Студопедия — ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СВОЙСТВА СУБКУЛЬТУРЫ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СВОЙСТВА СУБКУЛЬТУРЫ






Понятие «субкультура» (subculture) впервые использовал Т. Роззак в сере­дине 1930-х гг. Он употреблял его для определения таких социальных кон­структов как «богема», «золотая молодежь», «земляки» и пр.' Однако широ­кое распространение этот термин получил в 1960-1970-х гг. в связи с иссле­дованиями молодежных движений.

В переводе с латинского термин «субкультура» (sub — под; под чем-то) означает часть основной культуры. Приставка sub указывает на местополо­жение того, о чем идет речь: 1) расположенная внизу, под чем-либо или около чего-либо; 2) подчиненная, подначальная; 3) не основная, не главная2.

Roszak Т. The Making of a Counter Culture. N.Y., 1969. См.: Словарь иностранных слов. М., 1979. С. 488.

Следовательно, любая субкультура — это часть культуры общества, стоящая около основной культуры, зависящая от нее. Можно говорить о молодеж­ной субкультуре, субкультуре определенных социальных слоев, криминаль­ной субкультуре. В начале XX в., когда под «культурой» понималась господ­ствующая этическая, эстетическая и мировоззренческая система, создава­емая и охраняемая как нечто сакральное элитой общества, субкультура обозначала — в противоположность культуре — нечто малопристойное, скрываемое, профанное или стоящее на ступеньку ниже, т.е. находящееся «под» официальной культурой. Subculture стояла в одном смысловом ряду с subterranean culture (подземная культура) и underground (подполье), обозна­чающих низший или низовой слой культуры3. Именно так многие десяти­летия воспринималась молодежь — как стадо вандалов, разрушающих все и вся на своем пути. Соответственно и их субкультура считалась разновидно­стью антикультуры, на ней лежал отпечаток хулиганства.

Однако в середине XX столетия ученые обнаружили, что многие соци­альные группы и этнические сообщества, в частности дети, пожилые люди, врачи, национальные меньшинства, обладают высоким уровнем этических ценностей, собственным языком, обычаями и традициями, которые не име­ют разрушительного начала. Понятие субкультуры получило новое осмыс­ление и стало интерпретироваться как часть общенациональной культуры, но со своим стилем и ценностями. Теперь оно — верный признак мульти-культурного характера общества: чем больше в нем субкультур, тем демо­кратичнее и разнообразнее его культура.

Таков этимологический путь субкультуры — от неприятного статуса на­ходиться «под» до вполне цивилизованной участи быть частью целого. Но если субкультура — всего лишь часть целого, то она не представляет собой самостоятельный культурный феномен. Своими собственными у нее могут быть лишь отдельные фрагменты и элементы. Даже профессиональный или криминальный жаргон не может самостоятельно существовать, не включая и не обращаясь к общеязыковым структурам. Ее культурный код, выража­ясь словами Т. Б. Щепанской, формируется в рамках более общей системы — национальной культуры. Иными словами, субкультура — всего лишь вари­ация на заданную музыку. Она берет главное из господствующей культуры и стилизует его под конкретные интересы либо потребности социальной группы. Вот почему за ней закрепилось второе наименование — lifestyles, т.е. жизненные стили.

Стилевая атрибутика действительно играет чрезвычайно важную роль в вопросе индентификации (узнавания, отличия от других) подростками «сво­ей» группы. Она заключается в обязательном соблюдении «правильного» вида (стиля) — «прикида» (одежда, обувь, стиль прически, аксессуары), а также разделения общих групповых вкусов (музыкальных, литературных, кинематографических). Соблюдение внутригрупповых правил служит ре­альным пропуском в субкультуру, не допуская никаких подделок, фальши. Основными компонентами стиля считаются: имидж, манеры, арго (слэнг, жаргон). Имеют немалую важность также подтекст имен и слов, формы машин, на которых предпочитают ездить фанаты, и даже величина волос на голове. Так, например, короткие волосы либо их отсутствие у скинхэдов

3 Щепанская Т.Б. Субкультуры // Современный городской фольклор. М., 2003.

