодняшним днем, требование полной свободы, поощрение равенства мужчин и женщин и любовь к экзотике. Это подразумевает отрицание таких ценностей господствующей культуры, как самодисциплина, самоограничение в настоящем ради награды в будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми правилами»38. Термин «контркультура» введен в научный оборот Г. Маркузе и Т. Роз-заком39для обозначения движения хиппи и студенческих радикальных группировок (в том числе студенческого бунта во Франции в 1968 г.) прежде всего как идеологического явления. Они увидели в молодежном радикальном протесте против существующего истэблишмента выступление одного поколения против другого. Они считали, что контркультура — порождение среднего класса, а субкультура — рабочего класса. В развитом капиталистическом обществе так оно и есть, поскольку компетентный политический вызов властям могут бросить только образованная молодежь, в то время как дистанцироваться от буржуазной культуры, не претендуя на политический 38 Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 63. 39 Roszak Th. The Making of Counterculture: Reflections on the Technocratic Society and its Youthful захват власти, способна рабочая молодежь40. В то же время другие исследователи полагали, что субкультура рекрутируется из разных классов. Возникновение контркультуры на самом деле — явление вполне обычное и распространенное. Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает только часть символического пространства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений. Оставшееся делят между собой суб- и контркультуры. Те и другие крайне важны доминирующей культуре, хотя на одних она смотрит с недоверием, а на других — с враждебностью. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты, позже средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков. Контркультурными были движения киников в античности, романтиков в конце эпохи Просвещения в Европе. Контркультура появляются там, где господствующая культура уже не в полной мере соответствует реалиям нового времени. Она возникает как отрицание устаревших культурных форм и утверждение новых. Социологи и культурологи убеждены, что рождение контркультуры — свидетельство о двух одновременно происходящих в корпусе доминирующей культуры процессов: разложения старых ценностей и возникновения новых. Когда она возникла, это значит, что острая фаза кризиса уже миновала и новое поколение (а радикальные ценности выдвигает только молодежь, она же и совершает все на свете революции) выдвинула некую культурную альтернативу. Она может быть приемлемой или неприемлемой для большинства населения, но она существует. Э. Тирьякян еще в середине 1970-х гг. разглядел в контркультурных феноменах мощные катализаторы культурно-исторического процесса. В 1950-е гг. наметились признаки очередного кризиса западной культуры. Одним из его симптомов стало появление контркультурных тенденций, опрокидывавших господствовавшие до этого каноны и ценности, утверждавших новые, казавшиеся шокирующими, вызывающими. В литературе своего рода манифестом «разбитого поколения» («битников») стал роман Джека Керуака «На дороге», воспевший жизнь американских бродяг, которые отбросили общепринятые жизненные цели, нормы поведения. Революцией в поп-музыке стал Элвис Пресли. Но гораздо большие масштабы и глубину контркультурные тенденции приобрели в 1960-е гг., когда США бурлили от негритянского движения в защиту гражданских прав, движения протеста против войны во Вьетнаме, студенческого движения. Социальный и политический протест, порою перераставший в открытый бунт, превращался в протест культурный. Напротив, возникновение субкультуры ни о каком кризисе чаще всего не свидетельствует. Это нормальный, где-то даже будничный и рутинный процесс жизни любой культуры: появилась группа или общность, которая хо- Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). М., 1980. чет заявить о себе, в том числе с помощью оригинального культурного кода И ничего более. Контркультура выдвигает свою систему ценностей: отказ от активности минимализация деятельности и потребления. Ее еще называют культур,^ протеста, «выпавшей» культурой, альтернативным движением, экстерналь-ной (от лат. extemus— чужой) культурой, маргинальной, андерграундной культурой, например, субкультура хиппи. В СССР первым и самым мощным видом контркультуры явились так называемые «стиляги» 1950—1960-х гг (о них мы говорили в предыдущих томах «Фундаментальной социологии») Их отличительная черта — умение стильно, со вкусом и на западный манер одеваться и ходить по улице. На прозванных «бродвеями» центральных улицах крупных городов днем или вечером можно было встретить группки необычно одетых юношей и девушек. Стиляги носили яркие пиджаки в клетку, не менее яркие рубахи, галстуки с немыслимыми пальмами, обезьянами, танцевали буги-вуги, начесывали огромные чубы, слушали «не нашу» музыку. Они не участвовали в политической жизни страны, многие не состояли в комсомоле, игнорировали официальные мероприятия, за что преследовались милицией и порицались общественным мнением. Это был самый настоящий и самый радикальный вызов советскому истеблишменту за всю историю его существования. Но вызов культурный, а не политический, как случилось, скажем, с движением диссидентов в 1970-е гг. Контркультура — культура молодежных сообществ, отталкивающих от себя мир взрослых. Экстернальные культуры и контркультуры существуют и существовали в разных обществах: ранние христиане были экстерналами в Римской империи, в средневековой Европе это многочисленные ереси, в России — раскол. Организующий принцип любой контркультуры — не вокруг чего-то (идеи, ценностей), а против кого-то. Чаще всего этим кем-то выступает государство, правительство, министерство культуры, местная администрация, чинящие произвол, запрещающие неформальную деятельность, разгоняющие протестующую молодежь. Вот почему лозунг всех контркультур — от большевиков и хиппи до панков и нацболов — «Мы протестуем против действительности и категорически ее не принимаем». Панки 1970-х гг. отрицали ценности таких институтов как культура, семья, работа, образование, религия, монархия и т.д. Любой институт, связанный с поддержанием статус-кво, был предметом их нападок. Их контр- или субкультура была культурой вызова общественным нравам, даже надругательством над ними. Невероятные прически, волосы, выкрашенные в разнообразные цвета и выстриженные в самых неожиданных местах, составляли непременную часть индивидуального дизайна любого панка. Обсценная (ненормативная) лексика, ругательства, примитивный язык и вульгарные манеры отталкивали и шокировали приличную публику. Панки — деструктивная сила, желающая изменений ради изменений, но без альтернативного видения будущего.
|