совсем иное, нежели у призывников, которых стригут в первый же день принудительным образом. Если с армией у скинхэдов еще существует какая-то смысловая и поведенческая связь (агрессивность к инокомыслящим и инородцам, жесткая дисциплина, коллективная атака), то по отношению к другой «волосатой» субкультуре — хиппи — скинхэды стремятся явным об­разом дистанцироваться.

Субкультураэто не подчиненная, но самостоятельная часть культуры определенных категорий общества

Сам термин «субкультура» и объясняющие его социологические теории возникли на Западе исключительно ради описания молодежных движений и организаций и среди них — девиантной направленности. Появившись в середине 1950-х гг. (теории Т. Парсонса и Ш. Эйзенштадта), они сигнали­зировали о том, что в социологии наступил определенный кризис. Прежние социологические теории культуры исходили из двух посылок: 1) социальной основой любой культуры выступает класс и только класс, а, скажем, не воз­раст или тендер; 2) понимаемая так культура может быть только «взрослой», или «родительской культурой», создаваемой социальной зрелой личностью, имеющей высокий творческий потенциал4.

Между тем именно в середине 1950-х гг. в американском обществе про­изошли два радикальных сдвига, которые необходимо было как-то объяс­нять социологам. Во-первых, подходила к своему завершению эпоха инду­стриального общества и на смену ему приходило постиндустриальное обще­ство, где классовая структура отходила на второй план, уступая ведущие позиции профессионально-статусной структуре. Следовательно, говорить о классах как социальном фундаменте культуры было уже невозможно. Во-вторых, послевоенный экономический бум в США привел к серьезному росту материального благосостояния населения, расширению потребностей и сферы досуга. Наступала эра массовой культуры, одним из главных дви-

4 Key concepts in communication and cultural studies / T. O'Sullivan et al. London; N.Y., 1995. P. 307.

жителей которой являлась молодежь. И с этой стороны социологам прихо­дилось пересматривать прежние позиции. Теперь молодежная культура ас­социировалась у них прежде всего с отдыхом. Многие социологи и сейчас полагают, что именно сфера досуга делает молодежь особой социальной группой, что досуг — это именно та сфера социальной жизни, которой и должна заниматься социология молодежи. А виды и направления в молодеж­ной субкультуре различаются в зависимости от того, как молодежь прово­дит свое свободное время.

Расширение потребительских ориентации молодежи отразилось на разно­образии ее увлечений и досуговых предпочтений. Их было так много, что уместить все это в рамки единой культуры было уже невозможно. Сама собой напрашивалась новая исследовательская парадигма — вместо единой культу­ры начали говорить о множестве культур и множестве субкультур, за каждой из которых стояла социальная группа. Таким образом, прародителем нынеш­него культурного плюрализма явилась молодежь, настойчиво потребовавшая себе специального термина для определения своеобразия своей культуры и поиска собственного места в культуре современного общества.

С тех пор как появился в научном обиходе новый термин, социологи и культурологи не перестают спорить о сущности субкультуры, причинах, источниках и механизмах ее возникновения, видах, типах и формах ее про­явления. Например, М. Брейк определял субкультуру через понятие «нор­мы» и «стиля жизни». Субкультура, по М. Брейку, это «нормы, отделенные от общепринятой системы ценностей и способствующие поддержанию и развитию коллективного стиля жизни, также отделенного от традиционно­го стиля, принятого в данном обществе»5. По отношению к молодежи ее субкультура выполняет две важные функции: 1) предлагает воображаемое решение тех структурных проблем, с которыми молодежь сталкивается и которые переживает как часть своего коллективного опыта; 2) помогает ото­брать те культурные элементы — стиль, одежду, досуговые ценности, идео­логию, — которые помогают молодежи самоидентифицироваться подходя­щим ей способом вне тех границ и рамок, которые ей предписывают госу­дарство, семья, школа. Скрытая функция субкультуры — решение тех противоречий, которые возникают в родительской культуре. Молодежь ра­бочего класса в современном обществе занимает маргинальную позицию. Она теряет власть, статус и богатство, а в будущем у нее будет еще более ог­раниченный доступ к этим ценностям. И это неудивительно, поскольку те­ряет власть и общественное значение сам рабочий класс, который в индус­триальном обществе был ведущей социальной силой, а ныне уступил свои позиции интеллектуалам, инженерам, программистам.

К.Т. Теплиц строит определение субкультуры опираясь на перечисление групповых характеристик: «... если она (группа) достаточно велика, если виды деятельности группы достаточно разнообразны, если группа способ­на создать свою собственную систему ценностей, убеждений, традиций, наконец, свои собственные средства художественного самовыражения, — по отношению к ней обычно используется термин "субкультура"»6.

5 Brake M. Comparative Youth Culture: The Sociology of Youth Cultures and Youth Subcultures in America,
Britain and Canada. London, 1985. P. 13.

6 Теплиц К.Т. Всё для всех: массовая культура и современный человек. М., 1996. С. 118.

К подобному способу определения прибегает и большинство российских исследователей субкультур, например, Б. Ерасов: «под субкультурами в со­циологии обычно понимают те социальные образования внутри общества, которые отличаются от преобладающей и нормативной культуры по неко­торым культурным признакам: обычаям, нормам, ценностным ориентациям, стилям поведения, а иногда и институтам»7. В Педагогическом энцикло­педическом словаре субкультура определяется как совокупность специфи­ческих социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереоти­пов, вкусов и т.д.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных но­минальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальные представители социума)8. Субкультура конституируется не толь­ко по оригинальным ценностям и воз­зрениям людей, но также на основе предпочитаемых источников инфор­мации (газеты, журналы, передачи ра­дио, телевидение и другие источники массовой коммуникации), увлечений, способов времяпрепровождения, жар­гону и фольклору.

По мнению Б. Гладарева, субкульту­ра — это социальная группа, т.е. кон­кретные люди, объединенные чем-то в некое сообщество9. Эта группа выделе­на из социума набором общих призна­ков, т.е. для признания группы людей субкультурой необходимо доказать об­щность их отличия, более того они дол­жны сами это отличие осознавать, а в некоторых случаях подчеркивать. Согласно А. Тарасову, атрибуты молодежно-подростковой субкультуры — субъязык (жаргон), система опознавательных знаков («фенечки», одежда, прическа), понятная только «своим» музыка, исключительно «свои» танцы, непонятные «чужим» развлечения, специфическая, оппозиционная «офи­циальной взрослой культуре» философия (идеология), сверхценность «сво­их» групп (объединений), собственная этика, не говоря уже о таких вещах, как обряды инициации10.

Обряды инициации, или ритуалы вступления в сообщество — черта всех или большинства субкультур. В тюремной субкультуре такой обычай полу­чил название «прописки», в растаманской субкультуре, связанной с употреб­лением конопли и ее производных, существуют ритуалы первого приобще­ния к наркотику, а человек, желающий стать последователем Викки (одно

7 Ерасов Б.С. Социальная культурология. М, 1994. С. 268. Ч. 1.

8 Педагогический энциклопедический словарь (http://dictionary.fio.ru).

9 Гладарев Б. Формирование и функционирование milieu (на примере археологического кружка ЛД П-ДТЮ
1970—2000 гг.) (www.indepsocres.spb.ru).

10 Тарасов А. О молодежи — в жанре доноса (www.left.ru).

из направлений современного ведьмовства), в течении 81 дня переписыва­ет от руки ритуальную книгу своего учителя. После посвятительных обря­дов жизнь в субкультуре подчиняется ежедневным культурным практикам, которые требуют ношения социальных маркеров (у пионеров — красного галстука) и подчинения жестким правилам, которые демонстрируют принад­лежность своему сообществу (нормы идентификации) и помогают отличать себя от представителей других сообществ. Так, применяя одни вещества, представители многих субкультур активно отрицают другие. Например, ра-стаманы осуждают пьянство, а последователи национал-большевизма пред­почитают дешевую (паленую) водку более дорогим напиткам, которые ас­социируются у них с «буржуазностью».

Носителями уголовной и криминальной субкультуры выступают в нашей стране так называемые «братки» и «братва» — сплоченная полувоенизиро­ванная группа с преступным прошлым, которая отличает «своих» от «чужих» по внешним манерам, языку и одежде. Их можно без труда узнать на улице: короткие стрижки, кашемировые кепки, такие же полупальто, широкие спортивные штаны или джинсы — «трубы», кроссовки или черные полубо­тинки. Сложение плотное, взгляд мрачный, голос грубый, татуировки си­ние. Словарный запас крайне ограничен, состоит из нецензурных выраже­ний и пары десятков фраз, составляющих профессиональный сленг, при этом речь сопровождается обильной жестикуляцией («пальцовкой»). Род занятий: противозаконная и противоправная деятельность либо моральная или физическая подготовка к ней. Средства передвижения зависят от роли в криминальной иерархии и колеблются от самых «навороченных» тачек до битых БМВ и банального метрополитена".

Вокруг них как своеобразного субкультурного ядра циркулирует широ­кий круг так называемых «приблатненных» — в основном подростков и молодых людей из среды рабочего класса, к «братве» никакого отношения не имеющих, но считающих своим долгом косить под бандитов (их называ­ют также «фраерами»). «Беспредел», «общак», «стрелка», «тусовка», «ство­лы», «путана», «зелень» — все это хлынуло из зон и малин в газеты и на ТВ, обсуждаемо и используемо юмористами, политиками, правителями, бизнес­менами, обозревателями. Первыми его жертвами стали подростки, которые, используя блатную лексику, решили исключительно возрастные проблемы: как стать или выглядеть более взрослым и повысить свой статус в группо­вой (дворовой, уличной) иерархии.

Теоретики функционального подхода, в частности, Т. Парсонс12 и Ш. Эй-зенштадт13, считали, что все молодежные субкультуры, несмотря на вызы­вающие поведение и стиль жизни, выполняют позитивную функцию, так как представляют собой такие адаптивные формы, которые помогают обществу достичь стабильности. Они нужны как обществу, так и самой молодежи, поскольку облегчают очень сложный процесс перехода детей во взрослый статус. А сами подростки, равно как и молодежь, и созданные ими субкуль-

11 Багоцкии Ю. «Братковский» язык (http://www.5ballov.ru).

12 См.: Parsons T. Age and Sex in the Social Structure of the United States // American Sociological Rev.
1942. Vol. 7. № 5. P. 604-616; bid. Youth in the Context of American Society // Daedalus. 1962. Vol. 91.
P. 97-123.

13 Eisenstadt S. From Generation to Generation. Glencoe IL, 1956.

туры носят, несомненно, маргинальный характер. Но другими они и быть не могут. Такова их природа.

Обряд инициации (посвящения)один из самых важных в молодежной субкультуре

Понятие «молодежная культура» первым употребил Т. Парсонс14. Для него молодежь — важнейший компонент социальной структуры общества, тран­зитивная (переходящая из одного возраста в другой) социальная группа, находящаяся на стыке двух ценностных систем — традиционного и совре­менного общества — и обеспечивающая плавный, гармоничный либо кон­фликтный, кризисный переход от одного типа общества к другому. Моло­дежные субкультуры облегчают адаптацию подростков и юношей к новой среде, помогают тяжелому процессу перехода детей во взрослый статус. По мнению Ш. Эйзенштадта, молодежные субкультуры — это период подготов­ки молодых людей к миру, где главную роль играет не семья и малая группа, а социальные институты и формальные организации. Довольно часто сме­на социальных ролей принимает девиантный характер. Но и в этом случае молодежные субкультуры продолжают выполнять незаменимую роль в со­циализации молодых людей, потому что именно они создают набор цен­ностей, позиций и поведенческих норм, которые возвращают чувство влас­ти, потерянное молодыми людьми в своем маргинальном статусе.

Причиной возникновения молодежных субкультур часто служат музы­кальные пристрастия. Однако современную молодежь сегодня волнует не только что носит и с кем спит их певец-кумир или какую сексуальную ориентацию себе выбрать, какую одежду и в каком бутике купить, на каком танцполе «клубиться», но и социальные проблемы земной жизни: армия, группировки, война, наркотики. В своей субкультуре молодежь стремится увидеть нечто гораздо большее, чем совокупность культурных норм и моду одеваться. Для нее это поиск своего места в жизни, особое мировосприятие

14 Parsons Т. Age and Sex in the Social Structure of the United States / T. Parsons. Essays in Sociological Theory. Glencoe, 1942.

и даже идеология — как целостная система ответов на животрепещущие вопросы общественной жизни. Такое положение характерно для многих молодежных субкультур в России: своей идеологией диггеры, грин-хиппи, клайдеры, толкиенисты выбрали экологию; скинхэды, анархисты, панки — национальную идею, хакеры, крекеры, фрикеры, киберпанки — компьютер­ный андеграунд. Музыканты преподносят хип-хоп как политику, религию идола, трактуя его установки как идеологию современной молодежи.

Субкультурные характеристики обусловлены общим для данной группы способом конструирования реальности. Если это так, то субкультура — это социальная группа, обладающая отличным от остального социума (и других субкультур в том числе) способом конструирования реальности и осозна­ющая свое отличие как внутреннее сходство. Рано или поздно она строит собственную картину мира, которую можно именовать субкультурной кар­тиной мира. К примеру, для тюремной картины мира характерно восприятие пространства как замкнутого, времени — как цикличного. Эта картина мира отражена и в наивной литературе заключенных. Две доминанты арестантской картины мира — путь и круг. Тюремный путь — этап: в восприятии новичка — явление страшное, в восприятии старого сидельца, «своего» в тюремном про­странстве — знакомое, но отмеченное печалью и страданием15.

Способ конструирования реальности, т.е. «картины мира»16, закреплен своеобразными нормами, обычаями, ценностными ориентациями, тради­циями и стилями жизни, а в некоторых случаях также сленгом, манерой говорить и одеваться, средствами художественного самовыражения. В тече­ние своей жизни из детской субкультуры человек плавно переходит в одну из молодежных субкультур, а затем в одну из взрослых, завершая процесс социализации в субкультуре пожилых людей. Таким образом, формирова­ние субкультурной картины мира динамично. В течение жизни человек ме­няет свои взгляды, ценностные ориентации, способы конструирования ре­альности и в соответствии с этим свои картины мира.

Вместе с тем известно, что ценности и нормы, составляющие ядро «кар­тины мира», обладают определенной инертностью. Их быстрая смена может быть затруднительна для индивида. Переходя из одного возраста в другой, из одной социальной группы в другую, человек какое-то время сохраняет старую картину мира. Следовательно, существует промежуточный этап, временной разрыв между пребыванием в одной и другой субкультуре. Значит, вероятно, существует некоторое социальное пространство, где находятся люди, «еще» или «уже» не принадлежащие ни одной из множества субкультур. Такие про­межуточные состояния социологи называют маргинальностью.

Можно вполне согласиться с М. Соколовым, что «понятие "субкультура" постигла судьба других наиболее употребляемых понятий социальных наук: оно получило множество не вполне четких определений, которые сделали его в высшей степени неоднозначным. Большая часть из них указывает на разные, хотя и одинаково реальные вещи, поэтому затруднительно выделить какое-нибудь в качестве "правильного" и отмести остальные как "неверные"»17.

15 Ефимова Е.С. Картина мира тюремной лирики (www.ruthenia.ru).

16 Соколов М. Субкультурное измерение социальных движений: когнитивный подход // Молодеж­
ные движения и субкультуры Санкт-Петербурга / Под ред. В.В. Костюшева. СПб., 1999. С. 23.

17 Там же. С. 16.

Социологи делают акцент на связь субкультуры с определенной социаль­ной группой людей, например этнической или экономической общностью, которая обладает собственным характером в пределах господствующей куль­туры (С. Фрис). В таком контексте понятие используется для определения образцов поведения и ценностей у различных меньшинств. Предметом ис­следования при таком подходе может выступить субкультура мормонов в США или субкультура старообрядцев в России, субкультура китайской ди­аспоры в Великобритании или субкультура криминального сообщества (ма­фии) в Италии. Важно отметить, что в любом определении понятия «субкуль­тура» подчеркивается принципиально немассовый, в известном смысле эзо-теричный ее характер, явное или скры­тое противопоставление общей культу­ре. Вектор становления субкультуры противоположен вектору установле­ния культурного господства18.

Субкультура — это часть общей куль­туры нации, в отдельных аспектах от­мечающаяся или противостоящая це­лому, но в главных чертах согласующа­яся и продолжающая культуру нации. Последняя называется доминирующей культурой. Субкультура включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, ха­рактерные только для нее. Субкультур­ные образования в известной мере ав­тономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собой культуру, вытеснить ее как данность. Можно говорить об особом кодексе правил и мо­ральных норм внутри этноса. Цыгане, например, не считают зазорным во­ровать у «чужих», но такой поступок, совершенный внутри табора, оцени­вается как преступление. Здесь не практикуется также строго правовая жизнь. Судьбу человека, который нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями и собственным разумением. Среди заключен­ных, говорящих на особом жаргоне, также складываются своеобразные стан­дарты поведения, типичные только для данной среды.

Кроме того, субкультура обладает известной герметичностью. Цыгане вовсе не претендуют на всеобщность своих жизненных установок и культур­ных практик, напротив, они заинтересованы в том, чтобы сохранить лишь собственные законы в противовес господствующей культуре, которую они воспринимают как «чужую». То же самое можно сказать и о криминальном мире. Смеховая карнавальная культура остается субкультурным образова­нием и вовсе не стремится превратиться в официальную.

Хотя в отечественной литературе не проводится четких различий между субкультурами и организованными группами, за рубежом на этот момент об­ращают достаточно пристальное внимание. Молодежные группировки,

18 Косарецкий С.Г., Егорышева СВ. Современные молодежные субкультуры как фактор наркотиза­ции (www.tgngu.tyumen.ru).

именуемые «бандами» («gangs»), лишь на поверхностный взгляд похожи на субкультуры: они могут также одеваться, иметь «секретный» язык, свои сим­волы и обычаи, музыкальные предпочтения, ценности и верования. Тем не менее все они представляют организованные группы — малые сообщества, включающие трех и более человек, характеризующиеся совместными дей­ствиями и кооперацией, разделением функций, наличием иерархии и груп­повой сплоченности, занятые преимущественно в криминальной сфере и создающие вокруг себя атмосферу страха и угроз19.

Субкультуры отличаются от организованных банд и уличных группиро­вок следующими признаками:

♦ относятся по преимуществу к большим социальным группам, не име­ют постоянного членства и характеризуются свободным доступом. В субкультуру может войти любой желающий, не проходя специальных обрядов посвящения, не принимая на себя никаких обязательств в свя­зи со своим участием в ней;

♦ не являются строго организованными корпорациями, а большинство из них не организовано вовсе. У них нет четко выраженной иерархии и лидерства. Правила членства никак не прописываются и не артику­лируются;

♦ никак не связаны с преступностью. Хотя незначительное число участ­ников могут быть замешанными в совершении противоправных дей­ствий, их доля (3—5%) не превышает число таких поступков в среднем по населению. Противоправные действия одиночек остаются их лич­ным делом и никак не вытекают из декларируемых субкультурой це­лей, идеалов, идеологии или верований20.

Характер и уровень участия в криминогенной деятельности являются решающими критериями, на основе которых субкультуры отличают от орга­низованных банд. Кроме того, у этих видов молодежных объединений раз­ная судьба. С течением времени субкультуры растворяются в доминирующей культуре (абсорбируются ею), сходят на нет, как только ее участники взрос­леют или на массовое увлечение проходит мода. Так произошло с известным движением и субкультурой хиппи, которые, появившись в 1960-е гг., в на­чале 1980-х исчезли с культурной сцены американского общества, превра­тившись в респектабельных буржуа. Члены организованных групп эволю­ционируют в соответствии с теорией криминальной карьеры, переходя от мелких к крупным деяниям. В результате они заканчивают жизнь в тюрьме или находят свою смерть от рук таких же, как они сами, уголовников. Ре­цидив — повторное преступление — возможен в банде и невозможен в суб­культуре.

Нелегко провести четкие различия между субкультурой и контркульту­рой. Если это сделать затруднительно либо невозможно, специалисты к од­ному и тому же явлению применяют оба названия. Примером служит так называемая «уличная культура» и (суб)контркультура хиппи.

Движение хиппи, возникшее в элитарных университетах США и Запад­ной Европы, получило за свой радикализм и неуемное желание порвать с прошлым название контркультуры. На место господствовавшего культа де-

19 Arciaga M. The Evolution of Prominent Youth Subcultures in America (www.nagia.org).

20 Idem.

нег, материального благополучия длинноволосые недоучившиеся студенты выдвинули культ простоты и всеобщего братства. На место конформизма как ценности («будь как все») пришла высокая оценка способности быть непо­хожим на других, жить, как живется, не оглядываясь на окружающих.

Во всемирном масштабе, как это выяснилось позже, произошла переоцен­ка всех ценностей. Подобного рода революция ценностей потянула за собой и революцию в стиле потребления (не считая политической революции 1968 г.). Джинсы, бывшие в Америке рабочей одеждой, стали использоваться состоя­тельными студентами как повседневная, а то и выходная одежда, в которой

посещали университет, гуляли по ули­це, ходили на концерты. Хиппи ввели моду на длинные волосы у мужчин. Рас­пущенные женские волосы из атрибута спальни стали выходной прической21. У мужчин в обиход вошли грубые бо­тинки рабочего и солдатского типов, а у женщин — мини-юбки.

Что здесь относится к контркульту­ре, а что — к субкультуре, до конца так и не ясно. Манеру одеваться или вести себя — ходить в обнимку по улице, от­крыто целоваться в метро или зани­маться сексом вне брака — вряд ли можно считать формой социального протеста, хотя его элементы в новой моде просматриваются. Более радикаль­ные вызовы, в том числе так называемая «сексуальная революция», бродяж­ничество или номадизм, пацифизм, выросший из протеста против войны во Вьетнаме, могут быть отнесены к элементам контркультуры. Формой про­теста следует считать и то обстоятельство, что молодежь в пику властям ув­лекалась чтением Маркса, кубинского революционера Че Гевары, алжир­ского революционера и публициста Фаннона.

Однако политический активизм довольно быстро сошел на нет. Студен­чество с баррикад вернулось в аудитории, никто не призывал к свержению существующего строя. Но от тех времен многое осталось и вошло в повсе­дневную молодежную субкультуру, например, джинсовые костюмы, рок-музыка, длинные волосы, употребление наркотиков. Таковы остаточные явления контркультуры 1960-х гг. В менее вызывающих и весьма смягчен­ных формах элементы контркультуры сначала распространились в массе студентов элитарных университетов, а потом стали проникать и во все уни­верситеты США. Современная молодежная субкультура появилась как след­ствие декаданса (заката, упадка) контркультуры хиппи. Ходить в обнимку и целоваться на улице осталось, а увлечение марксизмом и Че Геварой ушло. Бизнес встретил контркультуру как очередной виток вечного цикла спрос-предложение, моментально отреагировав массовым производством новых товаров и символов. Полмира оделось в американские джинсы, ры­нок завалили грампластинками с рок-музыкой, а наркодельцы пережили свой звездный час.

См.: ИонинЛ.Г. Социология культуры. М., 1996.

В считанные годы контркультура была коммерциализирована. Ее экс­плуатация принесла баснословные барыши тем, кого она однажды стреми­лась низвергнуть. Бизнесмены показали молодежи, что они являются куда более гибкими и умеют быстро приспосабливаться к любым ее прихотям. Элементы контркультуры были интегрированы в господствующую культу­ру: президент, банкир в джинсах стали вполне нормальным явлением. Бу­дучи изначально вызовом потребительству, контркультура стала его самым ярким символом22.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 986. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия